Государственный бюджет
                                      
Содержание: 
Введение. 
1.                
Государственный
бюджет и его сбалансированность. 
           
Государственный
бюджет – сущность , роль в               экономике. 
           
Доходы
государственного бюджета. 
           
Расходы
государственного бюджета. 
           
особенности
современной бюджетной политики. 
           
Проблема
государственного долга. 
           
Проблемы
российской финансовой (бюджетной) политики. 
2.                
Организационные
принципы и функции финансов. 
3.                
Бюджетный
процесс и его стадии. 
           
бюджетное
планирование и бюджетный процесс. 
           
Составление
проектов бюджетов. 
           
Рассмотрение
и утверждение бюджетов. 
           
Исполнение
бюджетов. 
           
Составление
отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение. 
4.                
Бюджетная
политика Российской Федерации и направления ее совершенствования. 
Заключение. 
Список использованной литературы. 
Введение 
 
Ведущую ,
определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого
современного общества играет государственное регулирование , осуществляемое в
рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных
механизмов , позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное
регулирование , является финансовый механизм  - финансовая система общества ,
главным звеном которой является государственный бюджет . Именно посредством
финансовой системы государство образует централизованные и воздействует  на
формирование децентрализованных фондов денежных средств , обеспечивая
возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.  
Экономические и
политические реформы , проводимые в России не могли не затронуть сферу
государственных финансов , и , в первую очередь , бюджетную систему .
Государственный бюджет , являясь главным средством мобилизации и расходования
ресурсов государства , дает политической власти реальную возможность
воздействовать на экономику , финансировать ее структурную перестройку ,
стимулировать развитие приоритетных секторов экономики . обеспечивать
социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. 
Очевидно , что
успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от
того , в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества ,
насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. 
Политика доходов
и политика расходов государственного бюджета взаимосвязаны . При отсутствии
поступлений нет средств для финансирования необходимых мероприятий – на
развитие научно – технического прогресса , в социальную сферу и т.д. Поэтому
важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной ,
отвечающей интересам национальной  экономики финансово – кредитной и денежной
политики , направленной на развитие национального производства ,отвечающей
интересам государства и населения , позволяющей занять достойное место в мире .
 
 
Целью  настоящей
работы является анализ государственного бюджета  как важнейшего элемента
финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного
процесса .выявления  наиболее значительных проблем в функционировании
бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере
государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса ) Российской
Федерации . 
1.            
Государственный
бюджет и его сбалансированность 
1.1 Государственный
бюджет – сущность , роль в экономике. 
 
Центральное место
в системе государственных  финансов принадлежит государственному бюджету ,
представляющему централизованный фонд денежных ресурсов , которым располагает
правительство страны для содержания государственного аппарата , вооруженных сил
, а также выполнения  необходимых     социально-экономических  функций . 
Государственный
бюджет «балансирует» денежные доходы и расходы государства . Является мощным
рычагом государственного регулирования экономики , воздействия на хозяйственную
конъюнктуру , осуществления антикризисных мероприятий. 
      
1.2 Доходы
государственного бюджета. 
Доходы
государственного бюджета состоят из трех основных источников: 
1)                  
налогов ,
прямых и косвенных , взимаемых как центральными , так и местными финансовыми
структурами ; 
2)                  
государственных
займов ; 
3)                  
поступлений
из так называемых внебюджетных или целевых фондов , значимость которых в
современных условиях  чрезвычайно высока , поскольку они имеют социально –
экономическую направленность – социальное страхование , подготовку и
переподготовку рабочей силы , строительство дорог , охрану окружающей природной
среды и т.д., хотя и невелика их налогооблагаемая база . 
Подавляющая часть
доходов бюджета  в западных странах формируется за счет налогов  ,
составляющих  около 90 % поступлений на центральном и 70 % - на местном уровне
. 
В структуре
налогов ведущее место занимает  индивидуальный подоходный налог , достигающий
половины всех поступлений в бюджет . При этом объектами  налогообложения
выступают  личные доходы граждан , независимо от источников получения –
заработная плата , прибыль , процент , рента , гонорары и т.д. В различных странах
существуют различные методики их изъятия . Как правило , используются
прогрессивные системы налогообложения доходов. 
Важную часть
бюджетных доходов  - до 20 % составляют налоги на прибыли компаний. Вместе с
тем в большинстве западных стран проявляется  тенденция к их уменьшению.
Максимальная ставка налогов на  прибыль , как правило , колеблется в размере от
30 % до 50 %. В большинстве стран установлены пониженные ставки 
налогообложения для мелкого бизнеса  с целью стимулирования его деятельности. 
Существенная роль
принадлежит косвенным налогам , включаемым в цену товаров и целиком
оплачиваемым покупателями. 
К косвенным
налогам относятся : акцизы (вид косвенного налога на товары массового
потребления – акцизная марка ) , таможенные пошлины , фискальный монопольный 
налог ( лат. fiscus – государственная казна ) и
т.д. 
Относительно
невысокие поступления обеспечивают традиционные налоги : с наследства , дарений
, поимущественный налог –с земли , домостроений и т.д. 
Коль скоро налоги
составляют важнейшую и значительную доходную часть  государственного бюджета ,
являются основным финансовым источником производства ВНП , по сути дела , они
выступают важнейшим источником государственного  регулирования экономики. 
 
1.3 Расходы
государственного бюджета 
 
Вторым важнейшим
направлением бюджетной политики являются расходы , обеспечивающие финансовыми
ресурсами потребности государства и населения. 
Расходными
статьями бюджета являются : 
- расходы на
государственное управление ; 
- на военные
нужды ; 
- на социально –
экономические цели , в том числе создание социальной инфраструктуры ; 
- на
хозяйственную деятельность государства ; 
- на
осуществление внешнеэкономической деятельности и т.д. 
Важная роль в
национальной экономике принадлежит местным  бюджетам. 
За счет средств
местных бюджетов финансируются объекты коммунальной собственности , 
строительство дорог , школ , средств связи и т.д. 
Бюджеты местных
органов власти используются также на социально культурные  нужды , содержание
местной администрации , полиции , органов суда , прокуратуры и т.д. 
На западе через
бюджет финансируется от 1/3 до 1/2  всех инвестиций в основной капитал. При
этом значительная часть средств направляется на фундаментальные научные работы
, прикладные исследования и разработки.  Значительные средства выделяются в
форме кредитов , субсидий , дотаций предпринимателям , участвующим в
выполнении  государственных программ экономического развития . 
Бюджет выступает
основным инструментом социальной политики  государств . С его помощью
осуществляется перераспределение доходов  в целях достижения большей социальной
справедливости . При этом значительная часть денежных средств , полученных в
форме налогов , выплачивается неимущим в виде социальных пособий (трансфертов )
. 
 
1.4.
Особенности современной бюджетной политики 
За последние три
десятилетия в западных странах произошли существенные структурные сдвиги  в
расходной части государственного бюджета  
- увеличился
удельный вес инвестиций в «человеческий капитал» , направленный на рост
благосостояния – здравоохранение , образование , пенсионное обеспечение и т.д.; 
- замедлились
темпы в известной мере сократились расходы на оборону , управление ; 
- в большинстве
стран  возрос удельный вес затрат центрального бюджета в валовом внутреннем
продукте . 
Важной особенностью
является то , что со второй половины  ххв. наряду с традиционным 
финансированием потребностей  национальной экономики правительства западных
стран начали использовать государственный бюджет  для «обеспечения» устойчивости
экономического роста. 
В частности , за
счет воздействия на уровень государственных расходов и систему налогообложения
осуществляется регулирование величины потребительских и инвестиционных 
расходов , оказывается влияние на краткосрочные колебания экономической
конъюнктуры . 
Различают
экспансивную (расширительную ) и рестриктивную ( ограничительную ) бюджетную
политику. 
Экспансивная
бюджетная политика основывается на увеличении государственных расходов и
снижении уровня налогообложения  , что позволяет преодолевать  экономические кризисы 
и ускорять  экономический рост. 
Рестриктивная –
напротив , предполагает уменьшение расходов  и повышение налогов , что
позволяет ослабить инфляцию  и нормализовать хозяйственную конъюнктуру . 
Два названных
механизма финансовой политики могут не дать эффекта без увязки их  с денежно –
кредитными механизмами.  
Если экспансивная
бюджетная политика  не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и
кредита , это углубляет инфляционные тенденции . 
В свою очередь ,
если рестриктивная  бюджетная политика сочетается  с жесткими
кредитно-денежными мерами , это может вызвать экономический кризис. 
Стабилизацию
экономики государственный бюджет может осуществлять как в соответствии с
отдельными , конкретными решениями  правительства ( дискреционная фискальная
политика ), так и выступая непосредственно в роли «встроенного бюджетного
стабилизатора» ( недискреционная фискальная политика ). 
Обоснованная
бюджетная политика , сообразующаяся с потребностями экономического развития , в
долгом периоде может явиться основой проведения (финансирования ,поддержания )
крупных структурных сдвигов – развития наукоемких производств , осуществления
прогрессивных научно-технических перемен , подъема отстающих регионов , решения
социальных проблем и т.д. 
Бюджетный процесс
предполагает балансирование государственных доходов и расходов.  
В период
классического капитализма  бюджеты таких стран , как Великобритания , США и др.
, отличались большой устойчивостью, что соответствовало их экономическому
положению в рассматриваемый период. 
В современный
период многие страны все более сталкиваются с превышением расходов над доходами
, следствием чего являются бюджетные дефициты. 
Как правило ,
бюджетные дефициты – результат несбалансированности государственных финансов ,
нарушений в сфере денежного обращения. 
На динамику
государственного бюджета , помимо отмеченного , оказывают влияние текущие
колебания  хозяйственной конъюнктуры , периодические спады  и подъемы
производства , которые уменьшают налоговые поступления в бюджет . Рост безработицы
, обострение социальных проблем  требует увеличения государственных расходов на
социальные нужды , на поддержание секторов экономики , имеющих
общегосударственное значение и т.д. 
Характеризуемые
противоречия приводят к тому , что возрастание бюджетных расходов не
компенсируется увеличением налоговых и других поступлений . В итоге
стабилизируются превышение расходов над доходами , бюджетный дефицит ,
приобретший во многих странах хронический характер. 
Существует два
важнейших способа ,  с помощью которых федеральное правительство может
финансировать  бюджетный дефицит : 
1)                 
заимствования 
2)                 
создание
денег 
Важнейшим
средством покрытия бюджетного дефицита  традиционно выступает государственный
кредит , при котором государство выполняет роль заемщика финансовых ресурсов .
Основной формой такого заимствования выступают государственный займы , при
размещении которых государство привлекает временно свободные денежные средства
населения , страховых и промышленных компаний . 
В условиях
крупных бюджетных дефицитов государства стремятся к отсрочке погашения займов ,
прекращения краткосрочных обязательств в средне- и долгосрочные. 
Наряду с этим
государство может использовать более простой ,но менее привлекательный и
наиболее опасный маневр – выпуск дополнительных денег в обращение . Это чисто
инфляционный способ , негативно влияющий на денежное обращение. 
В случае
появившегося бюджетного излишка антиинфляционными  мерами могут выступать
противоположные меры : 
  1) погашение
долга; 
  2)изъятие из
обращения. 
Механизм манипулирования
денежными потоками широко использовался в западных странах до 30-х гг. периода
Великой депрессии . Он являлся основой ежегодной  сбалансированности бюджета ,
которая считалась желанной целью государственных финансов. 
Вместе с тем в
последующий период такая ориентация  бюджетной политики была признана
ограниченной. 
В связи с
циклическим  развитием национальных экономик целесообразным представилось
балансирование бюджета на циклической основе . 
Идея бюджета ,
балансируемого на циклической основе , предполагает и реализацию
антициклической  политики и балансирование бюджета . При этом считается ,  что
бюджет не должен балансироваться ежегодно . Достаточно , чтобы он был
сбалансирован в ходе экономического цикла . 
В ходе
последующего развития  возникла проблема учета не только циклического , но и
структурного дефицита  государственного  бюджета , которые потребовали
соответствующих механизмов регулирования . 
Современная
бюджетная политика  ориентируется не только на манипулирование денежными
выбросами ,  но и на налоговую политику , которая играет важную роль и без
которой ни расширительные , ни ограничительные процессы  оказываются
недостаточными . 
Исследования
показали , что динамика бюджета  , как и производства , имеет циклические
колебания . 
Во время спада
производства для него характерного отрицательное сальдо , т.е. при
приравнивании доходов и расходов он сводится с дефицитом 
В период роста
(бума ) бюджет имеет положительное  сальдо . Существенное превышение доходов
над расходами является следствием значительных налоговых поступлений  , который
, с одной стороны , пополняют казну ,а с другой – способствуют уменьшению
«перегрева» экономики . 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |