В Англии штраф
может применяться за менее тяжкие преступления и также определяется в
абсолютных денежных единицах: от 25 до 1000 фунтов стерлингов[34].
Уголовный кодекс
Швейцарии в статье 48 закрепляет, что если закон четко не определяет другого,
то максимальный размер штрафа составляет 40000 франков, а если лицо действует
из корыстных побуждений, то судья не связан этим максимальным размером штрафа[35].
Гораздо более
распространен в мире способ установления штрафов в условных единицах[36].
Причем эти единицы, весьма разнообразны. В таких странах, как Азербайджан,
Беларусь, Латвия, Узбекистан учетной единицей для определения штрафа является
минимальный месячный размер оплаты труда. Причем, нужно отметить, что до
принятия Федерального закона № 162-ФЗ от 21 ноября 2003 г., которым были
внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, учетной
единицей для определения размера штрафа также являлся минимальный размер оплаты
труда. В Казахстане (ч.2 ст. 40 УК) – “месячный расчетный показатель,
установленный законодательством”. На Украине – месячный “необлагаемый налогом
минимум доходов граждан (ч.2 ст. 53 УК)”.
В Эстонии и
европейских странах “дальнего” зарубежья масштабом исчисления штрафа чаще
выступает не минимальный месячный, а дневной заработок (доход) конкретного
виновного. Так, в Уголовном кодексе ФРГ назначение наказания в виде денежного
штрафа определяется ст.40. Денежный штраф назначается в дневных ставках и
составляет минимум пять, а если закон не устанавливает иное, максимум триста
шестьдесят полных дневных ставок, размер которой определяет суд с учетом
личного и материального положения лица. При этом суд исходит, как правило, из
чистого дохода, который лицо имеет, или могло иметь в среднем в день. Дневная
ставка устанавливается минимум в две немецкие марки и максимум в десять тысяч
немецких марок. Таким образом, общий размер штрафа по УК ФРГ составляет:
минимум (5 ставок по 2 марки) – 10 марок, максимум (360 ставок по 10 тысяч
марок) – 3 млн. 600 тысяч марок[37]. Причем доходы лица, его
имущество и другие источники существования могут учитываться для определения
дневной ставки. В решении суда указывается количество и размер дневных ставок[38].
Согласно УК
Польши штраф назначается "в ставках дневного заработка путем определения
количества ставок и величины одной ставки" (ст.33). При этом наименьшее
количество ставок равно десяти, максимальное – тремстам шестидесяти. При
определении размера дневной ставки суд исходит из доходов виновного лица, его
личных и семейных условий, материального положения и возможности получения
заработка. Дневная ставка назначается в пределах от десяти до двух тысяч злотых[39].
Дания (§51 УК) и
Франция (п.3 ст. 131-3 УК) для расчетов штрафа используют так называемый
“штрафо-день” (причем во Франции он является даже самостоятельным видом
наказания). Во Франции наказание в виде штрафо-дней состоит в обязанности
осужденного регулярно вносить в государственный бюджет определенные денежные
суммы. Размер ежедневного взноса устанавливается судом с учетом доходов и
имущественных обязанностей подсудимого и не может превышать двух тысяч франков.
Количество штрафо-дней определяется с учетом обстоятельств преступного деяния,
но не может превышать 360 дней[40].
Согласно
белорусскому уголовному законодательству размер штрафа (ч.2 ст.50 УК)
определяется с учетом размера минимальной заработной платы, установленной на
день постановления приговора, в зависимости от характера и степени общественной
опасности совершенного преступления и материального положения осужденного. При
этом размер штрафа за преступления, не представляющие большой общественной
опасности, может назначаться в пределах от пятидесяти до пятисот минимальных
заработных плат, за менее тяжкие преступления – от трехсот до одной тысячи
минимальных заработных плат. Минимальные и максимальные пределы увеличиваются в
два раза, если преступление совершено из корыстных побуждений.
При
определении штрафа путем установления всего или части дохода осужденного за
определенный период (что также характерно для некоторых государств на
постсоветском пространстве) пределы такого периода колеблются от двух недель до
года (например, см. ч.2 ст. 79 УК Республики Казахстан). Если сравнивать
Казахстан и Россию, то в Уголовном кодексе последней максимальный предел выше,
чем в Казахстане и составляет 5 лет, но минимальный предел в этих странах
одинаковый – 2 недели (ч.2 ст. 46 УК РФ).
Среди
европейских стран “дальнего” зарубежья лишь Испания устанавливает штраф
подобным образом, определяя его в заработке осужденного за период от пяти дней
до двух лет (ч.2 ст. 50 УК). При этом ежедневная квота не может быть меньше 200
песет (1,2 евро) и больше 50 тысяч песет (300 евро).
Уголовные
кодексы ряда зарубежных государств содержат особые пределы и правила назначения
штрафов для несовершеннолетних. В Болгарии и Дании к несовершеннолетним штраф
вообще не может применяться. В других странах максимальный размер штрафа для
несовершеннолетних существенно ниже, чем для взрослых: в два раза – в Украине,
в 4 раза – в Латвии, в 5 раз – в Узбекистане, в 10 раз – в Беларуси, в 17 раз –
в Азербайджане, наконец, в 40 раз – в Казахстане.
Стремясь
обеспечить более тесную связь между преступлением и наказанием, а, также
косвенно возлагая на штраф некоторые компенсационные функции, законодатель ряда
зарубежных стран устанавливает и иные способы исчисления штрафа. Прежде всего –
кратно к причиненному преступлением ущербу или полученной преступником выгоде.
Так, в ст. 33 УК Испании говорится, что штраф определяется в сумме,
“пропорциональной ущербу”. Параграф 357 (п.“b”)
Свода законов США устанавливает штраф, основанный “на доходе или убытке”, “но
не более двойного размера дохода или убытка”.
По
УК Дании (ч.2 ст. 51), если штраф налагается за корыстное преступление, суд
может наложить штраф не в форме “штрафо-дней”, а пропорционально размеру
преступной “прибыли”.
Интересен
в этом отношении законодательный опыт Китая. Глава 3 УК КНР предусматривает
ответственность за “преступления, связанные с нарушением порядков
социалистического рынка”. Санкции ст. 140 – 146 содержат указание на штраф в
сумме от половины до двукратного размера стоимости реализованной продукции, а
ст. 147-148 – до трехкратного размера реализованной продукции. Санкция ст. 153
УК КНР (“Контрабанда”), помимо прочего, предусматривает штраф “от двукратного
до шестикратного размера сокрытых от уплаты налогов”. Статья 159 УК КНР за
фиктивное учредительство предусматривает, в частности, штраф в размере от 2 до
10 процентов “от величины фиктивно внесенного капитала или возвращенного себе
капитала”. Штраф за незаконную эмиссию (ст. 160) может составлять от 1 до 5
процентов величины привлеченного таким образом капитала.
В
подавляющем числе зарубежных стран наряду с основными наказаниями
предусматриваются дополнительные. Как правило, среди последних находится и
штраф. Вместе с тем размер и порядок исчисления штрафа обычно не зависят от
того, является ли штраф основным или дополнительным наказанием[41].
В некоторых странах (Азербайджан, Казахстан, Украина[42]),
как и в России, применение штрафа в качестве дополнительного наказания возможно
лишь тогда, когда он специально предусмотрен в санкциях норм Особенной части. В
других странах (Беларусь, Латвия, Эстония) такого ограничения нет.
Уголовный
кодекс Австрии (§ 43а) предусматривает сочетание штрафа не с условным
осуждением, а с условным освобождением. Если осужденный отбывает лишение
свободы от 6 месяцев до двух лет, то оставшуюся часть лишения свободы суд может
заменить штрафом до 360 дневных ставок. В таком случае неотбытая часть лишения
свободы считается условной.
Подводя итоги,
можно сделать вывод о том, что в зарубежных странах штрафу отводится видное
место в системе уголовных наказаний, а основания и условия его назначения
достаточно детально урегулированы в уголовном законодательстве.
Глава
2. Штраф в системе уголовных наказаний и его назначение судом
§
1
Понятие и содержание штрафа
В действующем
Уголовном кодексе России штраф определяется как “денежное взыскание,
назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим кодексом (ч.1 ст. 46 УК РФ)”.
В УК РСФСР 1960
года (ст.30) при определении штрафа указывалось, что это денежное взыскание,
налагаемое судом. Поскольку этот признак содержится сейчас в общем определении
уголовного наказания (ч.1 ст. 43 УК РФ), специальная ссылка на назначаемость штрафа
судом из статьи закона была обоснованно исключена[43].
Некоторые авторы считают, что называть штраф имущественным наказанием
нельзя, потому что это “не очень точно, поскольку непосредственное воздействие
при исполнении данного наказания оказывается не на имущество или имущественные
права, а на финансовые интересы осужденного”[44].
С таким мнением трудно согласиться, ибо согласно п.2 ст. 130 Гражданского кодекса Российской
Федерации деньги признаются движимым имуществом. Кроме того, применение штрафа в любом случае оказывает
влияние на имущественное положение осужденного. По справедливому замечанию
А.Л. Цветиновича, “штраф является наказанием, которое ограничивает право
собственности осужденного, так как в этом случае государство изымает часть
принадлежащего ему имущества в денежной форме”[45].
В соответствии с
ч.1 ст. 43 УК РФ “наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая
по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в
совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим кодексом
лишении или ограничении прав и свобод этого лица”.
Сопоставляя
упомянутые выше нормы гражданского законодательства с общим определением
штрафа, данным в ч.1 ст. 46 Уголовного кодекса Российской Федерации, следует
прийти к выводу, что его юридическое содержание состоит не в лишении, а в
ограничении[46] имущественных прав
виновного посредством умаления его имущества.
На наш взгляд,
последние изменения уголовного законодательства, в частности установление рассрочки
выплаты штрафа до трех лет с сохранением возможности исчисления штрафа в виде
дохода виновного, а также трактовка штрафа не просто как “денежного взыскания”,
а как имущественного взыскания в денежной форме, позволяют отнести к предмету
штрафа не только наличное имущество (вещи, деньги, ценные бумаги), но и
существующие или будущие имущественные права виновного (право на получение
заработной платы, пенсии или иного дохода осужденного). Такие права могут быть
ограничены при принудительном взыскании штрафа путем обращения его на
заработную плату, пенсию осужденного.
По содержанию
штраф относится к подсистеме наказаний, ограничивающих имущественные права
осужденного. По самостоятельности назначения его следует отнести к подсистеме
наказаний, которые могут быть назначены как в качестве основных, так и в
качестве дополнительных видов[47].
В соответствии с
другой классификацией штраф относится к группе наказаний, не связанных с
лишением свободы. Наказания этой группы объединяет то, что, несмотря на
различный характер, они не связаны с изоляцией осужденного от общества.
Осужденные к этим видам наказаний не лишаются такого фундаментального блага,
как свобода, они не отрываются от семьи, работы, учебы или иной социально
полезной деятельности. Объем правоограничений здесь относительно невелик[48].
Мера штрафа – это
конкретный объем ограничений имущественных прав виновного, выраженный в
денежной форме.
До декабря 2003
года закон предусматривал, что штраф назначается “в размере, соответствующем
определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных
законодательством России на момент назначения наказания, либо в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период” (ч. 2 ст.
46 УК РФ).
В новой редакции
ст. 46 УК РФ законодатель отказался от исчисления штрафа в МРОТ, сохраняя
возможность его определения в размере заработной платы или иного дохода
осужденного установил размеры штрафа от двух тысяч пятисот до одного миллиона
рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от
двух недель до пяти лет (ч.2 ст. 46 УК РФ). При первом способе исчисления, то
есть в виде определенной денежной суммы штраф предназначен в основном для лиц,
имеющих небольшие доходы, а также преступников, не имеющих постоянного
заработка или дохода. При втором способе исчисления штраф рассчитан, как
правило, на хорошо обеспеченные слои населения, имеющие достаточно высокие
заработки или иные доходы. Дело в том, что применение первой разновидности
штрафа к этим слоям населения в силу его относительно незначительных размеров
малоэффективно. Между тем размер заработка или иного дохода осужденного из состоятельных
слоев населения может в десятки раз превышать максимальный размер штрафа,
определяемого в виде конкретной денежной суммы[49]. Следовательно,
штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный
период в отношении представителей богатых слоев населения наиболее
соответствует провозглашенному уголовным законом принципу справедливости (ст. 6
УК РФ)[50]. В то же время Уголовным
кодексом предусматриваются и ограничения в применении штрафа. Так, штраф в
размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо
тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими
статьями Особенной части УК РФ. Думается, такое ограничение вполне справедливо,
так как при назначении наказания, безусловно, следует соотносить его тяжесть и
общественную опасность деяния[51].
Известно, что в
научной литературе законодательные новеллы 2003 года были оценены неоднозначно.
Еще в период обсуждения соответствующих законопроектов отмечалось, что они
направлены на либерализацию и гуманизацию карательной политики[52].
В таком ключе, а также в свете международного опыта расценивался отказ
законодателя от конфискации имущества как уголовного наказания.
Большая часть
поправок, внесенных в Уголовный кодекс Российской Федерации, так или иначе,
касается штрафа. Среди них, прежде всего, следующие:
1) изменение
законодательной конструкции штрафа (ч.1 ст. 46);
2) изменение
принципов исчисления штрафа (переход от МРОТ к абсолютным денежным суммам);
3) увеличение
размеров штрафов, как в абсолютных суммах, так и в размере заработной платы или
иного дохода осужденного;
4) обстоятельства,
учитываемые при назначении штрафа (в части будущей заработной платы или иного
дохода);
5) замена
конфискации имущества штрафом;
6) возможность
рассрочки уплаты штрафа до трех лет (ч.3 ст. 46);
7) новые правовые
последствия неуплаты штрафа, причем дифференцированно как к основному и
дополнительному наказанию;
8) особенности
назначения и взыскания штрафа в отношении несовершеннолетних;
9) конкретные
размеры штрафов в числе санкций норм Особенной части Уголовного кодекса
Российской Федерации.
Безусловно,
следует приветствовать стремление законодателя к созданию действенных
альтернатив реальному лишению свободы, в том числе посредством усиления роли
такого имущественного наказания, как штраф. Изменения, внесенные в санкции
статей Особенной части УК РФ свидетельствуют о расширении сферы применения
штрафа и сокращение сферы применения лишения свободы, особенно это, касается
преступлений в сфере экономической деятельности. Таким образом, штраф
становится действительно существенной альтернативой лишению свободы[53].
Однако едва ли можно расценивать все принятые законодательные новеллы
однозначно как дальнейшую “либерализацию” системы наказаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|