Государственный бюджет
Содержание:
Введение.
1.
Государственный
бюджет и его сбалансированность.
Государственный
бюджет – сущность , роль в экономике.
Доходы
государственного бюджета.
Расходы
государственного бюджета.
особенности
современной бюджетной политики.
Проблема
государственного долга.
Проблемы
российской финансовой (бюджетной) политики.
2.
Организационные
принципы и функции финансов.
3.
Бюджетный
процесс и его стадии.
бюджетное
планирование и бюджетный процесс.
Составление
проектов бюджетов.
Рассмотрение
и утверждение бюджетов.
Исполнение
бюджетов.
Составление
отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
4.
Бюджетная
политика Российской Федерации и направления ее совершенствования.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Ведущую ,
определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого
современного общества играет государственное регулирование , осуществляемое в
рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных
механизмов , позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное
регулирование , является финансовый механизм - финансовая система общества ,
главным звеном которой является государственный бюджет . Именно посредством
финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на
формирование децентрализованных фондов денежных средств , обеспечивая
возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и
политические реформы , проводимые в России не могли не затронуть сферу
государственных финансов , и , в первую очередь , бюджетную систему .
Государственный бюджет , являясь главным средством мобилизации и расходования
ресурсов государства , дает политической власти реальную возможность
воздействовать на экономику , финансировать ее структурную перестройку ,
стимулировать развитие приоритетных секторов экономики . обеспечивать
социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно , что
успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от
того , в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества ,
насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Политика доходов
и политика расходов государственного бюджета взаимосвязаны . При отсутствии
поступлений нет средств для финансирования необходимых мероприятий – на
развитие научно – технического прогресса , в социальную сферу и т.д. Поэтому
важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной ,
отвечающей интересам национальной экономики финансово – кредитной и денежной
политики , направленной на развитие национального производства ,отвечающей
интересам государства и населения , позволяющей занять достойное место в мире .
Целью настоящей
работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента
финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного
процесса .выявления наиболее значительных проблем в функционировании
бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере
государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса ) Российской
Федерации .
1.
Государственный
бюджет и его сбалансированность
1.1 Государственный
бюджет – сущность , роль в экономике.
Центральное место
в системе государственных финансов принадлежит государственному бюджету ,
представляющему централизованный фонд денежных ресурсов , которым располагает
правительство страны для содержания государственного аппарата , вооруженных сил
, а также выполнения необходимых социально-экономических функций .
Государственный
бюджет «балансирует» денежные доходы и расходы государства . Является мощным
рычагом государственного регулирования экономики , воздействия на хозяйственную
конъюнктуру , осуществления антикризисных мероприятий.
1.2 Доходы
государственного бюджета.
Доходы
государственного бюджета состоят из трех основных источников:
1)
налогов ,
прямых и косвенных , взимаемых как центральными , так и местными финансовыми
структурами ;
2)
государственных
займов ;
3)
поступлений
из так называемых внебюджетных или целевых фондов , значимость которых в
современных условиях чрезвычайно высока , поскольку они имеют социально –
экономическую направленность – социальное страхование , подготовку и
переподготовку рабочей силы , строительство дорог , охрану окружающей природной
среды и т.д., хотя и невелика их налогооблагаемая база .
Подавляющая часть
доходов бюджета в западных странах формируется за счет налогов ,
составляющих около 90 % поступлений на центральном и 70 % - на местном уровне
.
В структуре
налогов ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог , достигающий
половины всех поступлений в бюджет . При этом объектами налогообложения
выступают личные доходы граждан , независимо от источников получения –
заработная плата , прибыль , процент , рента , гонорары и т.д. В различных странах
существуют различные методики их изъятия . Как правило , используются
прогрессивные системы налогообложения доходов.
Важную часть
бюджетных доходов - до 20 % составляют налоги на прибыли компаний. Вместе с
тем в большинстве западных стран проявляется тенденция к их уменьшению.
Максимальная ставка налогов на прибыль , как правило , колеблется в размере от
30 % до 50 %. В большинстве стран установлены пониженные ставки
налогообложения для мелкого бизнеса с целью стимулирования его деятельности.
Существенная роль
принадлежит косвенным налогам , включаемым в цену товаров и целиком
оплачиваемым покупателями.
К косвенным
налогам относятся : акцизы (вид косвенного налога на товары массового
потребления – акцизная марка ) , таможенные пошлины , фискальный монопольный
налог ( лат. fiscus – государственная казна ) и
т.д.
Относительно
невысокие поступления обеспечивают традиционные налоги : с наследства , дарений
, поимущественный налог –с земли , домостроений и т.д.
Коль скоро налоги
составляют важнейшую и значительную доходную часть государственного бюджета ,
являются основным финансовым источником производства ВНП , по сути дела , они
выступают важнейшим источником государственного регулирования экономики.
1.3 Расходы
государственного бюджета
Вторым важнейшим
направлением бюджетной политики являются расходы , обеспечивающие финансовыми
ресурсами потребности государства и населения.
Расходными
статьями бюджета являются :
- расходы на
государственное управление ;
- на военные
нужды ;
- на социально –
экономические цели , в том числе создание социальной инфраструктуры ;
- на
хозяйственную деятельность государства ;
- на
осуществление внешнеэкономической деятельности и т.д.
Важная роль в
национальной экономике принадлежит местным бюджетам.
За счет средств
местных бюджетов финансируются объекты коммунальной собственности ,
строительство дорог , школ , средств связи и т.д.
Бюджеты местных
органов власти используются также на социально культурные нужды , содержание
местной администрации , полиции , органов суда , прокуратуры и т.д.
На западе через
бюджет финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. При
этом значительная часть средств направляется на фундаментальные научные работы
, прикладные исследования и разработки. Значительные средства выделяются в
форме кредитов , субсидий , дотаций предпринимателям , участвующим в
выполнении государственных программ экономического развития .
Бюджет выступает
основным инструментом социальной политики государств . С его помощью
осуществляется перераспределение доходов в целях достижения большей социальной
справедливости . При этом значительная часть денежных средств , полученных в
форме налогов , выплачивается неимущим в виде социальных пособий (трансфертов )
.
1.4.
Особенности современной бюджетной политики
За последние три
десятилетия в западных странах произошли существенные структурные сдвиги в
расходной части государственного бюджета
- увеличился
удельный вес инвестиций в «человеческий капитал» , направленный на рост
благосостояния – здравоохранение , образование , пенсионное обеспечение и т.д.;
- замедлились
темпы в известной мере сократились расходы на оборону , управление ;
- в большинстве
стран возрос удельный вес затрат центрального бюджета в валовом внутреннем
продукте .
Важной особенностью
является то , что со второй половины ххв. наряду с традиционным
финансированием потребностей национальной экономики правительства западных
стран начали использовать государственный бюджет для «обеспечения» устойчивости
экономического роста.
В частности , за
счет воздействия на уровень государственных расходов и систему налогообложения
осуществляется регулирование величины потребительских и инвестиционных
расходов , оказывается влияние на краткосрочные колебания экономической
конъюнктуры .
Различают
экспансивную (расширительную ) и рестриктивную ( ограничительную ) бюджетную
политику.
Экспансивная
бюджетная политика основывается на увеличении государственных расходов и
снижении уровня налогообложения , что позволяет преодолевать экономические кризисы
и ускорять экономический рост.
Рестриктивная –
напротив , предполагает уменьшение расходов и повышение налогов , что
позволяет ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру .
Два названных
механизма финансовой политики могут не дать эффекта без увязки их с денежно –
кредитными механизмами.
Если экспансивная
бюджетная политика не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и
кредита , это углубляет инфляционные тенденции .
В свою очередь ,
если рестриктивная бюджетная политика сочетается с жесткими
кредитно-денежными мерами , это может вызвать экономический кризис.
Стабилизацию
экономики государственный бюджет может осуществлять как в соответствии с
отдельными , конкретными решениями правительства ( дискреционная фискальная
политика ), так и выступая непосредственно в роли «встроенного бюджетного
стабилизатора» ( недискреционная фискальная политика ).
Обоснованная
бюджетная политика , сообразующаяся с потребностями экономического развития , в
долгом периоде может явиться основой проведения (финансирования ,поддержания )
крупных структурных сдвигов – развития наукоемких производств , осуществления
прогрессивных научно-технических перемен , подъема отстающих регионов , решения
социальных проблем и т.д.
Бюджетный процесс
предполагает балансирование государственных доходов и расходов.
В период
классического капитализма бюджеты таких стран , как Великобритания , США и др.
, отличались большой устойчивостью, что соответствовало их экономическому
положению в рассматриваемый период.
В современный
период многие страны все более сталкиваются с превышением расходов над доходами
, следствием чего являются бюджетные дефициты.
Как правило ,
бюджетные дефициты – результат несбалансированности государственных финансов ,
нарушений в сфере денежного обращения.
На динамику
государственного бюджета , помимо отмеченного , оказывают влияние текущие
колебания хозяйственной конъюнктуры , периодические спады и подъемы
производства , которые уменьшают налоговые поступления в бюджет . Рост безработицы
, обострение социальных проблем требует увеличения государственных расходов на
социальные нужды , на поддержание секторов экономики , имеющих
общегосударственное значение и т.д.
Характеризуемые
противоречия приводят к тому , что возрастание бюджетных расходов не
компенсируется увеличением налоговых и других поступлений . В итоге
стабилизируются превышение расходов над доходами , бюджетный дефицит ,
приобретший во многих странах хронический характер.
Существует два
важнейших способа , с помощью которых федеральное правительство может
финансировать бюджетный дефицит :
1)
заимствования
2)
создание
денег
Важнейшим
средством покрытия бюджетного дефицита традиционно выступает государственный
кредит , при котором государство выполняет роль заемщика финансовых ресурсов .
Основной формой такого заимствования выступают государственный займы , при
размещении которых государство привлекает временно свободные денежные средства
населения , страховых и промышленных компаний .
В условиях
крупных бюджетных дефицитов государства стремятся к отсрочке погашения займов ,
прекращения краткосрочных обязательств в средне- и долгосрочные.
Наряду с этим
государство может использовать более простой ,но менее привлекательный и
наиболее опасный маневр – выпуск дополнительных денег в обращение . Это чисто
инфляционный способ , негативно влияющий на денежное обращение.
В случае
появившегося бюджетного излишка антиинфляционными мерами могут выступать
противоположные меры :
1) погашение
долга;
2)изъятие из
обращения.
Механизм манипулирования
денежными потоками широко использовался в западных странах до 30-х гг. периода
Великой депрессии . Он являлся основой ежегодной сбалансированности бюджета ,
которая считалась желанной целью государственных финансов.
Вместе с тем в
последующий период такая ориентация бюджетной политики была признана
ограниченной.
В связи с
циклическим развитием национальных экономик целесообразным представилось
балансирование бюджета на циклической основе .
Идея бюджета ,
балансируемого на циклической основе , предполагает и реализацию
антициклической политики и балансирование бюджета . При этом считается , что
бюджет не должен балансироваться ежегодно . Достаточно , чтобы он был
сбалансирован в ходе экономического цикла .
В ходе
последующего развития возникла проблема учета не только циклического , но и
структурного дефицита государственного бюджета , которые потребовали
соответствующих механизмов регулирования .
Современная
бюджетная политика ориентируется не только на манипулирование денежными
выбросами , но и на налоговую политику , которая играет важную роль и без
которой ни расширительные , ни ограничительные процессы оказываются
недостаточными .
Исследования
показали , что динамика бюджета , как и производства , имеет циклические
колебания .
Во время спада
производства для него характерного отрицательное сальдо , т.е. при
приравнивании доходов и расходов он сводится с дефицитом
В период роста
(бума ) бюджет имеет положительное сальдо . Существенное превышение доходов
над расходами является следствием значительных налоговых поступлений , который
, с одной стороны , пополняют казну ,а с другой – способствуют уменьшению
«перегрева» экономики .
Страницы: 1, 2, 3
|