Наконец, еще одной чертой, задающей вид
сетевой политики, вероятно, станет замещение политических партий и движений ситуативными
конфигурациями, которые будут состоять из самостоятельных политиков. Сеть
заставляет быть то "правым", то "левым", а политическое
лидерство дается ею под конкретную задачу, поскольку в Сети кто угодно может
стать центром. (Интересно, что это же явление мы наблюдаем уже на протяжении
определенного времени в украинской власти – то есть, характеристики сетевой
политики и политики нестабильного общества во многом схожи, по крайней мере в
том, что касается изменения ситуаций и условий. Было бы хорошо, если бы схожие
условия вели к схожим следствиям, касающимся трансформации политики и
политиков).
Изложенное выше означает, что для того, чтобы
быть эффективным политиком в Сети, нужно быть более гибким и чутким, чем в
среднем сама Сеть. Соответственно, сила политической власти будет определяться
не возможностью последней принудить к подчинению, а тем, в какой мере власть
может добиться выполнения своих решений путем доказательства их правоты. 9 Наиболее эффективное воплощение этих принципов
становиться возможным, опять-таки, благодаря электронному правительству и
институтам цифровой демократии. Последняя обеспечивает возможность
корректирования правительственных решений и учет интересов по возможности
большего количества социальных групп. А электронное правительство позволяет
гражданам и бизнесу с максимальной выгодой для себя применять
нормативно-правовые акты, ориентироваться в них и самостоятельно контролировать
соблюдение законности.
Когда граждане в состоянии выступать активными
и равноправными участниками законотворческого процесса и имеют возможность не
только подвергать критике определенный закон, но принять участие в его
модернизации – это значительно уменьшает уровень социального напряжения и
непринятие власти и политических сил. То есть, власти выгодно отведение
гражданам активной роли в законотворческом процессе, поскольку так она
приобретает их поддержку. Для Украины на сегодня это более чем актуальный
вопрос, в решении которого нам есть на что опереться – процесс внедрения
отдельных правительственных ресурсов, ориентированных на граждан, начался еще в
1994 году. Тогда в рамках информационной инициативы администрацией США была
издана директива относительно обязательного раскрытия правительственной
информации через интернет.
Одной из показательных в этом плане являетс
система освещения законотворческого процесса Thomas. Начиная из января 1995 (с
104-го Конгресса) на сервере thomas.loc.gov предоставляется вся информация о
текущих событиях в Конгрессе, его комитетах и комиссиях. Исполнитель проекта –
Библиотека Конгресса. В нынешнее время Thomas содержит информацию по следующим
направлениям: законопроекты, детальная история их написания, ссылка на
соответствующие стенограммы авторов; стенограммы заседаний Конгресса; отчеты
комитетов и комиссий Конгресса; исторические документы; Конгресс на этой
неделе. Содержимое сервера обновляется каждый день утром, а во время важных
дебатов и чаще, отставая от реального события приблизительно на час.
Информационно-технологическая система в
Словении помогла разработать законодательство. Для ускоренной его разработки
была необходима информационная система, способная управлять документами и
рабочими потоками, а также сосуществовать с параллельными технологиями
бумажного документооборота. Вопрос был решен с помощью системы, позволившей
получить значительные преимущества. Одним из преимуществ, – по словам
начальника секции разработки информационных систем в Национальной Ассамблее
Бояна Вербича, стал доступ к электронным формам налоговых и других платежей, к
системе электронных государственных закупок для организаций. На
правительственном портале можно зарегистрировать товарный знак или патент,
получить информацию о разнообразных правительственных программах поддержки и
развития бизнеса, льготных схемах кредитования, консалтинге и обучении,
особенно что касается малых и средних предприятий. В Украине подобные схемы
реализуются в отдельности – как внутренняя правительственная информационная
система, а также как региональные правительственные порталы. Правда, последних
пока очень немного, причем основной причиной этого является непонимание цели
внедрения, а не отсутствие финансирования, специалистов или официальной
правительственной позиции. 10
Непонимание цели и слабое представление о
возможностях ИТ, тем более – объединенных концепцией электронного
правительства, не говоря уже об информационном обществе, приводит к потере
смысла организации и поддержки в надлежащем состоянии официальных ресурсов.
Выше мы говорили о технологической специфике реализации ресурсов, ориентированных
на граждан, с целью максимально быстрой и по возможности эффективной
социально-психологической адаптации пользователей к этим инновациям, признания
их частицей обычного, нормального образа жизни и работы.
Это важно, поскольку следует учитывать более отдалённые
перспективы – формирование в Украине информационного общества и готовности ее к
включению в Глобальное информационное общество. А компоненты электронного
правительства потенциально могут оказаться ключевым моментом пропаганды
информационных технологий в массах, и, соответственно, внедрения идей
информационного общества. 11 Но для этого
обязательно следует принимать во внимание упомянутый психологический аспект и
соответственно разрабатывать концепции правительственных он-лайновых и
электронных проектов.
В качестве примера удачного использования
целого комплекса стимулов (социальных, материальных, психологических) для
активного привлечения граждан к использованию возможностей ИТ и определения
новых применений технологических инноваций можно привести британскую схему
ДжЕМЗ (GEMS): наибольший в стране ресурс предложений по персоналу министерства
обороны. Это один из первых, тем не менее не единственный подобный проект с
использованием ИТ. Правительство Великобритании постепенно отказывается от директивного
способа модернизации определенных своих функций. Оно не просто ожидает
инициативы снизу, а активно поощряет к ней государственных служащих. Так, в
ближайшей перспективе планируется ввести денежные вознаграждения от ₤25 к
₤10000 и больше тем сотрудникам министерства обороны или военнослужащим,
которые предлагают идеи по улучшению управления и обороноспособности. Эта схема
стимулирует рождение идей, экономит ₤15 миллионов на год, показывает, что
люди преисполнены хороших идей – и иллюстрирует возможности и пути
органического вплетения ИТ в холст социальных отношений. 12
Этот пример позволяет говорить еще об одном
явлении – и электронное правительство, и цифровая демократия оптимизируют
систему управления государством, оздоровляют отношения внутри общества,
уменьшают уровень социальных конфликтов (ведь большинство из них возникает
вследствие непонимания и отсутствия прямого контакта между сторонами). Значит,
как минимум необъективной будет их оценка как источников угрозы для
национальной безопасности. По этому поводу следует еще раз возвратиться к
утверждению, что гражданское общество (в котором только и возможно формирование
цифровой демократии) функционирует, развивается, ориентируясь на потребности
граждан, сформулированные непосредственно ими. Гражданская инициатива, а не
государственный контроль является движителем гражданского общества.
Именно поэтому главной задачей во внедрении
любого из трех модулей электронного правительства, равно как и цифровой
демократии, является четкая регламентация и ограничение роли государства в
пользу граждан и бизнеса, частной и общественной инициативы.
Итоги:
Таким образом, мы выяснили, что цифровая демократия – это форма политической
организации, характерная для информационного общества, объединяющая в себе
свойства непосредственной и плебисцитной (референдумной) демократии, а также
возможности информационных технологий. Это означает, что основные решения
принимают непосредственно граждане путем проведения плебисцитов в
информационной сети, и гражданам же принадлежит законодательная инициатива и
право контроля за соблюдением законности. Важной характеристикой цифровой
демократии является отказ во многих случаях от принципа приоритета большинства,
и переход к консенсусным решениям, при которых не возникает игнорируемого
меньшинства.
Цифровая демократия возникает как результат
освоения гражданами ИТ в процессе использования услуг электронного
правительства. Последовательность именно такая, так как цифровая демократия
требует определенного уровня психологической адаптации граждан к информационным
инновациям, усвоения ими привычек использования ИТ в процессе взаимодействия с
властными структурами. Сервисы электронного правительства требуют меньшей
подготовки, поскольку большей частью трансакции состоят в заполнении автоматизированных
форм, которые, вдобавок, предлагают на выбор варианты ответов. Приобретя
начальные навыки сетевых трансакций, граждане смогут овладеть и более сложными
схемами, задействованными цифровой демократией.
Кроме того, электронное правительство – проект
экономически выгодный, а цифровая демократия – проект социально значимый. Итак,
поскольку оба проекта требуют прежде всего капиталовложений (не важно,
бюджетных или частных), начинать следует с того, который быстрее окупится.
Цифровая демократия изменяет политическое поле
государства – формируется новая, активная социальная позиция граждан,
деятельность политических партий, отдельных политиков, общественных организаций
частично переносится в киберпространство, изменяются требования к политикам и
государственным деятелям. На переходном этапе это усиливает отрицательные
черты, присущие традиционной демократии, но с внедрением все большего
количества компонентов информационного общества отрицательные проявления
постепенно заменяются положительными.
Темы для обсуждения:
q
Что такое цифровая демократия?
q
Почему ИТ оказывают содействие развитию цифровой
демократии?
q
Выгодна ли цифровая демократия обществу и
гражданам?
q
Как именно должны быть организованы информационные
ресурсы государства в сети, чтобы удовлетворять потребности граждан?
q
Какова цель внедрения государственных ресурсов,
доступных гражданам в он-лайне?
q
Какой статус должны иметь предложения, требования и
замечания граждан, высказанные по поводу тех или иных проблем, обсуждаемых на
соответствующих форумах, телеконференциях и т.п. с представителями
исполнительной, законодательной или судебной власти?
q
Представляет ли цифровая демократия угрозу для
государственной безопасности?
Ссылки:
1. Олсон М. Логика
коллективных действий. Г., 1995. Цит. по: Трансформация экономических и
социально-политических институтов в условиях перехода к информационному
обществу. Артем Шадрин, art@cabel.net,
научный сотрудник Института экономических проблем переходного периода
#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"mailto:art@cabel.net">art@cabel.net,
научный сотрудник Института экономических проблем переходного периода
#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_Итоги">Итоги
Почему Вам выгодно поощрять внедрение
электронного правительства
Исследовав проблему внедрения электронного
правительства и последствий этого процесса, мы выяснили прежде всего, что это
проект дорогой – он требует капиталовложений не только в компьютеризацию
правительственных структур и обучение государственных служащих. Значительно
большие средства нужны на построение отделенной правительственной сети,
создания информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, просветительскую и
агитационную деятельность, внедрение учебных курсов в школах, высших учебных
заведениях, центрах занятости, клубах и других учреждениях, чтобы охватить все
слои населения, обеспечить им равные возможности использования сервисов электронного
правительства. Также затрат потребует подготовка кадров, разработка
специализированного программного обеспечения, поддержание структуры в
надлежащем состоянии, обеспечение безопасности сетей (как
внутриправительственной, так и украинского сегмента Глобальной сети),
разработка нормативно-правовой базы и подготовка судей соответствующей
квалификации, обеспечение компьютерной и интернет-грамотности государственных
служащих разных ведомств (прежде всего Министерства внутренних дел,
Министерства юстиции и т.п.).
Насколько бы эффективно ни удалось решить
финансовый вопрос за счет частного капитала, определенную долю все же придется
обеспечивать за счет бюджета. То есть, за счет денег налогоплательщиков, точнее
– перераспределив бюджетные расходы (направив деньги из социальной сферы,
здравоохранения, местных бюджетов на обеспечение потребностей электронного
правительства). Прежде чем решиться на такие расходы, следует оценить,
насколько выгодным будет вложение. Так почему внедрение электронного правительства
выгодно для вас – именно для Вас?
Если у Вас собственный бизнес. Сколько Вы тратите на взятки для налоговой? Сколько времени тратит
Ваш бухгалтер (ли Вы, если Вы частный предприниматель) на каждый отчет в
налоговую? Сколько раз Вам приходилось начинать процедуру сначала из-за
отсутствия или просроченности одной бумажки? Сколько раз Вы теряли деньги из-за
того, что не успели своевременно оформить лицензию, разрешение,
сопроводительные документы? Сколько раз Вы подводили партнеров из-за
бюрократической волокиты? А они Вас? Скольких клиентов Вы потеряли, не сумев
удовлетворить их требования из-за слишком сложных бюрократических процедур (или
слишком больших взяток за их избежание)? А сколько зарубежных клиентов или
партнеров отказались от сотрудничества с Вами, будучи не в состоянии вникнуть в
причины задержек и сложностей? От скольких выгодных проектов Вам пришлось
отказаться, так как слишком долго, сложно и дорого добиваться разрешения на их
воплощение в жизнь? Как часто Вам приходилось поступаться собственными
интересами из-за невозможности защитить их в суде (долго, дорого и нечестно)?
Сколько раз Вы и Ваши деньги, Ваше дело зависели от милости секретарши или
клерка? Как часто Ваши данные или документы терялись где-то внутри
государственной машины или искажались фамилии, названия, адреса? Сколько раз Вы
наталкивались на “а я ничего об этом не знаю” от чиновника, когда старались
объяснить, что нужные документы уже представлены, другое ведомство уже дало
разрешение и т.п.? Сколько еще вы можете назвать ситуаций, когда Ваши интересы
страдали из-за несовершенства государственных процедур – то ли обслуживания
Вас, то ли взаимодействия между отдельными органами?
Не считаете ли Вы, что все эти деньги, все это
время (опять-таки, стоящее денег) достойны определенных затрат (недополучение
каких-то льгот, других способов не получить назад отчисленные в бюджет
средства)? Вы не согласны, чтобы автоматизация процессов ликвидировала
посредника между Вами и законом в виде клерка и секретарши? А общий доступ
разных органов власти к информационным ресурсам разомкнул замкнутый круг
заполнения, возобновления, подтверждения и визирования документов? И
возможность подтверждения заявлений, запросов, отчетов и других документов
цифровой подписью, а значит – можно заполнять и отсылать все бумаги в
электронном виде, не обращая внимания больше на обеденные перерывы, выходные,
праздники и очереди? А также чтобы Вы имели возможность в любой момент узнать
детально обо всех правилах, ограничениях, процедурах, законах, подзаконных актах,
изменениях к ним, нужных Вам для бизнеса вообще или для следующей сделки? И при
том это еще далеко не все возможности, которые способно предоставить
электронное правительство Вам.
Если Вы социально активная личность. Сколько часов работы и отдыха Вы потеряли, отстаивая очереди в
официальных учреждениях, чтобы решить очередную проблему (перманентное
отключение воды, снятый асфальт, отсутствие озеленения, парковка под окнами и
т.п.)? Сколько нервов Вы израсходовали, грозя жалобами в разные инстанции слесарям,
начальнику жека, дворнику, электрику, водителю автобуса, продавцам, и зная, что
эти жалобы исчезнут в болоте бюрократии? Сколько времени Вы потратили на поиски
нужных телефонов или адресов официальных учреждений, руководителей,
ответственных лиц, чтобы связаться с ними непосредственно? И вы будете против, чтобы часть Ваших
налогов израсходовали на обеспечение Вам возможности легко и в любое время
связываться с нужным государственным служащим для защиты своих интересов как
гражданина? Притом, с переведением нормативно-правовой базы в электронный вид
Вы получите доступ ко всем распоряжениям, постановлениям и законам, чтобы
отстаивать свои права, опираясь на конкретные факты нарушений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|