Объективно
все эти процессы приобретали характерные черты монополизации торговой
деятельности в государстве отдельными купцами и предпринимателями, обладавшими
значительным денежными состояниями и материальным богатством и - одновременно -
ставили в очень невыгодное положение купцов и предпринимателей средней руки.
Именно от процветания, успеха и надежности торговой деятельности крупных
предпринимателей зависела эффективность внешней торговли государства,
пополнение его казны и успешность внешней политики. В глазах государства
меняется поэтому сам статус и значение торговой конкуренции. И если в
глазах крупного предпринимателя конкуренция является
естественно-исторической формой развития его деятельности, то перед лицом
государственной власти он стремится к тому, чтобы придать ей форму правил,
действий по уставам торговых компаний и соответствующих правовых норм .
Так,
уставом компании не допускалась внутренняя конкуренция, государственной
привилегией он ограждал себя от конкуренции на внутреннем рынке, а в
конкурентной борьбе с крупными компаниями других государств применялись такие
средства как войны и каперство. Капер - такой же морской разбойник, как и
пират. Но пираты действовали на свой страх и риск, находясь вне закона, а
каперы - по лицензии от своего правительства и находясь под защитой
государства. Во всяком случае, на морских торговых путях и на заморских
территориях время от времени возникала острая конкурентная борьба, в которой
споры часто разрешались через войны между отдельными странами. Характерно, что
на внутреннем рынке, т.е. в среде мелких и средних предпринимателей,
сохранялись те же средства предотвращения конкуренции, какие были уже
опробованы ранее, т.е. в средневековом городе: законы, регулирующие численность
и квалификацию мелких и средних предпринимателей, регулирование цен и
заработной платы, регламентация приемов производства и стандартов качества
продукции, порядок выдачи привилегий и предоставления монопольных прав на
производство и торговлю.
Тогда же, - под влиянием осознания важности и значимости торговли для
увеличения богатства и денег в отдельной стране - возникает целый поток
литературы, специально посвященной проблемам организации торговли в отдельно взятом
государстве, что приводит впоследствии к важнейшему идеологическому сдвигу в
сознании представителей государственной власти. Этот сдвиг получил название меркантилизма
и именно в его рамках находили свое идеологическое оправдание первые
формы монетарной политики, монополизация внешней торговли крупными
предпринимателями, а также привилегии и нормы правовой защиты крупного
бизнеса и сохранения ими преимуществ и своего "status quo"
на внутреннем рынке своих стран.
Конкуренция,
торговля и торговые сделки, а также деньги и принципы фискальной и налоговой
политики становятся не просто хозяйственной практикой и источником приобретения
богатства отдельными предпринимателями и государством, но объектом пристального
изучения и теоретического рассмотрения. Именно меркантилистам принадлежат
заслуги в дифференциации торговли по основанию направленности денежных потоков[10], обосновании представлений о богатстве
страны как об особых, идеально представленных, долях[11], введение в практику систем
денежных и торговых балансов, представлений о том, что обработка сырья добавляет
в цену фабриката произведенные затраты, обоснование приоритетности развития
торговли и промышленности перед стимулированием занятий сельским хозяйством,
т.д.
Вместе
с тем меркантилизм идеологически оправдывал, а в правовом отношении -
поддерживал развитие в отдельной стране торгово-промышленного монополизма
и одновременно ограничивал возможности развития, стимулирования и правовой
поддержки малого и среднего бизнеса. Соответственно в реальной практике это
приобретало форму противоречий между крупным бизнесом и средними и мелкими
предпринимателями, создавало условия для потенциально конфликтных ситуаций,
стимулировало поиск альтернативных социалистических и коммунистических
идеологий. Замечание одного из первых критиков идеологии меркантилизма как раз
указывало на это противоречие. Н.Барбон, в частности, писал следующее:
"как ни убедительны и хороши могут показаться вступительные части их
доводов в пользу расширения и продвижения торговли, заключительные части, призывающие
к ограничению числа лиц и мест, прямо противоположны условиями, необходимым
для расширения торговли"[12] .
Оспаривается
или, по крайней мере, подвергается сомнению и другое важнейшее идеологическое
убеждение меркантилистов - убеждение в том, что увеличение богатств и денег, а
также правильные способы их употребления, их накопление и концентрация есть
действительные формы развития благосостояния отдельной страны, причем внешняя
торговля и законы, препятствующие расточительству и ограничивающие
роскошь, суть актуальные средства для их увеличения. Современник
Н.Барбона Д.Норс не просто выступает против этих основополагающих положений
меркантилизма, он тщательно выбирает аргументы своей критики и доказывает, что
такая законодательная практика психологически снижает у отдельных людей и целых
семей стремление к трудолюбию и изобретательности, а в качестве правовой
нормы, направленной на рост общего богатства страны, приводит к
обратному эффекту - росту богатства немногих[13].
Д.Норс приходит к выводу о необходимости снятия целого ряда запретов, введении
права свободной торговли внутри страны и взаимосвязей внешней и
внутренней торговли между собой. Не менее интересен и важен стиль его
аргументации и выбор акцентов в его стремлении обосновать иной, чем у
меркантилистов, подход к пониманию характера богатства страны и способов его
создания. Его аргументация впервые обосновывает необходимость расширения числа
субъектов правовой поддержки развития деятельности, указывает на труд и
изобретательность как на альтернативные деньгам и материальным ценностям
средства увеличения общего благосостояния страны и подчеркивает социальную
значимость развития денежного обращения внутри страны. Тем самым малый и
средний бизнес впервые появляется на страницах экономического трактата, но еще
не в качестве активного и правообеспеченного субъекта, а в качестве носителя труда
и изобретательности как основных качеств естественной природы человека и
потенциала для роста национального богатства страны.
В
дальнейшем экономическая наука будет черпать из анализа идеологии, опыта и
разнообразия критики меркантилизма новые и новые темы, заостряя внимание на
тех, которые актуализируются временем и местом, но суть аналитических
размышлений вокруг проблемы источников и средств создания богатства и
процветания ее граждан, а также общего благополучия страны останется прежним.
Исходя из философско-исторического позиционирования правовой поддержки как
инструмента и средства развития предпринимательской деятельности ее можно
сформулировать следующим образом. Во-первых, насколько прочны социальные идеалы
свободы и гражданского равенства и политические устои демократической власти в
государстве, если ее экономический фундамент прямо зависит от накопления
богатств, роста капиталов и обращения денежных средств исключительно и только
в среде монополистов - производителей, крупных предпринимателей, и
финансистов? Во-вторых, насколько правовая поддержка как средство
и инструмент развития хозяйственных связей и деловой активности субъектов
малого и среднего предпринимательства корреспондируется с формами их государственной
поддержки и опирается на информационную поддержку научных и исследовательских
программ развития малого и среднего бизнеса? И, наконец, в-третьих, каковы источники
развития конкретных правовых норм, необходимых для стимулирования и
развития малого и среднего предпринимательства в конкретно-исторической среде
хозяйственной и социокультурной жизни?
МАЛОЕ
И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ
Малый
бизнес имеет большое значение в развитии производительных общества, в решении
социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса. Об этом
свидетельствуют многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и других
высокоразвитых в экономическом отношении стран с социально ориентированной
рыночной экономикой. По оценкам некоторых научных и исследовательских центров
поддержки предпринимательства, в этих странах в сфере малого бизнеса
сосредоточено от 45 до 80% работающих.
В
нашей стране социально-экономическую роль малого и среднего предпринимательства
в развитии хозяйственных связей, укреплении позиций среднего класса в развитии
деловой активности и инициативы трудно переоценить. С позиций философского
анализа, однако, имеет смыл рассматривать малое и среднее предпринимательство
как определенную свободную и не запрещенную российским законодательством
сферу деятельности, имеющую место в различных отраслях экономики.
При этом средством философского анализа малого и среднего предпринимательства
как особой сферы деятельности в различных отраслях экономики является методологическая
рефлексия предпринимательской деятельности с целью познания общих
моментов в характере ее проявлений в различных отраслях экономики, вне
зависимости от их особенностей. С нашей точки зрения такими общими моментами
проявлений малого и среднего предпринимательства в различных отраслях экономики
являются:
¨ проблемы сосуществования и характер
взаимодействий с крупным бизнесом
¨ наличие и степень выраженности конкурентной
борьбы между предприятиями малого и среднего бизнеса за рынки и прибыли
¨ характер и уровень информационных
взаимодействий с органами государственного и территориального управления и
контроля, СМИ, т.д.
¨ формы, особенности и развитость
взаимодействия с финансовыми и банковскими структурами как активными кредитными
организациями
Следует
подчеркнуть, что к моментам философского анализа малого и среднего
предпринимательства - с целью определения основ и направленности правовой
поддержки - следует отнести различение малого и среднего
предпринимательства как социального агента и носителя идеальных форм деловой и
предпринимательской активности, что воплощается и признается существующим
в образовании специфических интересов, потребностей и мотивов поведения
определенных социальных слоев и групп населения. С другой стороны, под малым и
средним предпринимательством следуем понимать и уже устойчиво функционирующую
на территории Российской Федерации социально выраженную группу хозяйствующих
субъектов, владеющих собственностью в форме малых и средних предприятий и
наделенную соответствующими правами и обязанностями . Еще в начале развития рыночных реформ
экономисты указывали на проблемы развития малых предприятий как необходимое
условие сбалансированного процесса перехода от форм
государственной к праву частной собственности как средству развития
рыночной экономики. Так, Р.И.Шнипер и А.Новоселов подчеркивали, что основными
проблемами малых предприятий в условиях сложившейся экономики при неразвитости
рынков средств производства и рыночной инфраструктуры станут неравное
положение по сравнению с крупными производителями товаров, проблемы налогообложения
и сроки регистрации новых предприятий, условия вхождения в системы
государственной поддержки, а также характер развития и стимулирования
коммерческих негосударственных форм финансовой поддержки малых и средних
предприятий[14]
Как
правило, исходя из позиционирования и характеристики преимуществ и
достоинств малого и среднего предпринимательства, формулируются основания
для определения характера и направленности правовой поддержки малого и
среднего бизнеса. К числу таких оснований по традиции относят следующие социальные
особенности и моменты в характеристиках малого предпринимательства как особого
вида экономической и деловой активности:
¨ создание и поддержка конкурентной среды в
различных сферах экономики
¨ реализация своих преимуществ перед крупным
бизнесом (скорость оборота капитала, сокращение затрат времени на запуск,
развитие и переоборудование основных фондов производства, скорость реакции на
изменения конъюнктуры рынка)
¨ возможность мобилизации финансовых, трудовых
и производственных ресурсов населения
¨ участие в освоении разнообразных, в том числе
малых по своей емкости сегментов рынка
¨ возможность адаптировать производство к
местным условиям на основе изучения и учета предпочтений, сложившихся
стереотипов потребления и потребительского поведения населения региона, т.д.
¨ участие в решении проблемы развития труда и
занятости населения
¨
участие в развитии
исследовательских проектов, научно-технических разработок и апробации
производства новых видов товаров как форма развития инвестиционного
проектирования.
В
связи с переходом к постиндустриальному типу развития экономики системы
традиционных ценностей, которые поддерживали нормы хозяйственной жизни,
государственного права и национальной культуры, испытывают значительные
нагрузки со стороны развития процессов глобализации. Подобный эффект возникает
в связи с существованием явного, но неочевидного противоречия между
глобальностью (или планетарностью) технических феноменов, ориентирующих
экономическое и социальное развитие на передовые достижения и высокий рост, и
локальностью культурной традиции, ориентирующую социум на трансляцию и
поддержку уникальности своих традиций и ценностей, а также сохранение
независимости и свободы и добровольных, этических по своей природе,
смыслов реализации их потенциала в совокупной общественной деятельности. Как
представляется, именно в связи с этими эффектами глобализации правовая
поддержка малого и среднего предпринимательства становится актуальной темой, но
не только средством сохранения и приумножения предпринимательских традиций или
активности трудоспособного населения. Важно подчеркнуть, что правовая поддержка
и стимулирование малого и среднего предпринимательства для самого процесса
глобализации означает форму сохранения его позитивных и актуальных начал. Во
всяком случае, некоторые ученые полагают возможным рассматривать явление
информатизации и развитие современного информационного общества с
социологической точки зрения как "глобализацию до размеров национальных
экономик форм деятельности и взаимодействий, которые используются людьми в
ситуации прямых равноправных связей всех со всеми, встречающихся в малых
коллективах"[15].
Таким
образом, мы видим, что в контексте социально-философского анализа малое и
среднее предпринимательство представляет собой довольно сложную конфигурацию
связей и взаимодействий субъектов хозяйственной деятельности, имеющую в
рыночной среде свои социальные формы, и экономические границы - в среде конкурентной,
формирующую свой имидж, содержащую целый набор конкретных интересов,
экономических стремлений и целей, особый характер взаимодействий с государством
и различные формы взаимосвязей с органами территориального управления.
Собственно, изучение и анализ этой конфигурации взаимодействий и связей
является необходимым предварительным условием для формирования принципов
политики и развития основ правовой поддержки малого и среднего
предпринимательства.
Развитие
малого и среднего предпринимательства имеет в России давние корни, традиции и
формы. В начале прошлого века и вплоть до 20-ых годов в России довольно широко
были развиты мелкие формы промышленности. Доля продукции мелких предприятий в
валовой продукции всей промышленности России в 1913 году составляла 32%, в
производстве средств производства - 13,2%, в производстве потребления - 41,5%.
В 1923-1924 гг. на долю кустарной промышленности приходилось более 70% всего
перерабатывающего в стране сельскохозяйственного сырья[16].
Страницы: 1, 2, 3
|