Хотя эмитенты
ценных бумаг могут сами разместить (то есть продать) свои обязательства в виде
ценных бумаг, сложный механизм эмиссии в условиях конкуренции, потребность в
гарантированном размещении ценных бумаг требует не только больших расходов, но
и профессиональных знаний, специализации, навыков. Поэтому эмитенты в
подавляющем большинстве случаев прибегают к услугам андеррайтеров
– профессиональных посредников (банков, брокеров, инвестиционных компаний),
организующих и гарантирующих размещение ценных бумаг на согласованных условиях
за специальное вознаграждение.
Публичная
подписка или публичное размещение ценных бумаг применяется, если корпорация
принимает решение превратить из частной в публичное акционерное общество с
большим количеством акционеров. Разница – не просто в количестве эмитируемых
акций: речь идет о контроле над предприятием, который может в этих условиях
перейти от учредителей к владельцам контрольного пакета акций. Публичное
предложение большого количества тиражированных акций дает эмитенту огромные
средства, которые открывают возможности расширения, модернизации,
диверсификации деятельности, делает компанию известной, она переходит на новый,
более высокий уровень престижности.
Вторичный
рынок. Это
отношения, складывающиеся при купле-продаже ранее эмитированных на первичном
рынке ценных бумаг.
Основу вторичного
рынка составляют операции, оформляющие перераспределение сфер вложений
инвесторов, а также отдельные спекулятивные операции.
Важнейшая черта
вторичного рынка – его ликвидность, т. е. возможность успешной и обширной
торговли, способность поглощать значительные объёмы ценных бумаг в короткое
время, при небольших колебаниях курсов и низких издержках на реализацию.
На вторичном
рынке операторами являются только инвесторы, т. е. те, кто вкладывает средства
в ценные бумаги с целью извлечения дохода. Первоначальный инвестор, купивший у
эмитента ценные бумаги, вправе перепродать эти бумаги другим лицам, а те в свою
очередь свободны продавать их следующим вкладчикам. На вторичном рынке
происходит не аккумулирование новых финансовых средств для эмитента, а только
перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов.
Без полнокровного
вторичного рынка нельзя говорить об эффективном функционировании первичного
рынка. Создавая механизм для немедленной перепродажи бумаг, вторичный рынок
усиливает к ним доверие со стороны вкладчиков, стимулирует их желание покупать
новые фондовые ценности и тем самым способствует более полному аккумулированию
ресурсов общества в интересах производства, способствует переливу капитала в
наиболее эффективные отрасли хозяйства.
При отсутствии
вторичного рынка или его слабой организации последующая перепродажа ценных
бумаг была бы невозможна или затруднена, что оттолкнуло бы инвесторов от
покупки всех или части бумаг. В итоге общество осталось бы в проигрыше, так как
многие, особенно новейшие предприятия и начинания не получили бы необходимой
финансовой поддержки. Акции и облигации наиболее доходных отраслей производства
и целых секторов хозяйства растут в цене, увеличивают число желающих иметь эти
ценные бумаги, что делает возможным выпуски новых бумаг и новое привлечение
капитала.
К вторичному
рынку применяется термин обращение ценных бумаг. Главная функция
вторичного рынка – перераспределение капитала.
Фондовая
биржа. Это
организованная определённым образом часть рынка ценных бумаг, на котором с
этими бумагами при посредничестве членов биржи совершаются сделки
купли-продажи. Особенность биржевой торговли в том, что сделки совершаются
всегда в одном и том же месте, в строго определённое время – во время сеанса
(или биржевой сессии) и по чётко установленным, обязательным для всех
участников правилам. Биржа создаёт чёткую организационную структуру и механизм
заключения и исполнения сделок с биржевыми ценностями, а также высоконадёжную
систему контроля за результатом исполнения сделок.
В мировой
практике существуют различные организационно – правовые формы бирж. В основном
биржи создаются в форме ассоциации либо акционерных обществ. Если биржа
создаётся в форме ассоциации или государственного учреждения, то получение
прибыли не ставится целью. Если же биржа существует в форме акционерного
общества, то и в этом случае в уставе биржи может быть указано, что биржа не
преследует цели получения прибыли, и дивиденды по акциям не выплачиваются.
Кроме того, членами правления бирж могут быть представители эмитентов и
инвесторов, а иногда и государственных органов.
Государство же с
помощью актов, регламентирующих деятельность бирж, принимает меры, направленные
на осуществление полной гласности деятельности бирж.
Деятельность
фондовых бирж в России регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».
Фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных
бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами
деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по
определению взаимных обязательств. Фондовые биржи и фондовые отделы товарных и
валютных бирж – организованный рынок ценных бумаг, функционирующий на основе
централизации предложений о купле-продаже ценных бумаг, выставляемых брокерами
– членами биржи на основе поручений институциональных и индивидуальных
инвесторов. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники
рынка ценных бумаг.
Фондовая биржа
вправе устанавливать количественные ограничения числа её членов. Неравноправное
положение членов фондовой биржи, временное членство, а также сдача мест в
аренду и их передача в залог лицам, не являющимся членами фондовой биржи, не
допускаются. Фондовая биржа самостоятельно устанавливает размеры и порядок
взимания отчислений в пользу фондовой биржи от вознаграждения, получаемого её
членами за участие в биржевых сделках, взносов, сборов и других платежей,
вносимых членами фондовой биржи за услуги, оказываемые фондовой биржей,
штрафов, уплачиваемых за нарушение требований устава биржи, правил биржевой
торговли и других внутренних документов фондовой биржи. Фондовая биржа
самостоятельно устанавливает процедуру включения в список ценных бумаг,
допущенных к обращению на бирже, процедуры листинга и делистинга.
Фондовая биржа
обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов путём оповещения
её членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных
бумаг, допущенных к обращению на бирже, о результатах торговых сессий, а также
предоставить другую информацию.
К обращению на
фондовой бирже допускаются:
1) ценные бумаги
в процессе размещения и обращения, прошедшие предусмотренную федеральным
законом процедуру эмиссии и включённые фондовой биржей в список ценных бумаг,
допускаемых к обращению на бирже в соответствии с её внутренними документами.
Ценные бумаги, не включённые в список обращаемых на фондовой бирже, могут быть
объектом сделок на бирже в порядке, предусмотренном её внутренними документами;
2) иные
финансовые инструменты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Высшим органом
биржи является общее собрание её членов, которое решает общие финансовые и
организационные вопросы и определяет правила внутреннего распорядка. В промежутках
между собраниями высшим органом является биржевой совет (или комитет, или
наблюдательный совет), который осуществляет контроль за текущей деятельностью,
создаётся исполнительная дирекция. Помимо названных выше органов управления на
бирже создаются определённые подразделения, каждое из которых выполняет
специфические функции.
В торговле на
бирже принимают участие представители членов биржи, имеющие «место» на бирже, а
также штатные работники биржи. Члены биржи или их представители могут выступать
на бирже в качестве брокера или дилера.
Брокер действует в качестве
поверенного или комиссионера, т. е. он заключает сделку от имени клиента или от
своего имени и за счёт клиента.
Дилер осуществляет куплю-продажу
ценных бумаг от своего имени и за свой счёт путём публичного объявления цен
покупки и (или) продажи с обязательством исполнения сделок по этим ценным
бумагам по объявленным ценам. Основная функция дилера – поддержание фондового
рынка путём формирования цен.
Брокер или дилер
могут действовать в качестве маркет-мейкера, т. е. осуществлять
поддержку постоянных котировок на покупку и продажу ценной бумаги в пределах
минимального спрэда (разницы между ценой покупки и ценой продажи).
Участником торгов
также является маклер. Это, как правило, штатный работник биржи, который
ведёт торг и оформляет сделки. Маклер должен соблюдать устав биржи и правила
торговли на бирже. Все заключённые с участием маклера сделки регистрируются в
специальном журнале или с помощью компьютера. После биржевой сессии участникам
сделки вручаются маклерские записки или компьютерные распечатки, в которых
отмечаются наименование, количество и цена купленных или проданных ценных
бумаг.
Ценные бумаги
попадают на биржу не автоматически, и далеко не все из них могут быть допущены
на биржу. Практически во всех странах в соответствии с принятыми нормативными
актами вопрос о допуске ценных бумаг решает сама биржа. И именно от биржи, а не
от какого-либо другого органа зависит, будут ли те или иные ценные бумаги
продаваться на бирже. Если ценные бумаги какого-либо эмитента принимаются к
продаже на бирже, значит, они приняты к котировке и включаются в котировочный
список и именуются листинговыми. Сама процедура допуска ценных бумаг к торговле
на бирже называются листингом.
При процедуре
листинга эмитент должен представлять финансовую отчётность на биржу
ежеквартально. Если по итогам того или иного квартала он выйдет из допустимого
диапазона коэффициентов, то проводится процедура делистинга, т. е.
выведение его ценных бумаг из листингового листа. Если впоследствии финансовое
положение эмитента выправится, то его ценные бумаги могут быть вновь включены в
листинговый список. Естественно, что инвестору более выгодно покупать
листинговые ценные бумаги, так как по ним есть дополнительная гарантия
надёжности эмитента.
В России, к
сожалению, до сих пор отсутствуют чётко функционирующая система листинга ценных
бумаг, а также критерии допуска того или иного вида ценной бумаги в листинг.
Подобная законодательная и биржевая неопределённость позволяет недобросовестным
эмитентам, особенно из числа вновь образуемых предприятий, быстро размещать
свои средства, привлекая значительные инвестиционные ресурсы, опираясь только
на рекламу и не предоставляя практически никакой информации как о своей
финансово-экономической, кредитной истории, так и о результатах текущей
производственно-хозяйственной деятельности.
На каждой бирже
процесс торговли ценными бумагами имеет свою специфику. Однако можно выделить два
основных способа проведения биржевых торгов.
1) Открытые
аукционные торги, когда происходит непрерывное сопоставление цен на покупку
и цен на продажу. Продавец постепенно снижает цену, а покупатель постепенно её
повышает. Сделка совершается тогда, когда цены покупатели продавца сходятся.
2) Торговля по
заказам. Суть этого метода заключается в том, что брокеры оставляют
маклерам письменные заявки на покупку и продажу с указанием цены и количества
ценных бумаг. Все заказы с указанием времени поступления заказа заносятся в
маклерскую книгу. В определённый момент времени приём заказов прекращается,
после чего маклер сопоставляет все принятые заказы на покупку и продажу и
производит оформление сделок. В настоящее время торговля по заказам
осуществляется с использованием современной электронной техники. В зависимости
от механизма организации биржевой торговли сделки совершаются на основе
переговоров или записок.
Совершение
сделок проходит четыре этапа: 1) само совершение сделки; 2) сверка параметров и
заключение сделки; 3) клиринг (многосторонний клиринг); 4) исполнение сделки.
В целом роль
биржи зависит от ёмкости и разнообразия рынка ценных бумаг, банковского
кредита. Фондовая биржа – это лишь часть рынка ценных бумаг, организованная и
наиболее строго регулируемая. Поэтому определение основных правил торговли
ценными бумагами полезно хотя бы тем, что уже на первом этапе позволяет
ограничить размах незаконных операций и способов наживать денежные средства на
всеобщей некомпетентности.
Примером
небанковской кредитной организации является Московская расчетная палата. В
настоящее время на основании лицензии ЦБ Палата проводит открытие счетов,
прием и выдачу наличных средств, установку электронной системы управления
счетом «банк-клиент», встречные платежи для всех клиентов, зачисление денежных
средств клиента «день в день» независимо от сумм поступления, инкассацию денежных
средств и ценных бумаг, осуществление платежей физических лиц без открытия
счета.
2.Функции Центрального банка РФ.
Возникновение
центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в
руках немногих наиболее надежных коммерческих банков, чьи банкноты могли
наиболее успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.
Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому
процессу. В конце XIX начале XX вв. в большинстве стран эмиссия всех
банкнот была сосредоточена в одном центральном эмиссионном банке.
В зависимости от собственности на капитал различают центральные банки
государственные, акционерные, смешанные.
Участие государства в капитале центрального банка. Фактическая независимость
центрального банка страны является необходимым условием эффективности его
деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями
правительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Независимость
его особенно важна, в плане ограничения возможностей правительства
воспользоваться денежной эмиссией для покрытия бюджетного дефицита.
В
то же время независимость центрального банка от правительства имеет
относительный характер в том смысле4 что экономическая политика не
может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных
элементов — денежно-кредитной и финансовой политики.
Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью.
Однако ЦБ РФ не финансируется за счет бюджета, он осуществляет свои расходы за
счет собственных доходов. При этом получение прибыли не является целью
деятельности Банка России. ЦБ перечисляет в федеральный бюджет 50%
полученной балансовой прибыли по итогам года. Оставшуюся прибыль ЦБ направляет
в резервы и фонды различного назначения.
ЦБ
РФ подотчетен Государственной Думе, которая назначает и освобождает
Председателя Банка и членов Совета директоров ЦБ. Она рассматривает годовой
отчет ЦБ и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для проведения
проверки годового отчета ЦБ.
В пределах, разрешенных ему Конституцией и законами, ЦБ России независим в своей
деятельности. Федеральные органы государственной власти и другие органы
власти не имеют права вмешиваться в его деятельность. Более того, нормативные
акты, изданные ЦБ РФ в пределах его компетенции, обязательны для федеральных
органов власти.
Деятельность
ЦБ РФ в современных условиях должна быть подчинена трем целям:
1)
защите и обеспечению устойчивости рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению к иностранной валюте;
2)
развитию и укреплению банковской системы РФ;
3)
обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Структура ЦБ. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной
структурой. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные
учреждения, отделения на местах. Национальные банки республик являются
территориальными учреждениями ЦБ РФ. Территориальные учреждения не имеют статуса
юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный
характер.
Территориальное учреждение ЦБ — это обособленное подразделение ЦБ, осуществляющее на
территории субъекта Российской Федерации часть его функций и входящее в единую
централизованную систему ЦБ.
Территориальное
учреждение участвует в проведении единой государственной денежно-кредитной
политики, направленно на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечивает
развитие и укрепление банковской системы, эффективное и бесперебойное
функционирование системы расчетов, регулирование надзор за деятельностью
кредитных организаций, организацию и контроль за деятельностью кредитных
организаций, рынке ценных бумаг, организацию валютного контроля, анализ
состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|