·
Докладом Рабочей группы, в котором будет изложен
весь пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по
итогам переговоров;
·
Протоколом о присоединении, юридически оформляющим
достигнутые договоренности;
·
Списком обязательств по тарифным уступкам в области
товаров и сельского хозяйства;
·
Списком специфических обязательств по доступу на
рынок услуг.
Одним из главных условий присоединения новых
стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики
регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями
пакета соглашений Уругвайского раунда.
Последним этапом является ратификация
законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.
2.
Переговоры России и ВТО: цели, задачи и основные этапы.
Членами Всемирной торговой организации
являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет
увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее
на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой
торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является
исключением.
Участие в ВТО дает стране множество
преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью
присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно
считать следующие:
·
Получение лучших в сравнении с
существующими и не дискриминационных условий для доступа российской продукции
на иностранные рынки;
·
Доступ к международному
механизму разрешения торговых споров;
·
Создание более благоприятного
климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной
системы в соответствие с нормами ВТО;
·
Расширение возможностей для
российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
·
Создание условий для повышения
качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате
увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
·
Участие в выработке правил
международной торговли с учетом своих национальных интересов;
·
Улучшение имиджа России в мире
как полноправного участника международной торговли.
Задача
ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий
присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ
от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли
Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен
способствовать экономическому росту, а не наоборот.
Основные этапы переговоров по
присоединению России к ВТО.
В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о
присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В
соответствии с процедурами была создана Рабочая группа (РГ), в которую вошли
представители заинтересованных участников ГАТТ. Мандат Рабочей группы
(преобразованной после учреждения ВТО в РГ по присоединению Российской
Федерации к ВТО) состоит в изучении торгового режима и выработке условий
участия России в ВТО.
В соответствии с установленной
процедурой, переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации
(ВТО) проходят в рамках специальной Рабочей группы (РГ), состоящей из
стран-членов ВТО. Круг ведения российской Рабочей группы является стандартным
для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом:
"Изучить заявку Правительства
Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на
основании Статьи XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые
могут включать проект Протокола о присоединении".
Первое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО прошло в Женеве
17-19 июля 1995г. Оно проходило на основе "Меморандума о внешнеторговом
режиме", который был представлен Россией в марте 1994г. (документ L/7410),
и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами по Меморандуму. В
ходе первой сессии члены российской делегации ответили на новые вопросы
стран-членов и представили другую дополнительную информацию по т. н.
"традиционным" сферам ГАТТ (торговля товарами).
В сентябре 1995 г. состоялось заседание
Правительства Российской Федерации по вопросу о ходе переговорного процесса по
присоединению России к ГАТТ/ВТО. По итогам состоявшегося обсуждения были
приняты решения по обеспечению дальнейшего проведения переговорного процесса по
присоединению России к ВТО.
Второе заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО состоялось 4-6
декабря 1995 г. К этому заседанию российская сторона представила дополнения к
Меморандуму, охватывающие т.н. "новые" сферы вопросы торговли
услугами, вопросы прав интеллектуальной собственности, меры инвестиционной
политики, а также ответы на 495 дополнительных вопросов стран-членов.
Второе заседание было в основном
посвящено завершению рассмотрения Меморандума. Кроме того, было начато
обсуждение вновь представленных документов, дополнений к Меморандуму по
"новым" сферам.
Третье заседание Рабочей группы состоялось 28-31 мая 1996 г. Оно было посвящено
предметному обсуждению российских документов по проблематике "новых"
сфер, а именно услуг, вопросов охраны интеллектуальной собственности и
инвестиционных мер, связанных с торговлей, а также 394 ответов на
дополнительные вопросы стран-членов.
По итогам третьего заседания Рабочей
группой было принято решение о завершении в первом чтении российского
Меморандума о внешнеторговом режиме и о переходе к обсуждению отдельных
вопросов, требующих, по мнению членов Рабочей группы, дополнительного
рассмотрения. В качестве таких вопросов на четвертое заседание были выделены
вопросы нетарифного регулирования, таможенной оценки, сельского хозяйства и
обзор развития законодательства в области экономики и торговли.
Четвертое заседание Рабочей группы состоялось 15-16 октября 1996 г. На открытом
заседании 15 октября были детально обсуждены вопросы нетарифного регулирования,
таможенной оценки и обзор развития законодательства. 16 октября в рамках
неформального заседания были рассмотрены проблемы российского сельского
хозяйства в контексте переговоров о присоединении
По итогам четвертого заседания Секретариат
ВТО по поручению Рабочей группы подготовил неофициальную памятную записку с
кратким изложением прошедших обсуждений ("Aide-Memoire").
На пятое заседание Рабочей группы, которое прошло 15-16 апреля 1997 г, были вынесены
вопросы государственной торговли, торговых аспектов прав интеллектуальной
собственности. Кроме того, было продолжено обсуждения вопросов сельского
хозяйства (как и на предыдущем заседании, в неофициальном формате). Состоялся
также обзор состояния двусторонних консультаций
В период проведения пятого заседания
Рабочей группы были также проведены двусторонние консультации с США, ЕС,
Японией, Швейцарией, Норвегией, Польшей, Таиландом, Южной Кореей, Мексикой.
По итогам пятого заседания Рабочей
группы Секретариат ВТО также подготовил соответствующую памятную записку
("Aide-Memoire"). Данные документы затем будут использованы при
подготовке проекта Протокола о присоединении.
На шестое заседание Рабочей группы, которое прошло 22-23 июля 1997 г. в неофициальном
формате, были вынесены вопросы обзора развития российского законодательства,
включая законодательство в области правительственных закупок, технических
барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных норм и сельского хозяйства.
Кроме того, была проведена целая серия двусторонних консультаций с
заинтересованными странами по пунктам повестки дня. По итогам заседания
Секретариатом также была подготовлена памятная записка в отношении проблематики
технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных норм.
На седьмом заседании Рабочей группы (9 и 11 декабря 1997 г.) в официальном формате
были рассмотрены вопросы (а) развития российского законодательства, (б)
промышленных субсидий, (в) мер инвестиционной политики (ТРИМс); и (г)
преференциальных торговых соглашений.
По завершении официального заседания
было проведено заседание в неофициальном формате, в ходе которого продолжился
обмен мнениями по вопросам регулирования российского сельскохозяйственного
сектора. Помимо этого, была проведена серия двусторонних консультаций
российской делегации с заинтересованными странами по вопросам пунктов повестки
дня, а также вопросам технических барьеров в торговле.
В феврале 1998 г. Россия завершила
подготовку своих тарифных предложений и через Секретариат ВТО уведомила
страны-члены ВТО о готовности приступить к переговорам о доступе на рынок. По
соответствующим запросам стран-членов РГ тарифные предложения России переданы
примерно тридцати странам, включая ЕС, США, Канаду и Японию.
Восьмое заседание Рабочей группы состоялось 29-30 июля 1998 г. В повестку дня были
включены следующие вопросы - (а) обзор хода двусторонних переговоров; (б)
развитие российского законодательства, в частности по проблемам инвестиций, (в)
вопросы технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных мер, (г)
промышленные субсидии; (д) процедуры таможенной оценки. Одновременно с
заседанием Рабочей группы была проведена серия двусторонних консультаций по
отдельным пунктам повестки дня. В период с 27 по 31 июля 1998 г. были также
проведены переговоры по тарифным уступкам с Таиландом, Чехией и Словакией,
Филиппинами, Шри-Ланкой, Турцией, Колумбией, Венгрией, Австралией, Швейцарией.
Тарифные вопросы были также затронуты в ходе консультаций с Японией и ЕС.
Девятое заседание Рабочей группы прошло 16-17 декабря 1998 г. В повестку дня заседания
были включены следующие вопросы (а) обзор последних событий в законодательстве,
(б) торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, (в) сельское
хозяйство. Кроме того, в ходе заседания были затронуты ответы российской
стороны на вопросы, заданные по итогам предыдущего заседания, а также
рассмотрено состояние двусторонних тарифных переговоров. В период заседания
Рабочей группы была также проведена серия двусторонних переговоров с
заинтересованными странами
В период с 26 по 28 октября 1999 г. была проведена серия многосторонних и двусторонних
консультаций. Неофициальные многосторонние консультации в формате Рабочей
группы были проведены 27 октября 1999 г, в ходе которых Россия официально
представила странам-членам РГ предложения по доступу на внутренний рынок
услуг, утвержденные на заседании Правительства РФ 16 сентября 1999 г, а
также подготовленный проект документа по региональным промышленным субсидиям.
Тогда же были проведены предварительные консультации по услугам с четырьмя
странами. В этот же период были продолжены двусторонние тарифные переговоры,
позволившие фактически завершить "первое чтение" российских тарифных
предложений, представленных в ВТО в феврале 1998 г., и приступить к подготовке
скорректированных тарифных предложений. Обновленные тарифные предложения
России были распространены среди членов Рабочей группы в марте 2000 г.
В общей сложности в ходе тарифных
переговоров на основе первоначальных тарифных предложений России двусторонние
встречи прошли примерно с 30 членами Рабочей группы. Кроме того, были проведены
многосторонние консультации по вопросам сельского хозяйства, на которых
российской стороной были распространены скорректированные предложения по уровню
внутренней поддержки, а также детальные перечни действующих в России программ
субсидирования сельскохозяйственного сектора.
Официальное десятое заседание
Рабочей группы прошло 25-26 мая 2000 г. Повестка дня заседания включала:
(а) обзор развития российского законодательства, (б) услуги; (в) промышленные
субсидии, (г) вопросы таможенной оценки; (д) вопросы технических барьеров и
санитарных и фитосанитарных норм; (е) обзор двусторонних контактов, и (ж)
дальнейшие шаги в деятельности Рабочей группы. Одновременно в период с 22 мая
по 26 мая была проведена серия двусторонних переговоров по доступу на
российские рынки товаров и услуг с 16 странами, включая страны “квадро”.
Одиннадцатое заседание Рабочей
группы состоялось 18-19 декабря
2000 г. Повестка дня заседания включала следующие вопросы: (а) обзор развития
российского законодательства, (б) торговые аспекты прав интеллектуальной
собственности (TRIPS), (в) преференциальные торговые соглашения, и (г) обзор
состояния двусторонних переговоров. Ко времени проведения заседания РГ была
также приурочена серия двусторонних переговоров по товарам, которые в период с
12 по 20 декабря 2000 г. охватили 28 стран. Переговоры по доступу на российский
рынок услуг проведены с 16 странами, при этом возможности для дальнейших
конструктивных переговоров на основе первоначальных обязательств по услугам к
настоящему времени исчерпаны, что обусловило необходимость подготовки второй
редакции обязательств по услугам.
На заседании Рабочей группы достигнута
договоренность о представлении российской стороной в феврале 2001 г. новых
редакций предложений по тарифам и услугам и подхода к переговорам по сельскому
хозяйству, а также о представлении в Секретариат ВТО документа с изложением
результатов переговоров по всем основным направлениям. Это было сделано в
установленные сроки. По завершении изучения членами Рабочей группы указанных
документов намечено проведение неофициальных консультаций в формате Рабочей
группы.
1 марта 2001г. были проведены неофициальные
консультации стран-членов РГ с российской делегацией. На них состоялось
представление переданных в феврале обновленных редакций российских предложений
по тарифам и услугам. По результатам заседания согласован дальнейший график
переговоров на ближайшие месяцы. После проведения серии двусторонних
переговоров на 26 апреля 2001г. состоялись очередные неофициальные консультации
в формате РГ.
На специальной сессии по вопросам
сельского хозяйства с участием 20 государств было начато углубленное изучение
сельскохозяйственной политики России на текущем этапе и на перспективу с целью
ее учета при предметном обсуждении российских обязательств в области
господдержки и экспортных субсидий в сельском хозяйстве.
Двенадцатое официальное заседание
Рабочей группы состоялось 26-27
июня 2001 г. В повестку дня заседания были включены вопросы развития
российского законодательства, обсуждение представленного российской стороной
Обзора торговой политики России, (документа с описанием действующего торгового
режима), могущего лечь в основу Доклада РГ, а также многосторонняя встреча по
сельскому хозяйству
Повестка дня тринадцатого заседания Рабочей
группы (23-24 января 2002г.)
включала:
- рассмотрение состояния двусторонних переговоров (тарифы и услуги),
переговоров по сельскому хозяйству; работы по приведению российского
законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО (Россия представила
документ RUS/45.Rev.1);
- продолжение обсуждения российского торгово-политического
режима на основе обновленного российского документа (WT/ACC/SPEC/RUS/20.Rev.1,
SPEC/RUS/21.Rev.1) и консолидированного сборника комментариев к нему,
подготовленного Секретариатом ВТО на основе замечаний стран-членов РГ
(WT/ACC/SPEC/RUS/22);
- определение дальнейших шагов в переговорном процессе.
Принято решение о переходе к новому
этапу в переговорах о присоединении России к ВТО - подготовке Секретариатом ВТО
к концу марта 2002г. первого варианта проекта Доклада Рабочей группы. Его
первое рассмотрение было намечено на апрель 2002г. и продолжение в более
детальном формате - на следующей сессии РГ в середине июня 2002г.
В ходе сессии состоялись также
многосторонние консультации по вопросам сельского хозяйства и
телекоммуникационных услуг.
Согласован порядок дальнейшей работы по
переговорам в сфере господдержки и экспортных субсидий сельскому хозяйству.
Российская сторона подготовит сводную информацию, на основе которой планируется
проведение следующих многосторонних консультаций.
Четырнадцатое заседание Рабочей группы состоялось 24-25 апреля в Женеве.
На нем прошло первое чтение проекта Доклада Рабочей группы по присоединению
России к ВТО. Принято решение о продолжении обсуждения на пятнадцатом
заседании РГ 19-20 июня 2002г. К этому времени Россия представит
дополнительную информацию, просьбы о которой поступили от стран-членов РГ во
время заседания. Следующее заседание будет посвящено постатейному обсуждению
проекта Доклада, состоятся многосторонние консультации по сельскому хозяйству и
ТБТ/СФС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|