XXI век - это не просто переломный период в летосчислении; он
должен стать переходным этапом в новое мироустройство, новые международные
отношения, основывающиеся на основополагающих принципах международного права,
демократии и свободы личности. Именно с учетом этих принципов разрабатывались,
а впоследствии и утверждались Договор о создании Союзного государства и
Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации[26] по реализации положений этого
Договора.
Перечислим основные, на наш взгляд, блокирующие факторы и
причины на пути конвергенции хозяйственных систем России и Белоруссии и их
интеграции в целом.
1. Позиция Запада. Евроатлантические структуры никак не желают усиления России
на западном направлении, а также усиления славянского фактора в Европе.
2. Действия российской и белорусской оппозиции. Российская оппозиция в лице правых
сил и олигархических структур выступает на словах «за союз с Белоруссией, но
без Лукашенко».
3. Серьезные различия в экономических моделях перехода к рынку.
4. Жизнестойкость России зависит от достижения консолидации
российского общества, которого сейчас явно не хватает. Поэтому в Российской
Федерации назрела потребность изменения приоритетов экономической политики в
сторону социализации государства. Альтернативой такому курсу может быть только
дальнейшее социальное расслоение российского общества, рост его криминализации,
распад экономических и социальных связей с Белоруссией, окончательная потеря
сторонников объединения двух братских стран.
5. Кризисное состояние процесса конвергенции хозяйственных
систем России и Белоруссии повторяет сценарий так называемого цивилизованного
развода бывших советских республик в рамках СНГ. Размежевание постсоветского
экономического пространства во многом обусловлено, по всей видимости,
нежеланием новой России взять на себя роль локомотива и системообразующего
ядра, чтобы по-настоящему встать во главе процесса экономической
регионализации.
Есть и другие проблемы, требующие тщательного исследования.
Анализ проблематики позволил сделать следующие выводы в
соответствии с логикой поставленных в настоящем исследовании цели и задач:
1. Национальные государства являются по-прежнему ее главными
акторами. Сегодня их число возросло почти до 200 единиц, увеличившись почти в 4
раза по сравнению с 51 государством - первоначальным членом ООН.
Возрастающее количество МО, как межправительственных (ММПО),
так и неправительственных (МНПО).
В течение последних трех десятилетий происходит процесс
глобализации международной политики и трансграничного переплетения различных
проблем. Глобализация означает все более сильное уплотнение трансграничного
взаимодействия прежде всего в области экономики, технологии, коммуникации,
науки и транспорта.
Противоречивость международной системы проявляется в
параллельных с глобализацией процессах децентрализации, регионализации и
многополярности.
2. В связи с переходом России на рыночные основы
хозяйствования вопросы регулирования и развития международного сотрудничества
России с международными организациями выдвинулись в число приоритетных
направлений ее внешне-экономической политики. Несмотря на большую работу,
проделанную законодательными и исполнительными органами власти на всех уровнях
по организации и укреплению внешнеэкономических связей, еще остается много
проблем, касающихся адекватного использования экономического потенциала
регионов и страны в целом во внешнеэкономической деятельности.
3. Россия до настоящего времени не занимает подобающего ей
места на мировом рынке и в системе международных экономических организаций.
Односторонние шаги России по открытию национального рынка не встречают
встречных шагов со стороны ее торговых партнеров в признании того, что
конкурентоспособность крупных российских предприятий-экпортеров определяется их
сравнительными экономическими преимуществами. Не используется в должной мере
потенциал таможенного регулирования, или используется с определенными
перекосами, например, в сторону решения чисто фискальных задач. Россия должна
делать больший упор на методы экономического регулирования внешней торговли,
которые лишь продекларированы во многих законах, но фактически не действуют. В
основном в России используются административные методы решения вопросов в
области внешней политики.
4. Вопрос вступления России в ВТО пока остается открытым, так
как многие проблемы остаются неурегулированными. В процессе переговоров
российская сторона подвергается (в частности со стороны США) и будет
подвергаться далее жесткому прессингу, в том числе в отношении ускорения
принятия решения о вступлении в ВТО в ущерб интересам развития национальной
промышленности. Но, Россия не может принять в связи со своим вступлением в ВТО
обязательства более жесткие, чем положения согласованные в рамках ВТО. В данной
ситуации Россию больше устроил бы льготный режим присоединения к ВТО с
возможностью поэтапного реформирования внешнеэкономической деятельности с
учетом особенностей национальной экономики. И, несмотря на то, что в
экономической программе Правительства РФ, утвержденной в июле 2000 г., зафиксирована
цель интенсификации переговоров о присоединении России к ВТО, условия
присоединения по всем основным параметрам (тарифам, доступ на рынок услуг,
обязательства в области сельского хозяйства и др.) будут основываться на
реальном положении российской экономики, обеспечивать необходимую защиту
национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
5. Белорусско-российское сотрудничество на международной
арене, в том числе в международных организациях, осуществляется на базе
общности интересов двух стран, руководство которых эволюционирует в сторону
укрепления сильной президентской власти. Задача соединения интересов личности,
общества и государства во внешней политике, декларируемая в концептуальных
документах России и Беларуси, остается пока еще далекой от воплощения во
внешнеполитической практике обеих стран. Остается надеяться, что укрепление
демократии и внутриполитической стабильности, прогресс в области прав человека
снимут проблематику «демократии и прав человека», как и весь «белорусский
вопрос», с повестки дня международных организаций. Это сделает неактуальным
белорусско-российское межправительственное сотрудничество в той его части,
которая касается недопущения международной критики «недемократического
поведения» правительства одной или двух стран, поскольку исчезнет сам предмет
такой критики.
Оценивая в целом влияние МО на российскую экономику, можно
констатировать, что оно не всегда носило конструктивный характер и порой причиняло
существенный вред интересам Российской Федерации.
1.
Конституция
РФ.-М., 1998.
2.
Гражданский
кодекс РФ в двух частях.- М., 1999.
3.
Таможенный
кодекс РФ.- М. : Проспект, 2000.
4.
Налоговый
кодекс РФ.-М., 2002.
5.
Закон РФ
«О таможенном тарифе» по состоянию на 1.01.2002.-М., 2002.
6.
Закон РФ
“О валютном регулировании и валютном контроле” по состоянию на 1 января 2003
г.-М., 2002.
7.
Закон РФ
“О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” по состоянию на 1
января 2003 г.-М., 2002.
8.
Закон РФ
“О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при
осуществлении внешней торговли товарами” по состоянию на 1 января 2001 г.-М.,
2001.
9.
Закон РФ
“О международном коммерческом арбитраже”.//Экономика и жизнь.-1993.-№ 33.
10.
Генеральное
Соглашение по тарифам и торговле.-СПб., 1994.
11.
Абашидзе
А.Х., Эмин В.Г. Членство в международной организации. - Международные
организации / Под ред. И.П. Блищенко. М., 1994.
12.
Авдокушин
Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг,
1997.
13.
Балабанов
И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. - М.: Финансы и статистика,
1998-512с.
14.
Белорусско-российские
отношения: проблемы и перспективы: Материалы 2-го «круглого стола» белорусских
и российских ученых (Минск, 26-27 января 1999 г.): Итоговый документ. Мн.,
2000.
15.
Бельчук
А.И. Вступление России в ВТО - попытка подвести баланс. // Внешнеэкономический
бюллетень. – 2001.-№10.
16.
Борко Ю.
Новый этап углубления и расширения европейской интеграции: социальные аспекты
//МО и МЭ.-2000.- № 6.
17.
Годин Ю.
Союз Белоруссии и России повторяет стратегическую ошибку СНГ. Пять лет
двусторонней интеграции - период дальнейшего размежевания союзных стран//
Белорусский журнал международного права и международных отношений.-2000.-№ 1.
18.
Гордейчик
А. И. Взаимодействие Республики Беларусь и Российской Федерации на
международной арене: современное состояние и перспективы: Доклад на 4-м
«круглом столе» ученых ФМО БГУ и ИМЭПИ РАН «Белорусско-российские отношения:
проблемы и перспективы» (Минск, 1 февраля 2001 г.).
19.
Договор о
создании Союзного государства // Советская Белоруссия. 1999. 11 ноября.
20.
Дробот Г.
А. Роль международных организаций в мировой политике: основные теоретические
подходы // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология.
1999. № 1.
21.
Загорский
А. В. Россия и СНГ // Внешняя политика Российской Федерации. 1992-1999. М.,
2000.
22.
Клепацкий
З.М. Западноевропейские международные организации / Пер. с польского. М., 1973.
23.
Крылов Н.
Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988.
24.
Лукашук
И.И. Международное право. Особенная часть.-М.:БЕК,1998.
25.
Маргиев
В. И. К вопросу о юридической природе внутреннего права международных
организаций // Советский ежегодник международного права. 1980. М., 1981.
26.
Материалы
доклада М.Мясникович на международной научно-практической конференции «Руководитель
на рубеже ХХI века» (22-23 сентября 1999 г., Минск, Белоруссия).
27.
Международное
публичное право. Сборник документов./Сост. К.А.Бекяшев и А.Г.Ходаков. В 2-х
т.-М.: БЕК, 1996.
28.
Моджорян
Л.А. О субъекте международного права. М., 1948.
29.
Моравецкий
В. Функции международной организации.-М., 1976.
30.
Морозов
Г. И. Международные организации: Некоторые вопросы теории. М., 1974.
31.
Рогов
С.М. Россия и Всемирная торговая организация //Независимая газета. - 1999. - 01
декабря.
32.
Снапковский
В. О белорусско-российском сотрудничестве в международных организациях (ООН и
ОБСЕ) // Белорусский журнал международного права и международных
отношений.-2002.- № 1.
33.
Снапковский
В. Международные организации в системе международных отношений // Белорусский
журнал международного права и международных отношений.-2000.-№ 3.
34.
Томашевская
О. Долгая дорога в ВТО // Белорусская деловая газета. 2000. 18 июля.
35.
Фельдман Д.И., Курдюков Г.И. Основные тенденции развития международной
правосубъектности. М., 1974.
36.
Чжин Ю.
История создания, цели, функции ОЭСР и членства в ней //Право и
политика.-2000.-№ 11.
37.
Шибаева
Е., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных
организаций. М., 1988.
38.
Convention on the
organization for economic cooperation and development // Organization for
economic cooperation and development. Paris : OECD. 1965.
39.
Gallayrtti G. The
Limits of International Organization: Systematic Failure in the Management of
International Relations // The Politics of Global Governance: International
Organizations in an Independent World. Ed. Paul F. Diehl. London, 1997.
[1] Международное право. Общая часть. /Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов.-М.,
1999.
[2] Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. - М.:БЕК, с.93.
[3] Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть.-М.:БЕК, с.94-95.
[4] Снапковский В. Международные организации в системе международных
отношений // Белорусский журнал международного права и международных
отношений.-2000.-№ 3.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Дробот Г. А. Роль международных организаций в мировой политике:
основные теоретические подходы // Вестник Московского университета. Сер.
18. Социология и политология. 1999. № 1. С.
140-142, 148.
[8]
Gallayrtti G. The Limits of International Organization: Systematic Failure in
the Management of International Relations // The Politics of Global Governance:
International Organizations in an Independent World. Ed. Paul F.
Diehl. London, 1997. P. 375-414.
[9] Там же, P. 377.
[10] Чжин Ю. История создания, цели, функции ОЭСР и членства в ней //Право
и политика.-2000.-№ 11.
[11] См.: Convention on the organization for
economic cooperation and development // Organization for economic cooperation
and development. Paris : OECD. 1965. Р. 43-50.
[12] Моравецкий В. Функции международной организации.-М., 1976, с.90.
[13] Шибаева Е., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности
международных организаций. М., 1988. С. 76.
[14] Шибаева Е., Поточный М. Указ. соч. С.79.
[15] В настоящее время ГАТТ преобразована во Всемирную торговую организацию
(ВОТ).
[16] В настоящее время МБРР фигурирует под названием Всемирный банк.
[17] Клепацкий З.М. Западноевропейские международные организации / Пер. с
польского. М., 1973. С. 57.
[18] Абашидзе А.Х., Эмин В.Г. Членство в международной организации. -
Международные организации / Под ред. И.П. Блищенко. М., 1994. С. 50.
[19] Моджорян Л.А. О субъекте международного права. М., 1948. C. 10.
[20] Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное
пособие.-М.: Финансы и статистика, 1998, с.14.
[21] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие.
М.: Маркетинг, 1997. С. 42.
[22] Бельчук А.И. Вступление России в ВТО - попытка подвести баланс. -
Внешнеэкономический бюллетень. – 2001.-№10.
[23] Снапковский В. О белорусско-российском сотрудничестве в международных
организациях (ООН и ОБСЕ) // Белорусский журнал международного права и
международных отношений.-2002.- № 1.
[24] Загорский А. В. Россия и СНГ // Внешняя политика Российской Федерации.
1992-1999. М., 2000. С. 107.
[25] Гордейчик А. И. Взаимодействие Республики Беларусь и Российской
Федерации на международной арене: современное состояние и перспективы: Доклад
на 4-м «круглом столе» ученых ФМО БГУ и ИМЭПИ РАН «Белорусско-российские
отношения: проблемы и перспективы» (Минск, 1 февраля 2001 г.).
[26] Договор о создании Союзного государства // Советская Белоруссия. 1999.
11 ноября.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|