Астенопия мышечная. Миопия, гетерофория, слабость конвергенции,
недостаточность фузионных резервов, нередко сочетание этих причин приводит к
нарушению работы органа зрения. При некорригированной миопии работа на близком
расстоянии совершается почти без напряжения цилиарной мышцы, но требует
конвергенции. В результате диссоциации между аккомодацией и конвергенцией
появляются слабость, быстрое утомление внутренних прямых мышц. При гетерофории
и ослабленной фузионной способности астенопические явления возникают вследствие
нервно-мышечного перенапряжения для преодоления тенденции к отклонению одного
глаза.
Клиника. Утомление глаз, боль в глазах и головная боль, преходящая
диплопия при зрительной работе на близком расстоянии. Эти явления быстро
устраняются, если прикрыть один глаз. Диагноз основывается на характерных
жалобах, выявлении миопии или гетерофории.
Рефракция - преломление лучей оптической системой глаза. В
офтальмологии принято понятие "клиническая рефракция", которое
означает расположение фокусной точки относительно сетчатки. Различают три вида
клинической рефракции: эмметропия, миопия, гиперметропия.
1. Эмметропия - лучи фокусируются на сетчатке (не требуется
очковая коррекция). Миопия (близорукость) - лучи фокусируются перед сетчаткой
(глаз длинный, корригируется отрицательными линзами). Гиперметропия
(дальнозоркость) - лучи фокусируются за сетчаткой (глаз короткий, корригируется
положительными линзами). Аметропии - виды рефракции, которые требуют коррекции,
т.е. миопия и гиперметропия. Астигматизм - случай, когда в одном глазу
сочетаются в разных сечениях различная степень или разные виды аметропии. Глаз
при этом имеет не сферическую, а эллипсоидную форму.
2. Миопия (близорукость).
Один из видов рефракции глаза, при
которой параллельные лучи света, попадающие в глаз, после их преломления
сходятся в фокусе не на сетчатке, а впереди нее. Близорукость относится к
аметропии и почти всегда представляет собой приобретенный вид рефракции.
Частым симптомом близорукости
являются фотопсии. При прогрессирующей близорукости глазное яблоко может
несколько выстоять, глазная щель кажется шире, чем в норме, передняя камера
глубже нормальной, зрачок - большего диаметра. При офтальмоскопическом
исследовании может наблюдаться так называемый задний конус - белого или
желтоватого цвета серп с височной стороны диска зрительного нерва - или так
называемая задняя стафилома - более или менее обширная зона
дегенеративно-атрофических изменений в сосудистой, сетчат0ой оболочках,
окружающих диск зрительного нерва, захватывающая иногда область желтого пятна.
Эти изменения возникают в результате растяжения и атрофии оболочки глаза около
диска зрительного нерва. При поражении области желтого пятна (миопический
центральный хориоретинит) вследствие разрыва мелких кровеносных сосудов
наблюдаются повторные кровоизлияния в сетчатку, а иногда и в стекловидное тело.
На месте кровоизлияния в сетчатке образуется серое или черное пятно, острота
зрения при этом резко понижается. Как осложнение близорукости иногда
развивается катаракта, обычно ядерного типа. Самое тяжелое осложнение
прогрессирующей близорукости - отслойка сетчатой оболочки.
На возникновение и прогрессирование
миопии оказывают влияние и другие неблагоприятные условия труда (недостаточная
освещенность, неправильно организованное рабочее место, плохой контраст между
объектом манипуляций и фоном и пр.), осложняющие выполнение точной зрительной
работы.
Близорукость обусловлена избыточным ростом глазного яблока. Она
чаще всего возникает в возрасте 8-18 лет и первые четыре года имеет свойство
прогрессировать, то есть увеличивать свою степень. Это прогрессирование обычно
связывают с длительной напряженной работой на близком расстоянии. Такая работа
требует постоянного напряжения аккомодации, а оно способствует возникновению
близорукости.
Близорукость, собственно, не
заболевание глаза, а нарушение его фокусирующей способности. Поскольку
близорукий глаз слишком большой, его фокусная точка находится не на сетчатке
глаза, а перед ней. Близорукий идеально четко видит близко расположенные
предметы, но нечетко -предметы, находящиеся вдали. Для их четкого видения перед
глазом необходимо поместить вогнутую (отрицательную) линзу. Исходя из
сказанного, близорукость нельзя излечить или даже уменьшить, так как нельзя
изменить размер глазного яблока. Близорукость можно только корригировать с
помощью очков, контактных линз или хирургических операций.
Коррекция близорукости преследует
цель - переместить фокусную точку глаза на сетчатку и тем самым сделать остроту
зрения вдаль нормальной. Вторая цель коррекции - по возможности ограничить
прогрессирование близорукости.
Детям и подросткам с начальной (до
2,0 дптр) близорукостью очки обычно назначают только для дали - для работы
в классе и аудитории, для смотрения кино, театральных зрелищ, телевизора. Для
работы с компьютером таким людям очки, как правило, не нужны. Но следует
отучать детей от слишком большого приближения глаз к экрану. Расстояние от глаз
до экрана должно быть не меньше 50 см.
При большей степени близорукости уже
приходится назначать очки для работы с ВДТ, но они должны быть на 1,0-1,5 дптр
слабее очков для дали, чтобы не давать постоянную нагрузку на аккомодацию. Очки
для работы с компьютером должны обеспечивать комфортабельное чтение текстов на
расстоянии 60-70см.
У взрослых с близорукостью, которые
постоянно носят очки, другие очки для работы с компьютером необходимы только в
том случае, если в своих очках пользователь с трудом читает газетный шрифт с
расстояния 60-70 см (до экрана) и 30-33 см (до печатного текста) от глаз. В
случае если с одними и теми же линзами чтение с обоих расстояний невозможно,
назначают бифокальные очки.
Если пользователь носит контактные
линзы, то следует убедиться, насколько хорошо он в них видит экран и текст.
При необходимости для работы могут назначаться дополнительные очки с
положительными линзами. То же самое относится к лицам, перенесшим операции по
поводу близорукости.
Дальнозоркость (гиперметропия), в отличие от близорукости, всегда бывает
врожденной. Она обусловлена слишком малым размером глазного яблока, при котором
фокусная точка лежит за сетчаткой. Дальнозоркость - неудачное название, ибо
такой глаз в спокойном состоянии плохо видит и вдаль, и сблизь. Только путем
напряжения аккомодации ему удается иногда четко видеть далекие предметы. Однако
с годами сила аккомодационной мышцы падает и зрение ухудшается. Поэтому иногда
говорят о появлении дальнозоркости, хотя на самом деле происходит только
выявление ее. Дальнозоркость нередко сопровождается сходящимся косоглазием, а
также врожденной неполноценностью сетчатки, при этом даже очки не
восстанавливают полного зрения.
Корригируют дальнозоркость выпуклыми
(положительными) линзами. Очки при дальнозоркости назначают, когда появляется
снижение остроты зрения, или косоглазие, или только утомление при работе. Детям
очки назначают для постоянного ношения. Взрослым - либо для постоянного
ношения, либо для работы на близком расстоянии. Очки для пользования дисплеем
подбирают по тем же правилам, что и при близорукости: они должны обеспечивать
комфортное чтение с экрана на расстоянии 60-70 см и печатного текста -30-35 см.
Для этого они, очевидно, должны быть немного сильнее, чем для дали, и немного
слабее, чем для близи.
Пресбиопия - возрастное ослабление аккомодационной
способности. Пресбиопия (возрастная дальнозоркость) - ослабление
способности к аккомодации, то есть четкому зрению на разных расстояниях. Этот
процесс начинается обычно с 35-40 лет и заканчивается в 60 лет. Пресбиопия
требует назначения очков для работы на близком расстоянии. Это могут быть либо
отдельные очки, которые человек надевает, например, при чтении, либо
специальные части линз в очках для постоянного ношения. Таковы бифокальные или
трифокальные очки, а в последнее время получили распространение так называемые
очки с прогрессивным действием, в которых сила линз плавно изменяется от
верхней части к нижней.
Исходя из сказанного выше следует,
что пресбиопические очки для пользователей дисплеев должны быть несколько
слабее, чем очки для чтения. Ведь в них надо четко видеть и экран (60-70 см от
глаз), и текст (30-35 см от глаз). Если аккомодация совсем отсутствует, что
бывает обычно после 60 лет, то иногда целесообразно корригировать один глаз для
работы с экраном, а второй - для работы на расстоянии.
Спазм аккомодации. Аккомодация - способность четко видеть предметы, находящиеся
на различном расстоянии. Фокусировка осуществляется с помощью мышц глаза и
хрусталика (зависит от возраста).
Значительное зрительное напряжение при
особо точной работе на близком расстоянии от глаза влечет за собой нарушение
аккомодационной функции глаз. В таких случаях может развиться функциональный
спазм аккомодации. Он заключается в усиленном напряжении аккомодационной мышцы.
При спазме аккомодации появляются жалобы на боли в глазах и головную боль,
обнаруживается гиперемия конъюнктивы. Во время работы на близком расстоянии эти
явления усиливаются, выполнение работы затрудняется. Стойкий спазм аккомодации
может перейти в миопию или усилить имеющуюся миопию.
Соблюдение оптимальных параметров
яркости, контраста, угловых размеров знаков, частоты смены кадров и других
характеристик экранного изображения позволяет несколько снизить зрительное
утомление при работе с ВДТ, но совсем избежать его не удается.
Астигматизм не является самостоятельным видом рефракции. Это
некоторая "сплюснутость" глаза, его отклонение от формы сферы и
приближение к форме эллипсоида. Он может наслаиваться на любую рефракцию - и
миопию, и гиперметропию, и эмметропию (соразмерную рефракцию).
Корригируют астигматизм линзами,
имеющими торическую (сфероцилиндрическую) форму. На Западе увлекаются
коррекцией даже небольших степеней астигматизма и часто прописывают очки с
цилиндрами 0,5-0,75 дптр. По нашим наблюдениям, такой астигматизм, как правило,
не нарушает зрения и не требует коррекции. Астигматические очки целесообразно
назначать тогда, когда добавление цилиндра к сферической линзе существенно
повышает остроту зрения. Это бывает обычно при степени астигматизма выше
1,0-1,5 дптр.
К астигматическим очкам легче
привыкают дети, чем взрослые. Поэтому впервые назначать такие очки взрослым
следует лишь при значительном астигматизме. Адаптация к ним затруднена: первое
время пользователь отмечает искажение формы предметов, их приближение или
удаление. Это особенно мешает при ходьбе по лестнице.
При пользовании компьютером следует
назначать астигматические очки лишь если пользователь имел их раньше, либо если
выявлен такой астигматизм, который может вызвать затруднение при работе с
экраном. Следует помнить, что это бывает редко, и при подборе очков надо
убедиться, что цилиндры действительно дают облегчение. В подавляющем же
большинстве случаев нужно оставить те цилиндры, которые пользователь имел в
своих повседневных очках, и подбирать сферу по вышеизложенным правилам, то есть
для комфортного видения на расстоянии 30-35 и 60-70см.
Временные параметры безопасной
работы с ВДТ.
Психофизиологические исследования
показали, что при напряженной работе с компьютером оператор отмечает утомление
в среднем через четыре часа. Объективные же изменения физиологических
показателей появляются уже после двух часов работы. Чтобы их не допускать, по
крайней мере после двух часов непрерывной работы с дисплеем нужно делать
перерывы.
Однако степень утомления во многом
зависит от характера деятельности оператора. Принято различать три
основных ее вида:
А - работа по считыванию информации с
экрана по предварительным
запросам;
Б - работа по вводу информации;
В - творческая работа в режиме
диалога с компьютером.
Наибольшую нагрузку на орган зрения
дает ввод информации (Б), хотя более сильное общее утомление может вызвать
работа в режиме диалога (В).
В какой-то мере к диалоговому режиму
(В) можно отнести и работу с компьютерной графикой. Она представляет собой
наибольшую нагрузку на зрение, особенно если экран небольшой и плотность
деталей на нем высокая.
В соответствии с этой классификацией
устанавливаются категории тяжести и напряженности работы и необходимое время
перерывов в течение рабочего дня. Для групп А и Б оно определяется по
суммарному числу считываемых или вводимых знаков, для группы В - по суммарному
времени непрерывной работы с компьютером.
Соотношение времени работы и
перерывов для различных категориях тяжести приводится в таблице.
Таблица
Время регламентированных
перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории
трудовой деятельности
Категория работы с компьютером
|
Уровень
при
|
нагрузки
разных
работ
|
За смену
Видах
|
Суммарное
регламентированных
(мин)
|
время
перерывов
|
|
Кол-во знаков при 8-ч. смене
|
кол-во знаков при 12-ч. смене
|
часы
|
|
|
I
|
до 20000
|
до 15000
|
до 2 ч
|
30
|
70
|
II
|
до 40000
|
до 30000
|
до 4 ч
|
50
|
90
|
III
|
до 60000
|
до 40000
|
до 6 ч
|
70
|
120
|
В перерывах рекомендуется оставлять
рабочее место, делать гимнастику, в том числе и для глаз, по возможности
выходить на свежий воздух. Ни в коем случае нельзя использовать перерывы для
игр на том же самом компьютере.
Особую осторожность следует соблюдать
при допуске к работе с компьютером детей, подростков и учащихся старшего возраста,
потому что эта работа может способствовать развитию и прогрессированию
близорукости.
Детям до 3 лет не следует разрешать пользование ВДТ - это
является для них слишком высокой зрительной и эмоциональной нагрузкой.
Дети 3-7 лет могут находиться у экрана не более 15 мин в
день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях
рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их
гимнастикой для глаз.
Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не
должна превышать:
- в 1-м классе - 10 мин,
- 2-5-м классах - 15 мин,
- 6-7-м классах -20 мин,
- 8-9-м классах - 25 мин,
- 10-11-м классах -
30 мин на первом часу занятий и 20 мин на втором.
Несколько большее время пользования
ВДТ разрешается только в "Школах юных программистов", устраиваемых во
время каникул.
Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же
временные рамки.
Временные ограничения пользования
дисплеем существуют и для учащихся средних специальных и студентов высших
учебных заведений.
Для техникумов,
ПТУ, колледжей и других средних учебных заведений - - не более 30 мин в день на первом курсе,
- не более 1 часа в день на втором и
- не более 3 часов на третьем курсе.
Для студентов вузов:
- не более 2 часов на первом и
- не более 3 часов на старших курсах.
При этом длительность учебных занятий
не должна превышать 50% времени непосредственной работы на компьютере.
Разумеется, для всех учащихся
обязательно соблюдение перерывов и выполнение общих физических упражнений и
специальной гимнастики для глаз.
РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ
ДЕФЕКТАХ ЗРЕНИЯ.
Возможность работы с монитором
компьютера лицам с дефектами зрения определяется, с одной стороны, видом и
степенью тяжести работы, с другой - характером дефекта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|