Языковая политика
ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
Язык и общество
5
2.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАЦИЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ 7
2.1. Возникновение литературных языков
7
2.2. Языковые отношения при капитализме 13
2.3. Языковые проблемы в России 15
2.4. Заимствование как путь обогащения языка 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ВВЕДЕНИЕ
Место языка среди явлений общественных. Общее у языка
с другими общественными явлениями состоит в том, что язык – необходимое
условие существования и развития человеческого общества и что, являясь
элементом духовной культуры, язык, как и все другие общественные явления,
немыслим в отрыве от материальности.
Но функции языка и закономерности его функционирования
и исторического развития в корне отличаются от других общественных явлений.
Ошибкой языковедов было отождествление языка и
культуры. Это отожествление неправильно, так как культура – это идеология, а
язык не относится к идеологии.
Отожествление языка с культурой влекло за собой целый
ряд неверных выводов, так как данные предпосылки неверны, т. е. культура и язык
не одно и то же. Культура в отличие от языка может быть и буржуазной и
социалистической; язык, будучи средством общения, всегда общенароден,
обслуживает и буржуазную и социалистическую культуру.
Каково же отношение между языком и культурой?
Национальный язык есть форма национальной культуры. Он связан с культурой и
немыслим вне культуры, как и культура немыслима без языка. Но язык не
идеология, которая является основой культуры. Были попытки уподобить язык
орудиям производства. Да, язык – орудие, но «орудие» в особом смысле. Язык –
это идеологическое орудие. Если орудия производства обладают конструкцией и
устройством, то язык обладает структурой и системной организацией.
Таким образом, язык нельзя причислить ни к базису, ни
к надстройке, ни к орудиям производства; язык нетожествен культуре, и язык не
может быть классовым. Тем не менее язык – это общественное явление, занимающее
свое, особое место среди других общественных явлений и обладающее своими
специфическими чертами.
Язык – достояние коллектива, он осуществляет общение
членов коллектива между собой и позволяет сообщать и хранить нужную
информацию о любых явлениях материальной и духовной жизни человека. И язык как
коллективное достояние складывается и существует веками.
Мышление развивается и обновляется гораздо быстрее,
чем язык, но без языка мышление – это только «вещь для себя», причем не
выраженная языком мысль – это не та ясная, отчетливая мысль, которая помогает
человеку постигать явления действительности, развивать и совершенствовать
науку, это, скорее, некоторое предвидение, а не собственно видение, это не
знание в точном смысле этого слова.
Человек всегда может использовать готовый материал
языка (слова, предложения) как «формулы» или «матрицы» не только для
известного, но и для нового.
Если мышление не может обойтись без языка, то и язык
без мышления невозможен. Мы говорим и пишем думая и стараемся точнее и яснее
изложить свои мысли в языке. Казалось бы, что в тех случаях, когда в речи слова
не принадлежат говорящему, когда, например, декламатор читает чье-нибудь
произведение или актер играет роль, то где же тут мышление? То же относится и к
цитатам, употреблению пословиц и поговорок в обычной речи: они удобны, потому
что удачны, лаконичны, но и выбор их, и вложенный в них смысл – след и
следствие мысли говорящего. Обычная наша речь – это набор цитат из известного
нам языка, словами и выражениями которого мы обычно пользуемся в нашей речи (не
говоря уже о звуковой системе и грамматике, где «новое» никак нельзя изобрести).
Когда мы думаем и желаем передать кому-то то, что
осознали, мы облекаем мысли в форму языка.
Таким образом, мысли и рождаются на базе языка и
закрепляются в нем. Однако это вовсе не означает, что язык и мышление
представляют тожество.
Законы мышления изучает логика. Логика различает понятия
с их признаками, суждения с их членами и умозаключения с их формами. В языке
существуют иные значимые единицы: морфемы, слова, предложения, что не совпадает
с указанным логическим делением.
Многие грамматисты и логики XIX и XX вв. пытались
установить параллелизм между понятиями и словами, между суждениями и
предложениями. Однако нетрудно убедиться, что вовсе не все слова выражают
понятия и не все предложения выражают суждения. Кроме того, члены суждения не
совпадают с членами предложения.
Законы логики – законы общечеловеческие, так как
мыслят люди все одинаково, но выражают эти мысли на разных языках по-разному.
Национальные особенности языков никакого отношения к логическому содержанию
высказывания не имеют.
Язык и мышление образуют единство, так как без
мышления не может быть языка и мышление без языка невозможно. Язык и
мышление возникли исторически одновременно в процессе трудового развития
человека.
1. Язык и общество
Проблема «Язык и общество» сложна и многопланова. Для
лингвистики наиболее значимыми являются: социальная природа человеческого
языка; социальная обусловленность возникновения и развития языка; язык и формы
исторической общности людей; социальная обусловленность формирования литературных
языков и языковой нормы; неравномерность развития отдельных участков языка – в
зависимости от потребностей общества; социальная обусловленность дифференциации
языковой структуры; функциональные языковые стили и общество; возможности
сознательного целенаправленного воздействия общества па язык; зависимость
общества от языка; проблемы речевой культуры как проблемы социального
применения языка; язык и научно-техническая революция.
По своей сущности язык социален. Его сущность в его
назначении, в его роли, в тех потребностях, которые им обслуживаются и
удовлетворяются. Уже в работах В. Гумбольдта и Гегеля высказывалась мысль об
удовлетворении языком потребности человека в общении.
Функция общения для языка – главная господствующая
подчиняющая или определяющая все остальные. Подчиняя себе все остальные,
функция общения вместе с тем оказывается и их основной базой.
Именно на базе функции общения существуют такие функции языка, как воздействие,
сообщение, моделирование, даже формирование и выражение мыслей и других
состояний сознания. «Даже» потому, что эта функция необходима для общения, без
выражения мыслей – общение невозможно. Но и выражения мыслей не было бы, если
бы не было потребности в общении, поддерживаемой и обновляемой совместной
деятельностью людей. Образуют единство язык и сознание, образуют единство и
функции общения, и формирования, и выражения сознания.
Возможно, наука никогда не сможет восстановить
реальные облики предъязыков и первых собственно-языков человека. Но какими бы
они ни были по своей структуре и набору элементов, они могли быть построены
только из того материала, который был в распоряжении предков человека, т. е. из
еще не обработанных звуков, уже начавших дифференциацию в зависимости от
условий их применения.
Языки разных народов оказываются в неодинаковых
условиях развития. Это неизбежно приводит к различиям в темпе развития и в
зависящих от этих темпов результатах. Были языки народов, которые не могли
развивать многие пласты и «поля» своего словарного состава – и из-за отсутствия
письменности, и из-за невозможности свободно развивать науку и культуру, и
из-за препятствий в создании своей экономики. В таком именно состоянии
оказались в свое время многие так называемые малые народы России, в таком
состоянии находились и многие народы Африки. В языках этих народов в сущности
не было своей научной терминологии, не было лексического и фразеологического
слоя, отражающего развитие передовой индустрии, и т. д. Это ставило такие
языки в неравное положение с развитыми языками стран Запада и Востока – такими,
как английский, французский, немецкий, испанский, русский, японский.
Но обогащение словарного состава не может не затрагивать
и такие стороны языка, как словообразование, синтаксис, лексическая семантика.
Быстрый рост отдельных участков словарного состава ведет к активизации тех или
иных моделей и типов словообразования, обогащает их новыми словарными
единицами, укрепляет их положение в словообразовательной системе языка. Так, в
истории русского языка обогащение терминологической лексики, в связи с
развитием науки, техники, производства и управления, идущее уже в течение
многих десятилетий XIX– XX вв., активизировало необходимые для такой лексики
модели и способы словообразования, в частности те, которые создают имена
отглагольные с суффиксами отвлеченности.
В языках, имеющих необходимые условия для своего развития,
неодинаково интенсивно обогащаются и изменяются отдельные слои и пласты лексики
и фразеологии. Причем те из них, которые активно обогащаются в одну эпоху,
могут затормозить развитие в другую.
Напомним слова В. Гумбольдта: «... в каждом языке
оказывается заложенным свое мировоззрение. Если звук стоит между предметом и
человеком, то весь язык в целом находится между человеком и воздействующей на
него внутренним и внешним образом природой. Человек окружает себя миром звуков,
чтобы воспринять и усвоить мир предметов. Это положение ни в коем случае не
выходит за пределы очевидной истины. Так как восприятие и деятельность
человека зависят от его представлений, то его отношение к предметам целиком
обусловлено языком. Тем же самым актом, посредством которого он из себя
создает язык, человек отдает себя в его власть; каждый язык описывает вокруг
народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только
в том случае, если вступишь в другой круг. Изучение иностранного языка можно
было бы поэтому уподобить приобретению повой точки зрения в прежнем миропонимании...».
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ
НАЦИЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ
2.1.
Возникновение литературных языков
Новый этап в развитии народов и языков связан с
возникновением наций и национальных литературных языков. В советской науке
принято считать, что нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность
людей. Признаками устойчивости этой общности являются: единство территории,
экономики и языка. На этой почве вырабатывается то, что называют «единством
психического склада» или «национальным характером».
Нация как общественная и историческая категория
возникает на определенном этапе развития человечества, а именно в эпоху
подымающегося капитализма. Нация не просто продолжение и расширение родовой и
племенной общности, а явление качественно новое в истории человечества.
Хотя нации и подготовлены всем предшествующим развитием
феодализма, особенно его последним периодом, когда еще резче обозначается
различие города и деревни, происходит бурный рост ремесленного, торгового
населения, когда передвижение населения нарушает территориально замкнутый
характер феодальных государств, а главное, видоизменяются производственные
отношения, и наряду с помещиками и крестьянами обозначаются новые классы
общества – буржуазия и пролетариат, – все это закрепляется лишь при смене
формации, с утверждением капитализма.
Если при феодализме главную роль играли поместья,
замки и монастыри, то при капитализме на первый план выходят города со
смешанным населением, объединяющим разные классы, расчлененные разными
профессиями.
Если при феодализме экономическая жизнь тяготела к
натуральному хозяйству, то при капитализме широко развивается торговля, не
только внутренняя, но и внешняя, а с приобретением колоний и освоением
международных сообщений – и мировая.
В историко-культурном плане переход от феодализма к капитализму
связан с так называемой эпохой Возрождения и порожденным этой эпохой
национальным развитием.
Применительно к языку эпоха Возрождения выдвинула три
основные проблемы: 1) создание и развитие национальных языков, 2) изучение и
освоение различных языков в международном масштабе, 3) пересмотр судьбы
античного и средневекового лингвистического наследства.
Новая национальная культура, требующая единства и
полного взаимопонимания всех членов нового общества, не может сохранить
языковую практику средневековья с его двуязычием, раздробленными поместными
диалектами и мертвым литературным языком. В противоположность языковой
раздробленности феодального периода требуется единство языка всей нации, и этот
общий язык не может быть мертвым, он должен быть способным к гибкому и
быстрому развитию.
У разных народов процесс складывания наций и национальных
языков протекал в разные века, в разном темпе и с различными результатами.
Это зависело прежде всего от интенсивности роста и распада
феодальных отношений в данной стране, от состава населения и его
географического распространения; немалую роль играли при этом и условия
сообщения: так, государства морские (Италия, Голландия, Испания, позднее
Франция и Англия) раньше вступают на путь капиталистического и национального
развития, но в дальнейшем, например, в Италии, этот процесс надолго задерживается,
тогда как в Англии неуклонно развивается, вследствие чего Англия опережает
Италию в развитии.
Первой капиталистической нацией была Италия. Конец
феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены
колоссальной фигурой. Это – итальянец Данте, последний поэт средневековья и
вместе с тем первый поэт нового времени.
Данте (1265–1321) написал книгу стихов «Новая жизнь» («Vita nuova»), посвященных Беатриче (в 1290 г.), на итальянском, а не на латинском
языке и в дальнейшем (1307–1308) выступил в защиту употребления нового
национального литературного языка в латинском трактате «О народном
красноречии» («De vulgari eloquentia») и в итальянском «Пир» («II convivio»), где он писал:
«Из тысячи знающих латынь один разумен; прочие
пользуются своими знаниями, чтобы добиться денег и почестей», поэтому он пишет
не по-латински, а по-итальянски, так как «это язык не избранных, а огромного
большинства». По мнению Данте, народный язык благороднее латыни, так как это
язык «природный», а латынь – язык «искусственный». «Божественная комедия»
Данте, сонеты Петрарки и «Декамерон» Боккаччо были блестящим доказательством преимущества
нового национального языка.
На народном языке были написаны отчеты о великих путешествиях
Колумба, Веспуччи и других. Философ Джордано Бруно и ученый Галилей также
перешли с латыни на национальный язык. Галилей оправдывал это так: «К чему нам
вещи, написанные по-латыни, если обыкновенный человек с хорошим природным
умом не может их читать».
Интересно отметить рассуждение Алессандро Читтолини в
произведении под заглавием «В защиту народного языка» (1540), где говорится о
том, что технические ремесленные термины нельзя выразить по-латыни, а этой
терминологией «самый последний ремесленник и крестьянин располагает в гораздо
больших размерах, чем весь латинский словарь».
Таким образом, борьба за народный язык была основана
на демократизации культуры.
Итальянский литературный язык сложился на почве тосканских
говоров в связи с преобладающими значениями тосканских городов и Флоренции на
пути капиталистического развития.
Пути складывания национальных литературных языков могли
быть различными. Об этом писали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «В
любом современном развитом языке естественно возникшая речь возвысилась до
национального языка отчасти благодаря историческому развитию языка из готового
материала, как в романских и германских языках, отчасти благодаря скрещиванию
и смешению наций, как в английском языке, отчасти благодаря концентрации
диалектов в единый национальный язык, обусловленной экономической и
политической концентрацией».
Французский литературный язык может служить примером
первого пути («из готового материала»). Скрещивание народной («вульгарной»)
латыни с разными кельтскими диалектами на территории Галлии происходило еще в
донациональную эпоху, и эпоха Возрождения застает уже сложившиеся французские
диалекты, «патуа», среди которых первенствующее значение благодаря
историческому развитию Франции получает диалект Иль-де-Франса с центром в
Париже.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|