Однако, эти предложения не нашли должного понимания со
стороны главных партнеров по переговорам.
Самыми радикальными переговорщиками из т.н. Кернской группы
(основные экспортеры сельхозпродукции) – Новая Зеландия, Австралия и др.-
предлагался вариант использования в качестве репрезентативного периода
1997-1999 годы.
Однако такой подход неприемлем для российской стороны в
силу ряда причин.
·
Во-первых, означенный период не может быть принят в
качестве репрезентативного из-за незначительного размера государственной
поддержки агропромышленного производства в эти годы (2-3 млрд.долл.), которая к
тому же подлежит сокращению после присоединения к ВТО;
·
Во-вторых, условия экономических преобразований в стране и,
в частности, в аграрном секторе, вызвавших массу негативных последствий во всех
сферах агропромышленного производства и жизнедеятельности сельского населения,
вряд ли можно считать нормальными;
·
В-третьих, опыт присоединения к ВТО других стран
показывает, что любое присоединяющееся государство вправе заявлять определенные
«особые» условия присоединения, приводя соответствующую аргументацию, и вопрос
в конечном итоге сводится к договоренностям сторон;
·
В-четвертых,
соответствующий данному периоду объем поддержки сопоставим с уровнем de minimis, который не подпадает под
сокращение (в соответствии с нормами ВТО для развитых стран он составляет 5% от
стоимости валовой продукции сельского хозяйства)
Последняя официальная заявленная позиция Российской
Федерации, представленная в Секретариат ВТО в марте 2001 г., основывалась на
базисном периоде по уровню внутренней поддержки агропромышленного производства
1991-1993 гг. и по экспортным субсидиям – на периоде 1990-1992 гг. Данная
позиция предусматривала:
-
в отношении агрегированной меры поддержки (АМП) -
сумму 16,2 млрд. долларов (общий средний АМП, подлежащий связыванию), с
поэтапным сокращением в течение 6-летнего периода до 12,9 млрд. долл..
-
в отношении экспортных субсидий – среднюю величину
подлежащего связыванию экспортного субсидирования в размере 726 млн.долларов, с
поэтапным сокращением в течение 6-летнего периода до 464,7 млн. долл.
Одновременно позиция российской стороны была
обоснована предполагаемыми потребностями в бюджетном финансировании
сельскохозяйственного сектора, рассчитанными на базе «Основных направлений
агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001 –2010
гг.».
Как показали итоги
многосторонних и двусторонних переговоров и консультаций в 2001 году
напряженность вокруг определения как базисного периода, так и объемов
финансирования мер «желтой корзины» продолжает сохраняться. Несмотря на то, что
в большинстве промышленно развитых стран существует разрыв между фиксированными
уровнями связывания внутренней поддержки села и фактическими затратами
государств на цели развития аграрного сектора, оппоненты по переговорному
процессу подвергают критике несоразмерность предлагаемых российской стороной
уровней связывания поддержки сельского хозяйства и нынешних затрат государства
в этой области.
В развитие своей позиции
основные страны-члены ВТО предлагают обосновать потребность в столь
значительных средствах на использование мер «желтой корзины» в среднесрочной
перспективе на базе законодательного закрепления основных положений по
реформированию российского аграрного сектора. Их основными опасениями в этой
связи являются недостаточность транспарентности механизмов распределения
соответствующих бюджетных средств и адекватной статистической базы проведения
соответствующих расчетов мер поддержки (особенно на региональном уровне).
В отношении экспортных субсидий предложения российской
стороны не находят понимания у Новой Зеландии, Австралии и ряда других стран.
Их позиция основывается на попытке навязать российской стороне отказ от
использования мер экспортного субсидирования, применение которых в принципе
допускается нормами Соглашения ВТО по сельскому хозяйству. Однако российская
позиция в области экспортного субсидирования основывается на отстаивании права
иметь возможность после присоединения к ВТО использовать экспортные субсидии.
Основными итогами последних многосторонних консультаций,
проходивших в Женеве в декабре 2001 г. и январе 2002 г., с точки зрения
обсуждения странами-членами РГ заявленных российских позиций в отношении
основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской
Федерации, в том числе текущих и предполагаемых мер государственного
финансирования мер внутренней поддержки агропромышленного производства (АМП), являются:
-
более детальное определение механизмов расходования
такой поддержки, обоснование их применения с точки зрения критериев Соглашения
ВТО по сельскому хозяйству (это касается как мер «желтой корзины», так и мер
«зеленой корзины»);
-
обеспечение законодательного и правоприменительного
регулирования мер поддержки в соответствии с «Основными направлениями
агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010
годы».
Вместе с тем, отход
партнеров на нынешнем этапе переговоров от предметного обсуждения
количественных параметров российской позиции не снимает остроты проблемы поиска
взаимоприемлемого уровня будущих российских обязательств в рамках ВТО в области
внутренней поддержки и экспортного субсидирования.
Мартовскими
заседаниями (2002 г.) Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам
ВТО, а также Правительства Российской Федерации были отмечены основные проблемы
переговорного процесса в сфере сельского хозяйства и рассмотрены новые подходы
в определении внутренней поддержки и экспортных субсидий, не нарушающие общего
баланса интересов национальных сельхозтоваропроизводителей с учетом тарифной
составляющей переговорного процесса.
Одновременно
российская сторона в ходе планируемых 18 июня 2002 г. многосторонних консультаций
по сельскому хозяйству намерена продолжить диалог с партнерами по переговорам
по соответствию используемых в России мер поддержки аграрного сектора критериям
«желтой» и «зеленой» корзин в целях уточнения и согласования их структурного
наполнения.
В этой связи
Минсельхозом России был подготовлен пакет документов с описанием конкретных мер
поддержки в разрезе соответствующих «корзин» в формате нотификаций, а также
включающий скорректированный вариант обоснования соответствия мер «зеленой
корзины» критериям Соглашения ВТО по сельскому хозяйству с учетом замечаний
стран-членов РГ.
26 сентября прошли многосторонние консультации по сельскому
хозяйству с участием США, ЕС, стран Кернской группы (ведущих экспортеров
сельхозпродукции), ряда стран Центральной и Восточной Европы, Азии и
Лат.Америки (всего около 30 стран). Переговоры по данному направлению носят
крайне сложный характер, т.к. позиции сторон по уровню разрешенных России в
качестве члена ВТО господдержки сельскому хозяйству и объему экспортных субсидий
резко расходятся.
Правительством Российской Федерации на заседании 14 марта
2002 г. одобрены новые подходы к переговорам по сельскому хозяйству. Вместе с
тем, для продолжения переговоров члены ВТО ожидают от России представления
обновленной версии документов по мерам субсидирования, на основе которых может
быть произведена оценка обоснованности российской
позиции.
3.3 Ход переговоров по доступу на рынок услуг.
Их цель - согласование условий доступа иностранных
поставщиков услуг на российский рынок. В марте с.г. Правительством Российской
Федерации была утверждена в качестве основы для переговоров третья редакция
предложений по доступу на рынок услуг (в редакции, одобренной на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО 12 марта 2002 г.).
Двусторонние переговоры показали, что существуют различия в
толковании странами правил ВТО в отношении горизонтального регулирования
торговли услугами. В связи с этим 19 марта 2002 г. были проведены
многосторонние консультации по специальным аспектам такого регулирования в
России (естественные монополии, субсидии, ЗАТО, приграничные территории,
культурное наследие и достояние, антимонопольное регулирование, услуги общего
пользования и т.д.).
Все ключевые партнеры представили официальные запросы, что
позволило сфокусировать переговорный процесс на чувствительных секторах, доступ
в которые представляет наибольший коммерческий интерес для членов ВТО.
Последний раунд двусторонних переговоров, состоявшийся в июне с.г.
продемонстрировал, что для продолжения конструктивного диалога с членами ВТО
(США, ЕС, Япония, Канада, Норвегия, Швейцария, Австралия) необходимо
модифицировать российские предложения по ключевым секторам (финансовые,
телекоммуникационные и транспортные услуги).
В сентябре в Москве прошли переговоры с делегацией
Норвегии, а вначале октября с экспертами США в Вашингтоне.
Переговоры по доступу иностранных
поставщиков на российский рынок услуг являются одним из четырех основных
направлений переговоров по присоединению России к ВТО. Цель переговоров -
согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на
российский рынок, а также изъятий из режима наибольшего благоприятствования
(РНБ).
Присоединяясь к ВТО, Россия в рамках
Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) должна принять на себя
обязательства, оформленные в виде Перечня специфических обязательств по
услугам, которые гарантируют определенный уровень доступа на свой рынок услуг
для всех членов ВТО согласно принципу режима наибольшего благоприятствования
(РНБ) (за исключением случаев, которые участнику удалось зафиксировать в Списке
изъятий из РНБ с целью сохранения привилегированных преференциальных отношений
в сфере торговли услугами с другой страной или группой стран).
Основой переговоров являются
обязательства, зафиксированные в указанном Перечне и Списке изъятий из РНБ. При
этом в Перечне обязательства подразделяются на горизонтальные и секторальные.
Горизонтальные обязательства касаются мер регулирования в отношении всех
секторов услуг, по которым Россия принимает обязательства. Все сектора услуг
(более 150) сгруппированы в 12 разделов в соответствии с Классификатором услуг,
принятым в ГАТС. Для каждого сектора, включенного в Перечень, прописываются
четыре основных способа поставки услуг (трансграничная поставка, потребление за
рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физических лиц).
Первоначальные российские предложения
по доступу на рынок услуг были утверждены Правительством Российской Федерации и
официально переданы членам ВТО в октябре 1999г.
Непосредственная координация по
формированию обязательств в сфере услуг осуществляется Рабочей группой по
услугам Комиссии правительства Российской Федерации по вопросам присоединения к
ВТО. Для детальной проработки конкретных разделов проекта российских обязательств
по услугам были образованы 12 тематических подгрупп, руководство которыми
осуществляли соответствующие федеральные ведомства (например, Минтранс России
руководил подгруппой по транспортным услугам).
В общем смысле подходы, использованные
при формировании проекта Перечня российских обязательств, направлены на
создание нормальной конкурентной среды на национальном рынке услуг, привлечение
иностранных капиталовложений и одновременно защиту тех российских поставщиков
услуг, которые пока находятся в неравном положении по отношению к иностранным
поставщикам.
К работе над формированием обязательств
по услугам привлекались и привлекаются также научные и деловые круги. Так,
министерства и ведомства при составлении обязательств в части своей компетенции
опирались на результаты аналитических исследований состояния рынка
соответствующих отраслевых НИИ. Весной 2001г. в составе Российского союза
промышленников и предпринимателей (РСПП) учреждена Рабочая группа по вопросам
присоединения к ВТО, включающая в себя в том числе подгруппы по ключевым
секторам услуг (услуги телекоммуникаций, финансовые, транспортные). В рамках
этих подгрупп проводятся встречи с обсуждением проблемных вопросов между
компаниями, занятыми в сфере услуг, и федеральными органами власти. В настоящее
время продолжается интенсивный диалог с бизнесом, проводятся региональные
конференции, в ходе которых выявляются ожидания регионов в отношении
деятельности иностранных поставщиков услуг в свете предстоящего присоединения к
ВТО.
В период с мая по декабрь 2000 г. на
основе первого варианта Перечня было проведено несколько раундов двусторонних
переговоров по доступу на рынок услуг с 26 членами ВТО (всего порядка 75
встреч). Переговоры носили в основном информационный, разъяснительный характер.
В конце 2000 г. стала ясна
необходимость доработки первой редакции Перечня. Переработанный проект был
одобрен Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО в конце
января 2001г., согласован с руководителями заинтересованных федеральных
ведомств в качестве основы для продолжения переговоров и официально передан в
Секретариат ВТО в феврале 2001г.
Во второй редакции проекта Перечня
нашли отражение основные положения долгосрочной социально-экономической
стратегии Правительства Российской Федерации, в том числе законодательные
инициативы в сфере услуг. Министерствами и ведомствами была учтена ситуация
относительного оживления в отраслях услуг. Также во второй редакции Перечня по
услугам были устранены некоторые положения, которые, по мнению наших партнеров по
переговорам, не требовали фиксации. Кроме того, были изменены некоторые
формулировки, особенно касающиеся всех секторов услуг (горизонтальный раздел).
Таким образом, Россия перешла к
качественно новому этапу - определению конкретных параметров доступа иностранных
поставщиков на свой рынок услуг.
К состоявшемуся 23-24 января 2002г.
13-му заседанию Рабочей группы по присоединению России к ВТО был приурочен
очередной раунд двусторонних переговоров по услугам (Швейцария, Япония, Корея,
Уругвай, ЕС, Венесуэла, Канада, Индия, Венгрия, Австралия). В его рамках были
также проведены многосторонние консультации по телекоммуникационным услугам с
партнерами по ВТО, в ходе которых представители Минсвязи России разъясняли
ситуацию и перспективы развития российского телекоммуникационного рынка и меры,
зафиксированные в российских предложениях по телекоммуникационным услугам в
рамках ВТО.
В целом на основе второй редакции
Перечня состоялись 69 двусторонних встреч с 23 странами-членами ВТО, в ходе
которых члены ВТО обозначили, в предварительном плане, некоторые сферы своих
секторальных приоритетов. В то же время итоги второго этапа переговоров
показали, что существует потребность в корректировке ряда положений проекта
Перечня.
14 марта 2002 г. Правительством
Российской Федерации была утверждена в качестве основы для переговоров третья
редакция предложений по доступу на рынок услуг.
На основе утвержденной третьей редакции
Перечня состоялась серия двусторонних переговоров в середине марта.
Двусторонние переговоры, в частности, показали, что существуют различия в
толковании странами правил ВТО в отношении горизонтального регулирования
торговли услугами. В связи с этим 19 марта 2002 г. проведены многосторонние
консультации по специальным аспектам такого регулирования в России (естественные
монополии, субсидии, ЗАТО, приграничные территории, культурное наследие и
достояние, антимонопольное регулирование, услуги общего пользования и т.д.).
5-7 февраля 2002г. в Москве состоялись
переговоры с делегацией ЕС. 11-12 апреля Москву посетила делегация Япония для
переговоров, в том числе, в части услуг. 13-17 апреля российская делегация
провела переговоры с США в Вашингтоне. В начале июня 2002г. прошли первые
переговоры с недавно присоединившимся к ВТО Китаем.
В период проведения 14-го заседания
Рабочей Группы (22-23 апреля 2002г.) состоялись (с 19 по 27 апреля)
двусторонние встречи по обсуждению российских предложений по услугам со
Швейцарией, Парагваем, Польшей, Новой Зеландией, Австралией, Канадой, ЕС,
Чехией, Словакией, Литвой, Латвией, Эстонией, Болгарией, Венгрией.
В рамках 15-го заседания Рабочей Группы
с 13 по 21 июня 2002г. прошли переговоры по услугам с 13 странами-членами ВТО
(ЕС, Швейцария, Корея, Япония, Австралия, Латвия, Литва, Уругвай, Сингапур,
Норвегия, Польша, Болгария, Египет). 18 июня 2002г. состоялись многосторонние
консультации с членами ВТО по части разъяснения российской позиции в отношении
регулирования рынка ценных бумаг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|