ЧП
= ВД-Р, (2)
где
ЧП—чистая продукция;
ВД—
валовой доход;
Р
— расходы без затрат на оплату труда.
С
точки зрения использования чистая продукция распадается на прибыль и заработную
плату работников предприятия:
ЧП
= П + ЗП, (3)
где
П— прибыль;
ЗП
— расходы на оплату труда. [10,c.6]
Отношение
чистой продукции к среднесписочной численности работников является показателем
производительности труда, т.к. труд в торговле будет производительным, то есть
плодотворным, не только, когда принесет рост объемного показателя — товарооборота,
но и когда будет способствовать росту материального интереса работника и
предприятия. Этот двусторонний материальный интерес и заключается в показателе
чистой продукции в расчете на человека, который рассчитывается по формуле
ПТчп
= ЧП:Ч, (4)
где
ПТчп — производительность труда, рассчитанная на основе чистой продукции.
Развитие
этого показателя также должно идти более быстрыми темпами, чем рост средней
заработной платы.
Третий
показатель производительности труда определяется на основе показателя прибыли,
полученной предприятием, по формуле
ПТп=П:Ч,
(5)
где
ПТп — производительность труда, рассчитанная на основе показателя прибыли.
Этот
расчет производительности труда правомерен, так как отражает цель деятельности
каждого предприятия. Производительность труда по прибыли также должна расти
быстрее, чем увеличивается средняя заработная плата.
Есть
еще одно соотношение, которое каждое предприятие, выходящее на рынок и желающее
быть конкурентоспособным, должно выдерживать. Это соотношение требует более
быстрого роста производительности труда в сравнении с ростом
фондовооруженности. В противном случае все затраты на развитие материально-технической
базы не будут эффективными. Только первое время после закупки оборудования
нарушение этого соотношения может быть оправдано. [10,c.7]
Один
и тот же объем товарооборота, сумма чистой продукции и прибыли в расчете на
одного работника могут быть получены в разных условиях. Поэтому для оценки
деятельности торговых предприятий надо полученный эффект (результат) соизмерять
не только с количеством занятых в отрасли работников, но и учитывать качество
обслуживания населения, экономию издержек потребления.
Если
относительно высокий показатель товарооборота на одного работника или его рост
являются следствием неудовлетворительной обеспеченности торговой сетью,
неукомплектованности продавцами и низкой культуры торговли, то это не
свидетельствует о росте эффективности труда работников.
Таким
образом, основным показателем экономической эффективности труда является его
производительность, а социальной стороны эффективности труда — развитие
прогрессивных форм продажи товаров, развитие услуг, оказываемых населению, и
другие показатели, характеризующие качество торгового обслуживания.
Эффективность
труда работников торговли в целом может быть определена по формуле
Эт=ПТхК,
(6)
где
Эт — эффективность использования живого труда;
ПТ
— производительность труда торговых работников, рассчитанная по одному из
предлагаемых выше показателей;
К
— обобщающий показатель качества торгового обслуживания.
Факторы
повышения производительности труда можно классифицировать по трем направлениям:
1)
факторы, создающие условия для роста
производительности труда: уровень развития науки, повышения квалификации
работников, укрепление трудовой дисциплины, сокращение текучести кадров и др.)
2)
факторы, способствующие росту производительности
труда: материальное и моральное стимулирование, совершенствование оплаты труда,
внедрение научно и технически обоснованных норм труда, внедрение прогрессивной
технологии и др.
3)
факторы, непосредственно определяющие уровень
производительности труда на предприятии: механизация и автоматизация
производственных процессов, улучшение качества труда, ликвидация простоев,
устранение брака, совершенствование управления и организации труда и др.
Но,
тем не менее, наиболее важными факторами оказывающими влияние на
производительность труда является розничный товарооборот и численность торговых
работников. [24, c.176]
Таким
образом, производительность труда торговых работников определяется целым рядом
технических, технологических, организационных, экономических и социальных
факторов и в свою очередь оказывает большое влияние на конечные результаты
хозяйственной деятельности. При этом существуют множество показателей
позволяющих всесторонне оценить производительность труда работников торгового
предприятия.
Выполним
анализ эффективности использования трудовых ресурсов на практическом примере.
3.Анализ
эффективности использования трудовых ресурсов в организации
3.1 Организационно
экономическая характеристика организации
ОАО «Минск-Сервис» основано в 1967 году в
соответствии с решением Собрания уполномоченных по территориальному признаку на
основе объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для
торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности, в целях
удовлетворения материальных и иных потребностей его членов и прошло
перерегистрацию в 2004 году решением Минского исполкома № 161 от 07 апреля 2004
года.
Общество на добровольной основе входит в
Белорусский республиканский союз потребительских обществе с сохранением полной
хозяйственной самостоятельности и статуса юридического лица.
Общество осуществляет следующие виды
деятельности:
-
торгово-закупочная и посредническая
деятельность;
-
организация оптовой и розничной торговли,
общественного питания;
-
оказание платных услуг населению
-
экспортно-импортные операции, иная
внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим
законодательством;
Общество является юридическим лицом, форма
собственности частная: имеет в собственности обособленное имущество,
учитываемое на самостоятельном балансе.
Высшим органом управления Общества является
Собрание уполномоченных. Общество самостоятельно организует и обеспечивает свою
трудовую, финансовую, хозяйственную и иные виды деятельности, разрабатывает
необходимые для этого внутренние положения и другие акты локального характера.
Общество самостоятельно заключает и контролирует
исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций,
предприятий
В 2007 году торговую деятельность осуществляет
60 магазинов, торговой площадью 5713 кв.м., из них;
-
продовольственных 17 торговой площадью - 1365
кв.м.
-
непродовольственных - 8 торговой площадью 1708
кв.м.
-
смешанных торговой площадью - 2640 кв.м.
-
ларьков - 3
-
автомагазинов -2
Изменение количественного состава торговой сети
за 2005 – 2007 гг. отражается в таблице 3.1.
Таблица 3.1 Размещение и количественный состав
торговой сети ОАО «Минск-Сервис» за 2006 – 2007 гг.
|