Меню
Поиск



рефераты скачать Государственный бюджет

Эта новая для современных условий контртенденция  , связанная с положительным сальдо государственного бюджета , наиболее заметно начала проявляться  в последние десятилетия . Она получила название профицита государственного бюджета .

Итак , теоретические исследования и практика  показали , что государственный бюджет не является нейтральным по отношению к экономическим колебаниям . Так же как экономику , его целесообразно «балансировать» на циклической основе .

В последние несколько лет государственный бюджет США обнаружил тенденцию к профициту . Вместе с тем это не отменяет противоположной тенденции к дефициту государственного бюджета , которая , несомненно , будет иметь место в последующем , при соответствующих экономических условиях .


1.5 Проблема государственного долга

Несбалансированный бюджет  приводит к государственному долгу . Государственный долг – сумма задолженности государства по кредитным операциям  , являющаяся результатом заимствований при дефиците государственного бюджета .

Может быть внутренним и внешним .

В последние годы во всех странах проявилась тенденция к значительному росту государственного долга , а также увеличению доли государственного долга , приходящиеся на иностранных кредиторов , т.е. внешнего долга . Это повод для серьезного беспокойства правительств государств .

Погашение долга  требует ежегодных процентных платежей .

Выплата процентов и суммы долга предполагает передачу  части реального ВВП в распоряжение кредиторов . С одной стороны , это приводит к снижению реального уровня жизни . С другой – к сокращению инвестиций , что определяет воспроизводственный процесс с уменьшением производственным потенциалом , означает перенос бремени государственного долга  на плечи будущих  поколений , замедление роста в долгом периоде .

Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт  и сдерживать экспорт , что нередко ведет к распродаже национального богатства .

Приток иностранных средств означает прирост  внешнего долга , вызывает сокращение будущего национального производства .

Важным негативом внешней задолженности является усиливающаяся  зависимость экономик от внешних факторов , не поддающихся контролю национальным механизмам и др.


1.6 Проблемы российской финансовой ( бюджетной ) политики.


В России переход от одной модели регулирования  экономики к другой потребовал изменения финансово-кредитной и денежной политики .

Прежний механизм предельно централизованной  мобилизации и расходования денежных средств  в условиях перехода к рынку  оказался несостоятельным .

Преобразование отношений собственности изменило состав налогоплательщиков . Раньше основными налогоплательщиками  выступали предприятия и  , соответственно , основными формами налогов  являлись налоги с государственных предприятий  и налог с оборота . Налоги  с населения составляли незначительную часть доходов государственного бюджета .

В условиях преобразования  государственный бюджет формируется за счет налоговых поступлений не только от юридических , но в значительной мере и от физических  лиц . Достаточно большой удельный вес занимает подоходный налог , налог на добавленную стоимость , акцизы , платежи за использование природных ресурсов .

Изменилась  структура расходов государственного бюджета . Как и в развитых  странах , обнаруживается тенденция к сокращению расходов на оборону , государственное управление , вместе с тем актуализируется  ситуация с финансированием социального сектора экономики .

В условиях развала экономических связей обострилась проблема неплатежей . Сама собираемость налогов оказалась проблематичной . При непродуманной налоговой политике ( налоги поглощали практически весь получаемый доход ) многие предприятия ушли в «тень» . Это усугубило сложность их сбора .

2.             Организационные принципы и функции финансов .

Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного  потока денежных средств  между государством и производственными структурами  , государством и различными слоями населения , между регионами и отдельными государствами . Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества , устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями ( фирмами , АО ,институтами культуры и др. ) . Через финансовый  механизм государство ( правительство ) реализует все свои функции  по управлению , ограничению , контролю и аудиту за функционирующими производственными  и финансовыми структурами .  В ходе выполнения  этих функций финансы используются в качестве индикатора роста  национальной экономики  , благосостояния , а также ограничения в развитии негативных моментов  в экономическом росте . Они стимулируют снижения издержек производства  предприятий и повышение их конкурентоспособности  на мировом рынке , формирует структуру производства , межотраслевые и территориальные пропорции .

Следовательно , финансы – система отношений по поводу распределения  и использования фондов денежных средств финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения .

Становление финансовых отношений происходит одновременно с развитием  товарно-денежных отношений в целях обслуживания  потребностей государства  в организации аппарата управления и армии , борьба с нуждой и бедность .

Реализуются финансовые связи через финансовую систему , которая включает  бюджеты различных уровней , фонды социального , имущественного и личного страхования ,валютные резервы  государства , денежные формы предприятий и фирм , коммерческих и некоммерческих структур  и прочие специальные денежные фонды . В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определенная и специально предназначенная сумма денежных средств .

Различают финансы хозяйствующих субъектов, населения, государства. Финансы хозяйствующих субъектов — это совокупность финансовых связей между юридическими лицами (между предприятиями), юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами (населением). Экономическая или финансовая возможность этих финансовых отношений определяется через счета прибыли и убытков, через возможности взаиморасчетов, исключающих бартерные сделки.

Доходную часть финансов населения образуют доходы семей, расходную — различные виды расходов и сбережения населения. Сбережения образуют как бы отложенный спрос населения, хранятся в банках и образуют важный внутренний инвестиционный ресурс. Государственные финансы формируют сложную структурную часть финансовой системы. Ведущим звеном финансов государства выступает государственный бюджет доходов и расходов. Полнота, структура и наполняемость доходной части бюджета — показатель экономических возможностей и устойчивости государства. Используя бюджет, государство оказывает влияние на формирование межотраслевых, территориальных и социальных пропорций, осуществляет распределение и перераспределение ВВП, экономически обеспечивает выполнение целевых комплексных программ НТП и национальных планов экономического роста.

Расширяя объем государственных инвестиций, государство стимулирует повышение спроса на факторы производства, инновационную технику, рабочую силу. Все это ускоряет экономическую динамику, импульсирует рост промышленного и аграрного производства, занятость и улучшение условий жизнеобеспечения. За счет государственных финансов решаются многие социальные вопросы и проводятся программы по борьбе с бедностью, защиты окружающей среды, организации производства экологически чистых товаров и благ. Государственные финансы обеспечивают обороноспособность и защиту. В свою очередь военные расходы выступают импульсом к развитию многих отраслей промышленности, и прежде всего точного машиностроения, оптики, производства космических средств связи и слежения.

Однако надо заметить, что длительная гонка вооружений и отраслевая милитаризация приводят к деструктуризации производства, появлению дефицита потребительских благ, истощению экономики и т.д. А последующая перестройка производства с военного производства на изготовление мирной потребительской продукции требует от общества колоссальных прямых и косвенных затрат.

К концу XX в. в большинстве стран государственные финансы стали активно использоваться для достижения результатов стабильного рост-повышения конкурентоспособности национальной экономики, ускорения НТП, преодоления региональной неравномерности в распределении и использовании ресурсного и трудового потенциалов. Совокупность государственных мер по оптимизации в развитии экономических и социальных условий с использованием централизованных денежных ресурсов образует финансовую политику государства. Она не одинакова в различных национальных образованиях, но общая тенденция в ее проведении для разных государств состоит в материальном обеспечении национальных концепций по социализации жизни: использованию научных достижений, повышению производительности труда, росту качества жизни людей. В целом финансовая политика призвана осуществлять распределительные и контрольные функции. Это предполагает активное участие государственных финансов в распределении и перераспределении ВВП и контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного продукта общества.

В условиях рыночных отношений финансовый контроль и государственный аудит направлены на обеспечение динамичного развития государственного и частного предпринимательства. Предприниматель — главная фигура рыночной экономики, а предпринимательство определяет сущностное содержание общественных отношений. Контроль за формированием и использованием стоимостных, финансовых показателей охватывает разные стороны производительной и коммерческой деятельности предприятий и фирм. Он организуется высшими федеральными и региональными органами власти и осуществляется периодически при рассмотрении как проектов бюджета, так и отчетов о его использовании.

Контроль доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговыми,

таможенными органами и государственными и частными организациями аудита, которые проводят работу по взиманию налогов и следят за порядком их уплаты. В период перехода от командно-административной системы к рыночной внутренняя и внешняя финансовая политика направлена на формирование и упорядочение складывающихся предпринимательских (экономических) отношений. Она проявляется в радикальном перераспределении финансовых ресурсов.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это

крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Структура бюджетной системы той или иной страны зависит прежде всего от ее

государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение — государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья — бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации.

Через бюджетную систему реализуются распределительная и контрольная функции рис.1

Функции  бюджета

распределительна

контрольная


Распределительная функция предполагает концепцию формирования денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы. Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы. Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

Бюджет современного государства — сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношении социально-экономических интересов различных групп и партий. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения, доходов и заработной платы, по поводу расходов на социальные цели.

С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов; бюджет как экономический документ отражает политическую и социальную динамику общества. Местные бюджеты — бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объемы регионального хозяйства, расширяются и усложняются межтерриториальные связи и функции местных властей. Все это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30%.

Бюджет центрального правительства и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и по их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т.д.

Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономической борьбе путем перераспределения налогов, бюджетных дотаций, распределения государственных заказов и т.д. В этой борьбе складываются распределение и перераспределение денежных ресурсов в рамках единого государственного бюджета.

Таким образом, государственный бюджет представляет собой не только бюджет

центрального (федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей (штатов, губерний, субъектов Федерации, земель и т.д.).

Но и это еще не все. К бюджету относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. По своему количественному составу они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные фонды, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Так, в рамках федерального бюджета США насчитывается более 800 подобных фондов. В переходной экономике России численность их невелика, но роль значительна. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии северных регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках.

Большинство государственных фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад (автобанов в ФРГ), аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны (озеро Байкал) и др. Крупнейшими являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т.д.

Внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулирования и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль.

В любом государственном образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам. Изобразим это в табл.1


      доходы

  удельный вес

          в %

     расходы

удельный вес

          в %

-налоги,акцизн. сборы,таможенные пошлины.гербовый сбор и т.д

-доходы от гос.собственности ,гос.предприятий.торговли и т.д


-прочие доходы

     85




     7





     7


-расходы на здравоохранение .образование,пособия.субсидии региональным властям на эти цели

-расхлды на поддержание конъюнктуры и экономический рост ,инвестиции в инфраструктуру,дотации фирма,расх.на развитие аграрного сектора экономики,осуществление целевых программ  и плпнов

-расходы на оборону

-расходы на материальное обеспечение внешней политики,содержание дипломатических служб,займы иночтранным государствам,

-содержание аппарата государства,милиции,прокуратуры,юстиции.

-платежи по гос.долгу

-прочие расхлды

    50



     15






    12

    10





    8

     2

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.