Меню
Поиск



рефераты скачать Философия правовой поддержки малого бизнеса

 Объективно все эти процессы приобретали характерные черты монополизации торговой деятельности в государстве отдельными купцами и предпринимателями, обладавшими значительным денежными состояниями и материальным богатством и - одновременно - ставили в очень невыгодное положение купцов и предпринимателей средней руки.  Именно от  процветания, успеха и надежности торговой деятельности крупных предпринимателей зависела эффективность внешней торговли государства, пополнение его казны и успешность внешней политики. В глазах государства меняется поэтому сам статус и значение торговой конкуренции. И если в глазах крупного предпринимателя конкуренция   является   естественно-исторической формой развития его деятельности, то перед лицом государственной власти он стремится к тому, чтобы придать ей форму правил, действий по уставам торговых компаний и соответствующих правовых норм .

Так, уставом компании не допускалась внутренняя конкуренция, государственной  привилегией он ограждал себя от конкуренции на внутреннем рынке, а в конкурентной борьбе с крупными компаниями других государств применялись такие средства как войны и каперство. Капер - такой же морской разбойник, как и пират. Но пираты действовали на свой страх и риск, находясь вне закона, а каперы - по лицензии от своего правительства и  находясь под защитой государства. Во всяком случае, на морских торговых путях и на заморских территориях время от времени возникала острая конкурентная борьба, в которой споры часто разрешались через войны между отдельными странами. Характерно, что на внутреннем рынке, т.е. в среде мелких и средних предпринимателей, сохранялись те же средства предотвращения конкуренции, какие были уже опробованы ранее, т.е. в средневековом городе: законы, регулирующие численность и квалификацию мелких и средних предпринимателей, регулирование цен и заработной платы, регламентация приемов производства и стандартов качества продукции, порядок выдачи привилегий и предоставления монопольных прав на производство и торговлю.

  Тогда же, - под влиянием осознания важности и значимости торговли для увеличения богатства и денег в отдельной стране - возникает целый поток литературы, специально посвященной проблемам организации торговли в отдельно взятом государстве, что приводит впоследствии к  важнейшему идеологическому сдвигу в сознании представителей государственной власти. Этот  сдвиг получил  название меркантилизма и именно в его рамках  находили свое идеологическое оправдание  первые   формы монетарной политики, монополизация внешней торговли крупными предпринимателями, а также  привилегии и нормы правовой защиты крупного бизнеса и сохранения ими  преимуществ и своего  "status quo" на внутреннем рынке своих стран.

Конкуренция, торговля и торговые сделки, а также деньги и принципы фискальной и налоговой  политики становятся не просто хозяйственной практикой и источником приобретения богатства отдельными предпринимателями и государством, но объектом пристального изучения и теоретического рассмотрения.  Именно меркантилистам принадлежат заслуги в дифференциации торговли по основанию направленности денежных потоков[10],  обосновании представлений о богатстве страны как об особых, идеально представленных,  долях[11],  введение в практику систем денежных и торговых балансов, представлений о том, что обработка сырья  добавляет в цену фабриката произведенные затраты,  обоснование приоритетности развития торговли и промышленности перед  стимулированием занятий сельским хозяйством, т.д. 

Вместе с тем меркантилизм идеологически оправдывал, а в правовом отношении - поддерживал развитие в отдельной стране торгово-промышленного монополизма и одновременно ограничивал возможности развития, стимулирования и правовой поддержки малого и среднего бизнеса. Соответственно в реальной практике это приобретало форму противоречий между крупным бизнесом и средними и мелкими предпринимателями, создавало условия для потенциально конфликтных ситуаций, стимулировало поиск альтернативных социалистических и коммунистических идеологий. Замечание одного из первых критиков идеологии меркантилизма как раз указывало на это противоречие.  Н.Барбон, в частности, писал следующее: "как ни убедительны и хороши могут показаться вступительные части их доводов в пользу расширения и продвижения торговли, заключительные части, призывающие к ограничению числа лиц и мест, прямо противоположны условиями, необходимым для расширения торговли"[12] .

Оспаривается или, по крайней мере, подвергается сомнению  и другое важнейшее идеологическое убеждение меркантилистов  -  убеждение в том, что увеличение богатств и денег, а также правильные способы их употребления, их накопление и концентрация есть действительные формы развития благосостояния отдельной страны, причем внешняя торговля и законы,  препятствующие расточительству и ограничивающие роскошь,      суть актуальные средства для их увеличения.  Современник Н.Барбона  Д.Норс не просто  выступает против этих основополагающих положений меркантилизма, он тщательно выбирает аргументы своей критики и доказывает, что такая законодательная практика психологически снижает у отдельных людей и целых семей стремление к трудолюбию и изобретательности, а в качестве правовой нормы, направленной на рост общего богатства страны, приводит к обратному эффекту - росту богатства немногих[13].     Д.Норс приходит к выводу о необходимости снятия целого ряда запретов,  введении права свободной торговли внутри страны и взаимосвязей внешней и внутренней торговли между собой.  Не менее интересен и важен стиль его аргументации и выбор акцентов в его стремлении обосновать иной, чем у меркантилистов, подход к пониманию характера богатства страны и способов его создания.  Его аргументация впервые обосновывает необходимость расширения числа субъектов правовой поддержки развития деятельности, указывает на труд и изобретательность как на альтернативные деньгам и материальным ценностям средства увеличения общего благосостояния страны  и подчеркивает социальную значимость развития денежного обращения внутри страны. Тем самым малый и средний бизнес впервые появляется на страницах экономического трактата, но еще  не в качестве активного и правообеспеченного субъекта,  а в качестве носителя труда и изобретательности как основных качеств естественной природы человека и  потенциала для роста национального богатства страны.

 В дальнейшем экономическая наука будет черпать из анализа  идеологии, опыта  и разнообразия критики меркантилизма  новые и новые темы, заостряя внимание на тех, которые актуализируются временем и местом, но суть аналитических размышлений вокруг  проблемы источников и средств создания богатства и процветания ее граждан, а также общего благополучия страны останется прежним. Исходя из философско-исторического позиционирования   правовой поддержки как инструмента и средства развития предпринимательской деятельности ее можно сформулировать следующим образом. Во-первых, насколько прочны социальные идеалы свободы и гражданского равенства и политические устои демократической власти в государстве, если ее экономический фундамент прямо зависит от накопления богатств, роста капиталов и обращения  денежных средств исключительно и только в среде монополистов - производителей, крупных предпринимателей, и  финансистов?  Во-вторых,  насколько  правовая поддержка как средство и инструмент развития хозяйственных связей и деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства    корреспондируется  с формами их государственной  поддержки  и опирается на информационную поддержку научных и исследовательских программ развития малого и среднего бизнеса? И, наконец, в-третьих, каковы источники развития конкретных правовых норм,  необходимых для стимулирования и развития малого и среднего предпринимательства в конкретно-исторической среде хозяйственной и социокультурной  жизни? 

 

 



МАЛОЕ  И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ

 


Малый бизнес имеет большое значение в развитии производительных общества, в решении социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса. Об этом свидетельствуют многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и других высокоразвитых в экономическом отношении стран с социально ориентированной рыночной экономикой. По оценкам некоторых  научных и исследовательских центров поддержки предпринимательства, в этих странах в сфере малого бизнеса сосредоточено от  45 до 80% работающих.

В нашей стране социально-экономическую роль малого и среднего предпринимательства в развитии хозяйственных связей, укреплении позиций среднего класса в развитии деловой  активности и инициативы трудно переоценить.  С позиций философского анализа, однако, имеет  смыл рассматривать малое и среднее предпринимательство как определенную свободную и не запрещенную российским законодательством сферу деятельности, имеющую место в различных отраслях  экономики.

    При этом средством философского анализа малого и среднего предпринимательства как особой сферы деятельности в различных отраслях экономики является методологическая рефлексия  предпринимательской деятельности  с целью познания общих моментов  в характере ее проявлений в различных отраслях экономики, вне зависимости от их особенностей.  С нашей точки зрения такими общими моментами проявлений малого и среднего предпринимательства в различных отраслях экономики являются:

¨      проблемы сосуществования и характер взаимодействий с крупным бизнесом

¨      наличие и степень выраженности конкурентной борьбы между предприятиями малого и среднего бизнеса за рынки  и прибыли

¨      характер и уровень информационных взаимодействий с органами государственного и территориального управления и контроля, СМИ, т.д.

¨      формы, особенности и развитость взаимодействия с финансовыми и банковскими структурами как активными кредитными организациями

Следует подчеркнуть, что к моментам философского анализа малого и среднего предпринимательства - с целью определения основ и направленности правовой поддержки - следует отнести различение малого и среднего предпринимательства как социального агента и носителя идеальных форм деловой  и предпринимательской активности, что воплощается и признается существующим  в образовании специфических интересов, потребностей и мотивов поведения определенных социальных слоев и групп населения. С другой стороны, под малым и средним предпринимательством следуем понимать и уже устойчиво функционирующую на территории Российской Федерации  социально выраженную группу хозяйствующих субъектов, владеющих собственностью в форме малых и средних предприятий и наделенную соответствующими правами и обязанностями . Еще в начале развития рыночных реформ экономисты указывали на проблемы развития малых предприятий как необходимое условие сбалансированного процесса перехода от форм государственной к праву частной собственности как средству развития рыночной экономики. Так, Р.И.Шнипер и А.Новоселов подчеркивали,  что основными проблемами малых предприятий в условиях сложившейся экономики при неразвитости рынков средств производства и рыночной инфраструктуры  станут неравное положение по сравнению с крупными производителями товаров, проблемы налогообложения и  сроки регистрации новых предприятий,  условия вхождения в системы государственной поддержки, а также характер  развития и стимулирования коммерческих негосударственных форм финансовой поддержки малых и средних предприятий[14] 

Как правило, исходя из позиционирования и характеристики преимуществ и достоинств малого и среднего предпринимательства, формулируются основания для определения характера и направленности правовой поддержки  малого и среднего бизнеса. К числу таких оснований по традиции относят следующие социальные особенности и моменты в характеристиках малого предпринимательства как особого вида экономической и деловой активности:

¨      создание и поддержка конкурентной среды в различных сферах экономики

¨      реализация своих преимуществ перед крупным бизнесом (скорость оборота капитала, сокращение затрат времени на запуск, развитие и переоборудование основных фондов производства, скорость реакции на изменения конъюнктуры рынка)

¨      возможность мобилизации финансовых, трудовых и производственных ресурсов населения

¨      участие в освоении разнообразных, в том числе малых по своей емкости сегментов рынка

¨      возможность адаптировать производство к местным условиям на основе изучения и учета предпочтений, сложившихся стереотипов потребления и потребительского поведения населения региона, т.д.

¨      участие в решении проблемы развития труда и занятости населения

¨        участие в развитии исследовательских проектов, научно-технических разработок и апробации производства  новых видов товаров как форма развития инвестиционного проектирования.

В связи с переходом к постиндустриальному типу развития экономики системы  традиционных  ценностей, которые поддерживали  нормы хозяйственной жизни,  государственного права  и национальной культуры, испытывают значительные нагрузки со стороны развития процессов глобализации.  Подобный эффект возникает в связи с существованием явного, но неочевидного противоречия между глобальностью (или планетарностью) технических феноменов, ориентирующих  экономическое и социальное развитие на передовые достижения и высокий рост, и локальностью культурной традиции, ориентирующую социум  на трансляцию и поддержку уникальности своих традиций и ценностей, а также сохранение независимости  и  свободы   и   добровольных,  этических по своей природе,  смыслов реализации их потенциала в совокупной  общественной  деятельности. Как представляется, именно в связи с этими эффектами глобализации правовая поддержка малого и среднего предпринимательства становится актуальной темой, но не только средством  сохранения и приумножения предпринимательских традиций или активности трудоспособного населения.  Важно подчеркнуть, что правовая поддержка и стимулирование малого и среднего предпринимательства для самого процесса глобализации означает форму сохранения его позитивных и актуальных начал. Во всяком случае,  некоторые ученые полагают возможным рассматривать явление информатизации и развитие современного информационного общества с социологической точки зрения как "глобализацию до размеров национальных экономик форм деятельности и взаимодействий, которые используются людьми в ситуации прямых равноправных связей всех со всеми, встречающихся в малых коллективах"[15].

Таким образом, мы видим, что в контексте социально-философского анализа малое и среднее предпринимательство представляет собой  довольно сложную конфигурацию связей и взаимодействий субъектов хозяйственной деятельности, имеющую в  рыночной среде свои социальные формы,  и экономические границы - в среде конкурентной, формирующую свой имидж,  содержащую целый набор конкретных интересов, экономических стремлений и целей, особый характер взаимодействий с государством и различные формы взаимосвязей с органами территориального управления. Собственно, изучение и анализ этой конфигурации взаимодействий и связей является необходимым предварительным условием для формирования   принципов политики и развития основ правовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Развитие малого и среднего предпринимательства имеет в России давние корни, традиции и формы. В начале прошлого века и вплоть до 20-ых годов в России довольно широко были развиты мелкие формы промышленности. Доля продукции мелких предприятий в валовой продукции всей промышленности России в 1913 году составляла 32%, в производстве средств производства - 13,2%, в производстве потребления - 41,5%. В 1923-1924 гг. на долю кустарной промышленности приходилось более 70% всего перерабатывающего в стране сельскохозяйственного сырья[16].

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.