Меню
Поиск



рефераты скачать Этнические, национальные и религиозные особенности в формировании здорового образа жизни

В отличие от Запада в России изменения социальных процессов, связанные с экологической проблематикой, значительно запоздали. С одной стороны, это обусловлено тем, что научно-технический прогресс у нас в целом шел более медленными темпами, а потому и негативные его последствия, экологические проблемы стали появляться позднее. С другой стороны, сказались территориальные особенности нашего государства. Объективно, огромные просторы России и богатства ее природных ресурсов длительное время могли нивелировать катастрофический характер социально-экологических воздействий на природу и человека. Субъективно же это выразилось в том, что не только у широких слоев населения, но и у части специалистов, теоретиков и практиков, укоренилось ложное представление о том, что богатства России неисчерпаемы, природа бескрайняя, человек в целом здоров. Это неверное и благодушное отношение к надвигающимся кризисным явлениям также сыграло отрицательную роль.

В результате примерно в 80-е годы в разных регионах нашего государства экологические проблемы, которым не было уделено должного внимания, стали катастрофически нарастать. Кроме того, положение усугубили кризисные социальные перестроечные процессы 80-90-х годов, связанные с резким падением уровня жизни, социальной защищенности, с ухудшением духовно-нравственного состояния и потерей идеалов у широких слоев населения. Это привело к тому, что экологическая обстановка резко ухудшилась и стала критической, а меры по ее оздоровлению значительно запоздали. Некоторое же ослабление экологических проблем в ряде промышленных регионов в последние годы обусловлено не их целенаправленным разрешением, а резким падением отечественного производства, например, частичной или полной остановкой ряда предприятий, и в связи с этим - уменьшением вредных выбросов в окружающую среду.

Негативное влияние объективных и субъективных факторов в ряде регионов России подорвало основы существования природных биоценозов или целых ландшафтов, а также основы здорового существования населения этих областей. Резко ухудшилась не только экологическая, но и социально-демографическая ситуация. Катастрофически снизилась рождаемость, предельно возросла заболеваемость и смертность населения, вновь начали вспыхивать очаги эпидемий, которые были крайне редкими или с которыми, казалось бы, уже давно покончено (туберкулез, сифилис, скарлатина, холера). Неуправляемыми становятся новые страшные эпидемии, такие как СПИД. Впервые в истории России наркомания приобрела характер широкомасштабной наркоэпидемии [ ]. Все это, вместе с резким ухудшением жизни большинства россиян, создало прямую угрозу генофонду нации, а, следовательно, и угрозу существованию российской цивилизации и государственности.

Однако, несмотря на целый комплекс разрушительных последствий, экологическая политика государства проводится крайне вяло, а о реальном оздоровлении населения сегодня вообще не приходится говорить. Культ здоровья и здорового образа жизни является жизненно важным делом лишь для очень небольшого количества людей, в основном энтузиастов. Он не стал предметом пристального внимания и соблюдения большинством населения государства. Хотя вспомним, что в западных странах культ здоровья становится важнейшей составляющей жизнедеятельности, пропагандируется и поддерживается государством.

Высокий уровень физического и психического здоровья необходим для нормального функционирования человека в повседневной жизни. Ориентация на повышение показателей качества жизни россиян и формирование установок на здоровый образ жизни у населения не может происходить стихийно, оно должно целенаправленно управляться. Ценностное отношение к здоровью предполагает не только создание соответствующих социально-гигиенических условий для нормальной жизнедеятельности, но и мотивацию населения на индивидуальное формирование здорового образа жизни, что должно вписываться в программу социальной политики, как неотъемлемая составная часть по защите граждан и являться предметом постоянного социального контроля и управления.

Для большинства населения характерны неадекватная оценка своего здоровья и отсутствие личной ответственности за его состояние. Здоровый образ жизни имеет определенную жизненную ценность и, в целом, для большинства характерны установки на профессиональную и личностную самореализацию. Однако эта ценность является недостаточно осознанной. Об этом свидетельствует тот факт, что многие считают, что они ведут здоровый образ жизни, однако в реальности не придерживаются его норм.

Чтобы определить пути и способы формирования установок населения на здоровый образ жизни необходимо выполнение следующих задач:

- выяснить методологические возможности социологии медицины в изучении мотивации к здоровому образу жизни;

- определить медико-гигиенические особенности различных категорий населения;

- показать степень включенности представлений граждан о здоровом образе жизни на различных возрастных этапах;

Феномен здоровья обладает существенной спецификой. Сложность его изучения состоит в том, что в основе поведения, связанного со здоровьем, лежат самые различные потребности. При этом значительная часть видов поведения, оказывающих влияние на здоровье, обуславливается мотивами, никак не связанными со здоровьем. Всё это осложняет изучение поведенческих показателей здоровья и факторов, их обуславливающих.

Одними из существующих показателей, характеризующих отношение индивида к своему здоровью, являются самооценка здоровья, место здоровья в системе жизненных ценностей, наличие привычек у индивида, связанных с курением табачных изделий, употреблением алкоголь содержащих напитков и наркотических средств.

В системе жизненных ценностей индивида здоровье как базовая ценность занимает, согласно отечественным исследованиям, 3-4-е место после семьи, работы. Здоровье заняло высокое место в структуре ценностей потому, что, будучи качественной характеристикой личности, оно способствует достижению многих целей и различных потребностей человека. По литературным данным, в условиях сегодняшней экономической и социальной реальности, здоровье выступает иногда как единственное средство достижения поставленных задач, что делает его в большей степени объектом эксплуатации, а ценность здоровья становиться всё больше инструментальной. Это утверждение относится, прежде всего, к молодёжи, вступающей в жизнь без материальной и социальной поддержки со стороны родителей.

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закреплен приоритет профилактических мер в укреплении и охране здоровья населения. Активно развивается сотрудничество с ВОЗ и его Европейским региональным бюро, другими организациями в рамках международных комплексных профилактических программ СИНДИ, МОНИКА, борьба со СПИДом, курением, другими вредными привычками.

 Более целенаправленной стала организационно-методическая деятельность Государственного НИЦ профилактической медицины в выполнении превентивных программ. Для научно-методического обеспечения службы медицинской профилактики и укрепления здоровья создан Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья.

Вместе с тем в работе по предупреждению заболеваний имеются существенные недостатки. В некоторых регионах России центры медицинской профилактики утратили свою самостоятельность, штатную численность и квалифицированные кадры. В ряде случаев после слияния с врачебно - физкультурными диспансерами, информационно-аналитическими учреждениями и т.п. они лишились возможности выполнять свои организационно-методические функции: выявление факторов риска, использование современных методов диагностики заболеваний и коррекции здоровья, разработку и реализацию целевых профилактических программ, а также мер коллективной и индивидуальной профилактики. Так, в г. Москве, в системе здравоохранения вообще отсутствует центр медицинской профилактики.

 Кроме того, некоторые органы управления здравоохранением ставят вопрос о прекращении финансирования центров медицинской профилактики из бюджета здравоохранения, полностью или частично упразднили должности врачебного и среднего медицинского персонала, занятого вопросами медицинской профилактики в лечебно - профилактических учреждениях.



Глава 2. Влияние национальной и религиозной принадлежности в формировании ЗОЖ.

 

2.1 Значение национальных традиций различных культур в сохранении здоровья.


В жизнедеятельности человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который не сказывался бы на той или иной стороне здоровья. Вот почему сам перечень таких аспектов жизнедеятельности может быть практически беско­нечным. Помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный и многие другие субстраты. При этом в оценке здоровья исключительно важное значение имеют морально волевые и ценностно-мотивационные характеристики. Нельзя недооценивать и личностно-психологический, свойственный лишь человеку компонент (в виде внушения и самовнушения).

Участие религиозных организаций в общественной жизни имеет давние исторические традиции. Духовная и материальная помощь нуждающимся – органическая часть религиозно-нравственной культуры всех существовавших цивилизаций, важная часть идеологии и практики различных конфессий.

Социальные функции религии (религиозных организаций):

·                   морально-психологическая поддержка страждущих,

·                   успокоение отчаявшихся,

·                   смягчение социальной напряженности,

·                   улаживание этнических и национальных конфликтов,

·                   нейтрализация общественных язв и неурядиц,

·                   миротворческая,

·                   воспитание морально-нравственных качеств в обществе,

·                   материальная поддержка (милосердие, благотворительность и т.д.)

Религия – система нравственных предпочтений, норм и заповедей, тесно связана с вероучением, догматикой и опирающаяся на идею Бога. По своему содержанию всякая религиозная мораль – выражение интересов общества, ее действительной основой являются социально-исторические условия. Религия возникла с момента объединения людей в племена, общности, когда стояла необходимость объединения с целью борьбы с бедствиями, врагами. Объединяющая роль религии, основанная на вере в Бога, управляет судьбами людей и требует исполнения заповедей. В средние века роль церкви усиливается, тем самым она берет на себя попечительство и поддержку страждущих.

Наряду с культурой, наукой, образованием, религиозные моральные ценности являются необходимым компонентом, фактором духовного обогащения, развития человека, развития его морально-нравственных качеств, а также основанием оказания помощи. Роль религии в обществе – невидимое воспитание в каждом человеке морально-этических норм, правил поведения в повседневности, сочувствия, великодушия, сострадания, человеколюбия.

Издавна церковь создавала приходские попечительства – форма организации благотворительной деятельности в России, соединяющая конфессиональные и светские начала. Устраивались богадельни, «убогие дома», «скудельницы», ремесленные школы, больницы, школы. Из церковной казны выделялись деньги на нужды обездоленных, устраивались приюты. В последнее время российские конфессиональные организации активизировали свою социальную активность. Для координации деятельность Православной церкви при Московском патриархе создан специальный отдел по церковной благотворительности и соц. служению. В 1997г. был принят ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Основная проблема на сегодня – налаживание сотрудничества светских и религиозных организаций, координация их деятельности, совершенствование правовой базы.

Включение церкви в социальную систему осуществляется в основном через политико-идеологическую сферу, где складывается особый тип взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для внедрения религиозной идеологии в массы и тем самым способствует упрочению ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народным массам определенные стандарты поведения и мышления, стремится затормозить процесс становления классового сознания трудящихся, приглушить их недовольство против угнетателей.

Здоровый индивидуум и здоровое общество – это синонимы . Поэтому важно с детства привить человеку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем, в том числе и здоровьем нравственным. Так что же такое "здоровый образ жизни"? На наш взгляд, здоровый образ жизни – это индивидуальная система разумного поведения человека на фундаменте культурно-исторических, нравственно-религиозных и национальных традиций, присущих нашей православной цивилизации: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек, что обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (здоровье) в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие . При переходе людей к здоровому образу жизни происходит следующее:

·                   изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, исчезает экзистенциальный вакуум, обретается смысл жизни;

·                   исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;

·                   хорошее настроение формируется «гормонами радости» – эндорфинами, которые образуются в организме человека;

·                   увеличивается жизненная емкость легких, сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;

·                   половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению по времени половой и социальной зрелости.

Для перехода к здоровому образу жизни полезно переориентирование сознания и психики человека с болезни на здоровье, ибо болезнь это итог не столько физической, сколько духовной несостоятельности человека.

С точки зрения современной науки существуют несколько основных условий правильного, здорового образа жизни (ЗОЖ) и это, прежде всего социальная зрелость личности (духовность) – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности, базирующиеся на христианской этике и мировосприятии. Имеется в виду человеческая жизнь на путях добра и справедливости в непрестанном противодействии Злу, в том числе и внутри душевно-духовного мира самого человека, где, по мнению Ильина И.А., истинное местонахождение Добра и Зла.

Индифферентное или скептическое отношение современного общества секулярного гуманизма и массовой культуры к традиционным духовно-нравственным, культурно-историческим, религиозным ценностям и социальным нормам привело к тому, что современные люди - атеисты, имеющие свободу Выбора, не соединенную с социальной ответственностью, системой нравственных координат, утратили живое чувство Добра и Зла.

Взаимодействие традиционных религий и медицины в формировании здорового образа жизни необходимо обеспечивать с учетом следующих принципиальных положений:

1. Одной из причин глубокого кризиса современного состояния человека, отягощенного грузом разнообразных болезненных состояний: сердечно-сосудистых, психических, наркотических, алкогольных и других является духовная опустошенность, потеря смысла жизни и размытость нравственных ориентиров.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.