Этнические, национальные и религиозные особенности в формировании здорового образа жизни
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
Курсовая работа по дисциплине
«Основы социальной медицины»
На тему: «Этнические, национальные и религиозные
особенности в формировании здорового образа жизни»
Выполнила: студентка
2-го курса гр. СР-061
Бембешева В.А.
Научный руководитель:
асс. Мулик Ю.А.
ВОЛГОГРАД 2008
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания изучения здорового
образа жизни в социальной медицине. 5
1.1 Понятие и принципы здорового образа жизни. 5
1.2 Проблема распространения здорового образа жизни в
макросреде государства. 11
Глава 2. Влияние национальной и религиозной
принадлежности в формировании ЗОЖ. 16
2.1 Значение национальных традиций различных культур в
сохранении здоровья. 16
2.2 Роль религиозных организаций в охране здоровья в
современном российском обществе. 20
2.2.1. Православие. 22
2.2.2. Буддизм_ 23
2.2.3. Ислам_ 24
Выводы_ 26
Заключение 27
Литература_ 28
В последнее время, когда стало понятно, что медицина не может не только
предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом патологии, интерес
к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание и
специалистов, и широких кругов населения. Это не в последнюю очередь
обусловлено осознанием истинности и серьезности древнего изречения: искусство
продлить жизнь — это искусство не укорачивать ее.
Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека
обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. В
настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики
заболеваний. Подтверждается это, в частности, тем, что в США снижение
показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%,
увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с
успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией
образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин
ведут нездоровый образ жизни.
Жизнедеятельность человека во многом детерминируется сложившимися в
течение длительного времени культурными традициями общности, в котором растет и
воспитывается индивид, в котором жили старшие поколения. Комплекс культурных
традиций общества на практике представлен национальной, этической и религиозной
спецификой народности.
Эти традиции формировались, развивались и изменялись в течение всего
исторического процесса под действием различных эндогенных и экзогенных
факторов. В результате образовались многообразные по форме и функциям
культурные нормативы, выраженные в виде традиций, обычаев, ритуалов и др.,
которые оказывают влияние практически на все сферы человеческой
жизнедеятельности.
Цель работы – выявить положительный опыт формирования здорового образа
жизни в группах представителей традиционных религий России.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1.
Определить
современное понимание и основные принципы здорового образа жизни.
2.
Оценить
роль национальных традиций сохранения здоровья населения.
3.
Охарактеризовать
традиционные религии с точки зрения валеологии.
1.1
Понятие и принципы здорового образа жизни.
По определению ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического,
душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических недостатков. Нетрудно видеть, что в этом определении здоровье
рассматривается как противопоставление болезни: или человек здоров, или он
находится в болезни. Существуют различные классификации понятия здоровья.
Например, выделяется «здоровье населения» как статистическое понятие,
характеризующееся комплексом демографических показателей: рождаемостью,
смертностью, уровнем развития, заболеваемостью, средней продолжительностью
жизни, а также социально-биологическими показателями. Понятие «общественного
здоровья» рассматривается как здоровье групп (возрастно-половых, социальных,
профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в
различных странах, регионах. Общественное здоровье является результатом
социально опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека,
группы населения. Понятие «здоровье популяции» рассматривает процесс
социально-исторического развития психосоциальной и биологической
жизнедеятельности населения в ряду поколений, повышения трудоспособности и
производительности общественного труда, совершенствования психофизиологических
возможностей человека.
Межведомственная комиссия по охране здоровья населения Совета
безопасности России определила здоровье «как ведущий системообразующий фактор
национальной безопасности». Комиссия считает здоровье эквивалентом и
выражением свободы деятельности человека. Под национальной же безопасностью понимается
защищенность жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз:
агрессии, экономического спада, экологических катастроф. Если же здоровье
популяции, среда обитания, снижение рождаемости, рост смертности выходят из-под
контроля, то не может быть и безопасности. В литературе достаточно часто
встречаются словосочетания «физическое здоровье», «психическое здоровье» и
целый ряд других. Признавая методологическую их неправомерность, так как
здоровье понимается как интегральный показатель функционирования организма в
целом, при рассмотрении отдельных вопросов допустимо их использование.
В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два
отправных фактора — генетическую природу данного человека и ее соответствие
конкретным условиям жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий
генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека,
конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и
укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его
социально-биологических функций.
В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на
индивидуализации самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть
столько, сколько существует людей. В установлении здорового образа жизни для
каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип
высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм
вегетативной нервной регуляции и т.д.), так и возрастно-половую принадлежность
и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию,
традиции, условия труда, материального обеспечения, быта и т.д.). Важное место
в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного
человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным
стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.
Отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:
1. Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек
как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
2. В реализации здорового образа
жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
3. В основе формирования
здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на
воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических
возможностей и способностей.
4. Здоровый образ жизни является
наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной
профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.
Таким образом, программа и организация здорового образа жизни для данного
человека должны определяться следующими основными посылками:
—индивидуально-типологическими
наследственными факторами;
—объективными
социальными условиями и общественно-экономическими факторами;
—конкретными
условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и
профессиональная деятельность;
—личностно-мотивационными
факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека, и степенью их
ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.
Структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное
единство всех сторон материально-бытового, природного, социокультурного и
духовного бытия человека, реализуемого через структурный, энергетический и
информационный каналы. Указанные каналы обеспечения здоровой жизнедеятельности
человека отличаются двумя важными особенностями:
1.Любое
средство действует на организм человека в целом, а не на одну какую-либо
отдельную систему. Так, структурный аспект требует в своей реализации участия
генетического аппарата всех клеток организма, ферментных систем,
пищеварительной системы, дыхательного аппарата, терморегуляции и т.д. Такое же
положение складывается и относительно двух остальных каналов обеспечения бытия
человека.
2.Любое
средство обеспечения жизнедеятельности реализуется практически через все три
канала. Так, пища несет в себе и структурный, и энергетический, и
информационный потенциал ;движение оказывается условием активизации
пластических процессов, регулирует энергетический поток и несет важную для организма
информацию, обеспечивающую в конечном итоге соответствующие структурные
перестройки.
Таким образом, уклад жизни человека должен учитывать сложность
организации организма человека и многообразие его взаимоотношений с окружающей
его средой, а сам человек должен определяться следующими характеристиками:
·
физическим
состоянием, определяемым гомеостатическими показателями; физическим развитием
как процессом и результатом изменения в становлении естественных
морфологических и функциональных свойств и параметрических характеристик
организма в течение жизни;
·
физической
подготовленностью как интегративным сложным компонентом физического
совершенства человека;
·
психомоторикой
как процессом, объединяющим, взаимосвязывающим психику с ее выражением —
мышечным движением;
·
психическим
состоянием — сложным и многообразным, относительно стойким явлением, повышающим
или понижающим жизнедеятельность в сложившейся ситуации;
·
психологическими
свойствами личности человека, его обликом как дееспособного члена общества, сознающего
свою роль и ответственность в нем;
·
социальным
образованием реальности как продукта общественного развития и как субъекта
труда, общения и познания, детерминированного конкретно-историческими условиями
жизни общества;
·
духовностью
как «одним из самых главных заблуждений человечества — это отрыв от
материального» (по Н. Рериху).
Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни должна
включать следующие факторы: аддероптимальный двигательный режим; тренировку
иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическую регуляцию;
психосексуальную и половую культуру; рациональный режим жизни; отсутствие
вредных привычек; валеологическое самообразование.
Для формирования и осуществления здорового образа жизни может быть применима
информационная система, плодотворно использующая и реализующая соответствующие
системы физической культуры, медицины, кибернетики, физиологии, психологии,
педагогики и т.д. и учитывающая основные особенности контингента и целей,
условий и факторов, влияющих на валеологическую деятельность, организуемую и
обеспечиваемую социальными и производственно-техническими,
научно-информационными и коммуникационными инфраструктурами и т.п.
Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается
своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет
принципиального значения — важен конечный результат. Эффективность же здорового
образа жизни для данного человека можно определить по ряду следующих
биосоциальных критериев:
1. Оценку морфофункциональных показателей здоровья:
—уровень
физического развития;
—уровень
физической подготовленности.
2. Оценка состояния иммунитета:
—количество
простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
—при
наличии хронического заболевания — динамику его течения.
3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни:
—эффективность
профессиональной деятельности;
—активность
исполнения семейно-бытовых обязанностей;
—широту и
степень проявления социальных и личностных интересов.
4. Оценка уровня валеологических показателей:
—степень
сформированности установки на здоровый образ жизни;
—уровень
валеологических знаний;
—уровень
усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением
здоровья;
— умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья
и программу здорового образа жизни.
Суммируя данные об эффективности перехода к здоровому образу жизни, можно
считать, что он:
— положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов
риска, заболеваемость и как результат — уменьшает затраты на лечение;
— способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и
долговечной;
— обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье
детей;
— является основой реализации потребности человека в самоактуализации
и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный
успех;
— обусловливает высокую работоспособность организма, снижение
усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе —
высокий материальный достаток;
—позволяет
отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет
времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;
—обеспечивает
жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.
В современном обществе одной из глобальных проблем является резкое
нарастание противоречий между обществом и природой планеты, ускоряющееся
приближение глобального экологического кризиса. Это проявляется в целом ряде
разрастающихся региональных очагов экологических проблем и кризисов, которые,
соединяясь друг с другом, занимая все большие территории, в итоге приобретают
континентальные, межконтинентальные и глобальные масштабы.
Почти три десятилетия, прошедшие с того времени, были отмечены активной
деятельностью прогрессивно мыслящей западной интеллигенции и все более широких
слоев населения по пропаганде экологических знаний, по борьбе с надвигающимся
экологическим кризисом, по охране окружающей природной среды и здоровья
человека. Это принесло ощутимые положительные результаты. В большинстве стран
был принят целый ряд юридических документов государственных масштабов по экологическому
контролю за деятельностью промышленных и других предприятий, по охране
окружающей среды и здоровья человека. Среди широких слоев населения
распространяется понимание катастрофических последствий экологической угрозы и
необходимости ее предотвращения, осознанное представление о необходимости
охраны окружающей природы как живого источника собственного существования, а
также о необходимости беречь и восстанавливать свое здоровье. Таким образом,
сформировался культ здоровья и здорового образа жизни как поощряемого и
престижного способа существования.
Страницы: 1, 2, 3
|