1. Теория отрицательного
свойства объекта осмеяния (Аристотель) и ее психологический вариант – теория
превосходства субъекта над комическим предметом (Т. Гоббс, К. Уберхорст).
2. Теория деградации («Поводом к
смешливости является принижение какой-нибудь значительной особы»). Эту теорию
сформулировал английский психолог первой половины XIX века А. Бэн.
3. Теория контраста (Жан Поль,
И. Кант, Г. Спенсер), («Смех естественно возникает, когда сознание внезапно
переходит от вещей крупных к малым»). Причина смеха в несоответствии ожидаемому (Т. Липис, Г. Хоффдинг).
4. Теория противоречия (А.
Шопенгауэр, Г. Гегель, Ф. Фишер, Н. Чернышевский).
5. Теория отклонения от нормы
(комично явление, отходящее от нормы и нецелесообразно и нелепо разросшееся)
немецкого эстетика К. Гросса, французского теоретика Э. Обуэ и С. Милитона
Нахама.
6.
Теория
пересекающихся мотивов, в которой выступает не один, а несколько мотивов,
объясняющих сущность комического. Эта группа широкого объема: А. Бергсон, З.
Фрейд, А. Луначарский и другие.
Юрий
Борев, называющий комизм «прекрасной сестрой смешного», считает, что «смех и
смешное – шире комического. Они охватывают и внеэстетические явления. Смешное
не всегда комично. Комическое – прекрасная сестра смешного. Комическое
порождает «высокое» [6; 28].
Того
же мнения придерживается и А.Н.Лук: «... не все смешное комично, но все
комическое смешно» [2; 65]. Иными словами, обладая всеми признаками смешного,
комическое обладает еще каким-то дополнительным признаком. Это признак
общественной значимости». «Комическое – это общественно значимое смешное» [2;
63].
В
этой мысли существенны две особенности. Первая относится к трактовке сущности комического:
комическое нельзя отождествлять со смешным вообще, оно общественно значимый
смех. Вторая особенность связана с тезисом о том, что «все комическое вызывает
смех, однако не все, что вызывает смех, есть комическое» [2; 63].
В
синкретическом смехе потенциально или в зачаточном виде заложены многие виды
комического, обособляющиеся затем в ходе развития культуры. Это, прежде всего ирония
и юмор, противоположные по «правилам игры», по характеру личины. В иронии
смешное скрывается под маской серьёзности, с преобладанием отрицательного
(насмешливого) отношения к предмету; в юморе — серьёзное под маской смешного,
обычное преобладанием положительного («смеющегося») отношения. Среди всех видов
комического юмор отмечен в принципе миросозерцательным характером и сложностью
тона в оценке жизни. В юморе «диалектика фантазии» приоткрывает за ничтожным —
великое, за безумием — мудрость, за смешным — грустное («незримые миру слёзы»,
по словам Н. В. Гоголя [2; 37]). Притча о юморе гласит, что радость и горе
встретились ночью в лесу и, не узнав друг друга, вступили в брачный союз, от
которого родился юмор [7; 32]. Напротив, обличительный смех сатиры,
предметом которого служат пороки, отличается вполне определенным
(отрицательным, изобличающим) тоном оценки. Начиная с античности (Ювенал)
существует, впрочем, и не комическая сатира, воодушевляемая одним негодованием.
Но именно великим сатирикам (Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин) нередко
свойственно перемежать серьёзное (социально значительное) с алогично забавным,
абсурдным, как бы шутливо незначительным (персонаж с «фаршированной головой» у
Салтыкова-Щедрина) — компенсаторная (восстанавливающая бодрость) функция смеха,
в которой наглядно сказывается генетическая связь сатиры с собственно
комическим.
По значению (уровню, глубине комического), таким образом, различаются высокие
виды комического (величайший образец в литературе — Дон Кихот Сервантеса, смех
над наиболее высоким в человеке) и всего лишь забавные, шутливые виды
(каламбур, реализованные метафоры, дружеские шаржи и т.п.); к забавно
комическому применимо определение смешного у Аристотеля: «…ошибка и безобразие,
никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубные» [8; с.53]. Для
комического обычно важна чувственно наглядная природа конкретного предмета,
игра на утрировке величины элементов (карикатура, от итал. caricare —
преувеличивать, утрировать), на фантастических сочетаниях; но наряду с этим
остроумие (острота), вырастая из сравнения, строится также на сближении
далёких, более или менее отвлечённых понятий; остроумие — это «играющее
суждение» (К. Фишер) [2; 34], «ряженый поп, брачующий любую пару» (Жан Поль
Рихтер) [2; 35] вопреки воле «родственников» и общепринятым представлениям;
комический эффект при этом как бы играет роль доказательства. По характеру эмоций,
сопровождающих комическое, и их культурному уровню различают смех
презрительный, любовный, трогательный, жестокий (едкий и «терзающий», или
саркастический), трагикомический, утонченный, грубый, здоровый (естественный),
больной и т.д. Весьма важно также духовное состояние «комика»: смех
сознательный, когда человек владеет процессом комического, и, напротив, когда
им играют внешние обстоятельства, жизнь (ставя в «смешное положение») или бессознательное
играет им, как простым орудием, невольно «разоблачая» его («автоматизм
комического», по А. Бергсону).
1.3
Средства и приемы комического
Филологи
и искусствоведы больше интересовались приемами комического, нежели его
средствами (Ю. Борев, А. Н. Лук).
Первые
попытки классифицировать остроумие восходят к античной древности: они были
предприняты Цицероном и Квинтилианом. Цицерон дал первую формальную
классификацию и разделил все остроумие на два основных типа [2; 83]:
1.
Смешное проистекает из самого содержания предмета.
2.
Словесная форма остроумия, которая включает в себя:
А)
двусмысленность;
Б)
неожиданные умозаключения;
В)
каламбуры;
Г)
необычные истолкования собственных имен;
Д)
пословицы;
Е)
аллегорию;
Ж)
метафоры;
З)
иронию.
Квинтилиан,
в свою очередь, разделил все причины, вызывающие смех на 6 групп: изысканность,
грациозность, пикантность, шутка, острота и добродушное подтрунивание [2; 85].
В
связи с исследованием теории комического в общем эстетическом плане следует
упомянуть книгу А.Макаряна «О сатире», в которой автор вопреки ее названию
больше говорит о «комическом». И в самом деле, первая часть монографии
называется «Комическое в литературе», вторая – «Комизм». Во второй части автор,
поставивший перед собой задачу «исследовать основные художественные средства
сатирического творчества», рассматривает такие явления, как «комизм слов»,
«образный комизм», «логизм и алогизм», «комизм положения», «комизм характеров»,
«комизм обстоятельств», «комизм действия» [9; 381].
Автор
рассуждает о двух видах комических слов: остроумное и комическое слово.
Думается, однако, что остроумие представляет собой объект совершенно другой
области исследования. Что же касается комических слов, то они, по мнению
Макаряна, связаны с невежеством, культурной отсталостью, нервозностью и т.д.
Пытаясь определить группы комических слов, он пишет: «Отступление от
общепринятого употребления слова: диалектизмы, профессионализмы, архаизмы,
неологизмы, варваризмы, нарушение смысловых и грамматических связей – все это
часто придает слову комическое значение» [9; 200]. Однако в конкретных случаях
автор испытывает затруднения при разграничении средств и способов комического.
Так, основными источниками словесного комизма автор считает беспорядочность
мыслей и их логическое оформление, скудость мысли, витиеватость, вычурность
речи, нарушение связи между репликами, комическое повышение или понижение
интонации, потерю нити мысли во время разговора, слова, выражающие
противоречащие понятия, повторы, комизм звуков и каламбуры.
Комический
эффект обычных общеупотребительных слов связан прежде всего с возможностями их
метафоризации и с многозначностью. Комизм усиливается за счет отдельных слов
при их различном связывании, приобретении ими дополнительной комической окраски
в комической среде, при недоразумениях, возникающих в ходе диалогов и взаимных
реплик персонажей. Разумеется, комические возможности слов проявляются и в
языке автора в ходе повествования, однако язык персонажей обладает более
широкими возможностями для достижения художественных целей [2; 64].
Комическое
охватывает сатиру и юмор, являющиеся равноправными формами комического.
В
филологической и эстетической литературе сплошь и рядом смешиваются и
отождествляются приемы и средства комического.
Средства
комического, наряду с языковыми, охватывают и другие средства, вызывающие смех.
Языковые средства комического составляют фонетические, лексические,
фразеологические и грамматические (морфологические и синтаксические) средства.
Приемы
комического порождаются различными средствами и формируются, прежде всего,
языковыми средствами.
Можно
дать следующую обобщенную схему создания комического в искусстве, в том числе в
художественной литературе: объективный смех (смешное) – средства комического
(языковые средства – фонетические, лексические, фразеологические,
грамматические средства и неязыковые средства) – формы комического (юмор,
сатира) – результат – смех (комизм) [6; 74].
Комическое
искусство способно выявлять комический потенциал не только общеупотребительных,
эмоциональных слов, но и терминов, терминологических слов и сочетаний. Важным
условием приобретения лексическими единицами комической окраски является
комическая среда, неожиданная связь слова в тексте с другими словами и
выражениями.
В прозе 20–30-х годов возможности слов в создании комического эффекта, не
считая иронической интонации, заключаются в следующем:
а)
историческое формирование значения определенной части лексических единиц в
комическом качестве;
б)
неожиданная многозначность, омонимия и синонимия лексических единиц;
в)
изменение стилистических условий употребления слов, принадлежащих различным
сферам.
Фразеологические
единицы служат для выражения комического в трех случаях:
а)
сопровождаясь иронической интонацией;
б)
исторически сформировавшись в языке в комическом качестве;
в)
при удачном сочетании с другими словами и выражениями.
Значительную
роль в искусстве комического играют остроты, отличающиеся экспрессивностью и
вызывающие смех.
2
Лингвистическая природа комического
В
филологической и эстетической литературе чаще всего включают в одно и то же
множество средства и приемы комического, средства комического растворяют в его
приемах; лишь иногда эти понятия рассматриваются как равноправные и
пересекающиеся.
Приемы
комического представляют собой объект исследования эстетики, литературоведения
и лингвистики. Это обстоятельство связано с тем, что приемы обладают широкими
возможностями формирования и совершенствования. Приемы комического могут быть
связаны с сюжетом произведения, характерами явлений и образов, могут
порождаться их поведением и действиями, ситуацией, комизм могут создавать
одежда героя и детали обычных предметов; в то же время приемы комического
формируются в непосредственной связи с языковыми – речевыми средствами. Поэтому
мы будем рассматривать средства и приемы как отдельные понятия. Наиболее обстоятельный разбор средств и приемов
комического содержится в работах Ю. Борева. Он выделяет такие приемы как
«овеществление» и «оживотнивание». Разбирая сатирическое стихотворение, где
бюрократ изображен в виде деревянного придатка к столу и креслу, он справедливо
отмечает, что осмеяние достигается путем уподобления бюрократа одному из
элементов обстановки в кабинете. «Оживотнивание» Борев объясняет аналогичным
образом. Также в свою классификацию Борев включает сатирическую гиперболизацию,
которую мы в данной работе будем рассматривать как два разных средства:
преувеличение (гипербола) и преуменьшение, смягчение (эвфемизм).
2.1
Языковые способы и средства выражения комического в художественном тексте
Рассматривают
такие виды комического как юмор, сатира, гротеск, ирония, карикатура, пародия и
т.д. Подобное выделение видов комического проистекает от смешения форм и
приемов комического. Гротеск, карикатура, пародия входят в технику гиперболы и
в совокупности составляют прием деформации явлений, характеров. Вот почему их
нельзя считать формами комического. Они в одинаковой степени служат и сатире и
юмору.
Многие
авторы в своих работах рассматривают такие виды комического как юмор и ирония в
едином значении. Мы в своей работе будем придерживаться той точки зрения, что
юмор и сатира – это два разных вида комического.
2.1.1 Юмор как особый вид
комического
«Юмор (англ. humour — нравственное настроение,
от лат. humour — жидкость: согласно
античному учению о соотношении четырёх телесных жидкостей, определяющем четыре темперамента,
или характера), особый вид комического; отношение сознания к объекту, к
отдельным явлениям и к миру в целом, сочетающее внешне комическую трактовку с
внутренней серьёзностью» [3; 391]. В согласии с этимологией слова, юмор
заведомо «своенравен», «субъективен», личностно обусловлен, отмечен отпечатком
«странного» умонастроения самого «юмориста». В отличие от собственно комической
трактовки, юмор, рефлектируя, настраивает на более вдумчивое, серьёзное
отношение к предмету смеха, на постижение его правды, несмотря на смешные
странности, — в этом юмор противоположен осмеивающим, разрушительным видам
смеха.
В
целом юмор стремится к сложной, как сама жизнь оценке, свободной от
односторонностей общепринятых стереотипов. На более глубоком (серьёзном) уровне
юмор открывает за ничтожным возвышенное, за безумным мудрость, за своенравным
подлинную природу вещей, за смешным грустное — «сквозь видный миру смех...
незримые ему слезы» [10; 4]. Жан Поль, первый теоретик юмора, уподобляет его
птице, которая летит к небу вверх хвостом, никогда не теряя из виду землю, —
образ, материализующий оба аспекта юмора.
«В зависимости от эмоционального тона и культурного уровня юмор может быть
добродушным, жестоким, дружеским, грубым, печальным, трогательным и тому
подобное» [11; 8]. «Текучая» природа юмора обнаруживает «протеическую» (Жан
Поль) способность принимать любые формы, отвечающие умонастроению любой эпохи,
её историческому «нраву», и выражается также в способности сочетаться с любыми
иными видами смеха: переходные разновидности юмор иронического, остроумного,
сатирического, забавного [13; 5].
2.1.2 Ирония и
ее роль в выражении комического
Ирония переводится с греческого
«eironeia»,
буквально — притворство.
В
различных областях знаний комическое определяется по-разному.
В
стилистике — «выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или
высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному
смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение» [3; 206].
Ирония есть поношение и противоречие под маской одобрения и согласия; явлению
умышленно приписывают свойство, которого в нём нет, но которое надо было
ожидать. «Иногда, притворяясь, говорят о должном, как о существующем в
действительности: в этом состоит ирония» [14; 166]; Ирония — «...лукавое
притворство, когда человек прикидывается простаком, не знающим того, что он
знает» [15; 381]. Обычно иронию относят к тропам, реже — к фигурам
стилистическим. Намёк на притворство, «ключ» к иронии содержится обычно не в
самом выражении, а в контексте или интонации, а иногда — лишь в ситуации
высказывания. Ирония — одно из важнейших стилистических средств юмора, сатиры, гротеска.
Когда ироническая насмешка становится злой, едкой издёвкой, её называют сарказмом.
В
эстетике — «вид комического, идейно-эмоциональная оценка, элементарной моделью
или прообразом которой служит структурно-экспрессивный принцип речевой,
стилистической иронии» [4; 579]. Ироническое отношение предполагает
превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку, нарочито запрятанные,
но определяющие собой стиль художественного или публицистического произведения
(«Похвала Глупости» Эразма Роттердамского) или организацию образности
(характера, сюжета, всего произведения, например в «Волшебной горе» Т. Манна).
«Скрытность» насмешки, маска «серьёзности» отличают иронию от юмора и особенно
— от сатиры.
Некоторые
исследователи рассматривают иронию в качестве самостоятельной формы
комического. В силу своей интеллектуальной обусловленности и критической
направленности ирония сближается с сатирой; вместе с тем между ними проводится
грань, и ирония рассматривается как переходная форма между сатирой и юмором.
Согласно этому положению, объектом иронии является преимущественно невежество,
в то время как сатира обладает уничтожающим характером, создает нетерпимость к
объекту смеха, общественной несправедливости. «Ирония – средство невозмутимой
холодной критики» [16; 406].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|