В Германии
понятие «государственная служба» также охватывает всех работников
государственных учреждений, к которым относятся не только сотрудники органов
управления, но и учителя, работники дошкольных учреждений, профессора и
преподаватели государственных университетов, судьи, полицейские, военнослужащие
и т.д. Лица, находящиеся на государственной службе ФРГ, делятся на три группы:
чиновники, служащие и рабочие. Чиновником является лицо, которое состоит с
государством в публично-правовом «отношении службы и верности» и осуществляет
свои функции на постоянной основе. Чиновники и служащие (рабочие) отличаются
друг от друга прежде всего тем, что первые назначаются на службу пожизненно, а
со служащими и рабочими заключается трудовое соглашение, которое может быть
расторгнуто.
В Великобритании
гражданскими служащими являются работники министерств (департаментов) и
центральных ведомств (за исключением занимающих судебные или политические
должности), получающие заработную плату из средств, выделяемых парламентом. В
широком смысле к государственным служащим Великобритании относятся все служащие
публичного сектора, включая как гражданских служащих, так и военнослужащих,
судей, служащих полиции и органов местного самоуправления, учителей и
работников национальной службы здравоохранения и т.д.
Несмотря на
некоторые отличия в определении понятия государственной службы в странах
Запада, можно выделить следующие общие ее признаки: 1) государственная служба (в широком смысле)
функционирует не только в государственных органах (как в России), но и в
государственных учреждениях, предприятиях и организациях; 2) государственная
служба осуществляется двумя различными категориями служащих: служащими
(чиновниками), занимающими должности на постоянной основе (исходя из принципа
пожизненного найма), составляющими костяк государственной службы, и служащими,
работающими в государственных учреждениях по контракту. В России же в
соответствии с п.6 ст.2 Закона об основах государственной службы «гражданин
поступает на государственную службу на условиях трудового договора,
заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет». Таким
образом, принцип пожизненности государственной службы в России не установлен.
Кроме того, в нашей стране, в отличие от стран Запада, учителя, врачи и
преподаватели государственных вузов – то есть граждане, владеющие, на наш
взгляд, самыми главными для общества специальностями, – не являются
государственными служащими и наделены каким-то непонятным и даже в определенной
мере ущербным статусом «бюджетников».
I.III. Государственная служба и институты
Наряду с
деятельностным подходом к определению понятия «государственная служба», когда
она трактуется как «профессиональная деятельность», нередко используется институциональный подход к государственной службе,
рассматривающий ее в качестве социального института или системы социальных
институтов.
Так, с точки зрения
А.В. Шарова, государственная служба как социальный институт «представляет собой
организованную группу лиц, осуществляющих свою деятельность в иерархической,
самовоспроизводящейся системе специализированных на выполнении
социально-значимой функции (управления) материальных учреждений –
государственных органов с едиными процедурами взаимодействия внутри себя и
вовне, общим статусом лиц, исполняющих задачи государственных органов, направления,
деятельности которой определяются функциями государства».
Необходимо
подчеркнуть, что в качестве социального института государственная служба
опосредует отношения между гражданским обществом и государством, представляет
собой орган взаимодействия государственного аппарата и общественных структур,
государственного служащего и гражданина. Институт государственной службы,
во-первых, призван обслуживать государство, обеспечивать исполнение полномочий
его органов, проводить в жизнь законы, принятые парламентом, и политику,
провозглашенную исполнительной властью, а во-вторых – обслуживать общество,
вносить порядок и рациональную организацию в социальное пространство,
обеспечивать права и свободы человека, повышать качество жизни населения.
Г.В. Атаманчук
полагает, что государственная служба как институт состоит из «двух системно
организованных частей: а) норм, правил, стандартов, процедур, структур и других
элементов, диктующих порядок осуществления государственной власти, а также
требований, предъявляемых к тем, кто непосредственно участвует во
властеотношениях, государственном управлении общественными процессами (правовая
составляющая); б) граждан, профессионально подготовленных и постоянно
участвующих в исполнении компетенции различных государственных органов
(социальная составляющая)».
Государственная
служба как система социальных институтов, по мнению таких авторов, как В.С.
Карпичев, З.С. Попова и др., включает организационно-управленческий, социально-экономический,
социально-правовой, государственных социальных услуг,
информационно-коммуникативный, интеллектуально-духовный институты.
В качестве системы
социальных институтов государственная служба взаимодействует с важнейшими
институтами общества и во многом воспринимает их влияние через уточнение целей
и задач, а также условий своей деятельности. Государственная служба тесно
связана со следующими институтами:
-
-институтом
права, поскольку сама существует в правовом качестве и подвергается
довольно жесткой правовой регламентации, что придает государственной службе
черты социально-правового института;
-
-экономическими институтами, так как она призвана
обеспечивать проведение государственной политики в экономической области,
осуществлять поддержку реального сектора экономики, гарантировать соблюдение
экономических прав и свобод, регулировать рыночные отношения и т.п., что
наделяет государственную службу статусом социально-экономического института;
-
-институтами
гражданского общества, ибо она является опосредующим звеном в системе
взаимодействия государства и гражданского общества, выступая в этом случае, как
было отмечено выше, в качестве социального института и, с одной стороны,
реализуя функции государственного регулирования общественных процессов, в том
числе и деятельности институтов гражданского общества, а с другой – подвергаясь
социальному (общественному) контролю;
-
-институтами,
относящимися к социальной сфере общества, так как регулирование
широкого круга социальных проблем, касающихся вопросов социальной защиты
населения, здравоохранения, образования, социального обеспечения, создания
современной социальной инфраструктуры и т.д., находятся в непосредственном
ведении государственной службы по их ведомственной принадлежности; в связи с
этим государственная служба выступает в качестве института государственных
социальных услуг;
-
-институтами
культурно-духовной сферы общества, поскольку сама государственная
служба воспринимает существующие в обществе системы ценностей и моральных норм,
а ее особое место в системе отношений «общество – государство» предполагает
культивирование в среде государственных служащих высоких этических качеств,
способных служить социальными ориентирами в обществе, что придает
государственной службе черты социально-культурного института.
Как организационно-управленческий
институт государственная служба имеет следующие признаки: во-первых, это
объединение государственных служащих, реализующих функции управления
государственными делами и организации социума; во-вторых, это упорядоченное
структурное образование, совокупность организационных норм, способов, процедур,
правил, стандартов и традиций упорядочивания, регулирования и координации
совместной деятельности государственных служащих, придания взаимодействию
компонентов государственной службы согласованности для достижения ее целей.
Правовой
институт государственной службы – это система правовых норм, которая регулирует отношения,
складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы,
статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации, а также
механизма прохождения государственной службы.
Большинство
российских ученых-правоведов справедливо полагают, что правовой институт
государственной службы имеет публичную природу (так как основан на общих, а не
на частных и личных интересах). Вот что, например, пишет по этому поводу Н.М.
Казанцев: «Государственная служба, будучи сформирована как публично-правовой
институт, доставляет и государству свойства публично-правового института. Если
же государственная служба урегулирована исключительно как институт
гражданско-правовых отношений, на основе контрактов и трудовых договоров между
руководителями государственных органов и гражданами, поступившими на службу, то
и само государство перестает быть публично-правовым институтом, становится
своего рода частной корпорацией, принадлежащей по очереди то одним, то другим
всенародно избранным политикам в течение срока их полномочий, поворачивающих
государственный руль до упора то влево, то вправо». Вот почему диспозитивный
(дозволительный) режим регулирования государственной службы нормами трудового
права не соответствует публично-правовой природе этого института, не учитывает
неравный статус субъектов права – государства и государственного служащего. Для
государственной службы характерен императивный (разрешительный) режим правового
регулирования, который определяется принципом – разрешено только то, что прямо
указано в законе.
В этой связи
государственную службу можно определить как комплексный институт публичного
права, образуемый совокупностью норм публичного права (конституционного,
административного, финансового, уголовного), регулирующих отношения между
государственным служащим и государством по поводу исполнения обязанностей по
государственной должности, а также между государственным служащим и гражданином
(обществом в целом).
Наконец, государственную
службу можно отнести к политическим институтам. Государственная служба
теснейшим образом связана с главным политическим институтом – государством, а
государственная (и политическая) власть во многом осуществляется именно через
государственную службу, которая реализует волю государства, выраженную в
решениях соответствующих ветвей власти, оказывает определяющее воздействие на
деятельность и поведение людей и социальных групп с помощью организационных,
правовых и идеологических механизмов (авторитета, права, насилия и т.п.). Государственные служащие могут преследовать
свои корпоративные интересы в отношении государственной политики и располагают
огромными возможностями и ресурсами по влиянию на характер политических
решений, например информируя политиков и тем самым формируя их мнения. Вот
почему государственная служба не может быть полностью оторвана от политики и в
определенной мере является политико-властным институтом.
II Краткая
история государственной службы
Государственная служба как правовой институт неоднократно исследовалась
в научной и учебной правовой литературе, изданной в 20-90-е годы прошлого столетия.
Единого мнения среди ученых-юристов относительно понятия, содержания и
структуры института государственной службы, к сожалению, не выработано.
В 40-х годах С. С. Студеникин, называя государственно-служебные
отношения трудовыми отношениями особого вида и считая государственную службу трудовым
отношением, регулируемым трудовым правом, указывал и на административно-правовую
характеристику института государственной службы.1 С. С. Студеникин,
разрабатывая систему административного права, подчеркивал, что в Общую часть
административного права должны включаться нормы, регламентирующие государственную
службу (порядок поступления на государственную службу и ее прохождение;
правовое положение работников государственного аппарата — их права, обязанности,
ответственность).
Другой ученый — А. Е. Пашерстник считал, что институт государственной
службы относится к институту трудового права.2, По его мнению,
линия разграничения трудового и административного права лежит в плоскости
различий между положением государственных служащих в трудовом процессе и в их
отношениях к внешней среде («внешней средой» автор называл граждан, учреждения,
организации и предприятия).
Система нормативных актов, которые действовали в 20-50-е годы ХХ
столетия в сфере государственной службы, имела также двойственную (административно-трудовую)
правовую природу. В эту систему входили следующие законодательные акты: Кодекс
законов о труде РСФСР; Временные правила о службе в государственных учреждениях
и предприятиях; Декрет СНК РСФСР от 6 июня 1924 г. «Об изъятии из ст. 2 Временных
правил о службе в государственных учреждениях и предприятиях»; постановление
ЦИК и СНК СССР от 13 октября 1929 г. «Об основах дисциплинарного
законодательства Союза СССР и союзных республик»; постановление ВЦИК и СНК
РСФСР от 20 марта 1932 г. «О дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности»;
постановление ЦИК и СНК СССР от 15 сентября 1933 г. «Об улучшении использования
молодых специалистов»; постановление СНК СССР от 11 марта 1933 г. «Об
упорядочении совместительства»; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10
сентября 1947 г. «О введении персональных званий для руководящих и инженерно-технических
работников угольной промышленности и строительства угольных шахт»; Указ
Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. «Об установлении
классных чинов для прокурорско-следственных работников в органах прокуратуры»;
и т. д.
С начала 50-х годов институту государственной службы стало уделяться
заметно больше внимания. Исследователи проявили интерес к вопросу об
административно-правовом характере института государственной службы и
анализировали принципы, основы правового положения советской государственной
службы, меры поощрения государственных служащих и их ответственность перед
государством.3 Правовым институтом государственной службы считалась
система правовых норм, устанавливающих определенный порядок в деятельности
государственных органов, направленный на организацию и проведение кадровой
работы.4 Ученые-юристы указывали на двойственный (административно-трудовой)
характер института государственной службы. Они особо обращали внимание на
такие организационно-правовые вопросы в государственной службе, как аттестация
служащих, продвижение по службе, подбор кадров, способы окончания
государственной службы.5
Попытаемся сгруппировать различные точки зрения о понимании института
государственной службы.
1. Институт государственной службы — это совокупность правовых норм, регулирующих
отношения, складывающиеся в процессе: а) организации государственной службы;
б) выполнения государственными служащими возложенных на них задач.6
2. Институт государственной службы с точки зрения внутренних
(внутриорганизационных) отношений — это совокупность правовых норм,
определяющих порядок поступления на государственную службу, аттестации,
перемещения и увольнения со службы, содержание должностных обязанностей и
прав, порядок материального и социально-бытового обеспечения, поощрения и
ответственности государственных служащих.7 Данное определение
института государственной службы складывалось на протяжении последних
десятилетий.8
3. Нормы права, которые регулируют эти отношения, складывающиеся в процессе
реализации государственной власти, также составляют в совокупности институт
государственной службы. Специфической особенностью этого правового института
является то. что нормы, его составляющие, как правило,
административно-правовые.9
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|