Физкультура в жизни студента
Вступление
Глава 1. Проблемы
интенсивности труда
НУЖНА ЛИ СТУДЕНТУ ППФП
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ
ИТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА НА ФОНЕ ЭКОНОМИКИ
Глава 2. Связь
интенсивности физических нагрузок с результатами учебной деятельности
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ФИЗИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОСТУПАЮЩИХ В
ВУЗЫ.
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
УМСТВЕННОИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ, ПОДГОТОВКИ ОБ1ЦЕСТВЕННО АКТИВНЫХ СПЦИАЛИСТОВ
Заключение
Литературные источники:
Во
все времена превыше всего ценились искусство в ремеслах, умение,
профессиональное мастерство. В народе говорится: «Хорошая работа два века
живет». А в наше время, в век автоматики, массовых профессий и коллективных
трудовых процессов так ли важно искусство отдельного человека? Уважение к
профессии, полное знание порученного дела. Сегодня это не доброе пожелание и не
личное дело человека, а объективная необходимость. Ибо высший профессионализм
- это высокая квалификация и ответственность за результаты работы, необычайно
высокая работоспособность, востребован на рынке труда и позволяет специалисту
получить престижную и хорошо оплачиваемую работу в период экономической
депрессии.
С
появлением платных учебных заведений, которые ведут нешуточную борьбу по
экспансии рынка образовательных услуг, многим учебным заведениям приходится в
корне изменять систему подготовки и переподготовки учащихся, поднимать
профессиональный класс их подготовки на качественно новый уровень, что позволяет
этим школам выжить в условиях жесткой конкуренции.
Одним
из эффективных средств повышения работоспособности в учебном процессе и
общественной активности студентов является приобщение их к физкультуре и спорту
с учетом особенностей профессиональной деятельности - профессиональной
прикладной физической подготовки (ППФП).
В
основе физической подготовки к предстоящей трудовой деятельности - всестороннее
физическое развитие. Это база для совершенствования всех жизненно важных
функций организма, необходимых двигательных качеств, умений, навыков. Вместе с
тем развитие промышленной техники, автоматизация производства, создание
непрерывных технологических процессов, внедрение автоматических систем
управления, электроники, кибернетики, увеличение скорости и эффективности
действия технических средств меняет и характер производительного труда. Доля
ручного труда и физических нагрузок уменьшается, доля умственного труда в
общем, балансе рабочего времени возрастает. Все это ведет к дальнейшему
повышению специальных требований, предъявляемых к организму человека, к
физической подготовленности специалиста.
На
необходимость прикладной физической подготовки при обучении промышленных
рабочих указывалось в статьях советских ученых, написанных в первые годы
Советской власти. Уже тогда специалисты предпринимали первые попытки
разработать организационно-методические аспекты этой проблемы.
Трудовая
гимнастика родилась в 20-е гг., Физические упражнения имитировали рабочие позы
и приемы, которые были характерны для той или иной профессии. Трудовая
гимнастика входила в курс обучения токарей, ремонтных рабочих, шахтеров и на
нее сводились специальные самостоятельные уроки.
В
эти же годы в вентральном институте труда была разработана методика
Двигательной культуры в производственным обучении. Она включала в себя и
производственную зарядку, и трудовую гимнастику, и специальные упражнения,
корректирующие неблагоприятные воздействия профессионального труда на организм
работающего. Этот комплект занятий можно считать началом ППФП. Дальнейшее свое
развитие идея ППФП получила в трудах ученых В.В. Белиновича и А.В. Коробков,
которые еще в 60- гг. выдвинули идею более широкого и целенаправленного
использования средств физической культуры на производстве. Предлагалось
перейти от производственной гимнастики к системе физкультурных мероприятий для
оздоровления трудящихся и
улучшения их профессиональной физической подготовки. Производственная
физическая культура рассматривалась как средство укрепления здоровья
трудящихся, повышения Их работоспособности обеспечения прикладного эффекта.
В
наши дни профессинально-прикладная физическая подготовка входит в программы
физического воспитания студентов вузов, где профессионально физическая
подготовка - основа физического воспитания студентов. Физическая и
функциональная подготовка молодого специалиста - вот самая важная миссия ППФП
сегодня.
Многочисленными
научными исследованиями установлено, что высокий профессиональный уровень
требует значительной общей, а в большинстве случаев специфической физической
подготовки
Выдающийся
русский физиолог Н. Е. Введенский говорил: «Устают и изнемогают не столько
оттого, что много работают, а оттого, что плохо работают». Ученый
сформулировал пять принципов продуктивности работы, которые необходимо
учитывать при организации труда:
Первый
принцип. Во всякую трудовую
деятельность нужно входить постепенно, поскольку начало работы совпадает по
времени с периодом врабатывания.
Второй
принцип. Для высокой
работоспособности необходимы мерность и ритм работы.
Третий
принцип. Нужна привычная
последовательность и систематичность деятельности.
Четвертый
принцип. Следует правильно
чередовать труд и отдых, а также сменять одни формы труда другими.
Пятый
принцип. Успешная работа
включает систематическое (ежедневное) выполнение работы в одни и те же часы
суток.
Более
пятидесяти лет назад Н. А. Семашко писал: "Не установлением норм нагрузки
надо решать вопрос, а регулированием характера постановки работы... Нужно,
во-первых, не забывать, что физкультура продолжается 24 часа в сутки...
во-вторых, точно дозировать по полу и возрасту физические упражнения..."
Таким
образом, физкультура, составной частью которой является
профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), - это неотъемлемый
элемент научной организации труда (НОТ). Без осознания этого стать
профессионалом сегодня почти невозможно.
Период
обучения в подростковом и юношеском возрасте совпадает с активным формированием
духовных и физических качеств молодого человека, с подготовкой к выполнению
социальных функций в условиях капиталистического общества. Физическое
воспитание - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и не может
рассматриваться как второстепенный его компонент. Проблема формирования
двигательной активности учащихся имеет важное гигиеническое значение, так как
в последнее время замечается прогрессирующая гиподинамия у молодежи, что
обусловлено большим объемом учебных занятий не только в аудиториях, но и дома.
В
результате среди студентов велик процент с неудовлетворительным состоянием
здоровья, избыточной массой предрасположенностью к частым заболеваниям,
нарушением осанки и опорно-двигательного аппарата, дефектами зрения и
нервно-психическими отклонениями.
Для
сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств школьнику необходим
двигательный режим с затратой энергии как минимум 2,5 тыс. моторных к/кал., в
большинстве случаев этот показатель составляет примерно 600 моторных к/кал.
Недостаточна
двигательная активность отрицательно сказывается на многих функциях растущего
организма, что является патологическим фактором в возникновении и развитии
разных заболеваний (Сердюковская Г. Н. Минх А. А. 1970г.). С выраженной
гипокинезией связывают распространенные функциональные отклонения
сердечно-сосудистой и нервной систем. Отрицательное влияние дефицита в
двигательном режиме подростков усугубляется явлением акселерации, свойственным
этому возрасту.
Возникают
«ножницы» между физическим развитием и физической подготовленностью подростков,
что выявляется, в частности, при призыве на военную службу.
Неадекватность
норм физического воспитания на рост и развитие организма (Сухарев А. Г., 1972;
Силла Р. В., 1975, и др.) сказывается либо в стимуляции этих процессов, либо в
их угнетении в зависимости от величины нагрузки.
При
разработке гигиенических норм для физической культуры и спорта, прежде всего,
должна быть поставлена цель укрепления здоровья и гармоничного развития всего
организма, а затем достижения спортивного результата.
Гигиенические
принцип нормирования двигательной активности учащихся общеобразовательных школ
разработаны проф. А. Г. Сухаревым (1972). Им определено, что произвольная
двигательная активность не столько биологическая потребность в движении
(кинезофилия), сколько зависимость от организации учебных занятий, системы
физического воспитания, а также от местных климатических условий. А. Г.
Сухарев указывает на необходимость профилактики гиподинамии и организации
двигательного режима учащихся, особенно в зимний период, обусловливающий
резкое снижение среднесуточного объема локомоций. Эта проблема очень актуальна
для учащихся Крайнего Севера и приравненных к нему районов.
Экспериментальными
исследованиями доказано, что уроки физкультуры в средних специальных учебных
заведениях и институтах не могут полностью решить проблему физического
совершенствования молодежи (Минаев Б. Н., Виленский М. Я., 1973, 1975; Павлов
С. П., 1976). Поэтому должны использоваться все общеизвестные формы физической
культуры и спорта: утренняя гимнастика, гимнастика до уроков, физкультминутки,
занятия в спортивных секциях, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия
(туристские походы, дни здоровья и др.).
Для
студентов М. Я. Виленский,(1978) предлагает следующий оптимальный уровень
двигательной активности: 14-19 тыс. шагов в сутки, или 1,3-1,8 часов в день
любых физкультурных или спортивных занятий.
Этот
уровень, т. е. 9-11 ч занятий в неделю, включая 15-20 мин на ежедневную
утреннюю зарядку, академические занятия физической культурой, а также занятия
физкультурой и спортом после учебы, обеспечивают подготовку к сдаче норм
комплекса ГТО.
Физические
упражнения дозируются исходя из их интенсивности, продолжительности, сложности,
количества повторений, темпа и скорости движений. Сначала упражнения должны
быть более простыми и легкими. Плотность занятия варьирует за счет интервалов
отдыха.
Установлено,
что решающим фактом повышения производительности общественного труда является
технический прогресс.
В
тоже время в специальной экономической литературе и, особенно в практике наблюдается
преувеличение значения вещественных элементов процесса труда и некоторая
недооценка роли живого труда.
И
в современных условиях производства уменьшение доли живого труда относительно
общего объема средств производства, не снижает общего значения производительности
труда. Именно в силу того, что в процессе производства участвует огромная масса
овеществленного труда (ЭВМ, поточные линии и др.), каждая минута потери времени
вследствие пониженной работоспособности или из-за недостаточной двигательной и
эмоциональной подготовленности операторов, существенно снижает и общественную
производительность труда. Вследствие этих неблагоприятных для производства
факторов возникает потребность в формировании у специалистов, управляющих
производственным процессом профессиональных двигательных навыков и устойчивых
психофизиологических функций еще на стадии профессионального обучения,
инструментом чего является ППФП.
В
связи с этим при дальнейшем изложении социально-экономических предпосылок ППФП
мы неизбежно столкнемся с необходимостью искусственного выделения и более
подробного обсуждения таких факторов роста производительности (продуктивности)
труда, какими являются индивидуальная и общественная производительность, а
также интенсивностью труда, так как в экономической литературе признано
дифференцировать эти понятия. Категория - производительность индивидуального
труда, с которой связана ППФП, относится прямо и непосредственно к живому
труду. Категория - производительность общественного труда намного шире индивидуального,
т.к. относится к живому и прошлому овеществленному труду. Она включает также и
степень роста высокопроизводительных отраслей производства, и экономию
овеществленного труда путем уменьшения материалоемкости единицы продукции и
т.д.
Поэтому
при расчетах эффективности применения средств физической культуры и спорта в
целях повышения производительности труда правомочно учитывать, главным образом,
повышение индивидуальной, а не общественной производительности труда (хотя
отдельные элементы последней также могут подлежать учету).
К.Маркс
писал, что производительность труда и его интенсивность - две стороны единого
процесса, направленные на увеличение продукта труда, и в том и в другом случае
увеличивается масса продукта. Но если в первом случае стоимость единицы изделий
уменьшается, то во втором - остается неизменной.
Следует
обратить внимание на то, что именно здесь, даже у экономистов, нередко
возникают ошибки при оценке истоков повышения (понижения) продуктивности труда,
так как внешнее выражение интенсивности (увеличение или уменьшение объема
проделанной работы или количества продукта труда) труда одинаково с
производительностью.
Такие
ошибки особенно недопустимы при составлении степени напряженности и
эффективности труда, которые необходимы для правильного подбора средств и
методов физической культуры и спорта для профилактики производственного
утомления и восстановления работоспособности специалистов в рабочее время.
Говоря
о необходимом воспроизводстве рабочей силы, которая в процессе общественного производства
должна восстанавливаться, Ф.Энгельс указывал: "Справедливый рабочий день
есть та продолжительность рабочего дня и та интенсивность выполненной работы,
при которых в течение дня полностью расходуется рабочая сила рабочего, но
расходуется так, чтобы не повредить его способности выполнять такое же
количество труда и завтра и в следующие дни. Современное предприятие не может
быть равнодушно ни к чрезмерной, ни к малой интенсивности труда, которая имеет
свои физиологические и социальные границы, и её уровень не должен превышать
пределов, так как переступание физиологической границы ведет за собой
ускоренный износ рабочей силы.
Однако
физические возможности человека, физиологическая граница интенсивности его
труда весьма эластичны и. как уже указывалось, могут быть изменены под влиянием
направленного применения средств физической культуры и спорта, т.е. в
результате всесторонней физической и ППФР.
Таким
образом, знание основных факторов и проблем повышения производительности труда
способствует правильной постановке задач ППФП будущих специалистов в комплексе
существующих социально-экономических проблем повышения продуктивности труда в
народном хозяйстве.
Такими
задачами являются: обеспечение средствами физической культуры и спорта
психофизической готовности молодых специалистов к осуществлению нормальной
интенсивности труда в народном хозяйстве; создание предпосылок для успешного
профессионального обучения и повышения квалификации; поддержание и
восстановление работоспособности в рабочее время и после трудового дня. Решение
этих задач способствует выполнению комплексных мероприятий системы научной
организации труда (НОТ).
В
следующей главе мы рассмотрим, каким образом представлялась приведенные выше
проблемы преподавателям кафедр физического воспитания разных ВУЗОВ РСФСР и
Казахской Республики в 80х годах прошедшего века, т.к. она не
утратила своей актуальности и в спустя 20 лет находится на прежних позициях. В
связи с развалом государственной системы бесплатного здравоохранения и
несовершенством страховой медицины здоровье абитуриентов ухудшается с каждым
годом, а сроки подготовки специалистов сокращаются. Сокращаются возможности
проведения индивидуальных тренировок студентов во внеучебное время, в связи с
закрытием бесплатных спортивных сооружений. Проблема влияния физических
упражнений на интенсивности учебной и умственной деятельности сегодня
воспринимается в новых красках и наиболее остро.
Известно,
что учебная деятельность студентов - это 36 часов академических занятий в
неделю. Проходят они, за исключением уроков физкультуры, в аудиториях и
лабораториях, не всегда соответствующих гигиеническим нормам. Обязательным
продолжением академических занятий является самостоятельная работа с литературой,
чтобы закрепить изучаемый материал, подготовиться к курсовым и дипломным
проектам. Участие студентов в общественной работе, чтение художественной
литературы, посещение кино, театра и других культурных мероприятий и т. д. -
все это свидетельствует о малоподвижном образе жизни, о том, что их
двигательный режим определяется в основном постановкой физического воспитания в
вузе. А это в настоящее время весьма серьезная проблема.
Страницы: 1, 2, 3
|