Тем не менее, потенциал украинского
правительства достаточно значителен для того, чтобы принять этот вызов. В этом
мы согласны с представителем Департамента правительственной информации Аппарата
Правительства Российской Федерации Андреем Кошкиным, который пишет следующее.
“Позволю себе предположить, что государство может не только эффективно востребовать
новые технологии для создания сетевой государственной инфраструктуры, но и
стать лидером в движении к информационному обществу”. Правительственная сетевая
инфраструктура должна и может решать актуальные политические, экономические и
социальные задачи государства. Объединение возможностей правительственного
интранета и правительственного портала может обеспечить выполнение таких задач:
- реализация права
граждан на доступ к открытой государственной информации;
§
доведение до общественности объективной и
достоверной информации о деятельности органов государственной власти, что
укрепит доверие к государству и проводимой им политике;
- взаимодействие и
постоянный диалог государства с гражданами и институтами гражданского
общества, а также необходимый уровень общественного контроля за
деятельностью государственных органов и организаций;
- объединение
информационных ресурсов и сервисов органов государственной власти и
местного самоуправления с целью укрепления общенационального
информационного пространства;
§
усовершенствование системы государственного
управления, оптимизация структуры государственного аппарата, снижение
финансовых и материальных затрат на его удержание, поэтапное переведение части
государственных услуг, имеющих самостоятельную стоимость, в систему
государственных сетевых сервисов, что будет отвечать реальным потребностям
граждан и организаций;
- эффективная
поддержка экономической деятельности государственных хозяйственных
субъектов, что позволит им эффективно интегрироваться в общенациональное и
мировое экономическое пространство;
- взаимодействие и
сотрудничество с государственными органами зарубежных стран и
международными неправительственными организациями. 10
Детальнее рассмотрим функции и возможности
правительственного интранета (который является частью G2G-модуля электронного
правительства). Прежде всего, отметим, что целью внедрения интранета является:
повышение точности, полноты и оперативности, достоверности накапливаемой
информации; обеспечение высокой степени контроля за выполнением решений и
поручений правительства со стороны других структур исполнительной власти;
обеспечение прозрачности выполнения решений и поручений правительства органами
исполнительной власти: аппарат правительства будет иметь возможность в любой
момент времени проверить, на каком этапе находится выполнение поручения или
постановления внутри подконтрольного органа власти; снижение накладных затрат.
Для эффективного выполнения этих задач система
электронной почты и документооборота правительства (будем считать их основными
элементами интранета, поскольку для реализации он-лайновых конференций следует
израсходовать значительно большие средства, а назвать возможность организовать
сетевую конференцию в режиме реального времени первоочередной необходимостью
нельзя) должна быть частью интегрированной информационной системы. Эта система
может обеспечивать информационную поддержку общего руководства работой
аппарата. К более конкретным задачам интранета относятся, в частности,
координация деятельности региональных управлений и территориальных
подразделений и ведение внутреннего делопроизводства в правительстве. На
серверах интранета должны храниться и специализированные базы данных, архивы
персональных данных граждан, досье государственных служащих всех уровней и т.п..
Интранет, равно как и правительственные службы
во внешней сети, обеспечивает использование еще одного метода оптимизации
сотрудничества правительственных структур между собой и с гражданами и
бизнесами. Речь идет о создании информационных ресурсов, общих для нескольких
государственных служб или ведомств, чьи сферы интересов пересекаются. Скажем,
ресурс, содержащий информацию о гражданском состоянии лиц: обычно гражданин
может представлять сведения о бракосочетании, разводе, рождении ребенка или
смерти близких в несколько государственных органов на протяжении определенного
ограниченного срока, а в дальнейшем в разнообразнейших ситуациях снова подавать
каждый раз одни и те же данные в разных анкетах (для купли-продажи
недвижимости, получения наследства, оформления субсидий или налоговых льгот и
т.п.). При функционировании же общих ресурсов один раз указанные данные
заносятся в архивы всех нужных органов автоматически, а при повторном обращении
гражданина к любому из государственных органов он освобождается от
необходимости повторно сообщать те же самые данные.
Но создание единых точек контакта не только
повышает эффективность работы. Описанный межведомственный подход позволяет
предотвратить распространенный вид мошенничества, когда человек несколько раз
получает одну и ту же льготу, обращаясь за ней в разные инстанции. В то же
время, разным государственным учреждениям все чаще нужен общий доступ к
информации об одних и тех же организациях и персонах или доступ к данным по
одному и тому же вопросу. Так, например, медицинские учреждения могут
оперативно предоставлять информацию местным органам власти (отделам социального
обеспечения), что поможет более качественно удовлетворять потребности
населения. В ситуациях, когда возникает риск для безопасности граждан, информация
может предоставляться милиции и другим правоохранительным органам. При этом
применение в таких трансакциях интранета, кроме экономии средств, предупреждает
несанкционированный доступ к персональным данным со стороны отдельных граждан,
организаций, бизнесов и т.п.
Но все же внедрение интранет-сети, хотя и
обеспечивает значительную экономию бюджетных средств, не в состоянии обеспечить
выполнения задач электронного правительства в полной мере. Ведь внедрение
электронного правительства направлено на достижение трех основных целей.
Во-первых, это повышение эффективности работы управленческого аппарата –
приведение в порядок сбора налогов, законы и регулирование, регистрация
информации, документооборот (выполнения большинства этих функций как раз и оптимизирует
интранет). Во-вторых, это экономическое развитие (облегчение процедур,
связанных с производством и торговлей, повышение конкурентоспособности
отечественных производителей на международном рынке). И, в-третьих, повышение
качества жизни граждан (усовершенствование системы социальных услуг, системы
здравоохранения, более надежное обеспечение безопасности, увеличение
возможностей для образования, обеспечение более эффективной защиты окружающей
среды).
Таким образом, исходя из указанных целей и
задач, следует вести речь о создании в Украине универсального
правительственного портала как еще одного элемента электронного правительства
(однако портал, апробируемый в ноябре 2002 г., в представленном виде вряд ли
станет удобным инструментом, привлекательным для граждан и бизнеса).
Универсальность портала означает доступ ко всем государственным службам с
одного сайта, освобождает от необходимости разыскивать адрес нужного сайта
через поисковые системы и другими способами, которые отнимают рабочее или
свободное время гражданина, время оплаченного доступа, и часто приводят к
стрессу пользователя.
Оптимизировать работу правительственного
портала можно и с помощью более эффективной организации информации. Так сайт
Oasis ирландского правительства построен, в отличие от традиционного пути, не
вокруг правительственных агентств, а вокруг тем, интересных для населения: как
получить работу или купить дом, как получить водительские права или
зарегистрироваться для участия в выборах. А уже за темой находится выход на
необходимые правительственные сайты министерств и ведомств. 8
Оптимизация состоит и в снятии ограничений,
присущих традиционным способам работы правительственных сервисов с гражданами.
В частности, это ограниченный промежуток времени для осуществления трансакций,
который при этом совпадает с рабочим временем большинства предприятий,
компаний, организаций. То есть, гражданина ставят перед выбором – работать или
решать свои проблемы в государственных службах. Но с внедрением
правительственного портала это затруднение можно решить. Правительства ряда
европейских стран (например, Великобритании и Финляндии) официально
провозгласили намерение обеспечить круглосуточное обслуживание граждан. К сфере
оптимизации работы правительства через портал относится и обеспечение свободного
доступа граждан к ресурсам портала. Прежде всего, это решение сугубо
технических вопросов – обустройство публичных точек доступа.
Реализацию комплексного подхода к внедрению
правительственного портала (предварительное решение, получившее развитие в
корейском государственном портале) продемонстрировала, в частности, власть
австралийского штата Виктория. Ею введена система MAXI, ставшая лауреатом
разнообразных премий. MAXI – единый узел обслуживания населения, доступный не
только с настольных компьютеров с интернет-доступом, но и через 50 киосков, а
также по телефону 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в год. Система
обеспечивает проведение операций между местным правительством и физическими и
юридическими лицами. Было выявлено, что около 40% операций, выполняющихся с
помощью MAXI, осуществляются в нерабочее для правительственных чиновников
время. Выгода для граждан очевидна.
Международное сообщество чрезвычайно
серьезно относится к обеспечению максимально эффективного сотрудничества между
правительствами с одной стороны и гражданами и бизнесами с другой. Общая мысль,
содержащаяся в обращениях и международного сообщества, и отдельных правительств
и администраций, и ИТ-компаний, такова. Перед правительствами всего мира стоит
грандиозная задача: граждане хотят получать от них услуги высокого качества и
требуют эффективного использования налоговых поступлений. Поэтому
государственные учреждения должны искать все более эффективные, быстрые и
дешевые средства связи и общей работы, чтобы максимально облегчить доступ к
информации и предоставить нужные данные в нужен время тем, кому они необходимы.
В этом отношении снова следует вспомнить
подход к определению электронного правительства как к реинжинирингу
государственного управления как бизнеса, собственниками и клиентами которого
являются граждане. С этой точки зрения электронное правительство –
трансформированные для правительства идеи электронного бизнеса, в которых
правительство выступает как разновидность корпоративного пользователя
информационных технологий. И как разновидность бизнеса, правительство может
проникаться и проблемой востребованности новых способов обслуживания. То есть,
нужно ли гражданам он-лайновое правительство, и в состоянии ли они использовать
его возможности. По этому поводу приведем несколько цифр. При традиционном,
личном способе общения граждан и государственных органов время и деньги (в
одном случае свои, во втором – налогоплательщиков) тратят обе стороны. При
переведении такого общения в сеть выгода имеется для обеих сторон. Таким
образом, при внедрении правительственного портала количество личных обращений в
правительственные структуры будет уменьшаться. Это уже имеет статистическое
подтверждение: сегодня, например, в Лос-Анджелесе личные обращения граждан к
правительственным структурам составляют менее чем 20% от общих контактов.
В среднем уровень использования услуг
электронного правительства населением развитых стран мира составлял на конец
2001 г. 26%. То есть, 26% людей во всем мире использовали правительственные
он-лайновые службы с целью доступа к правительственной информации, передавали
персональную информацию правительственным службам или осуществляли какие-либо
трансакции с электронными государственными службами. При этом 20% граждан во
всем мире, имеющих доступ к сети, пользуются услугами электронных правительств
для поиска и доступа к информации, 9% выходят в он-лайн, чтобы распечатать
официальные формы справок и т.п., а 7% передают персональную информацию
государственным органам в он-лайне. 8
Если к определению электронного
правительства и его функций подходить строго, то когда правительственный сайт
используется лишь как источник распечатки бланков или форм для отправления
обычной почтой или для личной передачи определенному государственному органу
для дальнейшей обработки – это не является ни он-лайновым правительством, ни
полноценным электронным правительством. Эти лишь использование отдельных
элементов электронного правительства, дающее очень незначительное сокращение
затрат и времени на осуществление операций между правительством и гражданином.
Тем не менее, такой подход все же является взвешенным. Более того, национальные
и международные группы по изучению возможностей внедрения электронного
правительства считают это необходимым условием.
Высказывается убеждение, что для
преодоления возможного стресса государственных служащих и налогоплательщиков от
резкого изменения форм взаимодействия правительство обязано позаботиться о
таком темпе внедрения электронных форм работы, который будет соответствовать
темпу психологического приспособления. В связи с этим специалисты рекомендуют
постепенный, пошаговый режим внедрения, продолжительный период тестирования и
сохранение на протяжении продолжительного времени параллельного офф- и
он-лайнового обслуживания. Для Украины последний пункт естественен, поскольку к
тому моменту, когда внутри страны будет преодолен цифровой разрыв, минет
достаточно времени, чтобы все или почти все граждане привыкли к новым формам
общения с правительственными организациями и стали опытными пользователями
сети.
Для того чтобы диалог, а в некоторых
случаях и сотрудничество граждан и государства были эффективными, экономными и
мобильными, необходимо создать интегрированную электронную систему отношений
налогоплательщиков с государством. Конечно, такая система должна включать в
себя доступ к информации и услугам на сайтах, по телефону, по электронной почте
и в обычном офф-лайновом режиме. Главным фактором становится выгода
налогоплательщика (гражданина или компании), а не государственных структур. Для
достижения этой выгоды необходимо решить еще многие вопросы. Их перечень будет
очень длинным, тем не менее общие представления об их объеме можно получить,
например, из тем второго московского Международного Форума "Россия в
электронном мире". А именно, для внедрения электронного правительства
следует найти национальные прикладные решения в таких сферах: государственные
закупки; роль информационно-телекоммуникационного сектора экономики и
электронных технологий в реформе жилищно-коммунального комплекса; информационная
безопасность; новые технологии в образовании; обеспечение доступа населения к
электронным услугам; электронные социальные службы; принципы проведения
тендеров на поставки решений и продукции для электронного правительства;
электронные услуги для отраслей; административные и правовые барьеры на пути
развития информационного общества; информационные порталы и информационная
прозрачность государства; платежные карты и электронные персональные
инструменты в автоматизированных системах взаимодействия государства с
населением; технологии документооборота (бумажного и электронного);
взаимодействие бизнеса с государством в электронной среде; финансы и логистика
в электронном правительстве.
Несмотря на то, что решение всех этих вопросов
и нахождение решений, пригодных для каждой отдельной страны, стоит недешево,
политики убедились в том, что отказываться от электронного правительства
сегодня дороже, чем внедрять его. Процесс глобализации приобрел необратимый
характер. Ускорение темпов экономического развития заставляет государства
реагировать на изменения так же быстро, как и частные структуры. Тем не менее,
не следует ожидать мгновенной трансформации правительственных структур. Этот
довольно продолжительный процесс. Он требует изменения культуры взаимоотношений
правительства с налогоплательщиками и изменения форм взаимодействия
правительственных учреждений, развития новых привычек у всех участников
процесса, найма нового персонала в правительственные учреждения.
Процесс превращения просто правительства в
электронное правительство может длиться и 5, и 10 лет. Но все же
пессимистические оценки, наподобие тех, что сделал Иван Лозовой (заместитель
председателя Государственного комитета информационной политики Украины и
руководитель отдела по работе с интернетом этого же комитета), говоря о
перспективах внедрения в Украине электронного правительства (“нам до govnet
минимум 30 лет”), так же не имеют под собой никаких оснований. Так И.Лозовой
называет среди причин такой продолжительности процесса отсутствие соответствующей
инфраструктуры и чрезвычайно примитивный уровень государственной
информатизации. 12 Но создание
информационно-телекоммуникационной инфраструктуры – дело совсем не государства.
Эта работа может вестись на деньги бизнеса, а не налогоплательщиков. Более того,
экономическая заинтересованность транснациональных корпораций и отечественных
компаний означает заинтересованность в создании не только hardware, физической
компоненты сети, но и software, ее программного обеспечения. Ведь удачный
интерфейс правительственного портала или отдельного сайта означает, что клиент
имеет дополнительные основания избрать продукт компании для собственных
потребностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|