2. Неправильное поведение - не следят
за осанкой и не улучшают ее; неправильно выбирают обувь (либо совсем без
каблука, либо с очень высоким каблуком); пытаются поднимать очень большие
тяжести; балуются в неподходящих местах и получают травмы.
3. Не занимаются физическими
упражнениям. Например, плоскостопия никогда не будет у того, кто много и
правильно ходит, бегает, укрепляет мышцы стопы и голени. А у кого эти мышцы
слабые, то они не могу удержать вес тела и стопа постепенно становится плоской.
Объяснить детям, что если они не
будут исправлять недостатки своего опорно-двигательного аппарата сейчас
(например, осанку), то когда будут взрослыми, у них могут развиться страшные
болезни: очень сильные сколиозы, когда туловище человека буквально скрючено,
остеохондрозы, артриты и т.п.
Можно дать задание, чтобы дети
опросили своих родителей: есть ли у них остеохондрозы и какие это им причиняет
неудобства. Опросить на следующем уроке детей об итогах их опроса родителей,
чтобы дети сами убедились в распространенности этих заболеваний.
Методика самостоятельных занятий по коррекции дефектов
опорно-двигательного аппарата.
Опросить учащихся о тех дефектах
опорно-двигательного аппарата, которые они выявили у себя самостоятельно или
на медицинском осмотре: сутулость, сколиоз, плоскостопие, низкий уровень
гибкости и силы. Напомнить им об основных направлениях формирования осанки:
постоянного контроля за собой; развития гибкости отделов позвоночника
(шейного, грудного и поясничного), плечевого и тазобедренного суставов:
развития силы мышц разгибателей туловища, мышц шеи и брюшного пресса.
Объяснить школьникам основные правила
профилактики плоскостопия:
1. Избегать подъема больших тяжестей
в их возрасте.
2. Правильно подбирать обувь.
3. Избегать длительного поддержания
положения стоя, особенно при физическом утомлении (когда снижен тонус
мышц стопы).
4. Укрепить мышцы стопы и голени.
5. Развитие гибкости голеностопного
сустава.
6. Непродолжительная ходьба босиком
по траве и песку.
Повторить с детьми комплексы на
укрепление мышц шеи, спины, брюшного пресса, стопы, голени и на развитие
гибкости отделов позвоночника, плечевого, тазобедренного и голеностопного
суставов.
Повторить с ними основные правила
выполнения упражнений на силу и гибкость. Указать, кому из детей, учитывая
дефекты их опорно-двигательного аппарата, необходимо больше выполнять те или
иные упражнения.
З. О. Ж. – это образ жизни,
направленный на формирование и развитие основных физических качеств (а именно:
быстроты, силы, гибкости, выносливости, координации), а также на поддержание
психического равновесия в организме. Ниже приведены основные методики,
направленные на развитие базовых физических качеств.
Основные
методики выполнения упражнений на развитие базовых физических качеств.
Быстрота.
Быстрота развивается при выполнении
кратковременных упражнений с максимальной скоростью.
При этом необходимо помнить, что при
выполнении этих упражнений необходимо соблюдать следующие правила:
1. Быстрота не может развиваться у
человека если он утомлен. В следствие этого упражнения на развитие
качества быстроты следует выполнять на занятиях в первую очередь, т.е. первыми.
Это качество лучше воспитывается в эмоциональных, соревновательных условиях
(эстафеты, игры, групповые старты и др.). Частота сердцебиений в предложенных
упражнениях варьирует в зависимости от возраста и уровня подготовленности
занимающихся в пределах 170-180 ударов в минуту.
2. При выполнении нового, плохо
освоенного упражнения не надо стремиться выполнить его с предельной скоростью.
3. Выполняя упражнение на быстроту,
необходимо обращать внимание на умение занимающегося расслаблять мышцы не
участвующие в основном двигательном акте (например, техника бега на 100 метров
у высококвалифицированных спринтеров и школьников). У последних, лицо
перекошено, руки напряжены и др.
4. Отдых между упражнениями на
быстроту должен быть достаточно продолжительным и занимать - 3-5 и более
минут. Необходимо обучать занимающегося, при выполнении упражнения, умению
хорошо настраиваться на каждую очередную попытку (с целью лучшего развития
быстроты используются средства описанные в Приложении 5 на стр. ).
Силовые
способности.
При воспитании этих способностей у
человека необходимо определить упражнения, в которых проявляется сила.
Создать представление у занимающихся
о методических аспектах при выполнении упражнений на развитие силы. К основным
из них относятся:
1. Величина отягощения должна быть
такая, чтобы учащийся мог выполнить не менее 4-х повторений этого упражнения в
одном подходе. При этом частота сердечных сокращений у него должна быть не
более 170 ударов в минуту. Лучше всего если учащийся сможет выполнить 8-12
повторений в предложенном упражнении. Можно объяснить учащимся, что нецелесообразно
применять упражнение - отжимание в упоре лежа - для развития силовых
возможностей, если оно выполнено им не более 2-х повторений в одном подходе.
Для этого необходимо предварительно укрепить мышцы рук с помощью других,
адекватных силовым возможностям занимающегося, других упражнений и только затем
использовать это упражнение для развития силовой выносливости.
2. В каждом подходе, для развития
силовых качеств, необходимо повторять выполнение упражнений до
"отказа".
3. Интервалы отдыха между подходами
должны быть не более 2-3 минут.
4. После выполнения упражнений на
силу желательно выполнить несколько упражнений на расслабление мышц и гибкость
отдельных звеньев тела.
5. В недельном микроцикле следует рационально чередовать упражнения на
быстроту, силу и выносливость. В силу возрастных особенностей учащихся
(например, учащихся 3-х классов) воспитание силы у них осуществляется
преимущественно использованием непредельных отягощении (чаще всего с
использованием собственного веса тела) с предельным числом повторений. Поэтому
все упрощенные правила выполнения упражнения на силу даются применительно
указанного метода развития силовых возможностей занимающегося ( см.
Приложение 6, стр. ).
Выносливость.
Это качество человека представляется
- как способность длительно выполнять упражнение и противостоять утомлению.
Существует два вида выносливости: общая и специальная. На первой из них
остановимся более подробно ниже.
Необходимо заметить, что выносливость
можно развивать с помощью практически любых физических упражнений, но лучше
всего с помощью упражнений из циклических видов спорта - ходьбы, бега,
плавания, езде на велосипеде, ходьбы на лыжах, бега на коньках, подвижных и
спортивных игр. При дистанционном выполнении упражнений на выносливость без перерывов,
их необходимо выполнять в среднем и медленном темпе. При этом частота сердечных
сокращений не должна превышать 150 ударов в минуту, что вполне обеспечивает
оптимально работу организма занимающегося в течение - 10-15 минут.
Это качество можно развивать с
помощью выполнения простейших гимнастических упражнений, выполнение которых
необходимо производить без перерыва. Такой способ выполнения упражнений на
выносливость называется "поточное" выполнение упражнений. Используя
этот метод необходимо акцентировать внимание занимающихся на
теоретико-практических занятиях, что именно он является основным на первых
парах развития этого качества. Продолжительность такого комплекса упражнений
также должна составлять 10-15 минут. Обратить внимание учащихся и на то, что
при выполнении упражнений на выносливость необходимо концентрировать свои
усилия на правильном дыхании: не задерживать его, в случае необходимости
дышать через нос и рот одновременно. При этом необходимо расслабить просто
нижнюю челюсть, акцент сделать на полноценный выдох (при произвольном вдохе).
Интенсивность упражнений на
выносливость учащимся младших классов объяснить трудно. Вместе с тем при этом
можно дать такую рекомендацию: скорость выполнения должна быть такой, чтобы
учащийся при выполнении упражнения мог разговаривать или дышать через нос ( см.
Приложение 5, стр.67 и Приложение 6, стр.69 ).
Гибкость.
Под гибкостью понимаются
морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата,
определяющих амплитуду различных движений человека. Этот термин более приемлем
для оценки суммарной подвижности в суставах тела. При рассмотрении гибкости в
отдельных суставах, правильнее говорить о подвижности в них (подвижность в
голеностопных, локтевых, плечевых суставах и др.). Это качество человека
является необходимой основой эффективного совершенствования в виде
деятельности, связанной с техническим совершенствованием в большинстве
локомоций движения. При недостаточной гибкости у человека резко усложняется и,
конечно же, замедляется процесс освоения двигательных навыков, столь
необходимых в спортивной деятельности и быту индивида.
Недостаточная подвижность в суставах
ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных
способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации,
снижению экономичности работы. При этом часто является причиной повреждения
мышц и связок, т.е. спортивного травматизма.
В качестве методических основ
развития гибкости можно широко использовать в занятиях общеподготовительные
упражнения, с элементами сгибаний и разгибаний, наклонов и поворотов туловища.
Эти упражнения направлены на повышение подвижности во всех суставах и
осуществляются без учета специфики вида деятельности. Вспомогательные упражнения
подбираются с учетом специфики рода деятельности (например, вида спорта).
Упражнения на гибкость могут носить
активный, пассивный и смешанный характер. Арсенал средств, применяемых для
развития гибкости, также разделяется на развивающие пассивную, активную и
смешанную гибкость. Развитию активной гибкости способствуют упражнения,
выполняемые как без отягощении, так и с отягощениями. К ним относятся маховые и
пружинящие движения, рывки и наклоны. Отягощения повышают эффективность
упражнений вследствие увеличения амплитуды движения, за счет использования силы
инерции.
Наряду с использованием таких
упражнений в отдельных частях урока, они могут составлять программы отдельных
тренировочных занятий. Однако упражнения на гибкость часто включаются в
комплексные занятия, в которых наряду с развитием гибкости планируется развитие
и других качеств, например, силы. Упражнения на гибкость могут составлять и
значительную часть утренней гимнастики и мероприятий, проводимых в режиме дня
учащихся. При планировании работы по развитию гибкости необходимо иметь в виду,
что активная гибкость развивается в 1,5-2 раза медленнее пассивной (с помощью
партнера, отягощении и др.). Разное время требуется и на развитие подвижности в
разных суставах. Этот показатель зависит от многих факторов: от структуры
сустава и мышечной ткани, возраста ребенка, а в конечном счете - от построения
тренировочных воздействий.
В зависимости от характера
упражнений, применяемых для развития гибкости, особенностей конкретного
сустава, возраста и пола учащегося, темпа движений продолжительность
упражнений может колебаться в пределах от 20 секунд до 2-3 минут. При этом
активные статические упражнения непродолжительны. Пассивные сгибательные и
разгибательные движения могут выполняться длительное время ( см. Приложение 2,
стр.64 ).
Координационные
способности.
Координационные способности это
умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и
находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных
ситуаций.
В структуре координационных
способностей человека выделяют:
а) способность к овладению новыми
движениями;
б) умение дифференцировать и
управлять различными характеристиками движений;
в) способность к комбинациям и
импровизации в процессе проявления конкретной двигательной деятельности.
При разучивании новых двигательных
действий (основополагающие принципы построения программ в Общеобразовательных
средних школах) необходима способность к сложно координационной двигательной
сфере (спортивных играх, единоборствах и др.), т.е. там, где двигательная деятельность
учащегося характеризуется особенно большим разнообразием и значительной
координационной сложностью.
Способность школьника
дифференцировать и управлять различными характеристиками движений проявляется
в плавности движений, способности удерживать равновесие и др.
Способность к комбинациям и
импровизации в процессе выполнения конкретного двигательного задания является
одним из важнейших факторов, определяющих результативность и скорость в
овладении сложно координационными действиями индивида.
Высокий уровень координационных
способностей позволяет учащемуся более быстро овладевать новыми двигательными
навыками, рационально к тому же использовать имеющийся запас навыков и двигательных
качеств силы, быстроты, гибкости в конкретных ситуациях и сложно
координационных двигательных заданиях. Чем больше количество, разнообразие и
сложность основных навыков у человека (что обычно называют его двигательной
базой), тем быстрее и эффективнее приспосабливается он к неожиданным условиям,
при решении сложных двигательных задач, тем адекватнее реагирует он на
требования возникающей ситуации.
Основными методическими подходами и
особенностями упражнений, направленных на совершенствование координационных
способностей, являются их нетрадиционность, сложность, новизна, возможности
решения многообразных и неожиданных двигательных задач. Состав средств для
повышения координационных способностей определяется тесной связью накопления
большого многообразия двигательных навыков и выработкой необходимых связей с
оперативностью их объединения в сложные двигательные действия.
Учитывая некоторую
"обеднённость" специальных средств в видах деятельности учащихся в
циклической работе (лыжные гонки, плавание, конькобежный спорт и др.) основой
методических подходов координационных способностей становятся использованием
факторов разнообразия привычных, а в подавляющем большинстве заимствованных
действий с тем, чтобы обеспечить возрастающие требования к более широкой
координации движений.
Относительно сложно координационной
деятельности (спортивные и подвижные игры, единоборства и др.) отмечается
исключительное многообразие характерных для них специальных упражнений, которые
позволяют успешно решать задачи повышения координационных способностей
учащихся, параллельно с развитием базовых физических качеств и др. видами их
подготовки. При этом необходим постоянный контроль за темпом и ритмом движений,
за динамическими и пространственно-временными параметрами.
V.
Полученные результаты.
Возрастные нормы
двигательных(моторных)тестов для оценки физических качеств учащихся (сводный
вариант) (В.И.Харитонов.1996).
Возраст (лет)
|
(см)
|
Быстрота (см)
|
Динамическая сила (см)
|
Скоростная
Выносливость
(раз)
|
Скоростно-силовая выносливость (раз)
|
(6-ти минутный бег) (метры)
|
|
М
|
Д
|
М
|
Д
|
М
|
Д
|
М
|
Д
|
М
|
Д
|
М
|
Д
|
б
|
9
|
13
|
16
|
17
|
25
|
20
|
11
|
9
|
10
|
10
|
650-730
|
550-700
|
7
|
9
|
12
|
16
|
17
|
25
|
20
|
11
|
9
|
13
|
12
|
730-900
|
600-800
|
8
|
8
|
12
|
17
|
19
|
25
|
20
|
12
|
9
|
15
|
14
|
800-950
|
650-850
|
9
|
8
|
14
|
17
|
19
|
30
|
25
|
13
|
10
|
17
|
15
|
850-1000
|
700-900
|
10
|
10
|
15
|
16
|
18
|
30
|
26
|
13
|
10
|
19
|
15
|
900-1050
|
750-950
|
11
|
10
|
16
|
15
|
17
|
30
|
26
|
14
|
11
|
20
|
17
|
1000-1100
|
850-1000
|
12
|
10
|
18
|
15
|
17
|
35
|
27
|
15
|
11
|
22
|
17
|
1100-1200
|
900-1050
|
13
|
9
|
18
|
15
|
17
|
35
|
28
|
16
|
12
|
22
|
17
|
1150-1250
|
950-1100
|
14
|
12
|
20
|
14
|
16
|
40
|
28
|
16
|
13
|
24
|
18
|
1200-1300
|
1000-1150
|
15
|
13
|
21
|
14
|
16'
|
42
|
30
|
17
|
14
|
26
|
18
|
1250-1350
|
1050-1200
|
16
|
13
|
21
|
14
|
16
|
43
|
30
|
17
|
14
|
27
|
17
|
1350-1400
|
1050-1200
|
17
|
18
|
21
|
13
|
15
|
44
|
31
|
18
|
15
|
29
|
18
|
1300-1400
|
1150-1200
|
18
|
15
|
17
|
13
|
15
|
50
|
37
|
18
|
.15
|
28
|
19
|
1300-1400
|
1100-1200
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|