Пб = + Пр +
Пи + Пв.о. , где
Пр – прибыль (убыток) от реализации
продукции, выполнения работ и оказания услуг,
Пи – прибыль (убыток) от реализации
имущества предприятия,
Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных
операций.
Как правило,
основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции,
выполнения работ или оказания услуг.
Налогооблагаемая прибыль - Прибыль облагается налогом,
поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя
представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды,
доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на
капиталовложения.
Чистая прибыль -
это прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты
соответствующих налогов, источником уплаты которых и является прибыль. Этот
остаток позволяет решать задачи предприятия и используется им без каких-либо
регламентаций.
По своей
величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на
прибыль.
Из чистой
прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные выплаты,
образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток,
непокрытый деньгами.
Исходя из целесообразности,
предприятия могут создавать или не создавать фонды и резервы, используемые как
дополнительные источники финансирования затрат, не включаемых в себестоимость
продукции.
Если предприятие не создает фонды, то
эти затраты будут отражаться как использование прибыли по мере их
возникновения.
Хотя и не существует жесткой
регламентации использования прибыли, выделяет три основные направления ее
использования:
1.
Создание специальных фондов и
резервов
·
фонд
накопления;
·
фонд
потребления;
·
резервные или
страховые фонды.
Фонд накопления - главным источником его формирования является прибыль,
но могут использоваться и другие источники:
ü
безвозмездно
полученные средства;
ü
средства
бюджета (любого уровня);
ü
централизованные
фонды вышестоящих организаций и добровольных объединений (первое характерно
для государственных предприятий; причина объединений предприятий - защита
собственного сегмента рынка).
Основные направления использования фонда накопления:
¨
приобретение и строительство
основных фондов (как производственного, так и непроизводственного
назначения);
¨
финансирование
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
¨
подготовка и переподготовка
кадров;
¨
уплата процентов по ссудам сверх
установленных законом размеров.
Фонд потребления - источник средств предприятия для социального развития,
материального стимулирования работающих. Учитываются выплаты в денежной и материальной
форме, дивиденды, проценты, выплаченные по акциям трудового коллектива,
различные социальные льготы, материальная помощь, выплачиваемая на предприятии.
Резервный фонд, как правило, формируется предприятием в размерах 10-50%
(при соответствующих формах собственности создание резерва обязательно, пример
- акционерные общества). Необходимость создания резерва заключается в том, что
в рыночной экономике предприятия являются субъектами рисковой деятельности,
поэтому создается резерв на случай прекращения деятельности предприятия для
покрытия возможной кредиторской задолженности. Помимо прибыли предприятие может
зачислять в фонд эмиссионных доход - разницу между номинальной и продажной
ценой акций.
В условиях
рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных
источника получения прибыли (положительного финансового результата).
Первый – это
монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или
уникальность продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком
уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует
учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику
государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
Второй
источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому
касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит
от знания конъюктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие
производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу.
Величина прибыли в данном
случае зависит:
во-первых,
от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску
продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
во-вторых,
от создания кнкурентноспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг
(цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и
т.д.);
в-третьих,
от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
в-четвертых,
от ассортимента продукции и снижения издержек производства.
От
прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия, т.к.:
¨ прибыль обеспечивает
расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост
оборотных средств),
¨ прибыль необходима для
развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы),
обеспечивающие НТП,
¨ за счет прибыли
финансируются затраты на социальные нужды,
¨ прибыль необходима для
выплаты дивидендов, а следовательно от нее зависят инвестиции.
Кроме того,
прибыль предприятия имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается
налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет
государства.
Перед
администрацией предприятия всех форм собственности встала новая задача –
выбрать такие приемы учёта, которые позволяют наиболее целесообразно исчислять
финансовые результаты и на законных основаниях, путём регулирования показателя
прибыли в пределах, разрешаемых Правительством Российской Федерации. Его
постановление от 16.02.1992 г. №89 “О положении в бухгалтерском учёте и
отчётности в РФ” введено понятие “учётная политика”, которое изменило существовавший
ранее жесткий порядок учёта и позволило ввести новый подход, связанный с
возможностью варьирования финансовыми результатами.
Предпосылками
регулирования показателей отчётности предприятий являются: стремление снизить
обложение налогами, привлечение в оборот дополнительных средств за счёт
внутренних источников, попытка снизить различные коммерческие риски, желание
показать с наилучшей стороны финансовые результаты в отчетах акционерам,
кредиторам, поставщикам и др.
Влиять на
финансовые результаты в рамках учётной политики можно различными путями:
регулированием оценок активов (имущества) предприятия, выбором источников
списания полученных результатов, распределением доходов и расходов между
смежными отчётными периодами и др.
Можно
выделить следующие конкретные методы варьирования финансовыми результатами.
1. Варьирование границей
норматива отнесения актива к основным средствам.
В настоящее
время к основным средствам относятся объекты стоимостью свыше 100 минимальных
размеров оплаты труда за единицу. Предприятия имеют право снижать этот
норматив. Таким образом может быть изменена величина текущих затрат, а
следовательно, и прибыли.
2. В соответствии с решениями
федеральных органов проводится периодическая переоценка основных средств. В
случаях, когда финансово-экономические показатели предприятий и организаций
после переоценки основных фондов существенно ухудшаются, разрешено использовать
понижающие коэффициенты к амортизационным отчислениям в размере до 0,5.
Принятие того или иного решения влияет на прибыль.
3. Предприятия имеют право
применять ускоренную амортизацию активной части производственных основных
фондов (для некоторых высокотехнологических отраслей и эффективных видов машин
и оборудования; их перечень устанавливается федеральными органами
исполнительной власти). При введении ускоренной амортизации применяется
равномерный (линейный) метод ее исчисления, при котором утверждённая в
установленном порядке норма годовых амортизационных отчислений увеличивается на
коэффициент ускорения в размере не выше двух. В целях стимулирования обновления
машин и оборудования малым предприятиям в первый год их функционирования
предоставлено право наряду с применением механизма ускоренной амортизации
списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной
стоимости основных средств со сроком службы выше трёх лет. Решение об
использования указанного права может существенно повлиять на прибыль предприятия.
4. Положение о бухгалтерском
учёте и отчётности разрешено применение различных методов оценки
производственных запасов (ФИФО, ЛИФО, средних цен). Выбор того или иного метода
может существенно отразиться на величине прибыли.
5. Возможен различный порядок
учёта процентов по кредитам банков, используемых на капитальные вложения, что
отражается не только на текущих финансовых результатах, но и некоторых
балансовых статьях.
6. Не существует
формализованных критериев оценки нематериальных активов, а также методов их
амортизации. Варьируя этими оценками, можно влиять на размер прибыли.
7. Имущество, переданное в
натуральной форме в собственность предприятия в счёт вкладов в уставной
капитал, учитывается в оценке, определённой по договоренности участников. Этот
фактор также влияет на финансовые результаты.
8. Не существует формальных
критериев для создания резерва по сомнительным долгам; применяются экспертные
оценки, что дает возможность варьировать прибыльно.
9. Существует несколько
разрешенных методов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов: либо
путем начисления износа в размере 100% при их передаче в эксплуатацию, либо
путем начисления износа в размере 50% стоимости при передаче в эксплуатацию и в
размере остальных 50% при выбытии за непригодность.
10.
Возможен
различный порядок отнесения отдельных видов расходов на себестоимость
реализованной продукции (путем непосредственного их списания либо с помощью
предварительного образования резерв предстоящих расходов и платежей).
На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по
увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего
характера:
ü увеличение
выпуска продукции,
ü улучшение
качества продукции,
ü продажа
излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду,
ü снижение
себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных
ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего
времени,
ü диверсификация
производства,
ü расширение
рынка продаж и др.
Из этого
перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на
предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения
качества продукции и использование факторов производства.
Финансовый
результат деятельности предприятия выражается в изменение величины его
собственного капитала за отчётный период. Способность предприятия обеспечить
неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей
финансовых результатов. Обобщено наиболее важные показатели финансовых
результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и
квартальной бухгалтерской отчётности.
К ним
относятся: прибыль (убыток) от реализации; прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной
деятельности; прибыль (убыток) отчётного периода; нераспределённая прибыль
(убыток) отчётного периода. Непосредственно по данным формы №2 могут быть
рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов; прибыль (убыток)
от финансовых и прочих операций; прибыль, остающаяся в распоряжении организации
после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей (чистая прибыль);
валовый доход от реализации товаров, продукции, работ, услуг. В форме №2 по
всем перечисленным показателям приводятся также сопоставимые данные за
аналогичный период прошлого года.
Показатели
финансовых результатов (прибыли) характеризует абсолютную эффективность
хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности:
производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они
составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых
отношений со всеми участниками коммерческого дела.
Однако
различных показателей бухгалтерской отчетности интересуют только определённые
качества финансовых результатов. Например, администрацию предприятия интересуют
масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее
величину. Налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной информации
обо всех слагаемых налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Потенциальных
инвесторов интересуют вопросы качества прибыли, т.е. устойчивости и надежности
получения прибыли в ближайшей и обозримой перспективе, для выбора и обоснования
стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от
вложений в активе данной организации.
Анализ
финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве
обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за
анализируемый период (“горизонтальный анализ” показателей); во-вторых, оценку
структуры показателей прибыли и изменений их структуры (“вертикальный анализ”
показателей); в-третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения
показателей за ряд отчётных периодов (“трендовый анализ” показателей);
в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную
оценку.
Основными
задачами анализа финансовых результатов являются:
·
анализ
и оценка уровня и динамики показателей прибыли;
·
факторный
анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
·
анализ
финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой
деятельности;
·
анализ
и оценка использования чистой прибыли;
·
анализ
взаимосвязи затрат, объёма производства (продаж) и прибыли;
·
анализ
резервов роста прибыли на основе оптимизации объёмов реализации и издержек
производства и обращения.
Для анализа
и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица (табл.1), в
которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы №2.
Общий
финансовый результат отчетного периода, как было сказано выше, отражается в
отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли
(убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств,
нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей
деятельности; прочих внереализационных операций.
Из данных
табл.1 следует, что прибыль по отношению к предшествующему периоду выросла на
34,8%,что привело также к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в
распоряжении организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|