Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Российский
государственный торгово-экономический университет»
Кемеровский институт (филиал)
Кафедра экономики и
управления на предприятии торговли
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономика
отрасли (торговли)
специальность
080502-Экономика и
управление на предприятии
(в торговле)
Тема: Экономическая
природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров.
Выполнил:
Проверил:
Студент группы ЭУ-052
к.э.н., доцент
Рашкин Максим
Сяглова Юлия
Владиславович
Владимировна
Кемерово 2007г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1
Экономическая природа и
содержание потребительского спроса и предложения………………………………………………………………………4
1.1 Предложение
товаров и его связь с потребительским спросом…………7
1.2 Основные
тенденции изменения спроса и предложения потребительских товаров…………………………………………………….………...9
1.3 Прогнозирование
общей емкости регионального рынка потребительских товаров и спроса на торговом
предприятии………………16
2
Моделирование, оценка и
прогнозирование покупательского спроса населения Кемеровской области…………………………………....................29
Заключение……………………………………………………………………...37
Список
используемой литературы………………………………………….…38
Введение
Посетив любой
рынок вы чувствуете, что суть рыночного процесса – купля-продажа товара.
Главными действующими лицами здесь являются продавцы и покупатели. Поэтому понять
закономерности работы рынка можно, только разобравшись в том, чем
руководствуются на рынке покупатели и к чему стремится продавец.
В любой рыночной системе в качестве ориентирующей
на конечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос
конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому вопросы изучения и
прогнозирования спроса являются исходными и важнейшими инструментами
организации маркетинговой деятельности в масштабах коммерческих фирм, а также
регулирования рынка и товарного обращения в региональном и национальном
масштабах.
Прогнозы потребительского спроса необходимы для
разработки стратегий развития производственных и торговых предприятий, для
выработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения.
Таким образом изучение спроса и
предложения играет огромную роль в развитии предприятия и поддержания его
конкурентоспособности, причем на всех уровнях: и на микро, и на макро. Что
особенно важно в условиях развития нашего рынка.
Целью данной работы
является рассмотрение и анализ спроса и предложения на торговом предприятии.
Эта тема очень актуальна в наше время. И очень важно научиться применять
результаты исследований спроса и предложения на практике. Без информации о
спросе и предложении не может обойтись в наше время, ни одно торговое
предприятие.
Задачи работы
определить наиболее важные аспекты изучения спроса и предложения для торгового
предприятия ориентирующегося на покупателя в конкретном регионе.
Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА
Под потребительским спросом понимается та часть
совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном
уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств
потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически
обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и
быта.
Различают общественные, коллективные и личные
потребности. Последние делятся на два вида: общие и частные. Общие потребности
— это потребности людей в пище, одежде, жилье. Они рождаются вместе с
человеком и существуют вечно. Частные потребности людей, например в обуви
определенной модели, определенного цвета и т. п. — недолговечны. Вместо
отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает
человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его потребностей. Этот
процесс принято называть законом возвышения потребностей.
Частные потребности, взятые вне
зависимости от современных возможностей производства, не имеют каких-либо
рамок, т. е. они безграничны. Так возникает и существует вечное противоречие
между безграничными потребностями людей и ограниченными в каждый момент
ресурсами и технологическими возможностями их удовлетворения. Такое противоречие
разрешается с помощью спроса, поскольку спрос — это потребности, вынесенные на
рынок, за которым стоит соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает
удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных
средств. Следовательно, спрос — это не деньги потребителей, а их потребности
в товарах и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами.
В зависимости от степени удовлетворения различают
реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный
спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных
на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах
служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не
существует. Косвенными его показателями могут быть: прирост сбережений и
остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на
указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и
на складах производителей.
В зависимости от дифференциации ассортимента
товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и
микроспрос.
Макроспрос — это спрос на
укрупненные группы товаров, например на продовольственные или
непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары, а
также спрос крупных социально-экономических групп населения, например
городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города.
Микроспрос — это спрос на конкретный
вид товара, спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших
территориальных единиц.
В современной экономической литературе и на
практике применяется также и другая классификация спроса: индивидуальный спрос
отдельного потребителя и рыночный спрос, т. е. совокупный спрос потребителей на
данном рынке, совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все
производимые или продаваемые товары.
Величина спроса, его структура и динамика
формируются под влиянием огромного числа факторов, которые принято объединять в
следующие группы:
1) предпочтения потребителей;
2) численность и состав потребителей на рынке;
3) уровень денежных доходов населения и их
дифференциация;
4) уровень цен на товары, особенно на
товары-заменители и товары-дополнители;
5) потребительские ожидания относительно
возможных изменений доходов и цен на товары;
6)прочие
факторы: национальные, географические, климатические и др.
Первые две и шестая группы факторов спроса
вытекают из определения, утверждающего, что основу спроса образуют потребности
потребителей в конкретных товарах. При наличии предпочтений потребителей
относительно определенных товаров решающее значение имеют уровень доходов
потребителей и уровень цен на товары. При этом уровень доходов потребителей
определяет не только общий объем спроса на товары, но и его структуру. Согласно
закону Э. Энгеля (немецкого ученого, 1821-1896) по мере повышения уровня
доходов потребителей улучшается структура спроса, т. е. потребности
удовлетворяются более совершенными и доброкачественными товарами. Позже, в XX в. было установлено, что
этот закон действителен не только для бедных и богатых семей, но и для бедных и
богатых стран и регионов. Наиболее простой и распространенной мерой влияния
изменения уровней доходов и цен на изменение потребительского спроса являются
коэффициенты эластичности спроса.
Таким образом, потребительский спрос и лежащие в
его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конечной
целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы
товарного обращения. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими
возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные
доходы потребителей и цены на товары, точнее — соотношение между ними. Именно
уровень и динамика соотношения доходов потребителей и цен на товары формируют
основные тенденции развития потребительского спроса.
1.2 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРОВ И
ЕГО СВЯЗЬ С ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ СПРОСОМ
Одним из важнейших условий развития рынка и
обращения товаров является предложение товаров, представляющее собой массу
товаров, которая находится на рынке или может быть доставлена на него.
Предложение и спрос — две противостоящие друг
другу и взаимообусловленные категории рыночной экономики. Предложение
формируется под воздействием населения, а спрос формируется и реализуется
только при наличии предложения товаров на рынке. Их глобальные соотношения
отражают определенный уровень развития экономики страны или региона. Например,
в условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся
экономики, предложение товаров (П) равно объему спроса (С):
П = С.
При П < С имеет место неудовлетворенный спрос,
характерный для товарно-дефицитной экономики. Он заставляет людей искать
приложение своим деньгам не только с целью удовлетворения своих потребностей,
но и под угрозой обесценивания денег. Выход из ситуации связан с увеличением
объема предложения или повышения уровня цен на товары.
Превышение предложения над спросом (П > С)
может быть результатом не только излишнего производства или импорта товаров,
но и непомерного вздувания цен, дефицита денег у населения при неудовлетворении
многих его потребностей. Выход из данной ситуации связан со снижением цен на
товары и услуги, расширением платежеспособного спроса населения.
Переход к рыночным отношениям в нашей стране
сопровождается резким изменением соотношения между предложением и спросом —
переходом от дефицита товаров (П < С) к дефициту денег у населения (П >
С). Следовательно, задача заключается в том, чтобы на основе нормализации
развития экономики обеспечить равенство между предложением и спросом, а точнее
— такое превышение предложения над спросом, которое отражало бы полное
насыщение спроса населения на товары и услуги массового потребления с учетом
необходимого прироста товарных запасов у продавцов.
Предложение товаров на рынке за определенный
период времени (месяц, квартал или год) складывается из переходящих на начало
периода товарных запасов на складах производственных предприятий (Зн)
и поступлений товаров на рынок из всех источников (Пс).
Значительная часть этой массы товаров по мере реализации превращается в
реализованный спрос (Ср), а оставшаяся на складах производственных и
торговых предприятий часть товаров образует переходящие запасы на конец периода
(Зк). Весь этот процесс движения товаров выражается балансовым
равенством спроса и предложения товаров:
Зн
= пс = ср = зк
№ 1
Отсюда:
Пс = Ср
+ Зк - Зн или Пс = Ср ± A3,
где A3 = Зк -
Зн.
Следовательно, предложение товаров на рынке или в
системе товарного обращения равно сумме реализованного спроса на товары, плюс
прирост товарных запасов на складах производителей и в торговой сети или минус
снижение запасов в системе товарного обращения. Основными источниками
формирования товарного предложения в масштабах страны является отечественное
производство и импорт товаров из зарубежных стран, а в масштабах региона —
местное производство, завоз из других регионов и импорт. Соотношение указанных
источников зависит от уровня развития производства и системы товарного
обращения, а также от ценовой, тарифной и налоговой политики государства или
региона.
Таким образом, масштабы, качество и динамика
развития товарного предложения определяются масштабами и динамикой развития
платежеспособного спроса населения и одновременно выступают в качестве
основных показателей уровня развития системы товарного обращения и экономики
страны или региона.
1.3 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
Прогнозирование и регулирование емкости рынка
предполагает выявление и анализ закономерностей развития спроса и предложения
товаров, под которым понимаются устойчивые, постоянно повторяющиеся тенденции
в их развитии.
В развивающейся экономике сложились следующие
закономерности развития спроса:
• рост общего объема потребления и спроса на
товары;
• улучшение структуры потребительского спроса;
• сближение уровней и структур потребления и
спроса населения различных регионов страны и отдельных групп населения.
Первую закономерность — динамику и масштаб
развития общего объема реализованного спроса принято выражать показателями
объема продаж товаров и услуг относительно показателей:
• валового национального продукта или валового
внутреннего продукта;
• национального дохода;
• денежных доходов населения.
Вторая закономерность развития потребительского
спроса связана с первой и заключается в улучшении его структуры. Она имеет
многоплановый характер и проявляется в различных формах. В экономически
развитых странах и в странах с развивающейся экономикой прогрессивные изменения
структуры потребительского спроса происходят в следующих основных направлениях:
• высокая доля или увеличение доли платных услуг
в общем объеме потребления и спроса;
• высокая доля или увеличение доли непродовольственных
товаров в общем объеме спроса на товары;
• высокий уровень или высокие темпы роста спроса
на товары длительного пользования;
• высокий уровень или возрастание доли
высококачественных и более ценных продуктов питания;
• постепенная замена сырьевых продуктов и
полуфабрикатов готовыми к употреблению изделиями;
• расширение и обновление ассортимента, повышение
качества товаров и торговых услуг.
В динамике предложения товаров на потребительском
рынке России к концу 90-х годов обозначились три негативные тенденции:
1) существенное падение объемов отечественного
производства товаров;
2) значительный рост уровня импортизации
товарного предложения;
3) снижение качества реализуемых товаров.
Чтобы вернуть рынок сбыта отечественным
производителям продуктов, специалисты считают необходимым составить баланс
производства и потребления основных продуктов, довести государственный заказ
до регионов на поставку этих продуктов в федеральный фонд. А на объемы
продовольствия, не покрывающие потребности страны за счет отечественного
производства, рекомендуется ввести квоты на импорт. Такая схема формирования
резерва Правительства РФ по важнейшим продовольственным, социально значимым
товарам и лекарственным средствам, а также их импорту на IV кв. 1998 г. и I кв. 1999 г. была
предусмотрена в постановлении Правительства «О мерах по стабилизации потребительского
рынка Российской Федерации» от 12 октября 1998 г.
Таким образом, сложившиеся в развитых странах
прогрессивные тенденции развития спроса и предложения потребительских товаров
в условиях глубокого экономического кризиса в нашей стране деформированы. Один
из основных уроков экономической истории развитых стран заключается в том, что
выход из экономических кризисов начинался с оживления потребительского рынка
на основе расширения потребительского спроса и поддержки отечественных
производителей товаров и услуг при обеспечении их конкуренции с зарубежными
производителями.
Прогнозирование спроса — это научное предвидение
общего объема и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которые
могут быть предъявлены на рынке в прогнозируемом периоде при определенных
условиях изменения платежеспособности потребителей и предложения товаров.
Прогнозы потребительского спроса необходимы для разработки стратегий развития
производственных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики
государственного регулирования товарного обращения. Процесс прогнозирования
потребительского спроса включает следующие этапы:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|