|
Изменения в структуре прибыли отчётного периода характеризуются данными табл. 2. Как следует из данных табл.2., в отчётном периоде произошли положительные изменения в структуре прибыли. Возросла доля прибыли от реализации товаров ( продукции, работ, услуг), от финансово- хозяйственной деятельности и финансовых операций. Возросла также против предшествующего периода доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли). Вместе с тем в отчётном периоде (см. табл.1) в обороте оставлено только 7 млн. руб. чистой прибыли, тогда как в предшествующем- 50 млн. руб. Значимость финансовых результатов может быть оценена также по показателям рентабельности реализации товаров (продукции, работ, услуг), которая в отчётном периоде составила 21,9%, что выше, чем за предшествующей период. Таблица 2. Структура прибыли | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели |
Отчетный период |
Аналогичный период прошлого гола |
Отклонения (+,-) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прибыль (убыток) отчетного периода-всего в % |
100 |
100 |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В том числе: |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прибыль (убыток) от реализации |
100,3 |
98,1 |
2,2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От финансовых операций |
2,4 |
1,5 |
0,9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От прочей реализации |
-2,4 |
-1,1 |
-1,3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
от финансово хозяйственной деятельности |
100,3 |
98,5 |
1,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
от внереализационных операций |
-0,3 |
1,5 |
-1,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чистая прибыль |
68,0 |
65,6 |
2,4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нераспределенная прибыль |
1,0 |
9,5 |
-8,5 |
Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя - прибыль от реализации продукции - связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должна быть сконцентрирована на исследовании причин и факторов изменений данного показателя.
Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры реализации; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции:
1. Расчет общего изменения прибыли (DR) от реализации продукции:
DR = R1 - R0 ,
Где R1 – прибыль отчетного года;
R0 – прибыль базисного года.
2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (DR1):
DR1 = N P1 - N R1,0 = Sp1q1- Sp 0q1 , где
N P1 =Sp1q1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р- цена изделия; q- количество изделий);
N R1,0 = Sp 0q1 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (DR2) (объема продукции в оценке по базовой себестоимости):
DR1 = R0K1 - R0 = R0(K1 - 1), где
R0 - прибыль базисного года;
K1 - коэффициент роста объема реализации продукции
S1,0
K1 = , где
S0
S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года;
S0 - себестоимость базисного года.
4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (DR3):
DR3 = R0(K2 - K1), где
K2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам
N r1,0
K2 = ,
N r0
N r1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного года;
N r0 - реализация в базисном году.
5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (DR4):
DR4 = S1,0 - S1 , где
S1,0 - себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года;
S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.
6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (DR5):
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (DR6):
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:
DR=R1-R0=DR1+DR2+DR3+ DR4+DR5+DR6 или
6
DR=S DRi , где
i=1
R – общее изменение прибыли;
R i – изменение прибыли за счет i – го фактора.
В табл.3 приведем исходные данные и цифровой пример факторного анализа прибыли от реализации продукции.
Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:
а) изменение отпускных цен на продукцию. Это влияние определяется как разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах (графа 4) и ценах базисного периода (графа 3). В нашем примере она составляет 421,6 млн. руб. (3232,6-2811) и отражает рост цен в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета позволит раскрыть причины и величину завышения (снижения) цен в каждом конкретном случае (по видам товаров, продукции, работ, услуг);
б) изменение договорных цен отчетного года на материалы, тарифов на энергию, перевозки и прочее. Для этого используют сведения о себестоимости продукции. В нашем примере влияние данных факторов составило:
-374 млн. руб. (2150 - 2524);
в) увеличение объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости (собственно объема продукции). Для расчета влияния данного фактора исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. В нашем примере он равен
11,067 = 2230 - 2090.
Затем корректируют базисную прибыль на данный коэффициент и вычитают из нее базисную прибыль:
514х1,067х514 = 34,4 млн. руб.;
Таблица 3.
Анализ прибыли по факторам
Показатели
По базису
По базису фактически реализованную продукцию
Фактические данные по отчету
Фактические данные до корректировок на изменение договорных цен
1
2
3
4
5
1.Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг
2604
2811
3232,6
2811
2.Полная себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
2090
2230
2524
2150
3.Прибыль (убыток) от реализации
514
581
708,6
661
г) увеличение объема реализации продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Для расчета влияния данного фактора базисная величина прибыли корректируется на разность между коэффициентом роста объема реализации в оценке по отпускным базисным ценам и коэффициентом роста объема реализации продукции в оценке по себестоимости в базисных ценах. Приведем результат расчета:
2811 2230
514 = –––––– - –––––– = 6,4 млн. руб.;
2604 2090
д) уменьшение затрат на 1 руб. продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между полной себестоимостью, в базисных ценах фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной без учета изменения договорных цен отчетного года на материальные и прочие ресурсы.
В нашем примере это влияние составило
2230 - 2150 = 80 млн. руб.;
е) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью, скорректированных на коэффициент роста объема реализации продукции, и полной себестоимостью в базисных ценах фактически реализованной продукции:
2090 х 1,0795 – 2230 = 26,2 млн. руб.
Общее отклонение по прибыли составляет, 194,6 млн. руб. (708,6 – 514), что балансируется по сумме факторных влияний:
194,6 = 421,6 – 374 + 34,4 + 6,4 + 80 + 26,2.
Результаты анализа представлены ниже в сводке влияния факторов на отклонение прибыли от реализации продукции:
Показатели млн. руб.
Отклонение прибыли – всего 194,6
В том числе за счет:
Ø Изменения отпускных цен на продукцию 421,6
Ø Изменения цен на материалы и тарифов -374
Ø Изменения объема реализации продукции 34,4
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.