Меню
Поиск



рефераты скачать Волейбол

 После блокирования игрок должен приземлятся на согнутые ноги и быть готовым снова к блокированию, самостраховке, перемещению, выполнению передач.

Рис. 32

Рис. 33

Если мяч пролетел мимо рук, то, приземляясь, блокирующий должен резко повернуть голову в сторону полета мяча, чтобы быстро повернуть туловище еще до приземления.

Для закрывания определенной зоны площадки ставится не­подвижный блок, при котором руками, поднятыми над сеткой, не производят никаких движений в стороны. Неподвижное блокиро­вание обычно используют при блокировании вдвоем или втроем.

При постановке блока одним игроком чаще всего применяет­ся подвижное блокирование: после прыжка игрок переносит ру­ки параллельно сетке вправо или влево в зависимости от опреде­ленного им направления полета мяча.

При блокировании нападающих ударов с краев сетки ладони блокирующих разворачиваются так, чтобы мяч отскочил на пло­щадку противника (рис. 34).

ТАКТИКА ИГРЫ


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ


Тактика игры — это целесообразное применение индивидуаль­ных, групповых и командных действий в борьбе с противником для достижения победы.

Основная задача тактики — определить средства, способы и формы ведения игры против определенного противника, в кон­кретных условиях. Целесообразно использовать их можно только при правильном учете факторов, характерных для данной встре­чи, а также конкретных условий, в которых протекает эта встреча (размеры и высота зала, его освещенность, качество мяча, его цвет, зрители и т. п.). Чтобы учесть и правильно использовать все факторы, необходимо хорошо знать тактику игры и иметь большой игровой опыт.

Развитие самой игры определяется развитием ее составных элементов. Так, тактическое мастерство игроков зависит от их роста, технического мастерства и борьбы между нападением и защитой. Тактика игры непрерывно совершенствуется. Появление в игре новых эффективных средств нападения вызывает необхо­димость поисков соответствующих средств или способов защиты и наоборот.

Жизнеспособность тактики зависит от ее гибкости и творчес­кого исполнения, от умения не только приспосабливаться к осо­бенностям конкретного противника, но и навязывать ему свою игру. Неумение изменить ход игры применительно к конкретной обстановке, отойти от заученного шаблона несовместимо с пра­вильным пониманием тактики игры.

Передовая тактика требует постоянного обогащения новыми знаниями, средствами, способами и формами ведения игры.

Средства ведения игры — это все приемы техники и их спосо­бы. Уровень тактического мастерства зависит от технического мастерства команды.

Если техническая подготовка направлена на Учение движения при выполнении того или иного технического приема то тактическая подготовка вооружает игрока необходимыми знаниями и умениями, которые позволят ему целесообразно применять изученные приемы в конкретной игровой обстановке.

Уверенное владение различными средствами техники позво­лит команде применять гибкую тактику игры.

Способами ведения игры называются рациональные индиви­дуальные групповые и командные действия игроков, применяемые ими в борьбе с противником. Способы ведения игры выражают тактический замысел осуществления победы.

Индивидуальными называются самостоятельные действия иг­рока осуществляемые без партнеров, направленные на реше­ние отдельных тактических задач, поставленных перед командой. 

Групповыми действиями, представляющими собой взаимо­действия двух или нескольких игроков, решается часть команд­ной задачи. Эти действия могут быть активными (непосредствен­ное участие) или способствующими розыгрышу мяча.

К командным действиям относятся взаимодействия всех игро­ков команды, направленные на выполнение определенных задач в нападении и защите. Они осуществляются различными спосо­бами, выражающимися в различных системах и комбинациях. Действия одной группы игроков могут быть активными, другой — вспомогательными.

Система игры. Системой игры называется организация дейст­вий игроков команды, в которой обусловлены функции каждого игрока и в зависимости от функций их расстановка на площад­ке по линиям. Каждая система игры имеет свою более или менее постоянную схему расстановки игроков или занимаемых ими по­зиций. Это создает благоприятные условия для овладения игро­ками своими функциями, для налаживания взаимодействий меж­ду группами игроков и между всей командой.

Системы игры тесно связаны с принципами комплектования команды и стартовой шестерки, и наоборот. Но принцип комп­лектования команды по функциям игроков не есть система игры.

Комбинации. Комбинацией называются заранее разученные согласованные действия игроков команды, направленные на со­здание условий одному из игроков для завершения атаки. Осу­ществление тактики комбинаций зависит от точности приема и направления мяча; от точности второй передачи, а также от ее траектории и скорости; от согласованности действий пасующего игрока с нападающими.

Комбинации применяются как при введении мяча в игру, так и в ходе игры.

Форма ведения игры. Формами ведения игры называются внешние проявления содержания действий команды, обусловлен­ных решением определенных тактических задач. Они выражаются в активных и пассивных действиях игроков, в быстром или мед­ленном темпе игры, в умении сбивать темп игры противника и навязывать свой, в тактике замен и перерывов, в проявлении иг­ровой дисциплины и умении бороться до конца.

Игровая дисциплина — это культура ведения игры; проявле­ние наивысшего мастерства; подчинение действий каждого игро­ка командным действиям и в то же время проявление инициати­вы и творчества; умение четко выполнять поставленные задачи на протяжении всей игры и турнира; проявление исключительной собранности. Игровая дисциплина проявляется в умении по не­обходимости быстро переключаться от систем игры в нападении на игру в защите по ходу всего матча или даже в ходе одной партии.

Постоянное соблюдение игровой дисциплины — залог успеха в борьбе с любым противником.


КЛАССИФИКАЦИЯ ТАКТИКИ ИГРЫ


Классификация является основой для изучения и совершен­ствования тактики игры и повышения качества учебно-трениро­вочного процесса. До настоящего времени нет четко разработан­ной классификации игры, не существует также единых понятий и терминологии.

Тактику можно подразделить на два раздела: тактику напа­дения и тактику защиты. Каждый из этих разделов в зависимо­сти от принципа организации действий игрока подразделяется на группы, включающие индивидуальные действия, групповые и командные.                                                                 

В свою очередь, каждая из этих групп подразделяется на ви­ды: например, индивидуальные действия в нападении могут быть двух видов — действия игрока без мяча и действия игрока с мячом.

Виды в зависимости от конкретного содержания игровых дей­ствий подразделяются на способы, или системы. Например, си­стема игры в нападении со второй передачи игрока передней ли­нии или система игры в нападении со второй передачи выходя­щего игрока задней линии.

Отдельные способы, имеющие различные особенности, под­разделяются на варианты и комбинации. Например, одним из способов нападения со второй передачи является система нападе­ния через выходящего игрока задней линии. Однако эта система; в зависимости от зоны выхода игрока подразделяется на три варианта: нападение через игрока, выходящего из зоны 1 (6,5).

а)       изменения зоны передачи (благодаря чему на­падающий принимает длинные, диагональные и отвесные пасы) и тренировки во всех зонах нападения;

б)      применения различных видов и вариантов удара при различной удаленности от сетки и полном исполь­зовании ее ширины;

в)       введения маркировки цели. Лишь тот, кто умеет пласировать мяч, будет технически хорошо выполнять точные нападающие удары.

Выполнять эти упражнения можно также под зву­ковой сигнал тренера или другого игрока о виде и цели удара (например, «Финт близко!»).

Проведение таких упражнений, связанных с отра­боткой технических умений и навыков, имеет смысл, хотя и не должно быть слишком интенсивным (при 12 игроках каждый из них должен выполнять на тре­нировке максимум один удар в минуту). Более целесо­образными как для повышения интенсивности, так и для отработки тактики являются следующие комплекс­ные упражнения, специально разработанные для напа­дения.

2.       Упражнения с блоком: а) блокирующие (одиноч­ный или двойной блок, смотря по численности игроков) непрерывно подпрыгивают, стараясь любым способом перехитрить нападающего игрока;

б)      блокирующие подпрыгивают не при всяком на­ падающем ударе. Нападающий игрок должен прибе­гать к обманным действиям, если блокирующие под­прыгивают, в противном же случае выполнять на­падающий удар (блокирующие должны при этом подпрыгивать полностью и действительно стремиться к блокированию мяча, а не к обману любой ценой на­ падающего) ;

в)       оба блокирующих игрока ставят (по взаимной договоренности) одиночный или двойной блок. Задача нападающего при одиночном блоке заключается в пре­одолении его наиболее целесообразным видом удара, при двойном блоке — в применении обманных дей­ствий.

3.       Упражнения с игроками площадки: а) прини­мающий игрок располагается в глубине центра игровой площадки. В тот момент, когда нападающий пры­гает, принимающий игрок перебегает вправо или влево.

Задача нападающего заключается в том, чтобы попасть в незащищенную половину глубины площадки;

б) то же, что и в п. «а», но защитник перебегает от центральной точки игровой площадки в зону 1 или в зону 5.

4. Упражнения с игроками блока и площадки. Если все перечисленные выше упражнения посильны при необходимой концентрации игроку среднего класса, то при такой двойной комбинации трудности мгновенно возрастают вдвое. Поэтому рекомендуется повышать требования постепенно, начиная, например, с двойного блока и одного игрока площадки, причем последний меняет свою позицию, как описано выше. В этом слу­чае перед нападающим могли бы открыться, в частно­сти, такие варианты решения:

—  при отсутствии блока или при одиночном блоке нападающий удар производится по незащищенной пло­щадке (в зависимости от позиции, занимаемой блоки­рующим игроком площадки);

—  при двойном блоке производится удар кистью руки или обманный удар (в зависимости откачества передачи для нападающего удара и позиции блокирую­щего) по незащищенной части площадки.

Для дальнейшего усложнения упражнений вводят дополнительных игроков площадки (вплоть до полной комбинации защиты), постепенно сокращая пустоты на игровой площадке.

Технику и тактику нападающего удара совершен­ствуют при выполнении всех комплексных упражне­ний, предназначенных для отработки коллективной тактики нападения (см. 2. 2. б).

2.1.5. Блокирование

Значение в игре. После появления первых нападающих ударов (в Европе в начале 20-х годов) не­вольно сформировалось блокирование, как наиболее эффективное защитное средство. Оно развивается от одиночного блока (около 1930 г.) до группового (конец 30-х годов).

Блокирование составляет ядро всей защиты и явля­ется ориентиром для защитников площадки при игре в волейбол. Если блокирующие не имеют успеха, т. е.дезориентированы, не прыгают или плохо прыгают, если мощь ударов не ослабевает или нападающий обна­руживает в защите пустоты, то вся команда позади блокирующих производит впечатление беспомощности.

С 1964 г., когда возможности блокирующих значи­тельно расширились благодаря введению «переноса рук» и разрешению двойного касания, блок отчасти становится при возрастающем уровне игры даже средством нападения.

По частоте своего применения блокирование зани­мает первое место среди всех технических элементов. В среднем оно является каждым третьим действием отдельного игрока.

Из-за непосредственного влияния блока возникает около 18% всех ошибок в нападении противника (пер­венство мира 1966 г.). Ошибки при блокировании ведут к потере около 9 % (женщины — 11%) всех очков, а так­же являются причиной значительной части неудачных действий со стороны защитников.

Основной формой блокирования является двойной блок (72%). Одиночный (23,5%) и тройной блок (4,5%) применяют реже. Одиночный блок, как правило, не яв­ляется для хорошего нападающего серьезным препят­ствием. Тройной блок представляет собой прежде всего в зоне 3 «вынужденное решение» под давлением про­тивника за счет защиты игрового поля.

По техническому исполнению в настоящее время различают два основных варианта:

—  блокирование с «консервативным», пассивным положением рук, причем руки переносятся мало или вовсе не переносятся;

—  так называемый нападающий блок с активным перехватом.

Индивидуальная тактика. Индивидуальная тактика блокирующего игрока основывается прежде всего на достижимой высоте перехвата, которая зависит от пры­гучести и длины тела блокирующего. При этом игрок прежде всего обдумывает, какую технику выбрать.

Наиболее эффективен нападающий блок, при вы­полнении которого блокирующий игрок стремится к тому, чтобы не только принять мяч на верхнем про­должении плоскости сетки, но и вслед за тем круто на­править его активным действием рук и кистевых суставов на игровую площадку противника. Предпосылкой к этому является положение предплечий игрока (локти вблизи верхнего края сетки), обеспечивающее «свобо­ду перемещения» рук над сеткой (не менее 50 см). Сле­дует, однако, заметить, что высота, которой блокирую­щий игрок достигает обеими руками при прыжке из стойки, на 35—40 см ниже высоты, достигаемой им при прыжке в нападении. Тем самым, чтобы обеспечить в прыжке из стойки нападающий блок, блокирующий должен достичь максимальной высоты (при прыжке с разбега) — не менее 3,30 м (женщины — около 3 м). При блокировании прыжок из стойки тактически бла­гоприятней, поскольку блокирующие игроки имеют возможность дольше наблюдать за нападающим игро­ком и могут лучше выбрать место и время для выпол­нения прыжка.

Однако большинство волейболистов ГДР пока еще не пользуются этим методом для отработки прыжков в высоту, достаточную для нападающего блока. Смот­ря по игровой манере нападающего команды против­ника, эти игроки решают, не целесообразней ли отка­заться от эффекта нападающего блока и ограничиться, выполнив прыжок из стойки, при относительной на­дежности и хорошей возможности обзора, так сказать, пассивным, «легким» выбросом рук над сеткой. Таким игрокам следовало бы стремиться к наращиванию вы­соты прыжка до уровня, достаточного для блокирова­ния, причем прыжок выполнять с разбега, хотя внача­ле будет затруднено наблюдение за противником и взаимодействие с партнерами по команде (это наблю­дается в женских командах вследствие низкого уровня выброса рук над сеткой).

Если игрок предпочтет первый из вариантов блоки­рования, то его внимание должно концентрироваться на зоне и поведении игрока команды противника, вы­полняющего передачу для нападающего удара, чтобы по возможности раньше достичь зоны предполагаемого нападения. В последнем случае внимание следует кон­центрировать в первую очередь на мяче.

Далее нужно подумать о моменте прыжка. Если прыжок выполняют из стойки, то установить этот момент относительно просто. Визуально оценив дейст­вия нападающего при разбеге (направление разбега),

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР планирует соревнования на 4 года вперед в зависимости от сроков проведения спартакиады народов СССР.

Местные советы спортивных обществ и организаций составля­ют планы спортивных соревнований по территориальному, а ве­домственные организации и добровольные спортивные общест­ва— по ведомственному принципу.

Основой любого соревнования является соревнование в низо­вом коллективе.

Спортивные соревнования различают по целевому назначе­нию, составу участников и некоторым другим признакам.

По формам проведения и целевому назначению они подразде­ляются на виды. Виды соревнований могут быть объединены в группы.

 Спортивные соревнования в советской системе физического воспитания—неотъемлемая часть педагогического процесса. В них подводятся итоги, проверяется качество учебно-тренировоч­ной работы игроков, команд, тренеров, а также всего коллектива в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.