В следующей
части работы будут более подробно рассмотрены принципы функционирования
основных звеньев финансово-кредитной системы Российской Федерации.
2. Характеристика, формирование и
принципы функционирования основных звеньев финансово-кредитной системы
2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы
Все действующие на территории
Российской Федерации бюджеты представляют в совокупности определенную систему,
которая называется бюджетной системой. В законодательстве было дано ее
определение как основанной на экономических отношениях, государственном
устройстве и юридических нормах совокупности федерального бюджета РФ, бюджетов
субъектов Федерации и местных бюджетов муниципальных образований.
В бюджетную
систему России как федеративного государства также входят бюджеты трех уровней,
являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты
двух уровней:
а) федеральный бюджет;
б) бюджеты субъектов Федерации –
республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые, областные бюджеты
краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга,
областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов.
Третий уровень – местные бюджеты,
к которым относятся бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, городов
и других административно-территориальных единиц, являющихся муниципальными
образованиями в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов
Федерации).
Среди них следует выделить бюджеты
административно-территориальных единиц с особым режимом – бюджеты закрытых административно-территориальных
образований.
Каждый из бюджетов служит
финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной
власти или местного самоуправления.
С 1991 г. при сохранившихся в
основном видах бюджетов бюджетное устройство в РФ претерпело существенные
изменения. Содержание организационно-правовых принципов взаимосвязи между
бюджетами еще в рамках Союза ССР стало иным после принятия бывшими союзными
республиками, в том числе и Российской Федерацией, Деклараций о суверенитете.
Бюджеты союзных республик обособились от союзного (федерального) бюджета и
перестали представлять вместе с ним единый государственный бюджет, утверждаемый
высшим органом государственной власти страны. Обособление бюджетов произошло и
в Российской Федерации, что нашло свое закрепление в Законе РСФСР «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В результате
государственный бюджет Российской Федерации перестал утверждаться как ее
основной финансовый план формирования и использования единого денежного фонда,
в котором сосредоточивались средства всех бюджетов.
Законодательно закреплены в
качестве основы бюджетного устройства принципы единства и самостоятельности
бюджетов.
Принцип единства. Несмотря на самостоятельность каждого из
бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно
проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это
взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами регулирующих
доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и
региональных фондов.
Законодательство определяет
организационно-правовые и экономические гарантии единства бюджетной системы. К
ним относятся: ее единая правовая база, использование единых бюджетных
классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех
уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составить
консолидированные бюджеты, согласованные принципы бюджетного процесса; единая
денежная система.
Единство бюджетной системы
является необходимым условием проведения единой социально-экономической,
финансовой, в том числе налоговой, политики в стране.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст.
29) указывает и на другие проявления и гарантии единства бюджетной системы –
единство форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджетного
законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней
и ведения бухгалтерского учета.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного
утверждения каждого уровня бюджета соответствующими представительными органами
власти, правом определять направления использования и расходования бюджетных
средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещением
изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм
превышения доходов над расходами и экономии по расходам.
Обобщенное выражение рассмотренные
принципы находят в принципах федерализма и развития местного самоуправления,
свойственных финансовой деятельности российского государства в целом.
В соответствии с законодательством
государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей.
Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, имеющие
свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они
используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Однако
их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все
доходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) между
бюджетами.
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов
– это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в
каждый из бюджетов.
Законодательство устанавливает единую
для всех уровней бюджетов классификацию доходов и расходов, что обеспечивает
сопоставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом
единства бюджетной системы в РФ.
Впервые в России бюджетная
классификация утверждена законодательным актом – Федеральным законом «О
бюджетной классификации Российской федерации» от 15 августа 1996 г.
Закрепленные доходы бюджетной системы – это доходы, которые в соответствии
с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на
постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в
соответствующий бюджет.
Для нормального функционирования
бюджетов, своевременного финансирования намеченных расходов законодательство
предусматривает утверждение в структуре бюджетов сверх расходов оборотной
кассовой наличности в определенной сумме. Оборотная кассовая наличность –
это утверждаемая в составе бюджетов сумма, образуемая за счет остатков средств
по соответствующему бюджету, предназначенная для использования в течение года
на покрытие временных кассовых недостач. В том же году она должна быть
восстановлена до утвержденных на начало года размеров.
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ
Государственные социальные
внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ,
Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского
страхования) формируются за счет различных источников, в том числе
добровольных взносов и ассигнований из бюджета. Однако основным и постоянным
источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные
платежи, именуемые в действующем законодательстве «страховые платежи» либо
«страховые взносы».
Денежные средства государственных
социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при
этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное
задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью
общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на
положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую
помощь, на защиту от безработицы (ст. 37,39,41).
Таким образом, именно
общегосударственная значимость названных социальных внебюджетных фондов
позволяет законодателю отнести страховые взносы в них к числу особых
обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных
социальных внебюджетных фондов, в том числе и в целях погашения бюджетного
дефицита.
Одним из характерных признаков
создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является
особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов
работодателями (страхователями), а в определенных случаях – гражданами
(застрахованными) либо органами управления (за отдельные категории застрахованных
граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджетные
фонды формируются страховым методом, предусматривающим обязанность всех
страхователей – работодателей (организаций), работающих и самозанятых граждан
(нотариусов, занимающихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а
в определенных случаях и органов управления вносить обязательные страховые
платежи (взносы) в фонды.
Страховой метод образования
финансовых ресурсов государственных социальных внебюджетных фондов, в свою
очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».
В материальном аспекте
страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями
(организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюджетный
фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного
возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на
охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Уплата страховых взносов
производится по страховым тарифам – ставкам платежей по социальному
страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых
тарифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению
Правительства РФ утверждается Федеральным Собранием РФ в ежегодно принимаемом
Федеральном законе «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования».
Страховые взносы в Пенсионный фонд
РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения
РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначальном варианте
Налогового кодекса РФ должны были быть объединены в социальный налог,
включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте
первой части Налогового кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо
«социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включены
«взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающие
сохранение действующих в настоящее время обязательных платежей в каждый из
этих внебюджетных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового
кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй
Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные
социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель
возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем
более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители
финансово-кредитных органов[2].
С учетом анализа норм действующего
финансового законодательства, страховые платежи (взносы) в государственные
социальные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как
вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц по ставкам
(тарифам), в порядке и сроки, закрепленные в нормативно-правовых актах, в
целях финансового обеспечения гарантированных государством прав граждан на
пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае
безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения
деятельности самих внебюджетных фондов.
Таким образом, страховые взносы в
государственные социальные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки
(тарифы).
2.1.2. Государственный кредит
Для привлечения денежных средств в
распоряжение государства и решения проблем бюджетного дефицита, помимо других
способов, применяется государственный кредит.
Слово «кредит» произошло от
латинского creditum – ссуда, долг, credere – верить. В толковом словаре В.И. Даля
понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера в долг, забор, дача и прием
денег или товаров на счет, на срок». В современном русском языке термин
«кредит» сохранил свое основное содержание и определяется как «ссуда,
предоставление ценностей (денег, товаров) в долг; коммерческое доверие». Таким
образом, в общепринятом смысле, кредит – это предоставление денег или товаров
в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности.
Государственный кредит является
одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем
достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся,
например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа
регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не
влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является
самостоятельным финансово-правовым институтом.
Как совокупность
финансово-экономических отношений государственный кредит представляет собой
отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами
– с другой, при которых государство выступает в роли заемщика временно
свободных денежных средств указанных субъектов.
Правовые основы государственного
кредита в Российской Федерации закреплены в различных нормативных актах,
основным среди которых является Закон РФ «О государственном внутреннем
долге Российской Федерации». Этот закон впервые был принят 13 ноября 1992 г.
Ранее специального нормативного акта, закрепляющего основные положения
государственного кредита Российской Федерации, не было. Не было такого закона
и в бывшем Союзе ССР.
Кредитные отношения такого рода
складываются, как мы выяснили, также на уровне субъектов Федерации и местного
самоуправления и регулируются правовыми актами соответствующего уровня на
основе законодательства Российской Федерации.
Вопросы государственного кредита
конкретных субъектов РФ и муниципального кредита регулируются также
конституциями и уставами субъектов Федерации, а также уставами конкретных муниципальных
образований.
Общие же положения, касающиеся
правового регулирования выпуска в обращение региональных и муниципальных займов
содержатся в Конституции Российской Федерации (ст. 12, 71, 72, 75, 132) и
Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Особое место в системе правовых
источников займет Бюджетный кодекс РФ, которым комплексно урегулированы
правоотношения по осуществлению государственных и муниципальных заимствований,
а также правоотношения в области государственного и муниципального долга.
2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной системы
В
банковской системе Российской Федерации, условно можно выделить несколько
уровней, поскольку элементы, ее составляющие, имеют различные в рамках данной
системы цели, задачи, функции, полномочия и ответственность, то есть имеют
различный правовой статус, но при этом действуют в одной и той же сфере
общественных отношений – сфере финансов и денежно-кредитного обращения, имеют
единые предмет и метод правового регулирования.[3]
Существование
в банковской системе нескольких уровней обусловлено тем, что в единую систему
включены Центральный банк Российской Федерации, являющийся федеральным банком и
главным банком Российской Федерации, кредитные организации (банковские и
небанковские), создающиеся по законодательству России, а также филиалы и
представительства иностранных банков. Банк России, согласно законодательству,
является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для
устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их
оперативную деятельность.
Как
орган управления кредитной системы РФ он осуществляет контроль за законностью и
целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций.[4]
Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как
хозяйственные общества, и в свою очередь подразделяются на банковские и
небанковские кредитные организации. Банковские кредитные организации
представляет собой кредитные организации, которые имеют исключительное право
осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во
вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных
средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности,
срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные
банковские операции, причем допустимые сочетания банковских операций для
небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Иностранным
банком является банк, признанный таковым по законодательству иностранного
государства, на территории которого он зарегистрирован.[5]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|