После блокирования игрок должен приземлятся на согнутые ноги и быть
готовым снова к блокированию, самостраховке, перемещению, выполнению передач.
Рис. 33
Если мяч пролетел мимо рук, то, приземляясь, блокирующий должен
резко повернуть голову в сторону полета мяча, чтобы быстро повернуть туловище
еще до приземления.
Для закрывания определенной зоны площадки ставится неподвижный
блок, при котором руками, поднятыми над сеткой, не производят никаких движений
в стороны. Неподвижное блокирование обычно используют при блокировании вдвоем
или втроем.
При постановке блока одним игроком чаще всего применяется
подвижное блокирование: после прыжка игрок переносит руки параллельно сетке
вправо или влево в зависимости от определенного им направления полета мяча.
При блокировании нападающих ударов с краев сетки ладони
блокирующих разворачиваются так, чтобы мяч отскочил на площадку противника
(рис. 34).
ТАКТИКА ИГРЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Тактика игры — это целесообразное применение индивидуальных,
групповых и командных действий в борьбе с противником для достижения победы.
Основная задача тактики — определить средства, способы и формы
ведения игры против определенного противника, в конкретных условиях.
Целесообразно использовать их можно только при правильном учете факторов,
характерных для данной встречи, а также конкретных условий, в которых
протекает эта встреча (размеры и высота зала, его освещенность, качество мяча,
его цвет, зрители и т. п.). Чтобы учесть и правильно использовать все факторы,
необходимо хорошо знать тактику игры и иметь большой игровой опыт.
Развитие самой игры определяется развитием ее составных элементов.
Так, тактическое мастерство игроков зависит от их роста, технического
мастерства и борьбы между нападением и защитой. Тактика игры непрерывно
совершенствуется. Появление в игре новых эффективных средств нападения вызывает
необходимость поисков соответствующих средств или способов защиты и наоборот.
Жизнеспособность тактики зависит от ее гибкости и творческого
исполнения, от умения не только приспосабливаться к особенностям конкретного
противника, но и навязывать ему свою игру. Неумение изменить ход игры
применительно к конкретной обстановке, отойти от заученного шаблона
несовместимо с правильным пониманием тактики игры.
Передовая тактика требует постоянного обогащения новыми знаниями,
средствами, способами и формами ведения игры.
Средства ведения игры — это все приемы техники
и их способы. Уровень тактического мастерства зависит от технического
мастерства команды.
Если техническая подготовка направлена на Учение движения при
выполнении того или иного технического приема то тактическая подготовка
вооружает игрока необходимыми знаниями и умениями, которые позволят ему
целесообразно применять изученные приемы в конкретной игровой обстановке.
Уверенное владение различными средствами техники позволит команде
применять гибкую тактику игры.
Способами ведения игры называются рациональные индивидуальные
групповые и командные действия игроков, применяемые ими в борьбе с противником.
Способы ведения игры выражают тактический замысел осуществления победы.
Индивидуальными называются самостоятельные действия игрока
осуществляемые без партнеров, направленные на решение отдельных тактических
задач, поставленных перед командой.
Групповыми действиями, представляющими собой взаимодействия двух
или нескольких игроков, решается часть командной задачи. Эти действия могут
быть активными (непосредственное участие) или способствующими розыгрышу мяча.
К командным действиям относятся взаимодействия всех игроков
команды, направленные на выполнение определенных задач в нападении и защите.
Они осуществляются различными способами, выражающимися в различных системах и
комбинациях. Действия одной группы игроков могут быть активными, другой —
вспомогательными.
Система игры. Системой игры называется организация действий
игроков команды, в которой обусловлены функции каждого игрока и в зависимости
от функций их расстановка на площадке по линиям. Каждая система игры имеет
свою более или менее постоянную схему расстановки игроков или занимаемых ими позиций.
Это создает благоприятные условия для овладения игроками своими функциями, для
налаживания взаимодействий между группами игроков и между всей командой.
Системы игры тесно связаны с принципами комплектования команды и
стартовой шестерки, и наоборот. Но принцип комплектования команды по функциям
игроков не есть система игры.
Комбинации. Комбинацией называются заранее разученные
согласованные действия игроков команды, направленные на создание условий
одному из игроков для завершения атаки. Осуществление тактики комбинаций
зависит от точности приема и направления мяча; от точности второй передачи, а
также от ее траектории и скорости; от согласованности действий пасующего игрока
с нападающими.
Комбинации применяются как при введении мяча в игру, так и в ходе
игры.
Форма ведения игры. Формами ведения игры
называются внешние проявления содержания действий команды, обусловленных
решением определенных тактических задач. Они выражаются в активных и пассивных
действиях игроков, в быстром или медленном темпе игры, в умении сбивать темп
игры противника и навязывать свой, в тактике замен и перерывов, в проявлении игровой
дисциплины и умении бороться до конца.
Игровая дисциплина — это культура ведения игры; проявление
наивысшего мастерства; подчинение действий каждого игрока командным действиям
и в то же время проявление инициативы и творчества; умение четко выполнять
поставленные задачи на протяжении всей игры и турнира; проявление
исключительной собранности. Игровая дисциплина проявляется в умении по необходимости
быстро переключаться от систем игры в нападении на игру в защите по ходу всего
матча или даже в ходе одной партии.
Постоянное соблюдение игровой дисциплины — залог успеха в борьбе
с любым противником.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТАКТИКИ ИГРЫ
Классификация является основой для изучения и совершенствования
тактики игры и повышения качества учебно-тренировочного процесса. До
настоящего времени нет четко разработанной классификации игры, не существует
также единых понятий и терминологии.
Тактику можно подразделить на два раздела: тактику нападения и
тактику защиты. Каждый из этих разделов в зависимости от принципа организации
действий игрока подразделяется на группы, включающие индивидуальные действия,
групповые и командные.
В свою очередь, каждая из этих групп подразделяется на виды:
например, индивидуальные действия в нападении могут быть двух видов — действия
игрока без мяча и действия игрока с мячом.
Виды в зависимости от конкретного содержания игровых действий
подразделяются на способы, или системы. Например, система игры в нападении со
второй передачи игрока передней линии или система игры в нападении со второй
передачи выходящего игрока задней линии.
Отдельные способы, имеющие различные особенности, подразделяются
на варианты и комбинации. Например, одним из способов нападения со второй
передачи является система нападения через выходящего игрока задней линии.
Однако эта система; в зависимости от зоны выхода игрока подразделяется на три
варианта: нападение через игрока, выходящего из зоны 1 (6,5).
а) изменения зоны передачи (благодаря чему нападающий
принимает длинные, диагональные и отвесные пасы) и тренировки во всех зонах
нападения;
б) применения различных видов и вариантов удара при различной
удаленности от сетки и полном использовании ее ширины;
в) введения маркировки цели. Лишь тот, кто умеет пласировать
мяч, будет технически хорошо выполнять точные нападающие удары.
Выполнять эти упражнения можно также под звуковой сигнал тренера
или другого игрока о виде и цели удара (например, «Финт близко!»).
Проведение таких упражнений, связанных с отработкой технических
умений и навыков, имеет смысл, хотя и не должно быть слишком интенсивным (при
12 игроках каждый из них должен выполнять на тренировке максимум один удар в
минуту). Более целесообразными как для повышения интенсивности, так и для
отработки тактики являются следующие комплексные упражнения, специально
разработанные для нападения.
2. Упражнения с блоком: а) блокирующие (одиночный или
двойной блок, смотря по численности игроков) непрерывно подпрыгивают, стараясь
любым способом перехитрить нападающего игрока;
б) блокирующие подпрыгивают не при всяком на падающем ударе.
Нападающий игрок должен прибегать к обманным действиям, если блокирующие подпрыгивают,
в противном же случае выполнять нападающий удар (блокирующие должны при этом подпрыгивать
полностью и действительно стремиться к блокированию мяча, а не к обману любой
ценой на падающего) ;
в) оба блокирующих игрока ставят (по взаимной договоренности)
одиночный или двойной блок. Задача нападающего при одиночном блоке заключается
в преодолении его наиболее целесообразным видом удара, при двойном блоке — в применении
обманных действий.
3. Упражнения с игроками площадки: а) принимающий игрок
располагается в глубине центра игровой площадки. В тот момент, когда нападающий
прыгает, принимающий игрок перебегает вправо или влево.
Задача нападающего заключается в том, чтобы попасть в незащищенную
половину глубины площадки;
б) то же, что и в п. «а», но защитник перебегает от центральной
точки игровой площадки в зону 1 или в зону 5.
4. Упражнения с игроками блока и площадки. Если все перечисленные
выше упражнения посильны при необходимой концентрации игроку среднего класса,
то при такой двойной комбинации трудности мгновенно возрастают вдвое. Поэтому
рекомендуется повышать требования постепенно, начиная, например, с двойного
блока и одного игрока площадки, причем последний меняет свою позицию, как
описано выше. В этом случае перед нападающим могли бы открыться, в частности,
такие варианты решения:
—
при отсутствии блока или при одиночном блоке нападающий удар
производится по незащищенной площадке (в зависимости от позиции, занимаемой
блокирующим игроком площадки);
—
при двойном блоке производится удар кистью руки или обманный удар
(в зависимости откачества передачи для нападающего удара и позиции блокирующего)
по незащищенной части площадки.
Для дальнейшего усложнения упражнений вводят дополнительных
игроков площадки (вплоть до полной комбинации защиты), постепенно сокращая
пустоты на игровой площадке.
Технику и тактику нападающего удара совершенствуют при выполнении
всех комплексных упражнений, предназначенных для отработки коллективной
тактики нападения (см. 2. 2. б).
2.1.5. Блокирование
Значение в игре. После появления первых нападающих ударов
(в Европе в начале 20-х годов) невольно сформировалось блокирование, как
наиболее эффективное защитное средство. Оно развивается от одиночного блока
(около 1930 г.) до группового (конец 30-х годов).
Блокирование составляет ядро всей защиты и является ориентиром
для защитников площадки при игре в волейбол. Если блокирующие не имеют успеха,
т. е.дезориентированы, не прыгают или плохо прыгают, если мощь ударов не
ослабевает или нападающий обнаруживает в защите пустоты, то вся команда позади
блокирующих производит впечатление беспомощности.
С 1964 г., когда возможности блокирующих значительно расширились
благодаря введению «переноса рук» и разрешению двойного касания, блок отчасти
становится при возрастающем уровне игры даже средством нападения.
По частоте своего применения блокирование занимает первое место
среди всех технических элементов. В среднем оно является каждым третьим
действием отдельного игрока.
Из-за непосредственного влияния блока возникает около 18% всех
ошибок в нападении противника (первенство мира 1966 г.). Ошибки при
блокировании ведут к потере около 9 % (женщины — 11%) всех очков, а также
являются причиной значительной части неудачных действий со стороны защитников.
Основной формой блокирования является двойной блок (72%).
Одиночный (23,5%) и тройной блок (4,5%) применяют реже. Одиночный блок, как
правило, не является для хорошего нападающего серьезным препятствием. Тройной
блок представляет собой прежде всего в зоне 3 «вынужденное решение» под
давлением противника за счет защиты игрового поля.
По техническому исполнению в настоящее время различают два
основных варианта:
—
блокирование с «консервативным», пассивным положением рук, причем
руки переносятся мало или вовсе не переносятся;
—
так называемый нападающий блок с активным перехватом.
Индивидуальная тактика. Индивидуальная тактика блокирующего игрока
основывается прежде всего на достижимой высоте перехвата, которая зависит от
прыгучести и длины тела блокирующего. При этом игрок прежде всего обдумывает,
какую технику выбрать.
Наиболее эффективен нападающий блок, при выполнении которого
блокирующий игрок стремится к тому, чтобы не только принять мяч на верхнем продолжении
плоскости сетки, но и вслед за тем круто направить его активным действием рук
и кистевых суставов на игровую площадку противника. Предпосылкой к этому
является положение предплечий игрока (локти вблизи верхнего края сетки),
обеспечивающее «свободу перемещения» рук над сеткой (не менее 50 см). Следует,
однако, заметить, что высота, которой блокирующий игрок достигает обеими
руками при прыжке из стойки, на 35—40 см ниже высоты, достигаемой им при прыжке
в нападении. Тем самым, чтобы обеспечить в прыжке из стойки нападающий блок,
блокирующий должен достичь максимальной высоты (при прыжке с разбега) — не
менее 3,30 м (женщины — около 3 м). При блокировании прыжок из стойки
тактически благоприятней, поскольку блокирующие игроки имеют возможность
дольше наблюдать за нападающим игроком и могут лучше выбрать место и время для
выполнения прыжка.
Однако большинство волейболистов ГДР пока еще не пользуются этим
методом для отработки прыжков в высоту, достаточную для нападающего блока. Смотря
по игровой манере нападающего команды противника, эти игроки решают, не
целесообразней ли отказаться от эффекта нападающего блока и ограничиться,
выполнив прыжок из стойки, при относительной надежности и хорошей возможности
обзора, так сказать, пассивным, «легким» выбросом рук над сеткой. Таким игрокам
следовало бы стремиться к наращиванию высоты прыжка до уровня, достаточного
для блокирования, причем прыжок выполнять с разбега, хотя вначале будет
затруднено наблюдение за противником и взаимодействие с партнерами по команде
(это наблюдается в женских командах вследствие низкого уровня выброса рук над
сеткой).
Если игрок предпочтет первый из вариантов блокирования, то его
внимание должно концентрироваться на зоне и поведении игрока команды
противника, выполняющего передачу для нападающего удара, чтобы по возможности
раньше достичь зоны предполагаемого нападения. В последнем случае внимание
следует концентрировать в первую очередь на мяче.
Далее
нужно подумать о моменте прыжка. Если прыжок выполняют из стойки, то установить
этот момент относительно просто. Визуально оценив действия нападающего при
разбеге (направление разбега),
ОРГАНИЗАЦИЯ
И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ
Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР
планирует соревнования на 4 года вперед в зависимости от сроков проведения
спартакиады народов СССР.
Местные советы спортивных обществ и организаций составляют планы
спортивных соревнований по территориальному, а ведомственные организации и
добровольные спортивные общества— по ведомственному принципу.
Основой любого соревнования является соревнование в низовом
коллективе.
Спортивные соревнования различают по целевому назначению, составу
участников и некоторым другим признакам.
По формам проведения и целевому назначению они подразделяются на
виды. Виды соревнований могут быть объединены в группы.
Спортивные
соревнования в советской системе физического воспитания—неотъемлемая часть
педагогического процесса. В них подводятся итоги, проверяется качество
учебно-тренировочной работы игроков, команд, тренеров, а также всего
коллектива в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|