Философия правовой поддержки малого бизнеса
ВВЕДЕНИЕ 
 В
настоящее время становится весьма актуальной разработка проблем  права   в
контексте признания  социально-философской значимости  процесса усвоения идей
правовой демократии, развития правопорядка и правосознания российских граждан.
Этот процесс во многом стимулируется  стремлением преодолеть неправовые реалии
социализма  и  опереться в практике построения правового государства на точно
определенные понятия права, равенства и свободы  российских граждан.  Само же
это стремление определено в первую очередь объективной потребностью государства
и органов его власти  в развитии правовой культуры российских граждан, 
без устойчивости которой тормозится действительный процесс реализации
установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное
использование своих способностей и имущества для осуществления
предпринимательской и иной законодательно не запрещенной экономической
деятельности. 
Как
правило, проблемы развития правовой культуры и  основные социальные формы ее
проявления - сложившийся характер правоотношений и  правосознание общества  -
изучаются в теории права и относятся к классу теоретических проблем
правоведения.  Это обусловлено тем, что и характер правоотношений, и правосознание
общества самым тесным образом увязаны с   проблемами  его политического и
социального развития,  а главное, активно влияют на формы его государственной
жизни. Кроме того, существуют и исторический аспект теоретического рассмотрения
проблем  развития правовой культуры, поскольку  указанные нами  формы ее
проявления органично связаны с возникновением и функционированием права как
целостного социального института исторически конкретного общества.  
Теоретический
ракурс рассмотрения проблем правовой культуры и основных форм ее проявления,
таким образом, является необходимым элементом познания  правовой
действительности исторически конкретного общества.  Исторические,
социологические и философские определения правовой культуры становятся, таким
образом, одним из методов анализа реальных правовых отношений, условием
верификации значения и ценности права в обеспечении становления цивилизованного
общества. С другой стороны,  они могут быть рассмотрены в качестве основ для
стимулирования самостоятельных исследований в области философии и социологии
права. 
Разработка
предметных областей этих дисциплин имеет прямое отношение к осмыслению места и
форм самоопределения правовой традиции в государственном и гражданском
устройстве общественной жизни. Во всяком случае, контроль результатов изучения
социальной динамики правоотношений, характера правовых отношений в различных
социальных группах, а также форм психологического воздействия права на
развитость социально-экономических отношений способствует осознанию "работоспособности"
тех или иных правовых норм в данных социальных условиях. Тем самым,
исследования социологии права не только становятся важнейшим условием, но и
формой информационного обеспечения выбора критериев социальной обоснованности
законодательства. Решение вопроса о социальной обоснованности законов в
современных условиях ставится не просто в ракурсе того, что сообразно с
правом, но также и в ракурсе того, сколько из того, что сообразно с правом,
при данных условиях, выполнимо. В этом смысле информационное обеспечение
законодательной практики является краеугольным камнем политики государства в
условиях реформирования экономики и социальных отношений. 
С
другой стороны, имеющиеся формулировки и положения теории права могут
рассматриваться как предметная основа для разработки важнейших  положений философии
права. Она состоит
в том числе в определениях пределов законности и правовой свободы  граждан как
сферы отношений, регламентируемых существующим и действующим правом. Именно в
контексте философской трактовки права, обращенной к рефлексии его ценностной
природы и корреспондирующей идеалы свободы и социального равенства основам
государственного устройства, осмысление совокупности обязанностей, прав и
свобод человека обретает качество и смысл гражданского общества. В этом
отношении развитие правовой культуры не может обходиться без интеллектуальных
источников научного и философского творчества, идеи которых оказывают
существенное влияние на способы и подходы к разработке практических действий
политики государства в сфере правовых отношений. Социокультурный статус права 
обусловлен поэтому действительностью социальных результатов, достигаемых
реализацией его норм в законодательной практике. В этом отношении правовая
поддержка обретает не просто смысл юридических норм, имеющих свой временный
социальный адрес. Правовая поддержка может стать элементом социальной и
экономической культуры общества и приобрести качества системно выраженной
практической политики. Однако для этого идеи правовой поддержки должны,
во-первых, выражать реальные потребности субъектов хозяйственной практики в
правовой защите и перспективном развитии, а во-вторых, учитывать их
экономические интересы, ориентации и характер мотивации при осуществлении своей
деятельности. В этом случае способы правовой поддержки различных
субъектов хозяйственной практики обосновываются, исходя из процедур
предварительного выбора ее конечных задач и целей и опираются на оценки
резервов, потенциала и социальной значимости сферы их деятельности. В свою
очередь определения законодательных норм правовой поддержки исходят из
целесообразности их применения в конкретных экономических  условиях 
Данный
реферат посвящен вопросам философского обоснования правовой поддержки малого и
среднего предпринимательства. В настоящее время эта тема становится все более
актуальной, поскольку малый и средний бизнес является ключевой формой развития
предпринимательской инициативы российских граждан. При этом важнейшим
направлением в философском обосновании правовой поддержки малого и среднего
бизнеса оказывается, во-первых, реконструкция исторически конкретных форм
правовой поддержки хозяйствующих субъектов, а во-вторых, определение
социокультурного статуса ее организационно-технических мероприятий и
юридических механизмов в современных условиях. Необходимость разработки такого
подхода обусловлена прежде всего потребностью в осознании целесообразности и
последовательности, а также социальной адресности в процессах либерализации
правовых норм, обеспечивающих субъектам хозяйственной деятельности действительную
свободу экономических действий. 
 
 
 
 
ИСТОРИЧЕСКИ
КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ 
  
 
В задачи философии права включаются вопросы, связанные с поиском и
формулировкой положений о целесообразности выбора и применения понятий права
и положений закона к той или иной сфере  человеческой деятельности, - в
том числе и экономической, - с целью обоснования ее возможных или изменения
действительных   социально-политических и экономических отношений. 
Философское обоснование возможности применения понятий права к экономике и
хозяйственной жизни имеет   весьма длительную историю. Античность,
средневековье, эпоха Возрождения и эпоха промышленной революции во всей
совокупности выдвинутых идей и положений выработали не столько стройную,
сколько пеструю картину  философских мнений о праве  его формах,  месте и
назначении в социальной  и экономической жизни. 
 Кроме
того,  философские размышления о государстве и праве   развивали
основополагающие принципы социально-политического мировоззрения, реализация
которых в практической политике и организации юридической практики приводила 
социальную и хозяйственную жизнь людей к устойчивым и системно выраженным
формам. Круг обсуждаемых в философии права проблем и утверждаемых различными
социально-политическими мировоззрениями принципов касался прежде всего
определения меры целого ряда важнейших соотношений, вне которых эффективность
законодательной практики оказывалась необоснованной и не приводила к желаемым
результатам. К их числу можно отнести: определения меры в  соотношении природы
и закона[1], 
определения социально значимой меры соотношений божественных законов и
человеческих установлений. Разработанная в Риме система права подразумевала
развитие точно определенного конкретными ситуациями государственной и
экономической жизни порядка деловых коммуникаций, основанных на
ритуально организованном составе и фрагментации деятельности, а также на
контроле составляющих ее действий.  Римское право закрепляется в
письменных сводах и регламентах, однако психологически они воспринимались
каждым римлянином  в качестве особого кода, используемого в деловых
коммуникациях и частных отношениях, с помощью которого можно распознавать и
оценивать поступки или действия человека, ориентироваться в его намерениях и
целях. Римское право - это римский взгляд на человеческую жизнь, ее
практический смысл и общественное предназначение, регламентируемое и
направляемое правоспособностью граждан, нормами владения, контрактными
отношениями порядком наследования, т.д. Нельзя не заметить, что регламентация 
римской государственной, гражданской и деловой  жизни и несомненная
ориентированность римлянина на  достижение практических целей,  сформировали
особый тип самосознания римского гражданина. Вместе с тем, исследование человека
римской эпохи   ясно покажет, в какой напряженной драме
взаимодействия и соотношений искусственного и естественного начал жизни
участвовала его психическая организация. 
 Принятие
христианства оказалось   ключевым моментом в изменении отношения к социальным
идеалам[2] и
духовным ценностям человека, реализуемым им в практике повседневной жизни.
Именно христианство в его средневековом варианте обосновало идею
принципиального равенства людей перед Богом и утвердило представление о том,
что человеческий труд является основным  источником богатства, осуждало
имущественное неравенство и требовало благотворительности как социального и
религиозного оправдания наличия денег. В средневековье  наука о праве и
государстве развивалась на основе нормативного метода, что в конце
концов позволило разработать кодекс законов, известный под названием каноническое
право[3],  которое
регламентировало экономическую,  хозяйственную и торговую жизнь средневековых
европейских городов. В сферу ведения канонического права  входили правила 
торгового обмена и взимания арендной платы за землю, разработаны новые принципы
взимания процентов за кредит, - в части оправдания существования ссудного
процента[4], а
также   рекомендованы принципы установления "справедливой цены" и ее
контроля со стороны городских властей.  
Как
видим, каноническое право являлось средством системной организации
экономических отношений средневековья. Однако, оно не нашло объективных
ограничительных средств для величины прибыли и не обсуждало правила
развития конкуренции между средневековыми производителями, что имело
свои социальные и правовые следствия. Средневековый хозяйственный уклад
реализовывал принцип монополии и поддерживал свое существование за счет предотвращения
конкуренции, что было закреплено в уставах городских ремесленных
цехов и торговых союзов. Кроме того, система протекционизма сложилась
именно в это время и быстро укоренилась в средневековой хозяйственной практике,
естественным образом вытекая из стремления получить привилегии в
торговле или в производстве. Законодательство было нацелено на охрану местных
ремесленников и купцов от проникновения чужаков на их рынки,  и субъективно
оцениваемый размер прибыли.  
 Таким образом, каноническое право,
местное законодательство средневековых городов и уставы ремесленных цехов и
торговых союзов, а также практика протекционизма и привилегий определенным
образом упорядочивали экономическое поведение людей и формировали хозяйственную
этику ремесленников и купцов.  Очевидно, что 
уже в средневековье мы встречаем определенным образом организованную
практику правовой поддержки отдельных хозяйствующих субъектов в сфере торговли
и производства. Предметно она развивается за счет выработки особых
принципов политики светских властей (система протекционизма и привилегий) и
направлена на регулирование размеров прибыли хозяйствующих субъектов и
ограничение конкуренции между ними.  
При этом хозяйственная этика не являлась каким-то случайным
или стихийно сложившимся элементом экономического поведения, но последовательно
вырабатывалась нормами законодательства и правилами уставов и прямо была
связана с регламентом канонического права, оправданием в нем   представлений о
мере должного и справедливого в экономических взаимодействиях людей. 
 Эпоха
Возрождения и последовавшая за ней эпоха буржуазных переворотов, религиозной
реформации и промышленной революции в корне изменила взгляды на природу
общества и человека[5],  переместила
центр интересов философии в сферу общественных явлений, утвердила взгляды на
государство как на мощный инструмент обеспечения всеобщего мира и
цивилизованного развития общества[6], не
только обнажив скрытую природу  стремлений человека к созданию крупных
состояний и богатств, но и обнаружив проблемы социального, имущественного и
экономического неравенства в развитии регионов, государств, обществ и отдельных
людей. 
Однако
пружиной и социокультурной подоплекой такого положения вещей стали не просто
изменения форм хозяйственного уклада, но прежде всего изменения в характере
экономического поведения людей и отношений между ними. Возможность таких
изменений была предопределена протестантской реформацией католической церкви и
всех ее социальных, моральных и психологических принципов, реализуемых в
отношениях человека и Бога. Соответственно кардинальным образом изменились
представления о допустимом и должном (добре) и недопустимом и произвольном
(зле). Главной обязанностью и долгом человека перед Богом становится
исполнение своего призвания, ибо  Бог дает ему способности и наклонности для
определенного занятия,  основной заслугой становится честное,
добросовестное и старательное выполнение своего дела, а наградой,
оправданной в глазах Бога, -  заработанная прибыль и богатство, которым
человек не владеет, а управляет. Реформация и протестантские вероучения оказали
серьезное и глубокое воздействие на хозяйственную жизнь Европы[7]. 
Законодательство,
наука о праве и государстве используют уже не нормативный, а позитивный метод,
обосновывающий идеальные нормы естественного права и исходящий из
порядка наблюдений за природой человека[8]. 
Позитивный метод познания и нормы естественного права изменяли принципы
светского законодательства. Прибыль получает божественные санкции и оправдание
своего роста, что находит свое выражение в совершенствовании и развитии  кредита,
 который из потребительского кредита превращается в оборотное
средство.  
Соответственно именно кредит становится нормальной формой
финансовой поддержки развития предпринимательства, что законодательно
закрепляется в величине платы за кредит,  которая постоянно оспаривается
развитием  деловой и финансовой практики, но не подвергается сомнению в своей
необходимости[9].  
Таким
образом, важнейшим, но не единственным результатом выработки норм
протестантской этики становится оправдание участия денег и денежной политики в
развитии хозяйственной и деловой жизни, а также верификация утверждения и
определения социального качества денег - быть легким, т.е. свободным средством
обмена и приобретения вещей или качеств (например, образования, здоровья, т.д.)
 
С
другой стороны, позитивный метод познания и идеально выраженные нормы
естественного права неограниченно оправдывали развитие конкуренции  однако, в
практической жизни   стимулировали  образование крупных торговых домов
отдельных семейств и учреждение общенациональных торговых компаний,
главным образом с целью укрепления своих позиций в острой конкурентной борьбе
за прибыли. Развитие в европейских странах новых организационных форм торговли,
укрупнение ее размеров и объемов и совпадало по времени, и стимулировало
процесс великих географических открытий, освоение морских путей в Индию, Африку
и Америку, а также положило начало процессу европейской колонизационной политики.
Важно отметить, что развитие колонизации обострило конкурентную борьбу между
европейскими странами в сфере торговли и оспаривании своего политического и
экономического первенства, но в целом саму Европу и европейские ценности жизни
поставило в особое положение по сравнению с другими формами ведения хозяйства и
характером культурного развития. Необходимо помнить, однако, что все это вместе
взятое стало для самих европейцев условием  первых контактов с иными,
чем европейская, формами цивилизованной жизни, иными системами ценностей и
принципиально иными природными и материальными ресурсами. 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |