Меню
Поиск



рефераты скачать Этнические, национальные и религиозные особенности в формировании здорового образа жизни

2. Здоровье человека, его телесно-духовная ценность является тем краеугольным камнем, на котором строятся совместные усилия медицинских, образовательных, спортивных учреждений и религиозных объединений по формированию ценностного отношения к здоровью.

3. Насущными задачами в деле налаживания сотрудничества государственных структур и религиозных объединений являются:

- создание по необходимости в медицинских учреждениях условий для проведения религиозных обрядов;

- расширение благотворительной помощи со стороны религиозных объединений;

- ознакомление медицинских специалистов с религиозными основами биоэтики;

- координация действий верующих медиков по обмену опытом в оздоровительной и лечебной деятельности.

4. Особая необходимость диалога между медициной и религией вызвана биоэтическими проблемами: контрацепции, трансплантации органов, генной инженерии, клонирования, эвтаназии и других. Решение их должно осуществляться на основе свободы выбора личностью тех методов воздействия на организм, которые не противоречат её религиозности.

5. Для поддержания здоровья личности и народа в профилактических мероприятиях насущной задачей является создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом, исключающем допинговую соревновательность.

6. Сохраняют актуальность и вопросы гарантирования безопасности от использования оккультных, зависимых состояний, недопущения использования лечебных практик без соответствующего медицинского сопровождения, ,

7. При оказании религиозно-ориентированной помощи больным и в профилактической работе важно обеспечить межконфессиональное согласие, не превратить это благое дело в источник распрей и вражды. И главным рецептом от этой болезни нетерпимости является учет интересов всех сторон.


2.2 Роль религиозных организаций в охране здоровья в современном российском обществе.


Несмотря на кажущееся различие и противоборство всех мировых религий между собой, бесспорным остается факт, что все они направлены на формирование у человека установок на ведение здорового образа жизни и содержат схожие императивы об этических и медицинских нормах жизнедеятельности. Анализируя нормы, устанавливаемые религиозными организациями, относительно следующих основных угроз здоровью, очевидны общие черты:

1.                Аборт резко осуждается и признается как неблагоприятный фактор ухудшающий состояние здоровья нации;

2.                Употребление ПАВ неприемлемо, причем это утверждается не только современными священнослужителями (как в случае с абортом), но также подробно рассматривается в древнейших религиозных книгах с позиции максимального ограничения. Религиозные организации также играют огромную роль, предлагая современной медицине эффективный альтернативный путь преодоления патологической зависимости от вредных привычек;

3.                Личная гигиена как барьер для распространения инфекционных заболеваний. У мусульман, например, личная гигиена сакрализована, что имело определенные исторические предпосылки: бытовые условия кочевых племен в засушливой климатической зоне затрудняли поддержание чистоты тела при сопутствующем риске развития инфекционных заболеваний. Считается, что применение омовения в качестве религиозного ритуала повышало распространенность основ гигиены за счет предубеждений веры.

4.                Любая религия расставляет приоритеты в значении пищи для жизни человека, строго определяя качественный и количественный состав продуктового рациона. Источником этих приоритетов является культурно-историческая основа конкретного этноса и степень богатства природных ресурсов в коренной для данной религии местности.

5.                Нематериальная сущность религиозной веры предполагает также утверждение определенных психологических установок (т.н. «духовной позиции»). Определяются границы и способы развития умственной работоспособности и  методы адаптации и реабилитации при неврозах и т.д.

С другой стороны, несмотря на некоторые схожие черты, все религии имеют определенные различия. В условиях этнического и национального разнообразия населения России представляется необходимым особо отметить три наиболее распространенных религиозных течения: православное христианство, мусульманство (ислам) и буддизм.


2.2.1. Православие.

Православие рассматривает человека в триединстве: Дух, душа и тело. А медицина исключает Дух, избирая объектом внимания только душу и тело- правда, при этом часто признавая, что душа доминирует, так как в практике именно психофизические расстройства преобладают. Православие же считает, что очень много зависит от Духа человека, выстраивая такую иерархию: Дух, душа, тело. При этом ни в коей мере церковь не призывает забыть о теле. Наоборот - грех не заботиться о нем, ведь тело - сосуд Духа.

Среди грехов - болезней, разрушающих как личность, так и род, и народ, Православная Церковь называет семь смертных грехов: чревоугодие, пьянство, распутство, жадность, гнев, гордыня, уныние. Существенно снижают сопротивляемость организма болезням: грубость, себялюбие, повышенная тревожность, суетность, тщеславие. Напротив, полезны для здоровья переживания таких благородных чувств, как: приветливость, бескорыстие, беспристрастие, терпение, благожелательность, стойкость, правдивость, совестливость, сострадание, ясность ума, детская способность взрослого человека удивляться (эмоция, свойственная только человеку).

Одно из непременных условий жизни православных людей - соблюдение постов. Пост - это не только запреты на определенные продукты питания, но и большая духовная работа. Это особые периоды, когда Господь показывает человеку, как мало ему надо, освобождает ему время для раздумий о божественном. А результаты поста в чисто телесном плане - чистка организма, укрепление здоровья.

В связи с низкими демографическими и социально-экономическими показателями жизни горожан и необходимостью активизации использования духовных начал в решении данных проблем, Православная епархия России предлагает проведение ряда мероприятий:

·                   организацию часовен и молельных комнат в лечебно-профилактических учреждениях;

·                   содействие медицинскому персоналу православного вероисповедования в консолидации по духовному окормлению пациентов и их родственников;

·                   систематические выступления перед медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений по проблемам духовного окормления;

·                   организацию при лечебно-профилактических учреждениях обществ православных врачей и сестер милосердия.


2.2.2. Буддизм

За свою 2500-летнюю историю буддизм направлял свою энергию внутрь в стремлении научить ум понимать психическое состояние счастья, опознавать и обезвреживать источники негативных эмоций и культивировать такие эмоциональные состояния, как сочувствие, для улучшения жизни человека и общества. Уже в течение нескольких десятков лет в США проводятся научные исследования кратковременного воздействия медитации на нервную систему. Обнаружилось, что медитация сокращает показатели стресса, например, ускоренное сердцебиение и потоотделение. Эти исследования стали основой для тренингов на расслабление. Однако буддийская практика делает упор на необратимые изменения в психической активности, а не только на кратковременные результаты. И учёных всё больше интригует тот нервный и физический стимул для долговременных изменений, который достигается годами интенсивной практики.

Отличительной чертой буддизма с позиции здравоохранения является духовная направленность жизнедеятельности на обретение гармонии с окружающим миром. Единение с природой прослеживается в традиционной медицине тибетских монахов, вегетарианстве, упоре на внутреннее самосовершенствование предпочтительно к внешнему.


2.2.3. Ислам

Каждая религия по-своему воспитывает своих приверженцев. Респондентов спросили[1], чему, по их мнению, учит, как воспитывает людей ислам. На этот вопрос попробовали ответить 53% опрошенных. При этом 25% высказали позитивно окрашенные суждения, 24% - негативно окрашенные, а 12% - нейтральные, неопределенные или двойственные.

По мнению опрошенных, отметивших положительные воспитательные свойства ислама, эта религия прививает своим приверженцам нравственные ценности, учит "доброте, чистоте, верности, трудолюбию, дружбе", "мужеству", "миролюбию, человеколюбию", "честности, справедливости", "уважению старших", "соблюдению традиций", "миру, согласию", "хорошему поведению молодежи". Кроме того, ислам учит вести "здоровый образ жизни", запрещает "гулять", "пить и курить". Иными словами, респонденты, позитивно оценивающие воспитательную роль ислама, говорили о законах общежития, которые предписывает соблюдать эта религия.

В исламе большое значение уделяется чистоте и гигиене человека. Символично, что каждая книга по мусульманскому праву, как правило, начинается с раздела «Очищение» («Тахара»).

Неотъемлемой частью мусульманской культуры являются горячие бани. Эти гигиенические сооружения появились в Мавароуннахре и Туркестане на основе имеющихся местных бань только с внедрением ислама. Привнесенная с Ближнего Востока конструкция получила здесь дальнейшее развитие. В Ташкенте открыта и изучена археологами баня конца XV-XVI веков.

Элементы нравственного отношения к природе, объектам экосистемы, принципы здорового образа жизни и формирования философии здоровья присутствуют в священных писаниях ислама, в которых мусульманам рекомендуется искать корни экологических знаний и использовать эти знания в решении современных проблем окружающей среды и здоровья населения.

На основе концепции ислама, учений и произведений мыслителей исламской цивилизации и культуры, социально-философского наследия предшествующих поколений необходимо возродить и внедрить в сознание населения древние традиции соблюдения требований санитарии и гигиены и последовательно добиваться, чтобы эти вековые традиции стали твердым убеждением каждого человека, обязательным практическим навыком и жизненной потребностью.

Так, на основе священных писаний и источников было рекомендовано разработать религиозно-этические основы экологии, которые позволили бы сохранить равновесие между человеком и природой. Требуется пропаганда этических основ экологии, идей здорового образа жизни среди широких масс. При этом необходимо уделить особое внимание бережному и экономному расходованию воды.

В конечном итоге все это должно быть направлено на то, чтобы с использованием изречений из Корана, Хадиса и других священных книг ислама в общественных местах (на Амри-маърифах, пятничных молитвах, в мечетях) глубже и всестороннее раскрывать опыт и традиции исламской культуры по сохранению и приумножению природных богатств, ведению правильного и здорового образа жизни.


Выводы


1. Здоровый образ жизни в настоящее время понимается в качестве самой оптимальной формы поведения граждан, в связи с чем возникает острая необходимость изучения его понятия, основных принципов и технологий пропаганды. Структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное единство всех сторон материально-бытового, природного, социокультурного и духовного бытия человека, реа­лизуемого через структурный, энергетический и информацион­ный каналы.

2. Для формирования и осуществления здорового образа жизни может быть применима информационная система, плодотворно использующая и реализующая соответствующие системы физи­ческой культуры, медицины, кибернетики, физиологии, психологии, педагогики и т.д. и учитывающая основные особенности контингента и целей, условий и факторов, влияющих на валеологическую деятельность, организуемую и обеспечиваемую социальными и производственно-техническими, научно-информационными и коммуникационными инфраструктурами и т.п. Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального значения — важен конечный результат.

3. Опираясь на принцип преемственности социокультурных связей и установок от одного поколения в обществе к другому, необходимо отметить особую роль национальных традиций и обычаев, а также деятельности религиозных организаций в формировании здорового образа жизни. Специфика данных явлений заключается в генотипическом, подсознательном укоренении основных постулатов культуры, к которой принадлежит человек.

4. Роль социального работника в описанной проблеме состоит в консолидации и контроле совместных усилий различных религиозных организаций и светской власти по качественному отбору и обеспечению эффективной реализации мер, направленных на формирование у населения установок на здоровый образ жизни. При этом религиозно-этнические традиции выступают в качестве содержания работы, а деятельность государственных органов – как механизм реализации конкретных практических мер.

Заключение


Усиление деструктивных тенденций в современном российском обществе в целом неблагоприятно сказывается на каждом гражданине страны. Неблагоприятная экологическая ситуация, широкая распространенность употребления психоактивных веществ, нерациональное питание и иные негативные факторы создают реальную угрозу для благосостояния населения. В этой связи стоит отдельно выделить роль здорового образа жизни в улучшении общей динамики здоровья людей. Осуществление мер государственной социальной политики должно иметь под собой прочную идеологическую основу. Таким фундаментом в России исторически являлась церковь и религия в целом. Преимущества религиозной идеологии обнаруживаются в ее аутентичном распространении за счет преемственности связей поколений, укреплении постулатов на духовном уровне, который не подвергается критическому анализу.

Наряду с культурой, наукой, образованием, религиозные моральные ценности являются необходимым компонентом, фактором духовного обогащения, развития человека, развития его морально-нравственных качеств, а также основанием оказания помощи. Роль религии в обществе – невидимое воспитание в каждом человеке морально-этических норм, правил поведения в повседневности, сочувствия, великодушия, сострадания, человеколюбия.

Таким образом, налицо колоссальный потенциал религиозных организаций и национальных традиций в воспитании нравственной культуры личности, который может и должен быть рационально использоваться во благо людей.

Литература


1.                 Ильин, И.А. Религиозный смысл философии [Текст] / И.А.Ильин –  М.: Изд-во АСТ, 2003. – 572 с.; 22 см. – Библиогр.: с. 560-566. -  3000 экз.

2.                 Православие в исторических судьбах Юга России [Текст] / Южнороссийское обозрение ИППК при РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 16. Сб. статей. Отв. ред. В.В. Черноус. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003.

3.                 Леонтьев, К.Н. Византизм и славянство [Текст] К.Н. Леонтьев, - М.: Хранитель, 2007. – 332с.

4.                 Макроэкономика и здоровье [Текст] ; инвестирование в здравоохранение в интересах экономического развития; – Женева, Всемирная организация здравоохранения, 2001 г.

5.                 Ромашин О.В. Социальные аспекты здоровья населения России ХХI века [Текст] // III Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии. ; Тезисы докладов. – СПб. : Питер, 1996. – 350 с. –  с. 189-190.

6.                 Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [Текст] : [принят Государственной Думой 7 июля 1995г.]  : офиц. текст : по состоянию на 30 декабря 2006 N 276-ФЗ.

7.                 Седова, Н.Н. Правовые основы деятельности этических комитетов медицинских учреждений в России [Текст] / Е.П. Ткач, Т.А. Малейченко ; Социальное и пенсионное право, 2006 - № 4. - 0,5 п.л.




[1] Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения. 14 июня 2003 года. 1500 респондентов


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.