Страховой деятельностью в
Российской Федерации могут заниматься как государственные, так и
негосударственные организации и компании. Деятельность страховых компаний
носит предпринимательский характер.
Содержание взаимоотношений
государства и страховых компаний после перехода России к рыночным отношениям
кардинально изменилось. Государственное управление заменено на государственное
регулирование и контроль (надзор). Системы органов государственного
страхования как самостоятельной системы органов государственного управления на
современном этапе не существует.
Основным органом, уполномоченным
государством осуществлять надзор за страховой деятельностью, является
Министерство финансов РФ, а точнее – его Департамент страхового надзора. Ранее
страховой надзор был возложен на Росстрахнадзор – Федеральную службу по
надзору за страховой деятельностью, которая действовала в России с апреля 1993
г. по ноябрь 1996 г. На Департамент страхового надзора Минфина России (как
правопреемника) возложены функции по анализу документов, которые страховщики
представляют в Минфин РФ для получения лицензий и дачи по
ним (документам) заключения,
регистрации страховых компаний, а также функции по ведению единого реестра
страховщиков, установлению правил формирования и размещения страховых резервов,
обобщению практики страховой деятельности, осуществлению контроля за
обеспечением платежеспособности страховщиков. В случае обнаружения
неоднократных нарушений законодательных актов РФ Департамент вправе
предъявлять в арбитражный суд иски об их ликвидации.
Сложный характер взаимоотношений
при страховании, участие в этих отношениях государственных органов предопределили
изменения в этой области, регулируемой несколькими отраслями права, в частности
гражданским и финансовым правом. Гражданское право регулирует договорные
отношения в этой области (гл. 48 ГК РФ), финансовое право – отношения,
основанные на государственно-властных велениях. Нормы финансового права определяют
систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования,
лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости
организаций-страховщиков, а также осуществление государственного надзора за
страховой деятельностью.
Государственный надзор,
возложенный на федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой
деятельностью, осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ
о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов
страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Отношения в области страхования,
регулируемые нормами финансового права, в зависимости от участвующих в них
субъектов можно классифицировать на следующие виды:
1) отношения между государством в лице Правительства РФ
и федеральными органами, исполнительной власти по надзору за страховой
деятельностью (Департаментом Минфина России) по поводу утверждения основных
положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за
страховой деятельностью в Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Закона РФ «Об
организации страхового дела в Российской Федерации»);
2) отношения между федеральными исполнительными органами
власти по надзору за страховой деятельностью и организациями-страховщиками по
поводу выдачи лицензий, установления правил формирования и размещения страховых
резервов, показателей и форм отчетности страховых организаций, а также по поводу
выполнения предписаний Департамента страхового надзора об устранении нарушений
Закона РФ «Об Организации страхового дела в Российской Федерации», в связи с
приостановлением или ограничением действия, а также отзывом лицензий
страховщиков и т.д. (п. 3, 4 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в
Российской Федерации»; п. 31 п. 7 Положения о Министерстве финансов РФ от 6
марта 1998 г.);
3) отношения между государством в лице федерального
антимонопольного органа (Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства) и организациями-страховщиками по поводу предупреждения,
ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции на страховом рынке (ст. 31 Закона РФ «Об организации страхового
дела в Российской Федерации»);
4) отношения по обязательному государственному страхованию,
где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений
выступает в качестве страховщика имущественных и личных интересов отдельных
категорий граждан и вырабатывает меры по обеспечению имущественных интересов
страхователей. Так, еще Росстрахнадзором 14 марта 1995 г. были утверждены
Правила размещения страховых резервов[18].
Страховые резервы, образуемые из полученных от страхователей страховых взносов
для предстоящих страховых выплат, в соответствии с п. 1.2 этих Правил
инвестируются страховыми организациями в целях обеспечения их финансовой
устойчивости и гарантий страховых выплат на принципах диверсификации,
возвратности, прибыльности и ликвидности.
В целях обеспечения финансовой
устойчивости всех страховщиков принято решение о повышении до 1 января 1999 г.
минимального размера уставного капитала до 25 тыс. минимальных размеров оплаты
труда (МРОТ) при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не
менее 35 тыс. МРОТ – при проведении страхования жизни и иных видов страхования
и не менее 50 тыс. МРОТ – при проведении исключительно перестрахования (ч. 2
ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
5) отношения между Федеральной комиссией по рынку ценных
бумаг. Министерством РФ по налогам и сборам со страховщиками по осуществлению
контрольных функций за страховой деятельностью.
Поскольку в условиях рыночных отношений государство и предприятия
становятся равноправными хозяйствующими субъектами, каждый из которых отвечает
только по своим долгам, особенно остро ощущается необходимость использования
страхования. Таким образом, сами рыночные условия хозяйствования объективно
предопределяют необходимость защиты имущественных и личных интересов
юридических и физических лиц путем создания страховых фондов.
3. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
Финансы организаций и предприятий
как часть финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и
использования ВВП в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере
материального производства, где в основном создаются совокупный общественный
продукт и национальный доход.
В ходе финансово-хозяйственной
деятельности коммерческих организаций и предприятий возникают определенные финансовые
отношения, связанные с организацией производства, реализацией продукции,
формированием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов.
Финансы организаций и
предприятий представляют
собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования
производственных фондов, производства и реализации продукции, образования
собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования,
их распределения и использования[19].
Такие экономические отношения
часто называют денежными, или финансовыми, хотя финансовые отношения являются
частью денежных отношений, возникают лишь при движении денежных средств и
сопровождаются формированием и использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств.
• По своему экономическому содержанию всю совокупность
финансовых отношений предприятий можно систематизировать по следующим
направлениям:
ü
связанные с формированием
уставного капитала хозяйствующего субъекта. Конкретные способы образования
уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования.
Уставный капитал является основным источником формирования производственных
фондов, приобретения нематериальных активов любой коммерческой организации и
предприятия;
ü
связанные с производством
и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся
денежные отношения между поставщиком и покупателем, транспортом и клиентурой,
заказчиком и подрядчиком и т. д.;
ü
между коммерческими
организациями и предприятиями, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг,
с взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий;
ü
между хозяйствующим
субъектом и его подразделениями, вышестоящей организацией, союзами и
ассоциациями, членами которых они являются при выполнении взаимных финансовых
обязательств;
ü
между коммерческими организациями
и предприятиями и отдельными работниками, возникающие при распределении и использовании
доходов, выпуске и размещении акций, облигаций, выплате дивидендов по акциям и
процентов по облигациям;
ü
между хозяйствующими
субъектами и финансовой системой государства при уплате налогов и других
платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, получении ассигнований из
бюджета, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций;
ü
между хозяйствующими
субъектами и банковской системой в процессе хранения денег в банках, получения
и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит, оказания банковских услуг;
ü
между хозяйствующими
субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества,
отдельных категорий работников, предпринимательского и коммерческого рисков.
Очевидно, что финансовые
отношения, являясь частью денежных отношении, возникают лишь при реальном
движении денежных средств и сопровождаются созданием или изменением величины
денежных фондов.
• Финансам коммерческих организаций и предприятий присущи
те же функции, что и общегосударственным финансам, – распределительная и
контрольная. Обе функции тесно связаны между собой.
Посредством распределительной
функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за
счет вкладов учредителей, создание основных пропорций в распределении доходов
и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов
отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом.
Объективная основа контрольной
функции – стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции
(выполнение работ и оказание услуг) и формирование доходов и денежных фондов.
Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования
воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывают
воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен и
потребление. Однако распределить и использовать доходов больше, чем создано в
процессе производства и получено после реализации продукции, (выполнения работ
и оказания услуг), невозможно. Размер получаемых хозяйствующим субъектом
доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности
производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов
зависят конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость.
При нарушении нормального
кругооборота средств, увеличении затрат на производство продукции (выполнение
работ, оказание услуг) снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в
целом, что свидетельствует о нарушении в производственном процессе,
недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность
производства.
Распределительные отношения
затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих
субъектов, их работников, акционеров, кредитных и страховых институтов.
Поскольку к распределению вновь созданной стоимости имеется всесторонний
интерес, финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта
осуществляют:
ü
непосредственно
хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа финансовых показателей,
оперативного контроля за ходом выполнения финансовых планов, обязательств перед
поставщиками товарно-материальных ценностей, потребителями продукции,
государством, банками и другими контрагентами,
ü
налоговые органы, которые
следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных
платежей;
ü
контрольно-ревизионная
служба Министерства финансов РФ, которая осуществляет контроль за
финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, использующих
бюджетные средства;
ü
коммерческие банки при
выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;
ü
независимые аудиторские
фирмы при проведении аудиторских проверок.
Положительный финансовый результат
хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий свидетельствует
об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами.
И, наоборот, отрицательный результат или отсутствие его говорят о недостатках
в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и может привести
к банкротству хозяйствующего субъекта.
Финансовые отношения коммерческих
организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами
хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность,
самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная
ответственность, обеспечение финансовыми резервами.
• Принцип хозяйственной самостоятельности не
может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация
обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы
собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования,
направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыночных
отношений существенно расширило самостоятельность хозяйствующих субъектов,
появились новые возможности в инвестировании денежных средств. Коммерческие
организации и предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять
финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме
приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства,
участия в формировании уставного капитала другого хозяйствующего субъекта,
хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Однако
сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйствующих субъектов в
процессе формирования финансовых ресурсов и использования принадлежащих им
денежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны их
деятельности. Так, коммерческие организации и предприятия всех форм собственности
в соответствии с законодательством уплачивают необходимые налоги в
соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных
фондов. Начисление амортизации также происходит по нормам, установленным
законодательно.
• Принцип самофинансирования. Реализация этого
принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности и
обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование
означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции,
инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и,
при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не
все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип.
Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская
продукцию, необходимую потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить
ее достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия
городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского
хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия
получают дополнительные ассигнования из бюджета на разных условиях.
• Принцип материальной заинтересованности –
объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской
деятельности – получением прибыли. Заинтересованность в результатах
хозяйственной деятельности в равной степени присуща коллективам предприятий и
организаций, отдельным работникам и государству в целом. Реализация этого
принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой
политикой государства соблюдением экономически обоснованных пропорций в
распределении чистой прибыли на потребление и накопление.
• Принцип материальной ответственности –
означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной
деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для
отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников. В
целом для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени и
неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств (сроки,
качество продукции), несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных
ссуд, погашения векселей, нарушении налогового законодательства, а также в
случае неэффективной деятельности путем применения к данному хозяйствующему
субъекту процедуры банкротства. Для руководителей коммерческих организаций и предприятий
принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в
случаях нарушения хозяйствующим субъектом налогового законодательства.
К отдельным работникам предприятий
и организаций применяется система штрафов, лишения премий, увольнение с работы
в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.
• Принцип обеспечения финансовых резервов –
необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов
связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском.
В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непосредственно на
предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует
разработанную им программу. В экономической борьбе за покупателя хозяйствующие
субъекты вынуждены продавать свою продукцию в кредит с риском невозврата денег
в срок. При наличии временно свободных денежных средств хозяйствующий субъект
вправе размещать их в виде депозитных вкладов или ценных бумаг с риском
получения недостаточного процента дохода в сравнении с темпами инфляции или
новыми более доходными сферами приложения денежных средств. Наконец, могут
иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной
программы.
Законодательно этот принцип
реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного
фонда регламентирована и не может быть менее 15% величины оплаченного
уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли, поскольку
отчисления в резервный фонд производятся до налогообложения прибыли.
Финансовые резервы могут
образовывать и хозяйствующие субъекты других организационно-правовых форм
собственности по своему усмотрению, но из чистой прибыли, после уплаты налогов
и других обязательных платежей в бюджет.
Вместе с тем денежные средства,
направленные в финансовый резерв и другие аналогичные фонды, целесообразно хранить
на депозитных счетах в банке либо в другой ликвидной форме с тем, чтобы они
приносили дополнительную стоимость.
Все принципы организации финансов
хозяйствующих субъектов находятся в развитии и для их реализации в каждой конкретной
экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню
развития производительных сил и производственных отношений.
Заключение
Итак, каждое из звеньев финансовой
системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых
образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в
целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных
потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными,
общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в
определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский,
областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей
территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий,
организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей
соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми
денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные фонды
(Пенсионный фонд. Фонд занятости населения и т.п.). В сравнении с ними
государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.
Центральное место в финансовой системе Российской Федерации
занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные
фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных
образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных
или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения
обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой
самостоятельности субъектов Российской Федерации, развития местного
самоуправления.
Средства бюджетной системы образуются
в основном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физических
лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через
внутренний и внешний кредит.
Внебюджетные целевые
государственные и муниципальные фонды – новое звено финансовой системы Российской Федераций,
появившееся в начале 90-х гг. При формировании этих фондов был использован
зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими
представительными или исполнительными органами государственной власти и
местного самоуправления.
Однако в связи с недостаточностью
средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распыленностью
государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэффективного
использования их в рамках фондов проведено включение (консолидация) в
бюджетную систему части этих фондов. Так с 1995 г. в федеральном бюджете
консолидируются дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы с
преступностью, развития таможенной системы и др. при сохранении своей
обособленности в форме целевых бюджетных фондов.
Финансы предприятий,
организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, находящиеся в
распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.),
используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий
характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируют
финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено финансовой системы
подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Так,
коммерческими организациями являются предприятия, имеющие основной целью своей
деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные организации такой
цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе
заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных
доходов в целях более полного выполнения ими своих функций.
Финансы предприятий – исходное
звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с
материальным производством, в процессе которого создается национальный доход,
затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Имущественное
и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов,
направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим
лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими
неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет
взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако
законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств
государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников
государственной налоговой службы и т.д.).
В связи с переходом к рыночной
экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с
государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских
негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.
Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств
различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды и предоставление другим
субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности.
Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных
средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения
по своему содержанию и кругу участников стали более разнообразными.
Под государственным
кредитом принято понимать отношения, посредством которых образуется
государственный долг. Это отношения по временному использованию денежных
средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных
(бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих
отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства,
являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций
государственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др.
Список использованных источников
1.
Актуальные проблемы
финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. / Под ред. А. И. Михайлушкина, Н. А.
Савинской. – СПб.: СПбГИЭА, 1999.
2.
Антонов Н.Г., Пессель М.А.
Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ, 1995.
3.
Бабич А. М., Павлова Л. Н.
Финансы. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
4.
Балабанов И. Т., Степанов
В. Н. Бюджетная система Российской Федерации. – СПб.: СПбТЭИ, 1995.
5.
Бюджетный кодекс РФ
6.
Гейвандов Я. А. Основы
правового регулирования банковской системы в Российской Федерации //
Государство и право. – 1997. – № 6.
7.
Гражданский кодекс РФ
8.
Гурьев А. Н., Памфилов С.
Ф. История России: кредитная система. – М.: ЮКИС, 1995.
9.
Даль В. Толковый словарь
живого великорусского языка. М., 1980. Т. 4.
10. Конституция РФ 12 декабря 1993 года
11. Молчанов А., Тавасиев А. Российская банковская
система: отечественная или иностранная? // Российская Федерация. 1994. – № 4.
12. Налоговый кодекс РФ
13. Ожегов СМ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка. М., 1998.
14. Торкановский Е. Каким быть банковскому
законодательству России? // Хозяйство и право. – 1994. – № 11.
15. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И.
Химичева. – М.: Юристъ, 2000.
16. Финансы России: Статистический сборник. М.:
Госкомстат России, 1998.
17. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник
/ Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Арзиповой. – М.: «Проспект», 1999.
18. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник
для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
19. Шенаев В. Н. Денежная и кредитная системы
России. – М.: Наука, 1998.
20. Экономика и жизнь. – 1995. – № 19.
[1] Ст. 8 Конституции РФ; ст. 1 и гл. 13 ГК РФ.
[2] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И.
Химичева. – М.: Юристъ, 2000. С. 179.
[3] Гейвандов Я. А. Основы
правового регулирования банковской системы в Российской Федерации//Государство
и право. 1997. – № 6. – С. 84
[4] Химичева Н.С. Финансовое
право. – М.: Юристъ, 2000. С. 211.
[5] Ст. 1. Федерального Закона
РСФСР №395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР".
[6] Ст. 5, 6, 9, 10, 11, 12,
14, 28, 30. Федеральный Закон РСФСР №395-1 "О банках и банковской
деятельности в РСФСР".
[7] Гейвандов Я. А. Основы
правового регулирования банковской системы в Российской Федерации.//
Государство и право. 1997. – № 6. – С. 84
[8] Ст. 3. Федеральный Закон
РСФСР №394-1 "О Центральном Банке РСФСР (Банке России)".
[9] Гражданский Кодекс
Российской Федерации. (часть первая) (ст. 50) от 30 ноября 1994 г.//СЗ РФ.
1994. № 32. Ст. 3301.
[10] Ст. 2. Федеральный Закон РСФСР №394-1
"О Центральном Банке РСФСР (Банке России)".
[11] Гейвандов Я. А. Основы
правового регулирования банковской системы в Российской Федерации//Государство
и право. 1997. № 6. – С. 85.
[12] Указ Президента РФ № 1924
"О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств
нерезидентов на территории Российской Федерации" от 17 ноября 1993
г.//САППРФ. 1993. № 47. Ст. 4525.
[13] Указ Президента РФ №1184
"О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации"
от 10 июня 1994 г.//СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 696.
[14] Молчанов А., Тавасиев А.
Российская банковская система: отечественная или иностранная?//Российская
Федерация. 1994. № 4. – С. 30.
[15] Торкановский Е. Каким быть
банковскому законодательству России?//Хозяйство и право. 1994. № 11. – С. 76.
[16] Ожегов СМ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка. М., 1998. С. 772.
[17] Даль В. Толковый словарь живого
великорусского языка. М., 1980. Т. 4. С.337.
[18] Экономика и жизнь. 1995. № 19.
[19] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник
для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. С.
122.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|