Объективная оценка уровней
подготовленности и состояния школьников разного возраста является не только
первоочередным, но и важнейшим обязательным условием в работе с учащимися
общеобразовательных учреждений по физическому воспитанию и спортивному
совершенствованию.
Двигательная активность и здоровье человека.
Рассказать детям, что состояние
здоровье человека в большой степени зависит от объема движений. Если движений
мало, то такой человек не может быть здоровым. Для подтверждения этого можно
привести пример ухудшения здоровья у людей, которые добровольно или вынужденно
(из-за болезни) длительное время лежали неподвижно. Поэтому, даже для лежачих
больных предлагают выполнять физические упражнения. Можно привести пример
больных инфарктом. Раньше они только лежали по 40 дней после инфаркта и
большинство больных умирало. Сейчас уже после 10-15 дней приступают к
выполнению упражнений, и количество выздоровевших увеличилось. Также можно
привести пример космонавтов, у которых во время полета в космос из-за невесомости
затруднено выполнение упражнений. Раньше многие космонавты из-за этого долго не
могли восстановиться после полета и заболевали. Сейчас для них создают
специальные приспособления, позволяющие заниматься физическими упражнениями в
условиях невесомости. Благодаря этому состояние космонавтов после полетов
значительно улучшилось.
Объяснить детям, что с другой стороны, объем движений не может быть очень
большим, что также может привести к ухудшению здоровья. Для этого можно
привести пример покоса в деревне вручную, когда косари трудятся практически
целый день. Такую работу даже взрослый очень сильный и здоровый человек может
выдержать не более 2-х недель. Указать, что лучше всего заниматься в день физическими
упражнениями (в т.ч. прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и т.п.) 2-2,5
часа в день. Для учащихся III классов необходимо полностью указать, какими
формами двигательной активности и в какое время суток необходимо заниматься.
Учесть при этом утреннюю гимнастику, уроки физической культуры в школе, занятия
в спортивных секциях, физкультурные паузы и минуты, прогулки, подвижные игры,
самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Наши дети стали меньше двигаться.
Куда исчезла двигательная активность? Появились многосерийные детективы по
телевизору, кто-то придумал «тихие игры», и дети — само послушание! Играют в
разные головоломки, никому не мешают и, чего греха таить, радуют взрослых
тем, что и им можно заняться своими делами…
Сегодня двигательная активность детей
— проблема! В большом городе непросто добраться до стадиона или бассейна. Дети
не занимаются физкультурой и потому, что нет условий, а условия должны
создавать родители, закладывая привычку с ранних лет.
С чего все начинается? С замечательного
изобретения, каким является коляска. Там накрепко привязан маленький человек.
Ничего не скажешь, удобно! А теперь прикиньте сами, два-три часа ребенок сидит
в коляске. Если понаблюдать со стороны, можно убедиться, как возраст пребывания
в коляске постепенно растет. Иногда до 4 лет! Ему бы бежать, еле поспевая за
родителями, а он, этакий Обломов, едет, головку свесил, спит... Привозят в
детский сад, а там музыкальные занятия проводят сидя. А если непоседливая душа,
услышав веселые звуки, рвется в пляс, ему тут же — сиди!
Обратите внимание, какой из детей наиболее удобен для воспитателей в
яслях или детсаду? Конечно же тот, кто сидит на месте. На месте сидят
толстенькие, румяненькие, послушные и малоподвижные. И голос воспитательниц
обращен к другим: «Сиди! Куда побежал?», «Опять ты полез?».
Двигательная активность —
биологическая потребность. Для каждого возраста она имеет свой оптимум. Если
сегодня вы, родители, двигаетесь меньше, чем вчера, то завтра ваши дети будут
двигаться еще меньше. Потребность в движении воспитуема, но может быть
загублена.
Ребенок пришел в школу. Его усаживают
за парту, и двигательная активность снижается на 50 процентов. Когда учителя
физкультуры намекнули, что детям, имеющим избыточный вес (если это не
болезненное проявление!) и отнесенным в специальную группу, а значит,
практически освобожденным от физкультуры, надо больше двигаться, им ответили:
запрещено инструкцией. Кто же создает эти инструкции?
Все не так просто. В свое время
желание поддерживать идеальный порядок в школе (прекрасная мысль!) привело к
сменной обуви. Все учителя были счастливы, но дети стали несчастны. Во время
перемены они не могли выбежать во двор и толкались в коридорах. Где сейчас
найти изобретателя той идеи? Как подсчитать невидимый, но ощутимый урон,
нанесенный здоровью миллионов? Для поддержания нормальной двигательной
активности школьник должен ежедневно делать 23— 30 тысяч шагов, а дошкольник—
12 тысяч. Наблюдения доказывают: и те и другие выполняют половину.
Сегодня нормальный день старшеклассника — шесть уроков в школе плюс
два-три часа дома на самоподготовку, три-четыре часа телевизор плюс чтение
книг. Из тысяч опрошенных и осмотренных только одна девочка не смотрит
телепередачи. Почему? Папа развелся с мамой и, уходя, забрал телевизор. Дети
стоят на остановках, ожидая трамвай, чтобы проехать одну-две остановки. Дети
ожидают лифт, чтобы подняться на второй-третий этаж.
Физическая нагрузка крайне необходима
детям! Она не только тренирует сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает
мышцы — периферическое сердце, — которые при необходимости приходят на помощь
организму.
Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно
заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно — один
час ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а
значит, не меньше 140 ударов в минуту.
Динамики
работоспособности человека в течение суток.
Напомнить учащимся закономерности
режима дня, изученные в первом классе. Еще раз более подробно рассказать о
динамике работоспособности человека в течение дня (это необходимо для
правильного самостоятельного планирования занятий физическими упражнениями, в
т.ч. и физкультурных минут различной направленности):
1 период - от 700 до 900
для занятий физическими упражнениями не очень благоприятный. Работоспособность
низкая. Уровень возбуждения также очень низкий. В этот период лучше выполнить
утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные паузы и минуты, направленные
на возбуждение нервной системы, дыхательную и глазную гимнастику.
2 период - 900-1200
наиболее благоприятен для занятий физическими упражнениями. В это время лучше
всего и планировать самостоятельные занятия физическими упражнениями для
развития физических качеств.
3 период - 1300 - 1600
часов дня как правило снижается работоспособность человека. В это же время,
если человек устал, то у него может излишне возбудиться нервная система.
Поэтому в это время необходимо выполнять физкультурные минуты для снижения
возбуждения нервной системы, глазную и дыхательную гимнастики.
4 период - 1600 - 1900
вновь повышение работоспособности организма. Поэтому в этот период вновь можно
развивать у себя физические качества.
5 период- 1900 - 2100
подготовка ко сну. В этот период необходимо избегать всяких тяжелых физических
упражнений. Целесообразно снижение возбуждения нервной системы, дыхательная и
глазная гимнастики.
III.
Материалы и методы исследования.
Исследования по оценке физического
состояния учащихся проводилось с группой детей от 6 до 18 лет, школы № 138.
Оценка физического состояния учащихся проводилась в состоянии мышечного покоя.
При этом использовались показатели: ЧСС, артериальное давление
(систолическое и диастолическое), рост, масса тела и возраст.
Диагностика и выявление уровней
физического развития, подготовленности, физического состояния детей
определялась в разных возрастных группах. Коррекция их осуществлялась с
использованием форм оздоровительной физкультуры и элементов спорта.
Индивидуальные данные детей,
выявленные в ходе экспериментов, сравнивались с модельными и являлись
диагностическими для занятий отдельными видами спорта при отборе в них детей
школьного возраста.
Для оценки физических качеств
учащихся были проведены тесты с группой детей от 6 до 18 лет, результаты
проведенных тестов отображены в таблице: “ Возрастные нормы двигательных тестов
для оценки физических качеств учащихся “. Описание методик в практической
части.
IV.
Практическая часть.
Вполне естественно, что дети
школьного возраста утомляются во время учеб0ной работы.
Объясняется это тем, что однообразная работа вызывает длительное раздражение
отдельных участков коры головного мозга, наступает охранительное торможение,
которое ведет к снижению внимания и работоспособности детей.
Физкультминутки следует проводить во
второй половине урока. Физкультминутку целесообразно проводить на каждом уроке
один-два раза. В зависимости от особенности утомления необходимо подбирать
комплексы. Так, в том случае, если учащиеся сидели в одной и той же позе
длительное время, целесообразно применить комплексы, направленные на
расслабление локально загруженных мышечных групп, а так же направленные на
нормализацию мозгового и периферического кровообращения. На третьем - четвертом
уроке следует применить комплексы на возбуждение симпатического отдела
вегетативной нервной системы. В том случае, если дети излишне возбуждены,
следует применять комплексы, направленные на снижение возбуждение
симпатического отдела вегетативной нервной системы.
Если дети длительное время читали,
следует применять физкультурные минутки, направленные на восстановление
утомленных глаз.
Физкультурные
минуты.
Объяснить учащимся, что часто при
появлении признаков утомления необязательно надолго прерывать работу. Можно
прямо сидя на месте в течение 1-2 минут выполнить 2-3 упражнения и
"убрать" признаки утомления. Это и есть физкультурные минуты.
Рассказать о физкультурных минутах
различной направленности.
1. Для восстановления глаз. Если
глаза устали, то необходимо выполнить несколько упражнений глазной гимнастики
по схеме: легкое поглаживание бровей и век закрытых глаз - часто поморгать
(10-15с) - перенести взгляд на далекие предметы - выполнить круговые движения
глазами (10-15 с) - вновь легкий массаж бровей и век и секунд 20 посидеть с
закрытыми глазами (более подробный комплекс упражнений, направленный на
восстановление утомлённых глаз, рассмотрен в Приложении 1 на стр. ).
2. Для восстановления утомленных
мышц. Если устали отдельно какие-то части тела (кисти рук, ноги, спина, шея),
то необходимо их расслабить и выполнить несколько упражнений
именно на эти части тела: встряхивания, махи, вращения, растирания. Эти
упражнения помогут избавиться от боли в утомленных мышцах (для расслабления
так называемых локально загруженных мышечных групп разработаны специальные
комплексы упражнений, которые рассмотрены в приложении 2 на стр. ).
3. Для снижения возбуждения. Если при
выполнении работы ребенок излишне возбудился, то есть он не может усидеть на
месте, то необходимо ему выполнить ФМ для снижения возбуждения нервной
системы. Для этого необходимо выполнить несколько дыхательных упражнений с
растянутыми вдохом и выдохом, несколько упражнений дыхательной гимнастики,
требующих концентрации внимания, и посидеть 20-30 секунд с закрытыми глазами
(также применяют комплексы упражнений, рассмотренные в Приложение 3 на стр.).
4. Для возбуждения нервной системы.
Объяснить, что если во время какой-то работы наступила апатия, сонливость, то
это состояние тоже можно преодолеть с помощью физкультурных минут. Для этого
необходимо энергично растереть затылок. Затем выполнить несколько резких
упражнений (лучше стоя), и закончить комплекс дыхательными упражнениями с
резким выдохом (кроме этого применяются комплексы упражнений, приведённые в
Приложении 4 на стр. ).
Разминка, ее задачи
и порядок выполнения.
Напомнить учащимся,
что в их возрасте при занятиях физическими упражнениями дети очень часто
получали травмы (растяжения мышц и связок, ушибы вывихи и даже переломы при
падении и т.д.) особенно часто это случается с теми детьми, которые хотят очень
быстро чему-то научиться: очень быстро пробежать, сразу стать на
"мостик" или сесть на шпагат и т.д. уменьшить количество травм и
улучшить результаты в выполнении упражнений можно с помощью разминки. Она
выполняется перед выполнением основных упражнений.
Объяснить,
что разминка позволяет решить три задачи:
1. Разминка позволяет повысить температуру тела, прежде всего, мышц.
Разминку можно сравнить с работой двигателя автомашины. Вам, вероятно,
приходилось наблюдать, как шофер, прежде чем включить мотор, прогревает его,
дает возможность поработать на месте. Без прогревания мотора нельзя быстро
начинать движение и можно испортить двигатель.
2. Повысить подвижность в наших
суставах, т.е. после разминки человек может, например, наклониться гораздо
ниже, чем до разминки.
3. Настроиться на те упражнения или
игру, которые человек собирается выполнять. После разминки человек может любые
упражнения выполнить, чем до нее и почти никогда не получит травм.
Рассказать о порядке упражнений в
разминке.
1. Спокойный бег или быстрая ходьба
(можно на месте). Самое главное, чтобы после этого человеку стало жарко и еще
лучше, если он хотя бы немного вспотеет.
2. Упражнение на растягивание. Нужно
хорошенько растянуть все мышцы, но особенно те, которые в основном будут
работать после разминки при выполнении упражнений и игр.
3. Выполнить несколько раз то
упражнение, которое будете потом выполнять, но "не сильно". То есть
если потом будет подвижная игра, то несколько раз пробежать быстро, но не в
полную силу; если будете вставать на мостик, то несколько раз прогнуться или
наклониться назад.
Можно опросить учащихся, какие бы
мышцы они стали растягивать на разминке перед выполнением прыжков и т.п.
Спросить:когда разминка должна длиться дольше: в холодную или жаркую погоду.
Кроме проведения физкультурных минуток и
разминки необходимо рассказывать учащимся о мерах профилактики различных
заболеваний. Ниже приведены меры профилактики наиболее распространённых
инфекционных заболеваний (т. к. именно ими учащиеся болеют чаще всего), а также
профилактика и коррекция наиболее распространённых заболеваний
опорно-двигательного аппарата.
Меры профилактики наиболее
распространенных инфекционных заболеваний.
Следует напомнить учащимся, что к
наиболее распространенным желудочно-кишечным инфекционным заболеваниям
относятся: гепатит (желтуха), дизентерия, желудочные паразиты
(глисты).
Далее обратить внимание детей на меры
профилактики. При этом сделать акцент на то, что в случае
соблюдения всех мер исключается возможность заболевания этими
опасными болезнями.
1. После посещения туалетных комнат и
перед едой обязательно следует мыть руки с мылом.
2. Овощи и фрукты следует ошпаривать
кипятком или промыть под сильной струей воды.
3. Не следует пользоваться чужими
вещами (посудой, носовым платком).
4. Нельзя передавать использованную
жевательную резинку друг другу ("изо рта в рот получается микроб").
К следующей группе инфекционных
заболеваний в весенне-летний период относится клещевой энцефалит. Для того,
чтобы исключить возможность укуса клещом, следует соблюдать следующие правила:
1. Если вы собираетесь в лес или в
лесопарковую зону, лучше всего надеть болоневый костюм или хлопчатобумажный с
капюшоном и плотно прилегающей резинкой на лучезапястном и голеностопном
суставах.
2. Через каждые два часа следует
производить тщательный осмотр вещей и всего тела.
3. В случае укуса клеща нужно в
течение суток поставить вакцину гаммоглобулина в любом медпункте.
Профилактика и коррекция наиболее
распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Объяснить учащимся, что такое
опорно-двигательный аппарат: это наши кости - скелет, которые обеспечивают
опору всему телу и его частям; это мышцы, которые обеспечивают движение, и
нервная система, которая управляет нашими движениями.
Рассказать о наиболее
распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата: сколиозы
(искривления, скручивания позвоночника), плоскостопие и травмы (вывихи,
переломы, ушибы, растяжения мышц и связок).
Объяснить причины рассмотренных
заболеваний:
1. Врожденные - т.е. когда дети сразу
рождаются с неправильным скелетом (например, тот же сколиоз).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|