Характеристика международных организаций: проблемы и пути совершенствования деятельности экономическ...
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема 19: «ХАРАКТЕРИСТИКА
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
2004 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ............................................................................................................................... 6
1.1.Понятие и виды международных организаций.............................................. 6
1.2.Эволюция международных организаций......................................................... 9
1.3. Цели и функции международных экономических организаций..... 14
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ
РОССИЯ В СИСТЕМЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ............................................................................................................................. 21
2.1.Современный мир и приоритеты внешнеэкономической
политики Российской Федерации................................................................................................................................. 21
2.2.Проблемы и приоритеты международного
экономического сотрудничества России с международными экономическими
организациями.............. 24
2.3. Белоруссия как стратегический партнер России в
системе внешнеэкономического сотрудничества в рамках ООН и ОБСЕ; оценка
перспектив интеграции и создания Союзного государства............................................... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................... 41
Актуальность курсовой работы. Огромную актуальность сегодня
приобрела проблема интеграции России в мировую экономику. По мнению многих
специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ,
позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся:
огромные сырьевые богатства; квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая
сила; большие масштабы накопленных основных фондов; мощный научно-технический
потенциал.
Однако процесс интеграции России в мировое хозяйство
сдерживают стратегические слабости российской экономики. К данным слабостям
следует отнести: отсутствие полноценной системы финансовой, организационной,
информационной поддержки экспортеров; нерациональная структура экспорта и
импорта; непродуманная конверсия ВПК, что ведет к потере традиционных рынков;
ориентация НИОКР на военные исследования; изношенность и моральное устаревание
основных фондов; нестабильность в экономике и политике.
Для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и
сокращения времени перехода к интеграции в систему мирохозяйственных связей
необходимо: установление стабильного политического режима; совершенствование
рыночного механизма хозяйствования; всемерное привлечение и эффективное
использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного
инвестиционного климата; проведение активной внешнеторговой политики,
сочетающей экспортоориентированность производств с импортозамещением;
стимулирование экономического развития по пути НТП; вступление в международные
организации, присоединение к международным конвенциям и другим источникам
международного права.
На решение вышеназванных проблем и направлена начатая в 1991
г. экономическая реформа, составной частью которой является реформа
внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Одной из главных целей реформ ВЭД
является постепенный переход к экономике открытого типа. Особая роль в этом
процессе принадлежит международным экономическим организациям. Они обычно
разделяются на межгосударственные или межправительственные и
неправительственные организации.
Межгосударственные экономические организации являются
стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной
согласованной компетенцией и постоянными органами.
На современном этапе экономического развития России
исключительно важное значение имеют международные торговые отношения, которые
регламентируются международными правилами, закрепленными в многосторонних
межгосударственных соглашениях и конвенциях. Крупнейший комплекс таких
соглашений составляет правовую основу Всемирной торговой организации (ВТО).
Поэтому вопрос присоединения России к ВТО приобрел в последние годы особую
актуальность. Основным принципом, положенным в основу всей сложившейся системы
ВТО является принцип наибольшего благоприятствования в торговле на
недискриминационной основе.
Не менее актуален сегодня и вопрос создания единого Союзного
государства России и Белоруссии. До настоящего времени достигнуто лишь
принципиальное согласие по стратегическим аспектам такого Союза. Целый комплекс
задач еще предстоит решить в целях определения наиболее эффективного
взаимодействия двух исторически и культурно близких государств.
Актуальность проблематики обусловила ЦЕЛЬ курсовой работы выявить
проблемы и пути совершенствования деятельности международных экономических
организаций и рассмотреть участие России в системе международных экономических
организаций.
Цель работы предопределила решение следующих задач.
1.Определить понятие международных экономических организаций
и границы правосубъектности МО в международном праве.
2.Показать эволюцию развития международных экономических
организаций, их цели и функции.
3.Выявить особенности участия России в системе международных
экономических организаций и перспективы вступления России в ВТО.
5.Исследовать особенности внешнеэкономического сотрудничества
России и Белоруссии в рамках международных организаций; дать оценку перспектив
интеграции и создания единого Союзного государства.
Теоретической и информационной базой работы послужили труды зарубежных и
отечественных ученых по проблемам международной экономики и международного
права, в том числе по вопросам участия России в системе международных
экономических организаций, материалы периодической печати, научные доклады и
материалы научно-практических конференций, данные Госкомстата РФ и
Минэкономразвития, международные нормативные акты, законодательные и
нормативные акты РФ и другие источники.
В современных международных отношениях международные
организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и
многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке
явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации
многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между
существующими в настоящее время международными организациями (а их
насчитывается более 4 тыс., из них более 300 - межправительственные[1]) позволяют говорить о системе
международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к
появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.)
Термин «международные организации» употребляется, как
правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к
неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для
межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство
государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы;
уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать,
что международная межправительственная организация - это объединение
государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих
целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах
государств-членов при уважении их суверенитета.
И.И.Лукашук, определяя понятие международной организации,
пишет, что это – организаций, учрежденная договором государств-членов,
придавших ей статус международной организации.[2]
Международные организации являются субъектами международного
права. Главным признаком неправительственных международных организаций является
то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют
физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права,
Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и
др.).
Для классификации международных организаций, как правило,
применяются различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные
и неправительственные. По кругу участников международные межгосударственные
организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех
государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные,
членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского
единства, Организация американских государств). Межгосударственные организации
подразделяются также на организации общей и специальной компетенции.
Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений
между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную,
культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции
ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный
почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на
политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.
д. Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные
и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе
относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых
является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых
адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является
интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и
юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в
таком понимании присущи, например, Европейскому Союзу (ЕС).
Большинство организаций являются именно межгосударственными.
Они не обладают надгосударственной властью, члены не передают им своих властных
полномочий. Задача таких организаций состоит в регулировании сотрудничества
государств.[3]
Наиболее известны и авторитетны следующие международные
организации:
Международные политические и экономические организации общей
компетенции:
Организация объединенных наций – ООН
Большая восьмерка – G 8
ОЭСР
Международные торгово-экономические организации и организации
промышленного развития:
ЮНИДО
ПРООН
ЮНКТАД
ВТО
Международные финансовые институты:
Группа Всемирного банка
Европейский банк реконструкции и развития
Региональные организации экономического сотрудничества
Европейский союз – ЕС
Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества - АРЕС
Специализированные межправительственные и неправительственные
организации в области ИКТ:
ЮНЕСКО
Международный союз электросвязи – ITU
Всемирный альянс информационных технологий и услуг – WITSA и др.
Центральное место в системе международных организаций
принадлежит ООН.
ООН была создана в целях поддержания и укрепления
международного мира и безопасности, развития сотрудничества между нациями на
основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Устав ООН был
подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско представителями 50
стран-основателей. В настоящее время членами ООН является 191 государство.
Уставом ООН учреждены шесть главных органов Организации: Генеральная Ассамблея
/ГА/, Совет Безопасности /СБ/, Экономический и социальный совет ООН /ЭКОСОС/,
Совет по опеке, Международный суд ООН и Секретариат. Кроме главных органов в
системе ООН существует ряд специализированных учреждений, членами которых
являются большинство стран ООН.
Сегодня можно говорить о том, что на смену моноцентристской
международной системе одного актора постепенно приходит полицентристская
международная система множества акторов.[4]
Вторым по роли и значению (после государства) актором
международных отношений являются международные организации (МО). Первые МО
появились еще в начале и середине XIX в. Это были Центральная комиссия по
судоходству на Рейне, возникшая в 1815 г., а также Всемирный телеграфный союз
(1865) и Всеобщий почтовый союз (1874). Первые МО создавались в сфере
экономики, транспорта, культуры, социальных интересов государств и по своим
целям были направлены на совместное трансграничное сотрудничество в
неполитической области (law politics).
Число таких организаций, или, как их тогда называли,
международных административных союзов, возросло к началу ХХ в. К ним относились
комиссия по здравоохранению, комиссия по борьбе о наводнениями, транспортный
союз и др. Возрастающая индустриализация требовала совместного управления в
области химии, электрификации и транспорта, вызывая тем самым необходимость
создания новых МО. Трансграничный поток товаров, услуг, информации и людей
привел к тому, что в начале ХХ в. сформировалась квазиглобальная, евроцентристская
по своей сущности, система мирового хозяйства. Важную роль в управлении этой
системой играли МО.
В политической сфере предшественники первых МО появились
после Венского конгресса 1815 г.[5]
Тогда сформировался так называемый Европейский концерт, или пентархия,
состоявший из 5 великих держав (Англия, Пруссия, Россия, Австрия и Франция).
Европейский концерт можно рассматривать как прообраз МО в сфере безопасности,
которая претендовала на руководящую роль в европейских делах. Концерт представлял
собой систему конгрессов и конференций, в рамках которых 5 держав решали
вопросы урегулирования и разрешения международных кризисов и конфликтов.
Основным принципом деятельности Европейского концерта был принцип равновесия.
Следующим важным этапом в развитии МО была деятельность Лиги
Наций, созданной в 1919 г. Лига Наций имела два существенных отличия от
Европейского концерта: 1) она была создана на основе международно признанного
акта - Статута Лиги Наций; 2) она строилась на принципе коллективной
безопасности.
Благодаря созданным Лигой институциональным формам
международного сотрудничества обеспечивалась более надежная опора для будущей
ООН.
Время показало, что Устав ООН оказался значительно более
элективным и влиятельным инструментом поддержания международного мира и
безопасности, а также развития сотрудничества в неполитической сфере, чем
Статут Лиги Наций. Во второй половине ХХ в. ООН смогла занять центральное место
в системе МО, координируя деятельность как правительственных, так и неправительственных
МО.
Деятельность ООН и других МО проходила в определенной
международной атмосфере, которая в значительной мере предопределяла их успехи и
неудачи. В 1945-1990 гг. ООН развивалась под определяющим влиянием двух
важнейших факторов послевоенной системы международных отношений. Первым из них
была «холодная война» между Востоком и Западом, вторым - нарастающий конфликт
между экономически развитым Севером и отсталым и бедным Югом. В этом плане
история ООН и других МО является отражением развития послевоенного мира.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|