Каждая
кредитная организация имеет устав, который содержит фирменное (полное
официальное) наименование, указание на организационно-правовую форму, перечень
осуществляемых банковских операций и сделок, сведения о месте нахождения
органов управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннего
контроля, о порядке их образования и их полномочиях, а также иные сведения,
предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной
организационно-правовой формы.
Уставный
капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и
определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее
кредиторов. Привлеченные денежные средства не могут быть использованы для
формирования уставного капитала кредитной организации.
Банк
России устанавливает предельный размер неденежной части в уставном капитале
кредитных организаций, а также минимальный размер уставного капитала вновь
регистрируемых кредитных организаций. Норматив минимального размера уставного
капитала может устанавливаться в зависимости от вида кредитных организаций.
Право
осуществления банковских операций кредитная организация получает после
государственной регистрации в Банке России с момента получения лицензии,
выдаваемой Банком России. Все банковские операции и другие сделки
осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России –
и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе
правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России.
Кредитным
организациям запрещается осуществлять деятельность в сфере материального
производства и совершать операции с торгово-материальными ценностями, а также
заниматься всеми видами страхования.
Банки
вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с
ценными бумагами.
Кредитная
организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке
ценных бумаг.
Отношения
между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на
основе договоров, если иное не предусмотрено Федеральным Законом.
Кредитные
организации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга
средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через
расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга.[6]
Центральное
место в банковской системе занимает Банк России, который помимо сходных с
кредитными организациями банковских операций выполняет ряд не свойственных им
функций, а также наделен государственно-властными полномочиями по организации
функционирования системы в целом.
Структурные
элементы системы кредитных организаций могут быть классифицированы по
различным признакам. Так, по признаку наличия государственно-властных
полномочий могут быть выделены: Центральный банк Российской Федерации как
единственный банк, имеющий государственно-властные и нормотворческие
полномочия, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных
банков.
Образующие
систему организации могут иметь статус юридического лица (Банк России,
кредитные организации, иностранные банки) или не иметь такого статуса
(структурные подразделения, территориальные учреждения Банка России;
представительства и филиалы иностранных банков в Российской Федерации).
По
месту регистрации в банковской системе России действуют организации, созданные
и зарегистрированные в Российской Федерации, а также организации,
зарегистрированные по законодательству иностранных государств, расположенные за
пределами Российской Федерации, и их представительства и филиалы, находящиеся
в Российской Федерации.[7]
В
зависимости от целей, стоящих перед кредитными и иными организациями,
включенными в банковскую систему России, их можно разделить на коммерческие и
некоммерческие. К некоммерческим организациям относится Центральный банк
Российской Федерации, не имеющий цели получения прибыли.[8]
Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве
основной цели своей деятельности, то есть все кредитные организации. При этом,
руководствуясь статьей 50 ГК РФ, можно сделать вывод, что представительства и
филиалы иностранных банков коммерческими организациями по законодательству
России признаны быть не могут, поскольку таковыми являются непосредственно те
иностранные банки, которые они представляют.[9] Коммерческие банки бывают универсальными
и специальными, региональными и межрегиональными (не ограничивающими свою
деятельность определенной территорией), отраслевыми или созданными под
реализацию конкретной программы (например, банки развития) и не ограничивающими
свою деятельность определенной отраслью или программой.
Одним
из важнейших критериев, позволяющих классифицировать организации, образующие
систему кредитных организаций России, на группы, является форма собственности.
По этому признаку могут быть выделены частные, государственные, муниципальные и
смешанные кредитные организации. Банк России является государственной
организацией, поскольку его уставной капитал и иное имущество являются
федеральной собственностью,[10] а 50 % финансовой прибыли
перечисляется в федеральный бюджет.
В
целях обеспечения экономической реформы в России могут создаваться
муниципальные банки. Таковыми признаются коммерческие банки, входящие в
банковскую систему Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность в
соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, одним из
учредителей (участников) которых выступает соответствующий орган местного
самоуправления. К частным относятся кредитные организации, уставный капитал и
имущество которых находятся в собственности физических или юридических лиц,
основанных на частной собственности. Во всех иных случаях кредитные организации
могут быть отнесены к смешанному типу. Среди них такие крупнейшие банки, как
Сбербанк России и Внешторгбанк России. В зависимости от принадлежности
юридических и физических лиц, внесших свои средства в уставный капитал
кредитных организаций, тому или иному государству эти организации могут быть
российскими или иностранными инвестициями (совместные, иностранные).[11]
В
последнее время много спорят о месте и роли иностранных банков в России. В
действующем законе о Центральном банке России предусмотрено равенство прав
банков резидентов и нерезидентов в России. Однако под мощным давлением
коммерческих банков и их ассоциаций (Ассоциация Российских банков – АРБ) эта
норма была скорректирована Указом Президента Российской Федерации от 17
сентября 1993 года "О деятельности иностранных банков и совместных банков
с участием средств нерезидентов на территории Российской Федерации".[12]
Этот Указ предусматривал введение моратория на операции иностранных и
совместных банков с резидентами до 1 января 1996 года. Однако Указом от 10 июня
1994 года "О совершенствовании работы банковской системы Российской
Федерации"[13] изложенные ограничения были сняты в
отношении банков из стран, с которыми у России заключены соглашения о поощрении
и защите капиталовложений.
Нестабильность
законодательства в рассматриваемой области является отражением острой
дискуссии по поводу правового положения иностранных и совместных банков на
российском рынке. Совершенно четко прослеживаются две противоположные позиции.
Сторонники первой считают необходимым существенно снизить деятельность
иностранных банков, поставить заслон, который дал бы возможность их менее
мощным и не очень опытным российским коллегам прочно встать на ноги. Поэтому
такие условия, как не превышение капиталом иностранных банков 12 процентов
совокупного российского банковского капитала, ограничение на три года их работы
с ценными бумагами и требование минимального остатка на счете банка не 50 тыс.
ЭКЮ или иной достаточно мягкий набор ограничений, представляются обоснованными,
поскольку российским банкам действительно трудно конкурировать с зарубежными
монстрами. При равных или более привлекательных условиях в российских банках
клиент в силу особенностей российского менталитета все равно пойдет в
иностранный банк, считая, что последний обеспечит ему большую надежность
вкладов. Для сравнения, сторонники данной позиции приводят пример США,
рекламирующих свою якобы абсолютно либеральную к иностранцам политику, примерно
на 17 тысяч банков приходится всего 250-300 иностранных, а также пример
Испании, создавшей совершенную банковскую систему, где до 1992 года иностранные
банки могли иметь только представительства.[14]
Сторонники
противоположной позиции считают, что протекционистская позиция по отношению к
российским коммерческим банкам создает им тепличные условия развития и, в
конечном счете, приведет к полной неконкурентноспособности российских банков, в
то время как конкуренция заставит их "крутиться". Важно учитывать и
благоприятное влияние функционирования иностранных банков на уровень
банковской технологии и применение приемов, которые наработаны за долгие годы.
Наконец, возможность пользоваться привычными банковскими услугами, надежность
банковских механизмов снимет одну из причин слабого развития процесса
иностранного инвестирования. Усиление протекционистских мер в России неминуемо
приведет к ответным мерам со стороны развитых государств. В результате
интеграция российских банков в мировой рынок окажется под угрозой. В пример,
сторонники данной позиции приводят Чехию, где создание банков с полной
иностранной собственностью и совместных банков на национальный рынок не привел
к разрушительным результатам: доля во вкладах девяти иностранных банков
составляет 13 процентов, а в пяти совместных – 18 процентов совокупного
банковского капитала.[15]
Следует
отметить, что никто не ставит вопрос: "Пускать или не пускать иностранные
банки в российскую экономику?", а дискуссии разворачиваются о мере их
допуска, а, следовательно, в законодательстве должно быть решено какие и чьи
капиталы и инвестиции нам нужны, в какие отрасли и в каком именно виде они нам
желательны, на каких условиях и посредством каких механизмов мы готовы их
принимать и многие другие взаимосвязанные вопросы.
Кредитные
организации вправе создавать союзы и ассоциации, которые непосредственно не
осуществляют банковских операций, и деятельность которых не может преследовать
извлечение прибыли. Основными задачами союзов и ассоциаций являются
защита и представление интересов своих членов, координация их деятельности,
осуществление межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных,
информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций для
осуществления банковской деятельности и решения иных совместных задач.
2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы
Страхование как система защиты
имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым
элементом социально-экономической системы общества.
Страхование является
самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в
двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования,
связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Социальное страхование в
современных условиях развития рыночной экономики и функционирования
предприятий, основанных на различных формах собственности, как самостоятельная
форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное
социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии
со ст. 39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования
гражданам России гарантируется, второй – поощряется.
Вторая форма страхования – собственно
страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.
В русском языке понятие
«страхование» всегда ассоциировалось с деятельностью по предохранению от
чего-нибудь неприятного, нежелательного[16].
Например, В. Даль так объясняет значение слова «страховать»: отдавать кому-либо
«на страх, на ответ, ручательство, т.е. платить посрочно, за обезпеченье
целости чего, с ответом на условную сумму»[17].
В современном русском языке основной
смысл понятия «страхование» сохранился. Страховать – означает «предотвращать
материальные потери путем выплаты взносов учреждению, которое берет на себя
обязательство возместить возможный ущерб, понесенный в специально
оговариваемых случаях»2.
В экономическом аспекте
страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу
образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и
материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и
его членов.
С материальной точки зрения в ходе
страхования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учреждений
– страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными
бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных
событий.
Страхование предоставляет гарантии
восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных
природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на
укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов
на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из
наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Это определяет стратегическую
позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой.
Для современной России ускоренное
развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц
становится особенно значимым. Так, в результате широкомасштабной приватизации
значительная часть основных фондов перешла в собственность физических лиц и
негосударственных структур. Это настоятельно требует создания системы
финансовых гарантий, обеспечивающей возмещение ущерба в случае стихийных
бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут
негативно повлиять на формирующиеся производственные связи, породить сбои в
отраслях экономики.
Характерными чертами страхования
являются:
1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений.
При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления
страхового случая (определенного события, с которым связано возмещение потерь
страхователю), ни размер причиненных убытков. Невозможно определить заранее и
конкретного страхователя, интересы которого будут подлежать защите в тот или
иной момент времени.
2. Возвратность средств. Страховые платежи после
объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги
страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному
страхователю при данной форме страхования (в отличие от социального) может
зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового
договора, например, от размера страховых платежей, срока договора и т.д.
Возврат средств, согласно среднестатистическим данным, осуществляется, как
правило, по истечении пяти – десяти лет после их внесения. Поэтому невыплата
средств какому-либо конкретному страхователю из-за краткосрочности договора
лишь подтверждает вероятностный характер отношений при страховании, но не
свидетельствует об отсутствии этой характерной черты страхования. Ведь при
страховании выплата средств предназначается не какому-либо конкретному
страхователю, а как бы всем им в совокупности.
3. Строго очерченный (замкнутый) характер
перераспределительных отношений. Перераспределительные отношения при
страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при
наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих
отношений. Субъекты страхования – юридические и физические лица – аккумулируют
в специализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счет
которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц. При
этом риск раскладывается на всех страхователей, что особенно важно и
максимально эффективно при нестабильных экономических условиях хозяйствования.
Таким образом,
перераспределительные отношения при страховании основываются на том, что общее
количество страхователей, участвующих своими взносами в формировании страхового
фонда, как правило, превышает число страхователей, получающих право на
возмещение потерь, связанных с наступлением страхового случая (что в конечном
итоге и делает возможным перераспределение). И поскольку этот фонд
используется исключительно для возмещения потерь страхователям, размер
страховых взносов будет зависеть от количества лиц, участвующих в этих
отношениях: чем шире круг страхователей, тем меньшая доля придется на каждого
из них в распределении ущерба. Поэтому возможность возместить значительный
ущерб при незначительных суммах взносов появляется лишь тогда, когда
количество страховщиков будет максимальным. В этом одно из преимуществ
государственного обязательного страхования.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|