Что
касается вопроса замены денежного штрафа иными уголовными наказаниями, то и
здесь Уголовное уложение содержало ряд нововведений. Так, ст. 59 предусматривала,
что денежная пеня, “не уплаченная в течение месяца со дня вступления приговора
в законную силу, а при отсрочке или рассрочке платежа – в наступление срока”, в
случае неплатежеспособности виновного лица заменялась арестом (заключение в
тюрьму, как уголовное наказание, уже не являлось заменой денежного штрафа в
этом случае). Пропорции замены были следующие:
а)
пеня до 25 рублей заменялась арестом до одной недели;
б)
пеня от 25 до 100 рублей заменялась арестом от одной недели до одного месяца;
в)
пеня от 100 до 500 рублей – арестом от 1 до 3 месяцев;
г)
пеня от 500 до 1000 рублей – арестом от 3 до 6 месяцев;
д)
пеня свыше 1000 рублей – арестом от 6 месяцев до одного года.
Таким
образом, в числе тенденций развития отечественного законодательства в дореволюционный
период можно отметить повышение общего уровня и нормативного регулирования
назначения и исполнения штрафа, расширение штрафа в числе санкций по мере
развития в России капиталистических отношений, совершенствование правовых
последствий неуплаты штрафа, предполагающие его замену другими видами
наказаний, в случае, если неуплата штрафа явилась следствием несостоятельности
виновного, а также нормативное закрепление передового для того времени
положения о рассрочке или отсрочке уплаты штрафа судом на время не свыше одного
года со дня вступления приговора в законную силу, закрепление впервые штрафа
как дополнительное наказание, которое назначается в предусмотренных законом
случаях.
Уголовным
кодексом РСФСР 1922 г.[12] штраф был предусмотрен в
качестве самостоятельного вида наказания. В ст. 39 он определялся как “денежное
взыскание, налагаемое судом на осужденного в пределах, установленных отдельными
статьями Уголовного кодекса в соответствии с имущественным положением
осужденного”.
Величина
штрафа в Общей части УК РСФСР 1922 г. не устанавливалась. Приемы определения
штрафа были весьма разнообразны, что даже вызвало критику.
Чаще
всего указывался максимум штрафа; кроме двух случаев (ст.97а, ч.1 ст.99), этот
максимум определялся конкретной суммой денег. Например, до 5 рублей (ст.100а),
до 10 рублей (ст. 104а), до 30 рублей (ст.216), чаще всего – до 300 рублей, до
500 рублей, а в трех статьях (ч.1 ст. 97, ст.139 и ст.141а) – до
1000рублей. В отдельных случаях закон устанавливал минимальную сумму штрафа,
причем то размером в 100 рублей (ст. 100, 132, 133 и др., а в ч.2 ст.132 даже
1000 рублей), то кратно по отношению к какой-либо величине. К примеру, в ч.2
ст.78 “не ниже наложения в двойном размере тех же платежей и повинностей” или в
ст.190 “в размере не ниже установленной десятикратной пробирной платы за
испытание и клеймение изделий”. В двух статьях (198, 199) законодатель
определял штраф просто как кратное от известной величины, не допуская
усмотрения суда. Наконец, в ст.135 вовсе не говорилось о размере штрафа.
При
определении суммы штрафа суд должен был также учитывать имущественное положение
подсудимого.
По
УК РСФСР 1922 г. допускалась замена штрафа в случае уклонения от его уплаты
принудительными работами без содержания под стражей и без последующей
возможности замены последних лишением свободы. Однако указанные принудительные
работы без содержания под стражей имели мало общего с бесплатными общественными
работами дореволюционной поры, так как являлись оплачиваемыми, причем
исполнение осуществлялось по месту работы или в “иных местах”.
В
практике применения УК РСФСР 1922 г. штраф занимал видное место: в среднем он
назначался примерно половине осужденных. По отдельным территориям – и выше.
Например, в Татарской ССР в 1924 г. к штрафу были осуждены 61% лиц, представших
перед судом[13].
Принятый
в 1926 г. Уголовный кодекс РСФСР предусмотрел штраф в числе мер социальной
защиты судебно-исправительного характера после конфискации имущества. Замена
лишения свободы штрафом и наоборот не допускалась. Одновременно
конкретизировалась пропорция замены штрафа принудительными работами без лишения
свободы в отличие от УК РСФСР 1922 г.: за 100 рублей штрафа – один месяц
принудительных работ, причем принять решение о такой замене при неуплате штрафа
суд мог уже при определении его размера в стадии вынесения приговора.
Анализируя
нормы Особенной части УК РСФСР 1926 г., можно заметить, что из предусмотренных
ими 255 санкций штраф закреплялся в 78, то есть в 31% санкций, причем, только
как основное наказание (“мера социальной защиты”).
В
1960 г. был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, который был введен в действие
с 1 января 1961 г. В ст. 21 УК РСФСР 1960 г. штраф был помещен на шестое место
снизу. Два последних места занимали конфискация имущества и лишение воинских
специальных званий, следовательно, штраф расценивался законодателем как более
строгое наказание, нежели увольнение от должности (п. 7 ст.21), возложение
обязанности загладить причиненный вред (п. 8 ст. 21) и общественное
порицание (п. 9 ст. 21).
Всего
в Особенной части УК РСФСР 1960 г. содержалось 327 санкций, в том числе со
штрафом – 59 санкций.
Примерно
в половине санкций со штрафом он предусматривался как альтернативное лишению
свободы наказание. И хотя абсолютное число таких санкций по сравнению с УК
РСФСР 1926 г. выросло с 21 до 30, их относительная доля осталась практически на
прежнем уровне (соответственно 8 и 9%).
Статья
22 УК РСФСР 1960 г. в общей форме устанавливала, что штраф может применяться не
только как основное, но и как дополнительное наказание.
Размер
штрафа должен был устанавливаться судом в зависимости от тяжести совершенного
преступления с учетом имущественного положения виновного (ч. 2 ст. 30 УК
РСФСР 1960 г.). Надо сказать, что по УК РСФСР 1960 г. штраф был относительно
невелик. В большинстве (70%) санкций, его предусматривавших, он не превышал 100
рублей, а в 30% – 50 рублей. И только три санкции (5%) предусматривали штраф в
размере до тысячи рублей. Средний максимальный размер штрафа как основного
наказания (по тем санкциям, где он выражался в абсолютных цифрах) составлял
примерно 200 рублей, и если исключить из подсчета три явно “выдававшиеся” из
общего ряда штрафные санкции в 1000 рублей по статьям 84, 164 и 167 УК РСФСР
(“Нарушение правил международных полетов”, “Незаконный промысел котиков и
бобров” и “Нарушение правил сдачи государству золота”), то средний максимальный
размер штрафа по УК РСФСР 1960 г. составлял всего около 160 рублей[14].
Данный
Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. предусматривал также, что в случае невозможности
уплаты штрафа суд мог постановить о замене его исправительными работами из
расчета за десять рублей штрафа – один месяц исправительных работ, но не свыше
одного года.
С
принятием Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1982 г. “О
внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР”[15]
общее число составов преступлений, предусматривающих в санкциях штраф, возросло
до трети. Были внесены изменения в 57 статей Особенной части УК РСФСР,
предусматривающих штраф как основную меру наказания. Изменения в основном
касались суммы штрафов, которые в среднем возросли в два раза.
В
целом в 1980-е гг. удельный вес штрафа в числе всех уголовно-правовых мер
существенно менялся.
На
фоне общего сокращения судимости в 1986 – 1987 гг. произошел существенный рост
применения судами штрафа, что, на наш взгляд (как и общее снижение
преступности) было результатом проводившейся в те годы кампании по борьбе с
пьянством. Наибольший прирост судимости к штрафу дали в тот период лица,
осужденные по ст. 156.1 УК РСФСР (“Нарушение правил торговли спиртными
напитками”) и по ст. 158 (“Изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных
напитков домашней выработки”).
Бурные
инфляционные процессы, сопровождавшие вхождение России в рыночную экономику,
фактически “обрушили” систему штрафов, выраженных в абсолютных денежных суммах.
При максимальном штрафе в триста или тысячу рублей (ст. 30 УК РСФСР в
редакции от 3 декабря 1982 г.) средняя заработная плата в России в начале 1992
г. возросла с 548 до 6000 рублей, а с 1991 по 1997 г. – до 950200 рублей[16].
В этой связи Законом
РФ от 20 октября 1992 г. был изменен сам принцип исчисления штрафов. Абсолютные
суммы штрафов были переведены в установленные законом минимальные размеры
оплаты труда (МРОТ) из общего расчета 100 рублей – 1 МРОТ[17].
Весьма
радикальным стало введение штрафа в качестве одной из альтернатив лишению
свободы за преступления против собственности Федеральным законом Российской
Федерации от 1 июля 1994 г., исключившим из Уголовного кодекса главу 2 (“Преступления
против социалистической собственности”)[18].
Бессистемное, а
часто и хаотичное “перекраивание” УК РСФСР в начале 1990-х гг. привело к тому,
что в нем появились и другие явные диспропорции. К примеру, оскорбление
военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел при исполнении ими обязанностей
по охране госграницы (ст.192.2 УК РСФСР) могло повлечь штраф до 50 МРОТ, тогда
как оскорблении работника милиции в связи с исполнением им обязанностей по
охране общественного порядка – штраф до 1 МРОТ (ст. 192.1 УК РСФСР).
Штраф в начале
1996 г. предусматривался уже в 167 санкциях УК РСФСР (рост по сравнению с 1960
г. на 183%), штраф как основное наказание – в 163 санкциях по сравнению с 57 в
1960 г. Это составило примерно треть всех санкций против 18% в 1960 г., причем
по состоянию на 1 марта 1996 года 80% штрафных санкций УК РСФСР предусматривали
штраф до 100 МРОТ, а 17% – свыше 100 до 1000 МРОТ.
Количество
санкций, где штраф предусматривался в качестве альтернативы лишению свободы,
возросло более чем в три раза (с 30 до 116).
Частое изменение
уголовно-правовых санкций, предусматривавших штраф в советский (и ранний
постсоветский) период развития отечественного уголовного законодательства по
сравнению с иными санкциями Особенной части УК РСФСР, объяснялось, прежде
всего, необходимостью приведения их в соответствие с социально-экономическими
условиями общества и в том числе – с уровнем благосостояния населения, однако
между ростом благосостояния населения и удельным весом “штрафных” санкций не
было прямо пропорциональной зависимости.
Таким образом, в
истории уголовного законодательства роль и место штрафа в системе
уголовно-правовых санкций, в конечном счете, определялись развитием в обществе
рыночных начал. В дореволюционной России упрочение таких начал в конце XIX —
начале XX веков привело к повышению общего уровня нормативного регулирования
штрафа, к увеличению «штрафных» санкций в законодательстве, к более четкому
закреплению процедур исполнения штрафа и правовых последствий его неуплаты. В
советский период наблюдалась аналогичная тенденция: расширение «штрафных»
санкций в УК РСФСР 1926 г. и в УК РСФСР 1960 г. по состоянию на 1 марта 1996 г.
и, напротив, – сужение в УК РСФСР 1960 г. в его первоначальной редакции. В то
же время постоянно возрастали число и удельный вес санкций со штрафом в
качестве одной из альтернатив лишению свободы.
§ 2 Штраф как вид уголовного наказания в законодательстве зарубежных
стран
Штраф как мера
уголовного наказания предусмотрен практически во всех зарубежных странах.
Однако объем и содержание его юридической регламентации, различны. Прежде
всего, это касается самого понятия штрафа. В этом отношении страны СНГ и Балтии
отличаются от государств “дальнего” зарубежья. Уголовные кодексы последних не
содержат легального определения штрафа. Напротив, все новые постсоветские государства
определяют в законе штраф как “денежное взыскание” (ст. 44.1 УК Азербайджанской
Республики[19], ч.1 ст. 50 УК
Республики Беларусь[20], ч.1ст. 40 УК Республики
Казахстан[21], ч.1 ст. 41 Уголовного
Закона Латвийской Республики[22], ч.1 ст. 44 УК Республики
Узбекистан[23], ч.1 ст. 53 УК Украины[24]).
При этом УК Азербайджана, Украины, Беларуси, Латвии упоминают, что штраф
налагается (назначается) судом. В УК Казахстана, Узбекистана такого уточнения
нет. Из рассматриваемых государств только в Узбекистане установлено, что штраф
– это “взыскание в доход государства” (ч.1 ст.44 УК). Согласно УК Украины,
Азербайджана штраф налагается “в случаях и пределах (размере), предусмотренных
Особенной частью УК либо просто настоящим кодексом”. В УК Беларуси указано, что
Кодекс определяет только “случаи” назначения штрафа, а в УК Казахстана, Латвии,
Узбекистана – его пределы (размер).
Почти во всех
рассматриваемых новых независимых государствах (кроме Латвии) система
предусмотренных уголовным кодексом наказаний построена по принципу “от менее
строгих – к более строгим”. Штраф соответственно рассматривается как наименее
строгое наказание. По степени репрессивности непосредственно за ним чаще всего
следуют лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью или аналогичные ему (ст. 48 УК Беларуси, ст. 39 УК
Казахстана, ст. 43 УК Узбекистана), лишение права управлять транспортным
средством (ст. 42 УК Азербайджана), лишение воинского, специального звания,
ранга, чина или квалификационного класса (ст. 51 УК Украины), принудительные (общественные)
работы (ст. 36 УК Латвии).
Более
разнообразными в этом отношении являются позиции законодателей стран “дальнего”
зарубежья. УК КНР устанавливает ближайшим к штрафу по степени строгости лишение
политических прав (ст.34)[25]. В Польше это
ограничение свободы (ст. 32 УК)[26]. В Болгарии (ч.1 ст. 37
УК) к штрафу по степени повышения строгости примыкает наказание в виде
исправительных работ[27], в Голландии –
общественные работы (ч.1 ст. 9 УК)[28]. В Испании (ст.32 УК) –
лишение определенных прав[29]. Наконец, в Швейцарии
(ст. 39 УК)[30], Японии (ст. 13 – 16 УК)[31],
Ираке (ст. 65 УК)[32] к штрафу по степени
строгости непосредственно примыкает лишение свободы в его разных видах.
В то же время,
судя по установленной в законе “лестнице” наказаний, в некоторых государствах
штраф не рассматривается в качестве самого мягкого наказания. В Беларуси и во
Франции более мягким, чем штраф, наказанием считаются бесплатные общественные
работы (ст. 48 УК Беларуси и ст. 131-3 УК Франции), в Болгарии – “обязательное
поселение без лишения свободы” и лишение права занимать определенную
государственную или общественную должность (ст. 37 УК). Судя по швейцарскому УК
(§43а и 44), более мягким наказанием, нежели штраф, считается увольнение от
должности и лишение родительской или опекунской власти, а в ФРГ – запрещение
управления транспортным средством (§44 УК Германии).
Способы
определения конкретных минимальных и максимальных размеров штрафа (как в Общей,
так и в Особенной частях УК) в зарубежных странах можно свести к следующим:
а) в абсолютных
суммах;
б) в условных
единицах;
в) кратно (или в
доле) к причиненному ущербу, полученному доходу и т.п.
В абсолютных
суммах штраф установлен в Китае, однако этот вопрос решается исключительно в
санкциях статей Особенной части УК[33]. В Болгарии конкретные
суммы штрафов (в левах) определяются также в Особенной части, однако согласно
ч.1 ст. 47 УК (Общая часть) штраф, во всяком случае, не может быть менее 0,5
лева. Сумма штрафа согласно УК Голландии не должна быть меньше пяти гульденов.
Штраф, назначенный за уголовное правонарушение, не должен быть больше максимума
указанной категории за это правонарушение. Уголовный кодекс Японии различает
два вида штрафа: “штраф” и “малый штраф” (ст.15, 17 УК). Последний определяется
в сумме от 1 тысячи до 10 тысяч иен. Для штрафа установлен лишь низший предел –
10 тысяч иен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|