Меню
Поиск



рефераты скачать Вступление России во Всемирную торговую организацию: проблемы и перспективы


3. Современный этап переговоров по присоединению России к ВТО.


В настоящее время в состав Рабочей группы по присоединению России к ВТО входит 66 стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок товаров вовлечено 53 страны, по доступу на рынок услуг - 29.

Переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве как на многостороннем (по системным вопросам - формальные и неформальные заседания Рабочей группы, по сельскому хозяйству - плюрилатеральные консультации с участием заинтересованных стран-членов Рабочей группы), так на двустороннем уровне (по доступу на рынок товаров и услуг, а также по отдельным элементам системного характера).

В ходе 14 заседания рабочей группы по присоединению России к ВТО 24-25 апреля 2002 года состоялось первое чтение по разделам проекта Доклада Рабочей группы. Это - финальный документ, где будет изложен пакет обязательств, которые Россия примет на себя по итогам переговоров (в отдельных документах излагаются обязательства по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства, а также обязательства в сфере торговли услугами).

Проект, подготовленный Секретариатом ВТО, аккумулирует результаты продолжающихся с 1995 г. переговоров по изучению торгового режима России и совместимости его с нормами ВТО. За эти годы российской делегацией было представлено в Секретариат ВТО около 200 аналитических документов, более 1000 законодательных и нормативных актов на английском языке.

Постатейное обсуждение Доклада РГ прошло на 15-ом заседании Рабочей группы 19-20 июня с.г. К этой сессии члены РГ и Россия подготовили свои предложения по редакции отдельных положений. Параллельно с заседанием РГ были проведены многосторонних консультаций по вопросам фондового рынка, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер (ТБТ/СФС) и сельского хозяйства. Также прошла серия двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг, а также по системным вопросам.

По итогам 15-го заседания РГ принято решение о подготовке Секретариатом ВТО второй редакции проекта Доклада, а также проведении серии многосторонних консультаций. В сентябре состоялись указанные встречи по вопросам ТРИПС и сельского хозяйства. В конце октября прошли консультации по ТБТ, энергетике, сельскому хозяйству и услугам. В начале октября состоится неофициальное заседание РГ, на котором предполагается распространить вторую редакцию проекта Доклада РГ и определить дальнейшие шаги в переговорном процессе.

В настоящее время российской делегацией ведутся переговоры по четырем основным направлениям:

3.1 Переговоры по доступу на рынок товаров.

Их основным предметом является определение максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин, который Россия получит право применять после присоединения к ВТО.

Переговорной основой для них служит утвержденная Правительством Российской Федерации в январе 2001 года третья редакция российских предложений по доступу на рынок товаров. В период 12-22 июня с.г. проведены переговоры с 21 страной. К настоящему времени российская делегация согласовала около 75% тарифных позиций.

Стратегия формирования тарифных предложений по доступу на рынок товаров в рамках процесса присоединения России к ВТО (обзор тарифных предложений по состоянию на июль 2001 г.)

Тарифные переговоры со странами ВТО осуществлялись на базе  тарифных предложений, утвержденных Правительством Российской Федерации в феврале 2001г.

Ведение переговоров базируется на двух основных принципах.

Первый принцип – немедленно с момента присоединения Россия не снижает ставки пошлин действующего тарифа ни по одной позиции, а по истечении переходного периода используемые Россией ставки ввозных пошлин (конечный уровень связывания) могут быть несколько ниже его уровня, но исключительно в тех секторах экономики, где снижение ставок либо не оказывает существенного влияния на отечественных товаропроизводителей (отсутствующие или не производимые в достаточном количестве в Российской Федерации виды сельскохозяйственного и промышленного сырья или полуфабрикатов), либо там, где российская сторона заинтересована в поступлении зарубежных товаров (прогрессивное технологическое оборудование, компьютерная техника, медицинское, научное и контрольно-измерительное оборудование).

Второй принцип - присоединение России к какой-либо необязательной секторальной договоренности или инициативе в принципе не может быть предварительным условием присоединения России к ВТО. Однако по результатам двусторонних переговоров Россия может приблизиться к условиям какой-либо из таких договоренностей. Но это ни в коем случае не должно означать, что Россия согласна стать участником такой секторальной                                                                                                                                                                                                                                                                               договоренности.

Практические подходы по возможному изменению ставок пошлин для наиболее чувствительных товаров.

Возможность распространения действия тарифных квот на определенный перечень важнейших товарных групп (мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо птицы, сахар), равно как и установление параметров квот в целях сохранения внутри квоты в основном сложившегося уровня доступа иностранных товаров на российский рынок определяет Минэкономразвития России совместно с Минсельхозом России.

При этом Минэкономразвития России детально определяет механизм применения тарифных квот,  в т.ч. и порядок их распределения с использованием различных методов, применяемых в мировой торговой практике.

Конечный уровень связывания пошлин по отдельным наиболее чувствительным для партнеров видам рыбы допустимо зафиксировать на уровне даже ниже действующего, используя эту уступку для организации совместных усилий по продвижению российского рыбного экспорта на рынки третьих стран. В отношении остальных позиций по рыбе (т.е. готовой продукции) руководящим остается первый принцип – конечный уровень связывания не может быть ниже действующей ставки ввозной таможенной пошлины.

По сливочному маслу важным является отстаивание конечного уровня связывания, адекватно обеспечивающего защиту интересов отечественных товаропроизводителей (под конечным уровнем подразумеваются величины пошлин, примерно в полтора-два  раза выше действующих ставок).

Ставки пошлин на не производимые в России фрукты и овощи могут быть снижены до 5% для достижения компромисса по чувствительным для России товарам в случае необходимости. Общая картина связывания пошлин по овощам и фруктам такова, что начальный уровень связывания в несколько раз выше действующей ставки ввозной таможенной пошлины, а конечный, кроме упомянутых моментов, равен или чуть ниже действующей.

Уровень тарифной защиты по группе хлебных злаков должен увязываться, с одной стороны, с достижением договоренности по разрешенному для России объему мер государственной поддержки, а с другой,  с тем фактическим уровнем помощи, который государство способно оказывать в ближайшие десятилетие с тем, чтобы обеспечить равные конкурентные условия отечественным и зарубежным производителям на российском рынке.

Необходимый для российских  товаропроизводителей уровень тарифной защиты по подсолнечному и соевому маслу (в первую очередь для масел, поступающих в готовом для розничной продажи виде) обеспечивается «первым принципом» и при необходимости - уступками по не производимым в России видам масел (например, пальмовому).

В области мясопродуктов преследуется цель обеспечения необходимого для отечественных товаропроизводителей уровня тарифной защиты, который и по истечении имплементационного (переходного) периода не должен быть ниже ныне действующего.

В сфере морепродуктов на протяжении длительного имплементационного периода (от пяти и более лет) предполагается сохранить адекватный для развития отечественной рыбоперерабатывающей отрасли уровень тарифной защиты. Возможные компромиссы могут быть достигнуты либо за счет подвижек по непринципиальным для России товарам (анчоусы, лобстеры и т.п.), либо за пределами указанного имплементационного периода.

Необходимый уровень защиты для отечественных производителей макаронных изделий обеспечивается достаточно высокими уровнями связывания ставок пошлин как по начальному, так и по конечному уровням связывания (в два и более раз), а также за счет возможных уступок по другим секторам изделий из муки (торты, сухари, маца).

Компромисс с партнерами в отношении величин связывания ставок таможенных пошлин на пиво достигается при условии получения от них встречных уступок в чувствительных для России областях, поскольку пошлины на эту продукцию играют в России значительную фискальную роль. Аналогично достижение компромисса со странами-членами ВТО по уровням конечного связывания пошлин на вино, крепкие спиртные напитки, сигары и сигареты с учетом особой значимости этих товаров для стран - традиционных экспортеров, при условии получения встречных уступок от них в чувствительных для России областях. Как в отношении пива, так и в отношении остальной «спиртовой номенклатуры ВЭД» отстаиваются оба переговорных принципа.

Поскольку в отношении товаров химической группы существует большая заинтересованность партнеров в снижении ставок пошлин на нее, только в целях достижения компромисса допускается рассмотрение возможности понижения ставок пошлин на те виды химической продукции, которые  будут определены отечественными товаропроизводителями. В остальном же в области химических товаров решено исходить из возможности постепенной гармонизации конечных уровней связывания до 5,5% (сырье) и 6,5% (готовые изделия) для большинства товаров этой группы. Необходимая степень селективной тарифной защиты чувствительной для отечественных производителей продукции будет производиться путем сохранения адекватных ставок пошлин или за счет продления имплементационного периода.

В отношении лекарственных средств уровень связывания  ставок пошлин может составлять не менее 5 - 6,5% и  может быть достигнут по прошествии не менее чем 3 - 5-летнего имплементационного периода.

На шины отстаивается действующий уровень тарифной защиты, с возможностью его снижения только по окончании периода, необходимого для привлечения инвестиций в эту отрасль российской промышленности.

На кожаные и меховые изделия отстаивается действующий уровень пошлин, допуская возможность его незначительного снижения только по истечении 6-летнего переходного периода за счет снижения пошлин на сырье и полуфабрикаты.

По деревянным строительным изделиям  и изделиям из бумаги возможно обеспечить необходимый уровень тарифной защиты за счет уступок в отношении сырья (пиломатериалы, целлюлоза).

По основным видам тканей, производимых в России, переговоры ведутся на базе действующего уровня пошлин с возможностью его незначительного снижения на два-три процентных пункта по истечении 5-летнего переходного периода.

На ковры отстаивается адекватная тарифная защита на уровне действующих ставок с возможностью уступок  в отношении продукции «экзотических» типов, не производимой  в России.

В отношении готовой одежды и обуви переговорный процесс ведется к на уровне ныне действующих ставок. И только в отдельных случаях,  учитывая особую заинтересованность партнеров, обозначается возможность некоторого снижения уровня связывания по истечении переходного периода в ответ на их встречные уступки. Возможны определенные подвижки по ставкам пошлин на сырье и полуфабрикаты для текстильных изделий.

В переговорах обеспечивается адекватная степень тарифной защиты в отношении изделий из цветных металлов  и  селективная защита изделий из черных металлов в соответствии с предложениями  отечественных товаропроизводителей с учетом современной ситуации на рынке изделий совместно с стали.

Предполагается постепенно, в течение трех-четырех лет после присоединения к ВТО обозначить возможность снижения ставок пошлин на товары, охватываемые номенклатурой товаров информационных технологий (т.е. ЭВМ и средства их производства), за исключением отдельных товаров, где это может нанести серьезный ущерб отечественным производителям.

Начальный уровень связывания пошлин на легковые автомобили фиксируется на уровне не менее 35%. Далее снижение ставок пошлин на легковые автомобили будет осуществляться по формуле «6+1», по которой изменение пошлин происходит не постепенно, каждый год, а резко по истечении последнего года.

В отношении ставок пошлин на товары  гражданской авиатехники возможно снижение ставок пошлин только на те виды элементов и комплектующих гражданской авиатехники, которые производятся в России на уровне, не соответствующем мировым стандартам, а также на малые летательные аппараты и самолеты ограниченного радиуса действия.

В отношении ставок пошлин на мебель предлагается формула снижения ставок пошлин «6+1», по которой возможное снижение ставок будет происходить только по истечении последнего года этого периода.

3.2 Состояние переговоров по сельскохозяйственной проблематике.

Помимо тарифного аспекта, они включают обсуждение объемов государственной поддержки аграрного сектора и размеров экспортных субсидий.

Переговоры по сельскохозяйственной тематике ведутся с 1998 года. Именно тогда были представлены на рассмотрение Рабочей группы по присоединению России к ВТО (РГ), включающей ныне 65 cтран - основных торговых партнеров России, первоначальные предложения по обязательствам Российской Федерации в отношении уровня внутренней поддержки производства сельского хозяйства (агрегированной меры поддержки) и субсидирования экспорта сельхозпродукции и продовольствия.

Следует отметить, что к агрегированной мере поддержки (АМП) относятся лишь те меры, которые в наибольшей степени оказывают искажающее воздействие на торговлю и производство (дотации на продукцию животноводства и растениеводства, компенсации части затрат на приобретение материально-технических средств, льготное кредитование, ценовая поддержка отечественных сельхозтоваропроизводителей, льготы на транспортировку сельхозпродукции и др.). Это меры так называемой «желтой или янтарной» корзины.

В отношении данных мер в соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству принимаются обязательства по связыванию или фиксированию уровня поддержки и его последующему поэтапному сокращению в размере 20 процентов в течение 6-летнего с момента присоединения переходного периода.

В то время как меры, не оказывающие или оказывающие минимальное искажающее воздействие на торговлю и производство сельхозпродукции и не имеющие целью поддержание цен производителей (научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, совершенствование инфраструктуры, содержание стратегических продовольственных запасов, программы регионального развития, страхование урожая и компенсация ущерба от стихийных бедствий, содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства и др.), не связываются обязательствами по сокращению и относятся к так называемой «зеленой корзине».

Первоначальный уровень связывания обычно рассчитывается как среднегодовая величина фактических расходов за последние три репрезентативные года («базисный период») как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Аналогичная схема существует и для связывания, а затем поэтапного сокращения экспортного субсидирования сельхозпродукции и продовольствия (в течение 6-летнего периода по затратам – на 36% от первоначально связанного размера субсидий, и по объему – на 21%).

Первоначальные предложения Российской Федерации в отношении «мер желтой корзины» и экспортных субсидий основывались на среднегодовых расчетах с базисным периодом 1989-1991 гг., характеризующимся предкризисными показателями поддержки сельскохозяйственного производства. В результате российская позиция в 1998 году выглядела следующим образом: исходный уровень АМП – 84 млрд.долл., экспортных субсидий – 1,6 млрд.долл.

В ходе переговорного процесса в силу неприятия со стороны основных торговых партнеров России предлагаемых параметров российские предложения в области внутренней поддержки и экспортных субсидий дважды обновлялись на основе использования различных комбинаций с параметрами продолжительности базисного периода. Так, в 2000 году предлагалось рассматривать в качестве базисного периода для расчета АМП 2 варианта – период 1989-1995 гг., что соответствовало 62,4 млрд.долл. и 1989-1995 гг. за вычетом минимального и максимального значений в указанный период (1992 г. и 1990 г.), эквивалентный 35 млрд. долл., по экспортным субсидиям предлагался период 1988-1995 гг. с уровнем связывания 0,64 млрд.долл.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.