Стремительный
рост объема научной информации, включаемой в учебные предметы, увеличил
перегрузку учащихся, что вызывает у них переутомление, снижает двигательную
активность и приносит большой вред здоровью (М. Н. Скаткин, 1963; П. А. Рудик,
1959; Г. А. Уманов, 1971)
Нами[2] обобщены
материалы физической подготовленности студентов различных вузов Казахстана,
страны. Выяснилось, что выпускники школ, поступающие в вузы, имеют
недостаточную физическую подготовленность. Например, средние результаты юношей
в беге на 100 м, начиная с 1960 г. по 1976 г., колеблются от 14,0 до 15 сек.
Особенно
низкие показатели в этом виде у девушек, пробегающих дистанцию в среднем за
17,0-18,7 сек.
Большинство
студентов имеют низкую подготовленность в таких прикладных упражнениях, как
метание гранаты и подтягивание на перекладине. Юноши различных вузов страны
метают гранату от 32 до 57 .м, результаты девушек еще хуже - 14-18 м. Некоторые
авторы особо отмечают необходимость развития у студентов
профессионально-прикладной физической подготовленности. Профессионально -
прикладные навыки необходимы для будущих специалистов: географов, биологов,
юристов и т. д. Приобретение профессионально-прикладных навыков (умение грести,
подтягиваться, плавать, ориентироваться на местности, преодолевать
труднопроходимые места) становится одним из первостепенных факторов в успешной
профессиональной деятельности молодых специалистов и обеспечивается при
достаточном уровне их физической подготовленности.
Многолетний
опыт приема контрольных упражнений для оценки физической подготовленности
поступающих в Казахский государственный университет и другие вузы г. Алма-Аты
показал, что большинство юношей и девушек особенно не подготовлены к бегу на
выносливость.
Юноши-первокурсники
выполняют предусмотренные учебной программой нормативы в беге на 100 м для
оценки физической подготовленности основной медицинской группы на
удовлетворительно, в прыжках в длину с
места и в подтягивании на перекладине близки средние показатели к этой оценке.
Показатели девушек во всех контрольных испытаниях значительно ниже
удовлетворительных оценок требований учебной программы и крайне далеки от норм
комплекса ГТО.
Одним
из главных критериев оценки физического воспитания в вузе является динамика
уровня физической подготовленности студентов, проследить за которой можно
посредством приема одних и тех же контрольных нормативов, характеризующих
основные физические качества человека.
С
помощью педагогических наблюдений можно проследить не только за динамикой
физической подготовленности, но и выявить влияние на нее различных двигательных
режимов, возможных в условиях вуза.
Динамика
уровня физической подготовленности студентов в процессе физического воспитания
на 1-2 курсах положительна - хотя ее показатели, особенно у девушек, уступает
нормативам комплекса ГТО. После четырех лет обучения из-за отсутствия уроков
физического воспитания физическая готовность студентов снижается до уровня
поступающих на первый курс. Студенты же, - занимающиеся спортом, к выпускному
курсу имеют достаточную физическую подготовленность.
И
это позволяет им успешно осваивать программы учебных и производственных
практик, требующие проявления психофизических качеств (умственной и физической
работоспособности, устойчивости внимания и т. п.) и различных двигательных
навыков и умений, особенно профессиональной направленности. Отсутствие уроков
физического воспитания на старших курсах приводит к значительному снижению
уровня основных физических качеств у студентов, они почти не участвуют в
проводимых в вузах физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных
соревнованиях, наблюдается их общественная пассивность во всех сферах
профсоюзной деятельности.
Доктор
педагогических наук В. И. Ильинич, отмечая низкий уровень физической подготовленности
абитуриентов Московского института инженеров землеустройства, считает, что на
факультеты, связанные с полевыми работами, необходимы студенты здоровые,
имеющие физическую подготовку не ниже III ступени ГТО. Это должно проверяться
при поступлении и заранее оговариваться в правилах приема (В. И. Ильинич, 1973.
1977).
Аналогичные
требования предъявляются к студентам инженерных и транспортных вузов.
Кафедрой
физического воспитания[3]
Алма-атинского института инженеров железнодорожного транспорта была
проанализирован уровень физической подготовленности поступающих на первый курс
и динамика роста в процессе обучения.
Результаты
показали, что физическая подготовленность выпускников школ - юношей - не
изменяется на протяжении нескольких лет и уступает нормативам комплекса ГТО, у
девушек наблюдается тенденция к снижению показателей физической
подготовленности. Студенты особенно затрудняются в выполнении упражнений на
выносливость, уровень развития этого важнейшего физического качества
во многом определяет функциональное состояние организма. Следует вывод, что
обходимы поиски дополнительных средств и методов подготовки девушек к
выполнению норм ГТО.
Для
более активного привлечения студентов к регулярным занятиям на уроках
физического воспитания (4 часа в неделю), в сочетании с дополнительными вне
учебными формами физического воспитания, были использованы следующие методы:
-
дана оценка физической
работоспособности и функционального состояния организма студентов посредством
контрольных нормативов и Гарвардского степ теста;
-
показана взаимосвязь
двигательного режима студентов с устойчивостью основных психофизических качеств
(умственной работоспособности и внимания)
-
определены наиболее важные
физические качества, двигательные навыки и умения в системе железнодорожного
транспорта;
-
зачислены в отделение
спортивного совершенствования студенты, не имеющие спортивных разрядов;
-
обработаны результаты
исследований, которые затем проанализированы на теоретических занятиях по
физическому воспитанию;
-
организована
научно-исследовательская работа студентов (НИРС) по проблемам физического
воспитания с учетом специфики учебного процесса и будущего конкретного вида
труда.
Из 170 студентов
первого курса, обследованных по Гарвардскому степ тесту (по индексу
восстановления) оценку отлично имели 10 студентов (5.8%), посредственно - 56
студентов (32,9%), плохо -104 студента (61,3%), т.е. больше половины
обследованных студентов I курса имеющих низкую физическую работоспособность.
Уровень
физической подготовленности и здоровья учащейся молодежи в настоящее время по
ряду критериев не отвечает современным требованиям. Сегодня студенты слишком
часто болеют (до 60% подростков страдают острыми респираторными
заболеваниям!), имеют избыточную массу (до 20%), нарушения опорно-двигательного
аппарата (до 40%), лишь 20-30% осваивают в целом нормы комплекса ГТО.
Факты
подтверждают неотложность принятия мер, улучшающих физический статус молодежи.
Решение этой задачи важно, ибо сегодняшние школьники, учащиеся СПТУ, студенты -
завтра квалифицированные рабочие, организаторы промышленности и сельского
хозяйства, воины Российской Армии. Именно от их здоровья, физической и
профессиональной подготовленности зависит успешность участия в сфере
общественного производства, повышение производительности труда.
Почему
так остро и принципиально ставится в наши дни вопрос о массовой физкультуре? Не
только потому, что забота о здоровье народа - главная социальная забота нашего
общества. Сегодня связь физической культуры и здоровья работоспособности и
производительности труда ощущается особенно ясно.
«В
укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи
к труду и защите Родины возрастает значение физической культуры и спорта,
внедрения их в повседневную жизнь. Надо поставить дело так, чтобы каждый
человек смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладал
знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни».
"Перестройка,
ведущаяся после съезда, должна произойти и в нашем отношении к здоровью",
- так считает Юрий Петрович Власов, прославленный атлет, долгие годы носивший
звание самого сильного человека планеты.
-
Пора всем нам понять, что здоровье каждый зарабатывает сам, что за него надо
бороться, что ради него, ради полноценной творческой, счастливой жизни надо и
поработать и «потерпеть». Конечно же, для этого нужно, прежде всего
психологически перестроиться, избавиться от лени, от расхлябанности,
внутренней недисциплинированности. Если верно, что каждый из нас кузнец
собственного здоровья».
Физкультура
и профессиональная деятельность. Вот что писал нарком здравоохранения Н. Семашко:
-
"В проведении физической культуры на местах в громадном большинстве
случаев понятие физической культуры подменивается понятием физических
упражнений. Такой подмен совершенно неправилен и способен извратить все
перспективы. Физическая культура означает не только, и далеко не только
физические упражнения. «Физкультурно-образованный» (если можно так выразиться)
человек должен проводить ее принципы ежечасно, ежеминутно. Вот почему правилен
наш лозунг: «Физкультура продолжается 24 часа в день..."
Физические
упражнения составляют лишь часть ее, и, часть, как видим, очень небольшую. Эти
физические упражнения, конечно, очень важны, и мы горячо приветствуем их
распространение. Они имеют уже, прежде всего то значение, что исправляют
(корригируют) вредности нашего быта. Если человек 22 часа в сутки дышит испорченным
воздухом, хорошо, если он будет упражняться 1—2 часа на свежем воздухе; если он
целую неделю сидит в канцелярии, то хорошо, если хоть в воскресенье сходит на
охоту или побегает на лыжах. Но настоящая физическая культура все же не в этом,
или, точнее, не только в этом. Надо так устроить жизнь, быт, чтобы каждый час
не подрезывать сук, на котором держится наше трудовое государство, то есть
силы, трудоспособность, здоровье населения.
А
мы в этом отношении пока варвары. Если объективные условия затрудняют пока
оздоровление производства и некоторых сторон жизни и быта, то, по крайней мере,
нужно делать то, что зависит от нас самих.
«Культурность
народа измеряется количеством мыла, им потребляемого»,— сказал один ученый.
Культурность народа зависит вообще от уяснения и проведения им правил гигиены.
Вот
почему настаиваем мы на проведении правил физической культуры в широком смысле
слова. Ибо путь к культуре лежит через физическую культуру. Это особенно важно
помнить в нашем трудовом государстве, где живые трудовые ресурсы населения —
основа благополучия страны.
Отрывок
из этой статьи Н. А. Семашко, написанной в 20-е годы, мы привели не случайно. И
сейчас проблема взаимосвязи физкультуры и здоровья не потеряла своей
актуальности и находится в центре внимания специалистов самых различных
областей науки. О важности оздоровительной роли физкультуры и спорта
свидетельствуют данные социологов. Учеными подсчитано, что сокращение
заболеваемости хотя бы на 1 % позволит получить дополнительно 35 млн. рабочих
дней.
Пока
наши болезни обществу обходятся дорого. Из-за слабой физической подготовки
молодых рабочих и инженерно-технических работников происходит 24% всех видов
брака, аварий, остановок оборудования. Недостатки в физическом воспитании,
отсутствие должной закалки приводят к тому, что из трудового процесса ежедневно
по болезни выключается около 3 млн. человек!
Для
решения этой и многих других проблем необходимы совместные усилия ученых и
практических работников, всего общества.
Можно
сказать, что новое производство требует нового физического мира человека. Как
учеба сегодня становится постоянным фактором жизни члена нашего общества, так и
физическая культура ныне превращается в неотъемлемый атрибут жизни, средство
адаптации к изменяющимся природным, социальным и другим условиям. Из способа
проведения досуга, требующего расхода мышечной энергии, физическая культура
превращается в основной фактор физического развития человека,
Специалисты,
к примеру, доказали, что состояние здоровья человека лишь на 10% зависит от
медицины и на 90% от уровня его физической подготовленности и здорового образа
жизни. Проведенные исследования показывают, что расходы, направленные на
поощрение профилактических спортивных мероприятий (даже учитывая возможность
травм), много меньше, чем затраты на пособия по нетрудоспособности.
Сегодня
лозунг «Физическая культура — залог здоровья» уже недостаточно актуален.
Занятия физкультурой и спортом должны стать залогом социального и творческого
долголетия.
А
закончить нам хочется словами известного советского ученого И. М.
Саркизова-Серазини: «Систематически применяемые физкультура и спорт - это
молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это — старость без
болезней, которую оживотворяет оптимизм, это — долголетие, которому
сопутствует творческий трудовой подъем, это, наконец, здоровье — самый большой
источник красоты».
Литературные
источники:
1.
«Профессионально-прикладная
физическая подготовка»
В.И. Ильинич. Изд. "Москва - Высшая школа - 1978г."
2.
«Физкультура и
профессия». С.П. Полиевский. И.Д. Старцева. Изд. "Москва - Физкультура и спорт -
1988г."
3.
«Физическое
воспитание учащейся молодежи». С.П. Полиевский. Изд. "Москва - Медицина - 1989г."
4.
«Физическая
культура в жизни человека».
С.М. Оплавин. Ю.Т. Чихаев. Изд. "Ленинград - Знание - 1986г."
5.
«Активизация
учебно-воспитательного процесса студентов средствами физического воспитания».
Г.Д. Иванов. Изд. "Алма-Ата - Мектел - 1989г."
[1] Г.Д. Иванов.
"Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г.
[2] Г.Д. Иванов. "Активизация
учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г.
[3] Г.Д. Иванов.
"Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г.
Страницы: 1, 2, 3
|