Меню
Поиск



рефераты скачать Электроснабжение 8-го микрорайона города Оренбурга

эксплуатации, правил техники безопасности, правил пожарной

безопасности.


Следует отметить, что рассматриваются переключения при нормальной работе станции, а бланки переключений при аварийных ситуациях отсутствуют.

 Кроме того, приходится констатировать тот факт, что на некоторых электростанциях зачастую инструкции создаются не для персонала, а для проверяющих инстанций настолько они разнятся от реальных технологических схем.

В связи с вышеизложенным  был предложен и разработан новый, более эффективный метод обучения оперативного персонала – программа на ПЭВМ, тренажер с определенной последовательностью действий.

16.3. Тренажер. Что это?


Слово "тренажер" - это явный неологизм, продукт 20-го века, хотя само понятие, которое в нем заключено - некое устройство для обучения человека и создания у него определенных навыков, применялось, наверняка, еще на заре цивилизации. При этом в доиндустриальном обществе тренировка осуществлялась, в основном, по принципу - "делай как я".

Тренажеры в современном понимании могли появиться и появились только в индустриальном обществе, когда возникла необходимость массовой подготовки специалистов для работы либо на однотипном оборудовании, либо со схожими рабочими действиями. Но только в последней четверти уходящего века с потрясающе быстрой компьютеризацией мирового сообщества, с созданием сложнейшей техники, эксплуатация которой связана с риском для жизни не только одного человека, возникла целая индустрия - тренажерные технологии.

Тренажерные технологии сегодня - это не только спортивные тренажеры, с которыми в основном связано это понятие в общепринятом восприятии, это сложные комплексы, системы моделирования и симуляции, компьютерные программы и физические модели, специальные методики, создаваемые для того, чтобы подготовить личность к принятию качественных и быстрых решений, что станет весьма серьезной задачей и даже проблемой в 21 веке.

В современных тренажерах и в программах подготовки и обучения, на них основанных, закладываются принципы развития практических навыков с одновременной теоретической подготовкой, т.е. тренажер способен развиваться вместе с обучаемым. Реализация такого подхода стала возможна в связи с бурным развитием и удешевлением электронно-вычислительной техники и прогрессом в области создания машинного зрения, виртуальной реальности и т.п. На базе этих технологий разработаны противоаварийные программы - тренажеры, позволяющие имитировать действия оперативного персонала детально в реальном времени.

Какие бы задачи не стояли перед конкретной тренажерной системой ее разработчики вынуждены иметь дело с общими свойствами человеческого мышления и восприятия, поэтому интересные методы и новые конструктивные решения, выработанные в одной области деятельности, могут с успехом применяться и в других, порой совершенно, казалось бы, далеких по задачам и целям.


16.7. Машинный (компьютерный) эксперимент.

В сегодняшних экономических условиях, когда даже мелкий ремонт грозит превратиться в неразрешимую проблему, цена ошибок оперативного персонала производств со сложным технологическим оборудованием многократно возрастает. Особую важность приобретает качественное обучение и постоянное поддержание квалификации и готовности персонала, его противоаварийные тренировки.

Городские сети являются человеко-машинной системой, где 80% переключений оборудования управляется человеком. В настоящее время проводится телемеханизация распределительных сетей 10 кВ, что позволяет частично автоматизировать переключения и сбор показаний. Распространенное мнение о том, что кардинальное решение проблемы аварий по вине персонала – полная автоматизация, не обоснованная ни с технической, ни с экономической точек зрения. Человек оператор принципиально необходим для управления энергообъектами.

Машинный (компьютерный) эксперимент позволяет не только сформировать моторно-рефлекторные навыки действий в сложных ситуациях, но и наглядно показать физическую сущность протекающих в оборудовании процессов, их взаимную зависимость, а также ряд существенных тонкостей, которым, к сожалению, не всегда придается значение на практике. Компьютерные модели могут также оказать неоценимую помощь при анализе аварий, как с точки зрения накопления статистики, так и путем проведения машинного эксперимента по воспроизведению аварийной ситуации.

Как показывает практика, компьютерная подготовка персонала оказывается наиболее эффективным способом обучения. Ее актуальность признана и в РАО ЕЭС России. Издан приказ № 307 от 2001 года об обязательной разработке противоаварийных программ-тренажеров. Возможности компьютера позволяют рассматривать различные схемы электрических сетей, можно создавать любую аварийную ситуацию на ЛЭП, на подстанциях, в распределительном пункте 10 кВ. Данные программы позволяют существенно уменьшить число аварий по вине персонала.



16.8 Обучение и тренировка оперативного персонала


Целью подготовки оперативного персонала – дать по возможности больше практических знаний и навыков выполнения различных операций на объекте управления посредством так называемых поведенческих тренажеров.

Суть поведенческого тренажера – полностью повторить требуемое поведение персонала в процессе управления.

Главная цель тренажеров – дать оперативному персоналу как можно больше опыта работы с ОУ (объектом управления) в различных ситуациях – фактически сводится к усвоению набора алгоритмов, для которых обычно существуют инструкции. Поэтому для закрепления этих алгоритмов требуется лишь их многократное практическое исполнение.

Алгоритм подготовки оперативного персонала кратко можно представить в следующем виде:


Оперативные

знания

 

Оперативные решения

 

Оперативные

навыки

 

 


Подробный анализ аварий в энергосистемах показывает, что для оперативного персонала характерны два вида отказов:

- неверные «механические» действия (путает ключи управления, забывает один из шагов алгоритма и при этом включает или отключает оборудование);

- неверное понимание ситуации.


16.9 Классификация тренировок


Противоаварийные тренировки должны проводится в оперативных диспетчерских управлениях (ОДУ), в диспетчерских управлениях (ДУ) энергосистем, на электростанциях, в электрических и тепловых сетях.

Диспетчерской в ОДУ считается тренировка, в которой предусматривается участие в ликвидации аварийной ситуации только диспетчеров ОДУ.

В ОДУ проводятся межсистемные и диспетчерские тренировки. Межсистемной считается тренировка, в которой аварийные ситуации являются общими для оборудования нескольких энергосистем и в которой вместе с диспетчером ОДУ участвует непосредственно подчиненный ему персонал не менее трех объектов.

В ДУ проводятся общесистемные и диспетчерские тренировки.

Общесистемной считается тренировка, в которой аварийная ситуация охватывает оборудование определенного участка энергосистемы с расположенными в ней электростанциями, сетевыми предприятиями (районами), подстанциями и другими объектами и в которой вместе с диспетчером энергосистемы участвует непосредственно подчиненный ему оперативный персонал не менее четырех районов.

Диспетчерской в ДУ энергосистемы считается тренировка, которая предусматривает участие в ликвидации аварийной ситуации только диспетчеров энергосистемы.

На электростанциях проводятся общестанционные, блочные и цеховые тренировки.

Общестанционной считается тренировка, в которой аварийная ситуация охватывает оборудование не менее половины имеющихся цехов, связанных единым технологическим процессом производства тепловой и электрической энергии в которой вместе с дежурным инженером электростанции участвует оперативный персонал этих цехов.

Блочной считается тренировка, в которой аварийная ситуация охватывает оборудование одного блока и в которой предусматривается  участие всего оперативного персонала блока.

Цеховой считается тренировка, которая проводится с персоналом одного цеха. Цеховые тренировки могут проводится одновременно с персоналом всей смены или поочередно с персоналом отдельных рабочих мест.

К цеховым тренировкам может привлекаться оперативный персонал другого цеха, оборудование которого связано с оборудованием данного цеха.

В электрических сетях проводятся общесетевые, диспетчерские, районные, участковые, подстанционные тренировки. В тепловых сетях проводятся общественные, диспетчерские, районные тренировки.

Общественной считается тренировка, в которой аварийная ситуация охватывает оборудование определенного участка сети с  расположенными в нем районами (или их частью), подстанциями и другими объектами и в которой вместе с диспетчером сети участвует оперативный персонал не менее четырех объектов или участков.

Диспетчерской в сетях считается тренировка, которая предусматривает участие в ликвидации аварийной ситуации смены диспетчеров электрических сетей (района).

Районной считается тренировка, в которой аварийная ситуация охватывает оборудование одного района и в которой участвует оперативный персонал этого района.

Участковой считается тренировка, в котонной аварийная ситуация охватывает оборудование участка и в которой участвует оперативный персонал, обслуживающий данный участок сети.

Подстанционные тренировки проводятся на подстанциях с постоянным дежурством оперативного персонала.

Рассмотренные виды противоаварийных тренировок разделяются на плановые и внеочередные.

Плановой считается тренировка, которая проводится в соответствии с годовым планом работы с персоналом, утвержденным руководством предприятия.





Для персонала ОДС ОГЭС ОАО «Оренбургэнерго» за 2003 год были разработаны следующие тренировки, представленные в таблице 36.


Таблица 36

Темы тренировок

1

На ТП-174 из-за плохого контакта в наконечнике произошло перекрытие концевой заделки на кабеле отходящей линии.

  (22  действия)


2

На РП-2 вследствие ошибочного действия персонала КЭЧ и отказа устройств РЗА на МВ ф.2-1 произошло отключение МВ ф.Ю-1.

     (50 действий)


3

Аварийное отключение силового трансформатора №1 10 кВ на РП-13 с выбросом масла.

     (35 действий)


4

Из-за обрыва двух фаз ВЛ-10 кВ фид. 48-10 на РП-48 произошло отключение МВ фид.48-10.

     (73 действий)

5

На РП-58 произошел взрыв бака МВ ф.58-1 и возгорание масла при прохождении через него тока КЗ (3).

     (120 действий)


6

На ТП-42 в щите 0,4 кВ произошло перегорание двух фаз предохранителей, вследствие падения ветки дерева и схлеста проводов.

     (26 действий)




Внеочередной считается тренировка, которая проводится сверх плана по специальному распоряжению руководства предприятия в следующих случаях:

- если произошла аварий или отказ в работе по вине персонала;

- при получении неудовлетворительных оценок по итогам плановых тренировок;

- при разборе отдельных аварий по рекомендации противоаварийных циркуляров;

- после отпуска или длительной болезни оперативных работников.

В зависимости от количества участников тренировки делятся на групповые и индивидуальные.

Групповой считается противоаварийная тренировка, проводимая несколькими участниками.

Индивидуальной считается тренировка, которая проводится отдельным оперативным работником.

Индивидуальные тренировки проводятся в следующих случаях:

- с персоналом, впервые допускаемым к самостоятельной оперативной работе после прохождения дублирования на рабочем месте;

- при ошибках, допущенных оперативным персоналом в ходе производства работ, связанных с отключением и включением агрегата механизмов, коммутационной аппаратуры;

- после аварий, происходящих в процессе пуска, остановки или отказа работы оборудования в нормальных режимах;

- при неудовлетворительных оценках, полученных в результате индивидуального контроля и в групповых тренировках, после болезни.

По методу проведения тренировки делятся на:

- тренировки по схемам;

- тренировки с условными действиями персонала;

- тренировки с воздействием на арматуру и выключатели на неработающем оборудовании (находящемся в ремонте или в резерве);

- тренировки с использованием  технических средств обучения персонала;

- комбинированные тренировки.

При разработке этих тренировок использовались тренировки по схемам с использованием технических средств обучения персонала.

Тренировки по схемам проводятся с использованием технологических схем без обозначения действия на рабочих местах и оборудовании, без ограничения времени на выполнение упражнений. В таких тренировках персоналом отрабатываются навыки быстрого принятия правильного решения и отдачи необходимых распоряжений. По такому методу следует проводить тренировки с руководящим дежурным персоналом для усвоения особенностей схемы, ее гибкости и возможностей использования при ликвидации аварий.

Тренировки по схемам позволяют выявить уровень знаний схем, их особенностей и возможностей, а так же определять сработанность персонала смены при получении информации при получении информации и отдачи распоряжений.

Тренировки с использованием технических средств обучения персонала проводятся с применением тренажеров, автоматизированных обучающих систем на базе ПЭВМ, полигонов на базе алгоритмических описаний оперативной деятельности. В таких тренировках персоналом отрабатываются навыки распознавания технологических режимов, поиска причин отказов и нарушений, планирования деятельности по устранению отклонений и нарушений, по обеспечению устойчивой работы оборудования, по формированию профессиональных приемов работы. Преимущества этого метода связаны с возможностью выполнения реальных действий, обрабатывании реакции на изменение режимов работы оборудования в реальном времени, формирования обобщенных оценок качества выполнения тренировок и всех задач, автоматизации протоколирования тренировки.



16.10 Описание алгоритма программы-тренажера

При подготовке к описанию проделывалась работа по сбору информации. То есть подобраны наиболее частые аварийные ситуации.

В данном курсовом проекте  представляю разработанную мной техническую часть 2х программ - тренажеров противоаварийных тренировок, для рассмотрения которых выбраны следующие ситуации:

1.     На РП-58 произошел взрыв бака МВ ф.58-1 и возгорание масла при прохождении через него тока КЗ (3);

2.     На ТП-42 в щите 0,4 кВ произошло перегорание двух фаз предохранителей, вследствие падения ветки дерева и схлеста проводов.



    Описание  пакета программ – тренажеров противоаварийных тренировок:


1.       Назначение – обучение оперативно – диспетчерского персонала навыкам работы при создавшихся аварийных ситуациях, отшлифовки действий до автоматизма и выработка реакции на изменение ситуации в реальном времени.


2.       Категории подготавливаемого персонала – оперативно - диспетчерский персонал, руководящий состав ДСУ.


3.       Этапы подготовки, на которых может быть использована программа - тренажер - на  этапах проведения подготовки: начальная подготовка, подготовка на оперативную должность, спец. подготовка (поддержание квалификации оперативного персонала), переподготовка на новую должность, квалификационные проверки знаний, соревнования и конкурсы профессионального мастерства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.