• подготовку и обработку исходной информации для
расчета прогноза;
• разработку гипотезы о предполагаемых
социально-экономических условиях развития спроса в прогнозируемом периоде;
• расчет прогноза на перспективу;
• оценку полученных результатов прогнозирования
спроса и разработку правил их возможной корректировки.
На первом этапе осуществляется подготовка
необходимых фактических, нормативных и прогнозируемых показателей о развитии
потребительского спроса и предложения товаров, факторов, формирующих их
динамику, а также обеспечение достоверности и сопоставимости исходных данных.
Основными источниками информации являются:
• отчетные и плановые балансы денежных доходов и
расходов населения, разрабатываемые федеральными и региональными
статистическими и экономическими органами;
• данные выборочных обследований бюджетов
домашних хозяйств, проводимые статистическими органами;
• данные о динамике цен на потребительские товары
и услуги, получаемые на основании проводимых статистическими органами
выборочных наблюдений за ценами;
• данные статистической отчетности о динамике
показателей розничного товарооборота;
• нормы рационального потребления основных
продовольственных и непродовольственных товаров.
Весьма полезны данные выборочных обследований
бюджетов домашних хозяйств, позволяющие оценивать и прогнозировать уровень и
структуру потребительского спроса в зависимости от уровня среднедушевых
доходов населения. В настоящее время такие обследования охватывают 49 тыс.
домохозяйств на всей территории России (0,1% всех домохозяйств) и проводятся
по 150 наименованиям потребительских товаров и услуг.[1]
Специалисты отмечают два недостатка указанного
источника информации:
• ориентация выборочного обследования на средний
слой населения, который в последние годы тяготеет к бедности, ведет к
завышению доли продовольственных товаров в общем объеме продаж;
• существенно заниженную долю расходов на
алкогольные напитки.
Ранее эти проблемы решались на основе
корректировки указанных отклонений по данным статистики розничного товарооборота.
Однако в 90-е годы в связи с широким распространением неорганизованных форм
закупки и реализации потребительских товаров (около трети общего объема
розничного товарооборота) статистика розничного товарооборота перестала
выполнять роль надежного источника информации, в том числе и для корректировки
данных бюджетной статистики. Поэтому одним из важнейших направлений
совершенствования прогнозирования потребительского спроса и всей организации
товарного обращения является создание системы информации о производстве и
обращении товаров и услуг.
Создание эффективного информационного обеспечения
функционирования товарных рынков предусмотрено «Комплексной программой
развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005
годы». В современной практике особое внимание уделяется конъюнктурной
информации о товарных рынках. С помощью такой информации об ассортименте,
качестве, ценах на товары, процентных ставках и др. решаются конъюнктурные и
разнообразные маркетинговые задачи. Данные статистической отчетности и
статистических наблюдений применяются для обобщающих оценок состояния
национального и регионального рынков, отраслей товарного обращения и тенденций
их развития.
Разрабатываемая на втором этапе гипотеза о спросе
представляет собой научно обоснованные предположения о характере взаимосвязи
спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения
факторов спроса и содержит общие направления и тенденции его развития.
Например, разработка гипотезы о более полном
удовлетворении спроса населения в перспективе может включать предположения о
том, что:
• рост денежных доходов населения будет
способствовать увеличению общего объема и улучшению структуры потребительского
спроса;
• будет проводиться государственная социальная
политика, направленная на сокращение дифференциации населения по уровню
денежных доходов на одного члена семьи, что будет способствовать росту
массовости спроса на потребительские товары и услуги;
• умеренный рост потребительских цен будет
способствовать насыщению рынка товарами и услугами;
•развитие материально-технической базы и
современных тор-гово-технологических процессов в отраслях товарного обращения
позволит обеспечить повсеместное удовлетворение спроса населения.
В процессе расчетов прогнозов спроса на
перспективу выполняемых на третьем этапе, рекомендуется, с одной стороны,
исходить из объективной оценки факторов и условий, формирующих основные
тенденции развития потребительского спроса, а с другой — отвлечься от влияния
некоторых текущих условий, чтобы избежать их механического перенесения на
будущее. Поэтому расчеты прогнозов спроса базируются на предварительных
прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и динамику потребительского
спроса:
• роста внутреннего валового продукта и основных
направлений его использования;
• роста денежных доходов и расходов населения;
• изменения уровня цен на потребительские товары
и услуги,
• изменения численности населения, его
социально-экономической и половозрастной структуры.
Кроме перечисленных факторов общего порядка,
учитывается влияние специфических факторов, формирующих'спрос на отдельные
группы товаров. Например, при расчете прогнозов спроса на товары длительного
пользования необходим предварительный прогноз роста числа семей, уровня
обеспеченности семей данными товарами, сроков их физического и морального
износа и т. п. Следовательно, сущность прогнозирования потребительского спроса
заключается в определении и синтезе комплекса факторов, формирующих основные
тенденции его развития.
Поскольку прогнозирование спроса содержит элементы
детерминированности и неопределенности его будущего развития, постольку оно
всегда имеет вероятностный характер. Поэтому прогнозирование потребительского
спроса на четвертом этапе завершается расчетами вероятностных оценок и
доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система
мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении
факторов и условий развития потребительского спроса в прогнозируемом периоде.
Таковы логика и содержание процесса прогнозирования
потребительского спроса. Выбор же конкретных методов его прогнозирования в
значительной мере зависит от продолжительности периода прогнозирования и
степени детализации или агрегирования потребительского спроса.
В зависимости от продолжительности периода
прогнозирование потребительского спроса может быть краткосрочным (на 1—2 года),
среднесрочным (на 3—5 лет) и долгосрочным (на срок свыше 5 лет). В силу
инерционности развития товарно-групповой структуры потребительского спроса в
течение краткосрочного периода существенных изменений в действии основных
факторов спроса не происходит. Поэтому краткосрочное прогнозирование базируется
на широком использовании показателей выборочного обследования бюджетов домашних
хозяйств, товарно-конъюнктурной информации и методов экономико-статистического
моделирования динамики спроса.
При среднесрочном прогнозировании, особенно
макроструктуры спроса, также исходят из инерционности действия основных
факторов спроса. Однако здесь могут быть и новые тенденции в развитии факторов
спроса. В последнем случае особое значение приобретают динамические факторные
модели прогнозирования спроса, которые могут быть дополнены методами экспертных
оценок и аналогий.
При долгосрочном прогнозировании снижается
доля инерционных факторов и возрастает роль новых тенденций в развитии факторов
спроса. При таких условиях наиболее эффективны методы прогнозирования,
основанные на нормах потребления отдельных товаров, а также экспертных оценок и
аналогий.
В зависимости от степени детализации или
агрегированности структуры спроса различают:
• прогноз общего объема платежеспособного спроса;
• прогноз макроструктуры спроса;
• прогноз спроса на отдельные товары;
• прогноз микроспроса.
Прогноз общего объема платежеспособного
спроса или расчет общей емкости рынка на краткосрочную перспективу производится
на основе разработки балансов денежных расходов и доходов населения.
Среднесрочное прогнозирование может производиться с помощью небалансовых
методов экономико-статистического моделирования динамики общего объема спроса.
Прогноз макроспроса включает расчеты
спроса в разрезе укрупненных групп товаров. Например, в разрезе
продовольственных и непродовольственных товаров, а в составе продовольственных
товаров — в разрезе товаров растительного и животного происхождения и т.д.
Прогноз макроструктуры спроса связан со стабильными процессами длительного
действия и осуществляется с помощью экономико-статистических моделей, а на
долгосрочную перспективу — методов экспертных оценок и аналогий.
Прогноз спроса на отдельные товары, например на мясо,
кондитерские изделия, мебель или радиотовары и т. п., может производиться
методами экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу — на
основе норм рационального потребления товаров, методов экспертных оценок и
аналогий.
Рассмотренные виды прогнозов потребительского
спроса различаются между собой как по содержанию, так и по применяемым методам
расчетов. В совокупности они представляют собой систему комплексного изучения и
прогнозирования спроса, позволяющую производить многовариантные расчеты
прогнозов.
1.4 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ
ЕМКОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И СПРОСА НА ТОРГОВОМ
ПРЕДПРИЯТИИ
Важнейшей характеристикой взаимодействия спроса и
предложения товаров и исходной основой прогнозирования потребительского
спроса и предложения является емкость рынка. Под емкостью рынка понимается
возможный объем реализации товаров, определяемый платежеспособностью
потребителей товаров при данном уровне потребительских цен на рынке.
В условиях насыщенности товарного рынка его
емкость находится в прямой зависимости от совокупного спроса потребителей и в
обратной от уровня цен на товары. Повышение уровня цен уменьшает емкость рынка,
снижение их уровня увеличивает платежеспособность покупателей на данном рынке.
Это может быть выражено следующей формулой:
ЕР=(EP/Iц)-EP
№2
гдеЕР — изменение емкости рынка вследствие
изменения уровня
цен на товары, руб.;
ЕР — емкость рынка за
определенный период, руб.;
Iц — индекс цен на товары за указанный
период.
В зависимости от масштабов рынка различают:
• общую емкость рынка страны или региона;
• емкость рынка какой-либо группы товаров;
• емкость рынка фирмы, компании.
Общая емкость рынка страны определятся на
основе суммирования ее источников (покупки товаров населением и организациями
социального характера) или источников ее товарного покрытия13,
например
ЕР= П - Э + И, №3
где П — объем производства товаров в стране,
руб.; Э — объем экспорта товаров, руб.;
И — объем импорта товаров, руб.
Емкость рынка определенного региона определяется
суммированием ее источников по таблице (Приложение таблица № 1).
Основным источником формирования емкости рынка
являются покупки товаров местным населением, которые рассчитываются на основе
разработки баланса денежных доходов и расходов населения. В этом балансе
отражается движение той части национального дохода, которая в денежной форме
распределяется между наемными работниками, предпринимателями и другими группами
населения. Баланс состоит из двух частей. В первой части отражаются источники
поступления денег населению, а во второй — обратное движение денег от населения
(см. Приложение таблица № 2) основе расчета покупательных фондов населения по
данным баланса его денежных доходов и расходов.
Покупательные фонды населения представляют собой
ту часть его денежных доходов, которая может быть направлена на покупку
товаров. Их величина определяется как разность между суммой денежных доходов и
суммой нетоварных расходов.
ПФ=
№4
где ПФ — покупательные фонды населения, руб.;
ДД, — денежные доходы населения по статье руб.;
ДРу — денежные расходы населения руб.
Тогда возможная сумма покупок товаров местным
населением (ПТМ) составит:
ПТМ = ПФ ± Пр,
где Пр — сумма превышения доходов над
расходами, руб. (вычитается) или расходов над доходами, руб. (прибавляется).
Суммы превышения денежных доходов над расходами
или расходов над доходами отражают:
•ввоз денег населением в данный регион или их
вывоз из региона;
•изменение остатка денег на руках местного
населения. Миграция денежных средств населения считается нормальной, если
она обусловлена передвижением населения в места отдыха, лечения, командировок и
т. П. Экономически необоснованной, вынужденной считается миграция денег,
связанная с поездками населения за пределы своего региона с целью покупки
товаров. Аналогичный характер имеет увеличение денег на руках у населения,
связанное с недостаточным уровнем организации торговли в данном регионе.
Последние два обстоятельства свойственны товарно-дефицитной экономике.
Суммы превышения доходов над расходами и расходов
над доходами в отчетном балансе являются сальдирующими статьями и отражаются в
соответствующих разделах баланса. На планируемый год эти суммы прогнозируются
исходя из оценки их динамики за последние годы с учетом прогнозируемого
насыщения рынка товарами и повышения уровня торгового обслуживания населения в
данном регионе.
Второй источник емкости рынка региона — возможные
покупки товаров приезжим населением — прогнозируется на основе выборочных
обследований таких покупок и экспертных оценок их динамики за последние годы с
учетом намечаемых в планируемом году условий их финансирования.[3]
Таким образом, общая емкость рынка,
характеризующая объем потребительского спроса страны или региона, может быть
определена прямым суммированием ее источников. При этом основной источник —
возможные покупки товаров местным населением — может быть определен как методом
прямого счета на основе баланса денежных доходов и расходов населения, так и
небалансо- выми методами прогнозирования на основе экономико-статистического
моделирования их динамики за последние годы.
Прогнозы общей емкости рынка страны или региона
являются исходной основой прогнозирования емкости рынка отдельных групп
товаров.[1]
Микроспрос на товары и услуги.Одним из основных элементов потребительского рынка
является категория
«потребительский спрос».
Спрос — это специфическая форма выражения
потребностей в условиях товарно-денежных
отношений.
Спрос населения на
потребительском рынке определяется потребностями людей в
пище, жилье, в духовной х<сизни и т.д. Однако спрос
отражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения для оплаты этих товаров и услуг и складывающихся на рынке цен, определяющих его покупательную способность. Таким образом, спрос на рынке потребительских товаров и услуг характеризует платежеспособные потребности населения в товарах и услугах личного потребления.
Формирование спроса на рынке потребительских
товаров носит индивидуальный и избирательный характер. Индивидуальный спрос — это спрос, предъявляемый на товар или услугу отдельным
потребителем. Он характеризуется
значительной эластичностью и изменчивостью.
В целом рыночный спрос представляет собой спрос на товар или услугу, предъявляемый всеми потребителями
на рынке этого товара или услуги.
Изменение спроса на отдельный товар или услугу отражает поведение массового
потребителя, вызванное изменением
цен на товары или услуги.
Являясь выражением
конкретных платежеспособных потребностей, вынесенных на
рынок, спрос может быть удовлетворен только при
наличии соответствующего им товарного предложения. В условиях рынка
предложение потребительских товаров и услуг должно обладать
повышенной способностью реагировать на различные изменения спроса.
В системе рыночных
отношений категория спроса может выступать как макроспрос
и микроспрос. Эти понятия могут быть рассмотрены в двух
аспектах: с точки зрения классификации товаров и с точки зрения объекта
(территориальный признак).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|