Не ставя в рамках
настоящей статьи задачу детально обосновать определение нормы
оперативно-розыскного права, отметим лишь то, что эта правовая норма является
истинной, т.е. обладает объективным свойством, выражающим проверяемую практикой
меру пригодности ее содержания и формы в виде познавательно-оценочного образа
соответственно отражать тип, вид, уровень либо элемент развития человеческой
деятельности.
Структурно норма
оперативно-розыскного права, как и любая иная норма (в логическом ее
понимании), состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Автор специально акцентирует внимание читателей на рассмотрении нормы
оперативно-розыскного права как логической нормы, характеризующей бытие и связь
конкретных предписаний, их государственно-принудительные и нормативно-регулирующие
качества (в отличие от нормы-предписания, воплощающей государственное веление в
виде цельного нормативного положения, посвященного конкретному вопросу
правового регулирования[33]). Такой подход позволит
более детально осветить проблемы становления уголовно-розыскного права, поможет
точнее определить «болевые точки» процесса формирования законодательства об
оперативно-розыскной деятельности.
Элементы
логической нормы схематично можно представить так: «если - то - в противном
случае»[34]. Например, логическую
норму оперативно-розыскного права, состоящую из предписаний, содержащихся в ч.
2 ст. 16 и ч. 9 ст. 5 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в
Российской Федерации», можно представить в следующем виде: если возникла
реальная угроза противоправного посягательства на жизнь лица в связи с его
содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, то эти
органы обязаны принять необходимые меры к предотвращению противоправных
действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, в противном
случае (при осуществлении оперативно-розыскной деятельности с нарушением
Закона) наступает ответственность, предусмотренная законодательством Российской
Федерации.
На этом простом
примере можно убедиться, с одной стороны, в пользе конструирования логических
норм, а с другой - в несовершенстве действующего законодательства об
оперативно-розыскной деятельности. Анализ текста упомянутого Закона позволяет
сделать заключение о том, что в нем содержится единственное (!) упоминание о
возможных санкциях для нарушителей правил оперативно-розыскной деятельности (ч.
9 ст. 5 Закона). Причем эти санкции весьма и весьма декларативны. Что означает
«ответственность, предусмотренная законодательством Российской Федерации»?
Уголовная ответственность? Административная? Материальная? Какая-то иная? Или
все виды ответственности вместе взятые? Полагаем, что нарушение предписания
нормы оперативно-розыскного права может (и, разумеется, должно) влечь санкцию,
относящуюся исключительно к сфере уголовной, дисциплинарной или материальной
ответственности.
В связи с этим
необходимо предусмотреть в Законе об оперативно-розыскной деятельности санкции
(ответственность) за конкретные действия должностных лиц, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность. Такие санкции должны быть более
детализированы, чем имеющиеся в действующем Законе, и отнесены к конкретным
отраслям законодательства.
Не менее
актуальным, чем исследование норм оперативно-розыскного права как для теории,
так и для практики является изучение вопроса об оперативно-розыскных
правоотношениях или, точнее, о правовых отношениях в оперативно-розыскной
деятельности.
Известный
советский юрист М.С. Строгович считал, что «юридические законы нельзя понять и
правильно объяснить, если не рассматривать их вне связи с общественными
отношениями»[35]. Вне всякого сомнения,
его высказывание справедливо и в отношении законодательства об
оперативно-розыскной деятельности. Вообще проблема наличия и роли
правоотношений в такой деятельности государства связана с аналогичной не вполне
разрешенной проблемой в родственных для оперативно-розыскного права отраслях -
уголовном и уголовно-процессуальном праве прежде всего. Не секрет, что в
отечественной науке долгое время замалчивалось либо вообще отрицалось, в
частности, существование уголовно-правовых отношений[36].
Только в конце 50-х - начале 60-х годов, благодаря работам А.А. Пионтковского,
М.С. Строговича и других ученых, удалось разрушить миф об отсутствии в
уголовном праве правоотношений[37]. В результате
плодотворных дискуссий большинство ученых признали наличие правоотношений как в
уголовном, так и в уголовно-процессуальном праве. Был также отмечен их
специфический, отличный от других отраслей права характер, определяемый тем,
что отношения здесь возникают по поводу совершения преступления.
Таким образом,
при исследовании правоотношений в оперативно-розыскной деятельности возникает
двойная сложность. Во-первых, необходимо учитывать специфичность,
исключительность правоотношений в отраслях науки, от которых отпочковывается
оперативно-розыскное право. Во-вторых, нельзя забывать о феномене собственно
оперативно-розыскного права как новой комплексной отрасли. И все же постараемся
ответить на следующий вопрос: имеются ли, и если имеются, то в чем выражаются
правоотношения в оперативно-розыскной деятельности?
Читатели-оппоненты
заведомо могут выразить сомнение: возможно ли ограничить рамками правоотношений
борьбу органов обеспечения безопасности Российской Федерации (специальных служб
и правоохранительных органов) с преступлениями, равно как и в целом работу по
обеспечению безопасности личности, общества и государства, в их негласной сфере
деятельности? Что же, такие сомнения вполне уместны, хотя, скорее всего,
беспочвенны. Правоотношения в указанной сфере деятельности государства -
оперативно-розыскные правоотношения - не только теоретически возможны, но и
достаточно реальны, в чем и постараемся убедить читателей.
Рассуждения
начнем со следующей общетеоретической посылки. Исходя из реальности
оперативно-розыскного права (хотя и непризнанного пока наукой), предположим,
что в новой отрасли права правоотношений не существует. Разумеется, возможные
оппоненты могут возразить на это и заявить, что сама постановка вопроса о
реальности оперативно-розыскного права есть не более чем абстрактное
теоретизирование. Не возражая на это, пожелаем только придерживаться столь же
бескомпромиссной позиции и в возможной конкретной жизненной ситуации, в
которой, не дай Бог, может оказаться, наверное, почти каждый из потенциальных
оппонентов, т.е. в ситуации, когда российские специальные службы или
правоохранительные органы негласно ограничат его конституционные права в связи
с совершением «кем-либо» преступления. Вот тогда, следуя логике оппонента, ему
не следует возмущаться и требовать от компетентных органов ни объяснений в связи
с ограничением его прав человека и гражданина, ни материалов, возможно,
имеющегося «досье» па себя, ни компенсации за вероятное нанесение морального
вреда или материального ущерба, ни многого другого, регулированием чего и
призвано заниматься отрицаемое им оперативно-розыскное право. Став на такой
путь, придется, во-первых, проигнорировать положение теории о том, что во всех
отраслях права обязательно присутствуют правоотношения и, во-вторых, признать,
что оперативно-розыскное право является исключением в «семье» отраслей
российского права, так как оно должно строиться не в зависимости от предмета
правового регулирования (т.е. особенностей общественных отношений в данной
области права), а с учетом каких-то иных критериев. Возможно ли это?
Отрицательный ответ напрашивается сам собой. Следовательно, с позиций теории
предположение о наличии правоотношений в оперативно-розыскном праве
обоснованно, и вопрос, по-видимому, состоит лишь в том, чтобы их определить,
вычленить среди иных правоотношений, а также объяснить их особенности.
Оперативно-розыскная
деятельность как вид государственной деятельности заключается в защите человека
и гражданина от преступных посягательств посредством решения задач по
предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений и розыску лиц,
их совершивших («узкое» толкование оперативно-розыскной деятельности). В ней,
как и в других видах деятельности государства (например, в
уголовно-исполнительной и уголовно-процессуальной), должно сохраняться общее
положение: осуществление органами обеспечения безопасности и их должностными
лицами своих правомочий в оперативно-розыскной деятельности (в частности, в
оперативно-розыскном процессе) производится посредством преломления их в сугубо
специфических правоотношениях - оперативно-розыскных отношениях. Силы
обеспечения безопасности Российской Федерации и их представители, реализующие
на практике нормы оперативно-розыскного права, являются субъектами
(участниками) оперативно-розыскных отношений точно так же, как следователь и
суд являются участниками (субъектами) уголовно-процессуальных отношений,
применяя меры уголовно-процессуального характера. Иные лица (конфиденты и
специалисты, с одной стороны, проверяемый и разыскиваемый - с другой),
участвующие в производстве по оперативному делу и наделенные определенными
правами и обязанностями, также выступают субъектами (участниками)
оперативно-розыскных отношений[38].
Следовательно,
оперативно-розыскные отношения возникают в основной части оперативно-розыскной
деятельности, называемой оперативно-розыскным процессом, т.е. в основанной на
законе и, как правило, облеченной в форму правовых отношений деятельности
органов обеспечения безопасности Российской Федерации, использующих специальные
силы и средства, осуществляемой в целях предупреждения совершения преступлений,
поиска событий преступлений и розыска лиц, уклоняющихся от правосудия, а также
с целью способствования решению задач уголовного судопроизводства и
уголовно-исполнительного производства.
Думается, что в
практической оперативно-розыскной деятельности сил обеспечения безопасности уже
достаточно давно сложились объективные предпосылки для интеграции имеющихся
процедур и порядка осуществления отдельных оперативно-розыскных действий в
единый оперативно-розыскной процесс. Хотя ученым и специалистам еще только
предстоит разработать основы теории оперативно-розыскного процесса.
Такая теория
должна являться частью науки формирующегося оперативно-розыскного права (в
перспективе - возможно, самостоятельной отраслью правовой процессуальной
науки), в. которой будут рассматриваться общие закономерности
оперативно-процессуальных правоотношений, возникающих в оперативно-розыскной
деятельности, а также изучаться процедуры (порядок) их отображения в
оперативно-служебных документах (в частности, в оперативных делах). Одна из
основных задач новой теории заключается в разработке оперативно-процессуальных
(оперативно-розыскных) правоотношений, положений о правах, обязанностях и
ответственности сторон оперативно-розыскного процесса, а также в исследовании
оперативно-процессуальных форм.
Особо отметим
цель и задачи оперативно-розыскного процесса. Они заключаются не в изобличении
и наказании лиц, совершивших общественно опасное деяние. (В таком случае
оперативно-розыскной процесс «переродится» в «чисто» уголовный со всеми
вытекающими отсюда правовыми последствиями.) Целью и задачами оперативно-розыскного
процесса являются:
- предупреждение
и выявление специфическими (в основном негласными) методами и средствами
событий преступлений;
- розыск лиц,
скрывающихся от правосудия или пропавших без вести;
- оказание
действенной помощи органам дознания и предварительного следствия в пресечении и
расследовании преступлений (опять-таки используя присущие оперативно-розыскной
деятельности специфические методы и средства).
Итак,
оперативно-розыскная деятельность состоит, с одной стороны, в реализации прав и
обязанностей сил обеспечения безопасности (наделенных законодателем правом на
ее осуществление) в процессе защиты охраняемых объектов от лиц, совершающих
общественно опасные деяния, а с другой - в использовании прав и выполнении
обязанностей иными субъектами и участниками оперативно-розыскной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что изложенная ситуация есть не что иное,
как описание некоего вида правовых отношений - оперативно-розыскных отношений.
Действительно, в
оперативно-розыскной деятельности (и ее сердцевине - оперативно-розыскном
процессе) силы обеспечения безопасности Российской Федерации и их должностные
лица располагают законными правомочиями для предупреждения, выявления,
пресечения и расследования преступлений, а также для того, чтобы в определенных
законом случаях ограничивать конституционные права граждан. Однако их
деятельность нельзя уподобить дороге с односторонним движением, так как в сферу
их интересов попадают граждане, точно так же имеющие определенные права и
обязанности. Иное дело, что в нормах Закона об оперативно-розыскной
деятельности компетенция последних не нашла должного отражения. Ради
объективности отметим, что «зачатки» правомочий этой стороны
оперативно-розыскных правоотношений в Законе все же просматриваются. Согласно ч.3
ст.5 лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в
установленном законом порядке, полагающее, что в отношении его проводились
оперативно-розыскные мероприятия, вправе истребовать от органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, сведения о характере полученной в отношении
его информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих
разглашение государственной тайны. Тем не менее последнее
обстоятельство ни в коей мере не умаляет значения выводов о том, что применение
норм оперативно-розыскного права осуществляется посредством
оперативно-розыскных правоотношений, т.е. точно так же, как и в иных отраслях
российского права.
Вместе с тем
оперативно-розыскным правоотношениям свойственна и определенная специфика. Отношения,
в которых праву одного субъекта обязательно корреспондирует обязанность
другого, характерные, в частности, для гражданского обязательственного права
или в целом для уголовного процесса, в оперативно-розыскной деятельности не
играют столь существенной роли. Оперативно-розыскные правоотношения имеются
только там, где участвующие в оперативно-розыскном процессе лица (проверяемые,
разыскиваемые или лица, чьи конституционные права были ограничены) могут
осуществлять свои права (т.е. иметь защитника, обращаться в суд в связи с
нарушением их прав силами. обеспечения безопасности России и их должностными
лицами, требовать предоставления «оперативного досье» и т.п.).
Оперативно-розыскные
правоотношения - это возникающая на основе норм оперативно-розыскного права
связь между субъектами (участниками) оперативно-розыскной деятельности,
характеризуемая наличием единства их юридических прав и обязанностей и
гарантируемая принудительной силой государства.
Заключение
Итак, мы рассмотрели тему: «Уголовно-правовые
средства, обеспечивающие оперативно-розыскную деятельность» в ходе которой
пришли к следующим выводам:
-
на
протяжении многих веков совершенствовалось законодательное регулирование
сыскной работы, и работа сыщиков, ее методы, но все же развитие происходило не
так активно, как в последнее десятилетие. Только с середины 90-х годов прошлого
столетия нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности выросло в
настоящую систему;
-
сегодня
законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность, представляет
собой целую систему нормативных актов. Во главе такой системы стоит Конституция
РФ. В соответствие и во исполнение Конституции РФ разработаны нормативные акты,
центральными из которых является Федеральный Закон № 144 – ФЗ от 12 августа 1995
года «Об оперативно – розыскной деятельности», Уголовный кодекс РФ и
Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
-
цели
оперативно-розыскной деятельности основаны на целях уголовного права и
дополняются ими, они являются определяющими для постановки задач и выработки
принципов оперативно-розыскной деятельности. Для достижения целей уголовного
законодательства оперативно-розыскными средствами и методами в общей части УК
РФ разработаны правовые институты, которые можно назвать уголовно-правовыми
средствами, обеспечивающими оперативно-розыскную деятельность;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|