В
дальнейшем производство в России развивалось по пути создания крупных и
сверхкрупных предприятий, причем выбор такой социально-экономической стратегии
развития промышленности, науки и техники во многом был обусловлен
политическими убеждениями и амбициозными стремлениями тогдашнего руководства
страны, а социальным следствием стало вовлечение населения страны и его
трудовых и интеллектуальных ресурсов в широкомасштабный политический проект, в
котором, если и было место для инициативы, но не было идеологических основ
для развития социально значимых форм предпринимательской активности, отрицалось
право собственности на средства производства, лимитировались и
распределялись права человека и личности на достойное существование.
Развитие
принципов рыночной экономики в российской экономике было тесно увязано с
формированием рыночной среды и развитием частной предпринимательской
инициативы. Средствами ее развития являлось образование множества предприятий
и постепенное развитие на рынке механизмов совершенной конкуренции[17]. На фоне развитых и устойчивых
хозяйственных и управленческих структур крупного промышленного производства в
1988 было принято решение о правовой поддержке творческого потенциала и деловой
активности наиболее подвижной части населения в рамках Закона о кооперации.
Однако, по оценкам исследователей данного вопроса в Законе допускались такие
нормы как "возможность регулирования принципиальных отношений с
государством и органами МТС в сфере свободы выбора видов деятельности,
принципов снабжения, ценообразования и налогообложения". Именно это и
привело к деформации Закона, а самих кооператоров сделало представителями
такого типа как "новые русские", извратив первоначальный замысел и
направленность законодательной практики по поддержке малого и среднего
предпринимательства.
В
настоящее время правовая поддержка малого и среднего бизнеса существует
главным образом в форме поиска форм и норм льготного налогообложения предприятий
малого и среднего бизнеса. При этом государственные и управленческие структуры
прибегают к различных моделям и формам экономического программирования
развития малого и среднего предпринимательства на территории Российской
Федерации. К настоящему времени принята "Концепция развития малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации", подписанная
Президентом РФ В.В.Путиным. Принимаются различные Программы и подпрограммы
развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, содержащие
множество конкретных мероприятий. Однако, по-прежнему остаются проблемы
обоснования правильности выбора правовых норм, обеспечивающих адресность
поддержки, формирование ее нормативно-правовой базы и соответствующей
информационной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в различных
регионах страны.
Важно
подчеркнуть, что с философской точки зрения при формировании концептуальных и
программных положений правовой поддержки малого бизнеса остаются сильно
размытыми границы между понятиями "малое и среднее
предпринимательство" и "хозяйствующий субъект малого и среднего
предпринимательства". Следует осознать, что, говоря о "малом и
среднем предпринимательстве", мы имеем в виду совершенно определенный
стиль и тип поведения человека в рыночной среде, ориентированный на конкретные
нормы и ценности, характер коммуникативных и взаимодействий и деловых связей.
В свою очередь, говоря о "хозяйствующем субъекте малого и среднего
предпринимательства", мы имеем в виду конкретные малые и средние предприятия
с ограниченным числом работающих на них человек. Ранее критерии численности
были дифференцированы: в промышленности и строительстве число работающих на
малом предприятии не должно было превышать 200 человек, в науке - 100, в других
отраслях производственной сферы - 50, в отраслях непроизводственной сферы -
25, в розничной торговле - 15 человек[18]. Имеет
смысл заметить, что условие дифференцированного подхода к определению
численности работающих на малых предприятиях разных отраслей формирует
предпосылки к пониманию отраслевой природы малого предпринимательства и его
места в отдельно взятой отрасли.
Отметим,
что в свою очередь развивались и продолжают развиваться в настоящее время
формы правовой и финансовой поддержки имеющихся малых предприятий - главным
образом через организацию льготного налогообложения, установления льготного
налога на прибыль, организацию коммерческих фондов финансовой поддержки,
которые по своей природе призваны к страхованию коммерческого риска,
поскольку малый бизнес особенно восприимчив к различным потрясениям и
колебаниям рыночной конъюнктуры. У таких фондов могут и должны быть и другие
функции - например, субсидирование предпринимательства, возможность
гарантировать малым предприятиям банковские кредиты, участвовать в информационной
поддержке наиболее перспективных направлений развития услуг и видов работ
на малых предприятия региона.
Важнейшим
этапом в развитии правовой поддержки малого и среднего предпринимательства
является его информационное обеспечение. Создание специальных
организационных и интеллектуальных механизмов, обеспечивающих обоснованность
введения и изменения тех или иных правовых норм в практику регулирования и
поддержки развития малого и среднего бизнеса должно включать в себя
формирование специальных структур юридической помощи и консультирования
предпринимателей.
Формы
государственной поддержки и поддержки малого предпринимательства со стороны
органов территориального управления должны опираться на методы экономического
программирования, информационное обеспечение и прогнозы развития социальной
ситуации в условия развития рыночной экономики. Только это является залогом правильного
выбора правовых норм, успешного и эффективного их действия в практике развития
малого предпринимательства и малых и средних предприятий в рамках конкретного
региона. Это подтверждается и исследовательским анализом проблем региональной
экономической политики.
"Такие
элементы как информационно-аналитическое и прогнозно-аналитическое обеспечение
- пишут В.Н.Лексин и А.Н.Швецов, - должны входить в блок формирования
региональной политики. Только на основе этой группы элементов можно уверено
формировать макроэкономические и общесоциальные параметры и пропорции
государственной поддержки регионального развития, устанавливать оценки,
критерии и ограничения использования для этих целей общегосударственных
ресурсов. При недостаточности или игнорировании таких обоснований
государственное регулирование территориального развития неизбежно
трансформируется в набор чисто политических акций"[19].
Сказанное
полностью относится также и к формам информационного обеспечения правовой
поддержки малого и среднего предпринимательства и существующих на различных
территориях его организационно-экономических форм в виде малых и средних
предприятий. В настоящее время созданы многочисленные
информационно-аналитические структуры различного профиля, которые успешно
функционируют в этом направлении. Результаты их деятельности и анализ
накопленного опыта представляет собой значительный информационный фонд,
необходимый для актуального и значимого в социальном отношении выбора
действительно работоспособных и эффективных форм правовой поддержки малого и
среднего бизнеса.
Таким
образом, философия правовой поддержки малого предпринимательства является
самостоятельной информационно-аналитической и критической формой представления
и обоснования выбора правовых механизмов развития малого и среднего
бизнеса, предпринимательской инициативы, а также средством развития правовой
культуры современного российского общества.
З А К Л Ю Ч Е Н И
Е
Данный
реферат был посвящен одной из наименее изученных проблем философии права -
проблеме философского анализа и оценки характера, роли и места правовой
поддержки малого и среднего предпринимательства. Актуальность данной темы
не подлежит сомнению в контексте современных проблем развития правовой
культуры, правосознания и правоспособности российских граждан, занятых в сфере
малого и среднего бизнеса и ежедневно сталкивающихся с многочисленными
проблемами, порождаемыми меняющимся характером правовых норм,
регулирующих взаимодействия представителей малого и среднего бизнеса с
государством, с крупным бизнесом, а также в развивающейся конкурентной среде
малого и среднего предпринимательства.
Необходимо
подчеркнуть, что анализ правовой поддержки малого и среднего
предпринимательства в контексте философского подхода к праву рассматривался
нами впервые, что потребовало обращения к истории правовых установлений,
регулирующих характер и формы взаимодействий в сфере крупного и малого бизнеса
и опирающихся на традиции правовой культуры, опыт идеологического оформления
экономического развития европейских стран и интеллектуальные системы философии,
экономики и права. Рамки данного реферата не позволили нам остановится на всех
этапах этого сложного процесса развития норм правовой и финансовой поддержки
малого и среднего бизнеса в контексте его взаимодействий с крупным капиталом и
формами их взаимоотношений в условиях развития рыночной среды европейских
стран. Также за рамками данного реферата остался исторический и философский
разбор правовых установлений Российского государства в части регулирования
хозяйственной практики и экономических отношений, существовавших на протяжении
всех периодов экономической истории России. Особо следует подчеркнуть, что - с
учетом реалий сегодняшнего дня, сопоставления положительных и отрицательных
моментов опыта реформирования советской экономики и оценки перспектив социально-экономического
развития - представляется крайне необходимым провести самостоятельное
изучение характера развития правовых норм и форм правовой поддержки
предпринимательства, характерный именно для Российского государства и его
территории, сильно отличающейся по своим природным, климатическим и
материальным ресурсам от Европейского континента. Важно помнить, однако, что
если общим условием развития предпринимательства в Европе были идеально
выраженные нормы естественного права, то важнейшим условием развития
предпринимательства в России были реально существующие нормы крепостного права.
Возможно, что с точки зрения интересов социокультурной оценки социального
места и экономического статуса предпринимательской деятельности в истории
хозяйственного развития России имеет смысл сравнить
идеальные нормы естественного права, которые - благодаря развитию идеи
правовых отношений и соответствующей организации правовой практики - в Европе
становились нормами реальным, а в России действительные нормы
права крепостного - благодаря исторической необходимости поддерживать сильную
государственную власть - оказались в роли идеальных норм для развития
характера правовых отношений и взаимодействий между государством и обществом в
лице его различных социальных групп. Во всяком случае, изучение действительного
характера и объемов правовой поддержки малого и среднего предпринимательства в
России имеет смысл начинать именно с такой исследовательской процедуры, которая
требует активного научного взаимодействия правоведов, историков, философов и
экономистов.
Тем
не менее в реферате достаточно обосновано представлена историческая
реконструкция принципов правовой поддержки и ее оснований, которые - как мы
видели, - не сводились только к идее организациионно-финансовых взаимодействий
в различные периоды экономического развития, но и опирались, и учитывали
разнообразие высказываемых в научном сообществе идей экономического права и
характера экономических отношений.
Кроме
того, довольно серьезным результатом проделанной в реферате работы является
позиционирование правовой поддержки малого и среднего предпринимательства как
настоятельного элемента практической политики, имеющего своим основанием
необходимость защиты интеллектуального и трудового потенциала населения
государства, а также развитие и расширение сферы денежного обращения на
внутреннем рынке страны.
В
заключение хотелось бы подчеркнуть, что настоящая тема далеко не исчерпала
своих возможностей и потенциала нового знания и новых результатов,
использование которого в практике преобразований социальных и экономических
отношений и их правового обеспечения могло бы прояснить многие моменты
современной хозяйственной практики, не удовлетворяющие идеалам свободы и
равенства и препятствующие устроению России как правового государства.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1.
Бычков В.В.
Организация малого предпринимательства. Учебное пособие. Воронеж, 1997.
2.
Лексин В.Н., Швецов
А.Н. Государство и регионы. М. УРСС. 1997.
3.
Майбурд Е.М.
Введение в экономическую историю. М., "Дело", 2000.
4.
Шнипер Р.И.,
Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект.
Новосибирск, "Наука", 1993.
5.
Философская
энциклопедия в 5-ти тт. М., "Советская энциклопедия", 1960-1970.
[1] Античные свидетельства Древней Греции часто
гласят прямо противоположное: "Закон - царь всех смертных и бессмертных.
Побеждающей рукой он доставляет добродетели превосходство" (Пиндар). Или:
"Подобное по природе сродно подобному, а закон - тиран человеков,
он часто насилует природу" (Гиппий).
[2] Средневековые мыслители излагали точку зрения, что
исторические события, социальные и экономические установления зависят от
божественного провидения, развивали положения о приоритете духовной власти над
властью светской вследствие универсальности нравственной природы Закона
Божьего.
[3] Интересно, что под термином каноника понимаются
правила познания и истины.
[4] Более ранние христианские мыслители отрицательно
относились к проблеме ссудного процента и ростовщичества. Так, Фома Аквинский
взимание процентов за деньги, данные взаймы, называл продажей того, что не
существует. Он сравнивал это с тем случаем, когда хотят продать вино и еще
продать право пить это вино. Каноническое право вносит значительные новшества,
важные для дальнейшего развития экономической мысли и характера изменений
правовой практики. Во-первых, оно разрабатывает юридические процедуры,
согласно которым процент по ссуде уподобляется ренте с земли, а также вводит
экономическое представление о пользовании деньгами и оправдывает
существование ссудного процента отсутствием возможного дохода, который
мог бы получить их владелец, если бы сам пустил их в оборот. Ссудный процент
тем самым становится компенсацией неполученного дохода получает свое
нравственно-правовое оправдание.
[5] Именно в эпоху Возрождения общество стало
рассматриваться как сумма кровнохозяйственных союзов-семей, формирующееся независимо от воли
человека под влиянием естественной среды (Ж.Боден), а право основывается и
утверждается в обществе разумной природой человека, исходя из его стремлений к
мирному общению, организованному согласно требованиям разумного общежития людей
(Г.Гроций).
[6] Согласно Т.Гоббсу забота о мире и цивилизованном
развитии - основа "естественного права", созданного общественным
договором. Государство признается абсолютным сувереном, причем в результате
общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою
свободу, были перенесены на государя (или государственные органы). Благо
народа, считал Т.Гоббс, - высший закон государства. Всего им было
сформулировано 20 естественных законов, управляющих социальной жизнью и
государственной жизнедеятельностью.
[7] Протестантская вера была гарантией скрупулезного
выполнения контрактов и именно в протестантской среде стали быстро развиваться
такие операции с ценными бумагами как кредит под векселя и банковское дело. При
этом прием в протестантскую общину был обусловлен строгим испытанием честности.
Более того, на основе новых добродетелей, новых представлений о допустимом и
недопустимом в поведении людей формируется новый тип делового человека -
активного, предприимчивого, осмотрительного в выборе партнеров и направлений
вложения денег, но смелого и готового на разумный риск. Тип, который доброе имя
ставит выше немедленной наживы.
[8] Естественное право выступает не в качестве
нормативного, а в качестве идеального правового кодекса, предписанного самой
природой и запечатленного в человеческом разуме. Соответственно, правовые
устои, на которых должна основываться общественная и государственная жизнь,
следует искать не божественном откровении, не в феодальном праве, а в разуме и
опыте, в природе вещей и природе самого человека. В Англии в XV веке
сложилось так называемое общее право, нормы которого, по мнению
некоторых юристов того времени, удовлетворяли идеальному порядку права
естественного.
[9] Формой выражения отношения делового мира
того времени к правовым спорам вокруг проблемы ограничения процента за кредит
стало убеждение в том, что без процента нет кредита, а без кредита нет
бизнеса. Занятые деньги шли в оборот, становились капиталом и должны были
принести доход, превышающий сумму ссуды.
[10] Так, У.Стаффорд в своем сочинении
"Беглое обсуждение английской политики" предложил рассматривать три
вида торговли: торговля, только удаляющая деньги из страны, торговля, тратящая
здесь все деньги, которые здесь же и заработаны, а также торговля, ввозящая
деньги из-за границы". См. Е.М.Майбурд. Введение в историю экономической
мысли. Глава 7 "Наука в открытом море", раздел "Начало меркантилистской
литературы", М., "Дело", 2000, с. 79.
[11] "Богатство всякого короля, - писал
У.Петти, - троякого рода. Первое - это богатство его подданных, второе -
это та доля богатства его подданных, которая отдается ему для дела
защиты, поддержания достоинства и укрепления страны, а также для управления
предприятиями, имеющими целью общее благо, за что не могут взяться или могут
взяться лишь очень немногие частные лица. Третья - это та часть упомянутой
доли, которой король может распоряжаться так, как его собственные личные
наклонности и желания подскажут ему, не отдавая никому отчета". Как видим,
"второе" богатство - это доля, а "третье" - это доля доли.
Следовательно наиболее существенно - богатство первое, т.е. богатство
населения. Именно в этих рассуждениях и политически значимом
обозначении принципа учета таких долей следует искать экономически
обоснованного определения налоговой способности населения как социально-экономической
категории, которой можно оперировать при осуществлении реальных экономических
расчетов. См. там же, с.82. Трудно говорить об У.Петти только как о выразителе
идеологии меркантилизма, трудно потому, что его произведения выходят за рамки
произведений, имеющих только практические - политические или идеологические -
цели, и становятся первыми научными произведениями экономической мысли.
[12] Н.Барбон. Очерк о торговле. Цит по книге
Е.М.Майбурд. Введение в историю экономической мысли. Глава 9 "На острове
не унимаются", раздел "Отношение к монополиям". М.,
"Дело", 2000, с. 103. Характерно, что книга Н.Барбона, хотя и
написана в конце XVII века (1690), но тем не менее свои
аналитические средства экономической науки прилагает почти к тем же проблемам,
которые в начале столетия в стиле политической утопии радикально решал Т.Кампанелла,
чей трактат "Город Солнца" вышел во Франкфурте-на-Майне в 1623 году.
[13] "Страны, где существуют законы
против роскоши, - пишет Д.Норс, - обычно бедны, потому что люди благодаря этим
законам вынуждены ограничиваться меньшими расходами, чем они могли и хотели
бы нести, но тем самым у них отнимается охота к трудолюбию и изобретательности.
Возможно, что отдельные семьи могут существовать и при таких обстоятельствах,
но зато росту богатства страны это будет мешать, так как страна никогда не
процветает лучше, чем при переходе богатства из рук в руки". Цит. по книге
Е.М.Майбурд "Введение в историю экономической мысли. Глава 9 "На острове
не унимаются". Раздел "Норс о богатстве", М., "Дело",
с.105.
[14] См. Р.Шнипер, А.С.Новоселов. Региональные
проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, "Наука",
1993, с.112.
[15] С.И.Паринов. Экономика ХХI века на базе
Интернет-технологий. Распределенная конференция "Технологии
информационного общества 98 - Россия". #"#_ftnref16"
name="_ftn16" title="">[16] В.В.Бычков.
Организация малого предпринимательства. Учебное пособие. Воронеж, 1997, с.12.
[17]
[18] См. Р.И.Шнипер, А.С.Новоселов. Региональные
проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, "Наука",
1993, с. 112.
[19] В.Н.Лексин, А.Н.Швецов. Государство и
регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального
развития. М., УРСС. 1999, с.52-53.
Страницы: 1, 2, 3
|