Процесс управления физическими
движениями школьника обусловлен сложной деятельностью отделов головного мозга.
При этом созревание нервных клеток, которые участвуют в управлении движениями,
заканчивается к 13-14 годам. С этого возраста движения у школьников могут быть
такими же хорошо координированными, как и у взрослых. Поэтому у подростков
появляется реальная возможность по освоению достаточно сложной спортивной
техники, как и у взрослых. Вместе с тем, проприорецептивная чувствительность
(точная информация об особенностях работы мышц) полностью формируется к 13-14
годам. Поэтому подростки могут достаточно точно оценивать свои движения при
выполнении физических упражнений, что весьма важно при всех видах тренировочной
работы.
По мере развития и совершенствования
двигательного анализатора (системы проприорецепторов мышц, связок, сухожилий,
суставных сумок, а также центров, воспринимающих проприоцептивные импульсы) у
школьников совершенствуются способности к ориентации во времени и
пространстве. В отличии от подростков, ошибки в ориентации у школьников младших
классов значительны.
Физиологические особенности детей,
подростков и юношей, как отмечалось выше, должны учитываться при выборе
спортивной специализации и профессиональной деятельности.
Научно-технический прогресс,
экологические факторы, стресс, климато-географические особенности,
социально-экономические и политические преобразования являются факторами
существенно влияющими на психо-эмоциональное состояние человека, его здоровье и
физическую и умственную работоспособность.
В ряде передовых стран мира имидж
физического благосостояния человека достаточно высок (США, Германия, Китай и
др.). В России декларации о здоровом образе жизни чаще всего остаются благими
пожеланиями.
Как показывают исследования
отечественных и зарубежных авторов, одним из мощных средств профилактики и
укрепления здоровья растущего организма детей, являются занятия массовыми
видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, в том
числе рекреакционной, которые не требуют больших материальных затрат, но при
правильной методике проведения занятий дают человеку здоровье, а,
следовательно, уверенность и оптимизм в достижении поставленных им в жизни
целей.
Интегральный подход к физической
подготовленности учащихся позволяет преподавателям физического воспитания,
организаторам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы вести
индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных учреждений с учетом
возрастных физиологических и педагогических особенностей к предпосылкам их
физического воспитания, о чем речь пойдет ниже.
1.Особенности развития детей среднего
школьного возраста.
В 13-15 лет, когда в достаточной
степени у подростков уже достигнуты уровни физической подготовленности и
развития, а потому в связи с этим, появилась возможность тонко анализировать
мышечные ощущения и механизмы центральной нервной регуляции, при этом наблюдаются
значительные отставания у них в физиологической зрелости внутренних органов.
Кроме того, учитывая склонность подростков к переоценке своих сил и
возможностей, следует исключать на занятиях с ними упражнения, которые могут
быть причиной перенапряжений и, как правило, способствовать спортивному
травматизму.
Правильно и рационально построенная
система занятий физическими упражнениями школьников среднего возраста
способствует стимуляции биологических процессов, усиливает рост и. развитие органов
и тканей.
Основной задачей физической культуры
детей этого возраста (5-9 классов) является углубленное обучение базовым
двигательным действиям . При этом более узко ставится задача углубленного
изучения техники основных видов спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой
атлетики, единоборств и плавания). Параллельно с этим углубляются их знания -
по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на системы
организма (центральную нервную систему, кровообращения, дыхания, обмена
веществ), а также на развитие волевых и нравственных качеств. При этом
вскрывается пласт и таких проблем, как: представление о физической культуре
личности во взаимосвязи со здоровым образом жизни; овладения знаниями при
самостоятельных формах занятий физической культурой, включая элементы массовых
видов спорта. Здесь же даются представления и об основных
"нетрадиционных" видах спорта, инвентаре, соревнованиях, оборудовании
залов и площадок, правилах техники безопасности при работе на спортивных
сооружениях и оказанию необходимой (первой) помощи при травмах. Этот достаточно
широкий круг вопросов, охватывающих физическое воспитание и развитие детей
среднего школьного возраста, имеет непосредственную и прямую связь с
особенностями растущего организма подростков. Учет названного круга вопросов,
при овладении школьниками необходимыми знаний, умений и навыков является одним
из основных узловых моментов в работе преподавателей по физической культуре и
тренеров. Ниже рассмотрим характерные основные особенности в развитии и подготовленности
подростков и их функционального состояния.
В подростковом возрасте появляются
реальные предпосылки (морфологические, функциональные) для овладения
практически самыми сложными двигательными действиями. Вместе с тем, в работе
по физическому воспитания с подростками необходимо помнить, что в период
полового созревания возникает острая необходимость дифференцировать физическую
нагрузку в зависимости от подготовленности, состояния и половой зрелости
занимающихся. Как отмечалось ранее, у подростков 13-15 летнего возраста (в
пубертатном периоде) выявлено отставание в физиологической зрелости внутренних
органов и систем. Однако в этом возрасте уже отмечаются предпосылки
совершенствования отдельных физических качеств. Например, в возрасте 11-12 лет
отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса
скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности
человека, в том числе и отдельной профессиональной деятельности. В этом
возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать
предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием
незначительных по весу отягощении, в том числе и веса собственного тела (прыжки
в глубину с последующим отталкиванием, напрыгивания на скамейку, козла и др.).
Отмечено также, что в возрасте 12-14
лет высокими темпами растет скорость передвижения, за счет преимущественного
развития скоростно-силовых качеств. В этом возрасте создаются благоприятные
условия для прогрессивного развития этих качеств при широком использовании
круга средств скоростно-силовой направленности.
К 13-14 годам у подростков достигается предельная частота движений,
которая доходит до величин взрослых, чем создаются физиологические предпосылки
для обучения технике скоростных, скоростно-силовых локомоций (спринтерский бег,
метания, сложно-технические виды спорта и другая деятельность).
Следует иметь в виду и то, что к
14-15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек
снижаются (что ограничивает прирост качества - быстроты движений). В этот
возрастной период падают и темпы прироста качеств в скоростно-силовых упражнениях.
Их можно поддерживать или незначительно развивать только специально
целенаправленными упражнениями.
Показательным в этом возрасте
является факт неравномерного (скачкообразного) развития выносливости. Например,
выявлено, что без специальной подготовки в беге на 500 м у девушек 15-17 лет
она существенно не меняется. Вместе с тем мальчики, пробегая в эксперименте
этот отрезок с 75-ти процентной скоростью от максимальной, показали наибольший
прирост выносливости.
Отчасти ближе к юношескому и в конце
подросткового возраста создаются благоприятные условия для воспитания силы, что
соотносится с высоким уровнем морфологической и функциональной зрелости двигательного
аппарата школьника. Поэтому для занимающихся физической культурой учащихся
15-16 лет необходимо включать в уроки упражнения с небольшими отягощениями,
преимущественно развивая у них скоростно-силовые качества. Для девушек этого
возраста силовых упражнения ограничиваются, вследствие падения относительной
силы мышц (соотношение абсолютной силы к массе тела).
В подростковом и юношеском возрасте,
в связи с повышением устойчивости их организма к изменению внутренней среды
(совершенствование механизмов гомеостаза), создаются предпосылки к
использованию физических упражнений, способствующих поддержанию статических
поз, висов, стоек, упоров, т.е. возможно применение изометрического метода
тренировки. В подростковом возрасте появляются хорошие возможности для
совершенствования качества - гибкости. При воспитании физических качеств, в
этой возрастной группе школьников, строгой системы последовательности
применения средств тренировки нет. Однако есть рекомендации, например,
упражнения для воспитания быстроты используются в начале основной части урока,
затем силы и выносливости. В отдельных случаях силовые упражнения можно
выполнять и раньше скоростных, а упражнения на выносливость можно выполнять
после скоростных и силовых упражнений.
На уроках физического воспитания в
подростковом возрасте закладываются основы для специализированных занятий
спортом, расширяются возможности и представления их о связи физического
воспитания с трудовой деятельностью, анатомией и физиологией человека. Биологические
перестройки организма подростков, связанные с периодом полового созревания,
требуют от педагогов исключительного внимания при планировании физической
нагрузки в этом возрасте.
Склонность к переоценке своих
возможностей побуждает подростка выполнять значительные по нагрузке силовые
упражнения, без предварительной на то подготовки решаться на выполнение сложных
акробатических, гимнастических и других упражнений. Учитывая эти особенности
подростков- следует исключать на уроках упражнения, которые могут быть
источниками перенапряжений или хуже того, спортивного травматизма.
2.
Особенности развития школьников старшего возраста.
В старших классах общеобразовательной
школы (10-11 классы) базовыми видами продолжают оставаться - легкая атлетика,
спортивные игры, гимнастика, спортивные единоборства, плавание, прикладные и
зимние виды спорта. При этом продолжается работа по совершенствованию техники.
Например в легкой атлетике - длительного и спринтерского бега, прыжков в длину
и высоту с разбега, легкоатлетических метаний и др. В спортивных играх идет
углубление изучения одной из игр (по выбору учащегося), где закрепляются и
совершенствуются изученные ранее элементы техники и навыки (перемещений,
поворотов, остановок), ловля, передача, падения, броски, а также защитные действия.
При этом одновременно усложняется набор технико-тактических взаимодействий в
падении и защите, а также процесс разностороннего развития координационных и
кондиционных способностей, психических процессов и воспитания нравственных и
волевых качеств.
Гимнастические упражнения, включаемые в программу для старших школьников,
носят характер прикладности и направлены на развитие таких качеств как силы,
скоростной и силовой выносливости различных мышечных групп. Программный
материал этой возрастной группы учащихся включает также широкий спектр
упражнений на развитие координационных способностей и гибкости. Для школьников
10-11 классов, особенно девушек, арсенал гимнастических упражнений имеет
большое прикладное значение, в смысле подготовки их к трудовой деятельности, а
юношей к службе в Вооруженных силах страны. При соответствующих условиях в
общеобразовательных школах ставится и такая задача - закрепление пройденного
материала в младших классах, а также в навыках уверенного и длительного
плавания в глубокой воде. Наряду с этим могут включаться элементы и прикладного
плавания, а также освоения и углубления использования процедур закаливания, с
целью поддержания крепкого здоровья.
Составляющие вариативной части
программы по физическому воспитанию старших школьников распределяют исходя из
условий их проведения куда могут войти национальные виды спорта, а также
единоборства, имеющие большое прикладное значение в самостоятельной жизни
человека.
В смысле физиологической
целесообразности построение урока по физической культуре в старших классах
должно быть с учетом индивидуальных особенностей индивида, которые развиты и
сформированы к этому возрасту, с учетом склонности и интереса занимающегося.
При этом необходимо помнить, что формирование всех органов и систем в юношеском
возрасте еще не закончено.
Постепенность увеличения
тренировочной нагрузки - важнейший фактор достижения положительного
физиологического эффекта для растущего организма.
Степень физиологического воздействия
физических упражнений на организм юноши и девушки во многом определяется
двигательной (моторной) активностью (плотностью) урока. Повышение последней,
увеличивает как эффективность в воспитании физических качеств, так и в обучении
двигательным действиям.
Для успешной физической
работоспособности юношей и девушек их оптимальной физкультурной деятельности и,
в первую очередь, к динамической циклической работе субмаксимальной и умеренной
мощности, большое значение имеет не только аэробная (при относительном достатке
кислорода в ходе выполнения работы), но и анаэробная производительность
организма (способность выполнять работу при недостаточном снабжении организма
кислородом).
Последнее определяется временем
произвольной задержки дыхания. Окислительные реакции в тканях организма при
этом продолжаются, тогда как в крови все меньше и меньше остается, кислорода.
Показатель более долгой задержки дыхания у человека - проявление адаптивных
механизмов организма к недостатку кислорода.
У детей и подростков время задержки
дыхания меньше, чем у взрослых. Поэтому ткани их организма меньше приспособлены
к деятельности при пониженном содержании в крови кислорода. Однако при
систематических занятиях физическими упражнениями и спортом 16-17 летние
школьники достигают той же способности "терпеть" кислородный долг,
что и взрослые. По мере развития и взросления школьников реакции их организма
на мышечную деятельность становятся все более благоприятными. Однако, следует
отметить, что это касается не всех показателей функционального состояния
сердечно-сосудистой системы. Так, сосудистые реакции, возникающие при мышечной
деятельности, благоприятнее в младшем возрасте. Ухудшение сосудистых реакций у
старших школьников наблюдаются лишь в случаях, когда они систематически не
занимаются физическими упражнениями. У лиц, систематически занимающихся
спортом, эффективность сосудистых реакций с возрастом, а следовательно, и с
улучшением адаптации организма к мышечной деятельности, значительно улучшается.
Этот факт играет исключительно важную роль в повышении работоспособности организма,
т.к. сосудистые реакции обеспечивают рабочую гиперемию мышц.
Исследования физиологических изменений при работе предельной мощности у
юных спортсменов показало, что частота сердечных сокращений возрастала
значительно у более молодых, хотя они выполняли работу несколько меньшей
мощности, чем более старшие школьники. Артериальное давление под влиянием такой
работы, наоборот, повышалось значительно у более старших учащихся.
Физиологические особенности детей,
подростков и юношей, как отмечалось выше, должны обязательно учитываться при
подборе средств физического воспитания, выборе спортивной деятельности и
дозировании тренировочных и соревновательных нагрузок.
При выборе арсенала тренировочных
средств и спортивной специализации необходимо придерживаться следующих
методических рекомендаций.
В младшем школьном возрасте
необходимо совершенствовать координацию движений, развивать быстроту и
стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и
дыхательной систем организма. В связи с этим им рекомендуются занятия фигурным
катанием на коньках, настольным теннисом, плаванием. С 9-10 лет можно начинать
занятия акробатикой, спортивной гимнастикой, волейболом, баскетболом и другими
видами спорта. В 12-13 лет можно начать заниматься легкой атлетикой, бегом на
коньках и лыжах, футболом, хоккеем.
Старшие школьники при хорошем состоянии здоровья могут быть допущены к
занятиям практически любым видом спорта. Ограничения в нагрузках для них лишь
могут составлять очень длительные интервалы циклической работы,
связанной с высоким показателем развития выносливости. Таким образом, при
выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической культуре и
спорту необходимо учитывать физиологические особенности и педагогические
аспекты возрастных групп школьников.
При этом необходим учет их физической
подготовленности, функционального состояния и развития базовых качеств с
достаточно глубоким представлением и анализом индивидуальных особенностей
растущего организма, начиная с младшего школьного возрастали кончая периодом
окончания ими учебного заведения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|