Меню
Поиск



рефераты скачать Уголовно-правовые средства, обеспечивающие осуществление оперативно-розыскной деятельности

Не ставя в рамках настоящей статьи задачу детально обосновать определение нормы оперативно-розыскного права, отметим лишь то, что эта правовая норма является истинной, т.е. обладает объективным свойством, выражающим проверяемую практикой меру пригодности ее содержания и формы в виде познавательно-оценочного образа соответственно отражать тип, вид, уровень либо элемент развития человеческой деятельности.

Структурно норма оперативно-розыскного права, как и любая иная норма (в логическом ее понимании), состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Автор специально акцентирует внимание читателей на рассмотрении нормы оперативно-розыскного права как логической нормы, характеризующей бытие и связь конкретных предписаний, их государственно-принудительные и нормативно-регулирующие качества (в отличие от нормы-предписания, воплощающей государственное веление в виде цельного нормативного положения, посвященного конкретному вопросу правового регулирования[33]). Такой подход позволит более детально осветить проблемы становления уголовно-розыскного права, поможет точнее определить «болевые точки» процесса формирования законодательства об оперативно-розыскной  деятельности.

Элементы логической нормы схематично можно представить так: «если - то - в противном случае»[34]. Например, логическую норму оперативно-розыскного права, состоящую из предписаний, содержащихся в ч. 2 ст. 16 и ч. 9 ст. 5 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», можно представить в следующем виде: если возникла реальная угроза противоправного посягательства на жизнь лица в связи с его содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, то эти органы обязаны принять необходимые меры к предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, в противном случае (при осуществлении оперативно-розыскной деятельности с нарушением Закона) наступает ответственность, предусмотренная законодательством Российской Федерации.

На этом простом примере можно убедиться, с одной стороны, в пользе конструирования логических норм, а с другой - в несовершенстве действующего законодательства об оперативно-розыскной деятельности. Анализ текста упомянутого Закона позволяет сделать заключение о том, что в нем содержится единственное (!) упоминание о возможных санкциях для нарушителей правил оперативно-розыскной деятельности (ч. 9 ст. 5 Закона). Причем эти санкции весьма и весьма декларативны. Что означает «ответственность, предусмотренная законодательством Российской Федерации»? Уголовная ответственность? Административная? Материальная? Какая-то иная? Или все виды ответственности вместе взятые? Полагаем, что нарушение предписания нормы оперативно-розыскного права может (и, разумеется, должно) влечь санкцию, относящуюся исключительно к сфере уголовной, дисциплинарной или материальной ответственности.

В связи с этим необходимо предусмотреть в Законе об оперативно-розыскной деятельности санкции (ответственность) за конкретные действия должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Такие санкции должны быть более детализированы, чем имеющиеся в действующем Законе, и отнесены к конкретным отраслям законодательства.

Не менее актуальным, чем исследование норм оперативно-розыскного права как для теории, так и для практики является изучение вопроса об оперативно-розыскных правоотношениях или, точнее, о правовых отношениях в оперативно-розыскной деятельности.

Известный советский юрист М.С. Строгович считал, что «юридические законы нельзя понять и правильно объяснить, если не рассматривать их вне связи с общественными отношениями»[35]. Вне всякого сомнения, его высказывание справедливо и в отношении законодательства об оперативно-розыскной деятельности. Вообще проблема наличия и роли правоотношений в такой деятельности государства связана с аналогичной не вполне разрешенной проблемой в родственных для оперативно-розыскного права отраслях - уголовном и уголовно-процессуальном праве прежде всего. Не секрет, что в отечественной науке долгое время замалчивалось либо вообще отрицалось, в частности, существование уголовно-правовых отношений[36]. Только в конце 50-х - начале 60-х годов, благодаря работам А.А. Пионтковского, М.С. Строговича и других ученых, удалось разрушить миф об отсутствии в уголовном праве правоотношений[37]. В результате плодотворных дискуссий большинство ученых признали наличие правоотношений как в уголовном, так и в уголовно-процессуальном праве. Был также отмечен их специфический, отличный от других отраслей права характер, определяемый тем, что отношения здесь возникают по поводу совершения преступления.

Таким образом, при исследовании правоотношений в оперативно-розыскной деятельности возникает двойная сложность. Во-первых, необходимо учитывать специфичность, исключительность правоотношений в отраслях науки, от которых отпочковывается оперативно-розыскное право. Во-вторых, нельзя забывать о феномене собственно оперативно-розыскного права как новой комплексной отрасли. И все же постараемся ответить на следующий вопрос: имеются ли, и если имеются, то в чем выражаются правоотношения в оперативно-розыскной деятельности?

Читатели-оппоненты заведомо могут выразить сомнение: возможно ли ограничить рамками правоотношений борьбу органов обеспечения безопасности Российской Федерации (специальных служб и правоохранительных органов) с преступлениями, равно как и в целом работу по обеспечению безопасности личности, общества и государства, в их негласной сфере деятельности? Что же, такие сомнения вполне уместны, хотя, скорее всего, беспочвенны. Правоотношения в указанной сфере деятельности государства - оперативно-розыскные правоотношения - не только теоретически возможны, но и достаточно реальны, в чем и постараемся убедить читателей.

Рассуждения начнем со следующей общетеоретической посылки. Исходя из реальности оперативно-розыскного права (хотя и непризнанного пока наукой), предположим, что в новой отрасли права правоотношений не существует. Разумеется, возможные оппоненты могут возразить на это и заявить, что сама постановка вопроса о реальности оперативно-розыскного права есть не более чем абстрактное теоретизирование. Не возражая на это, пожелаем только придерживаться столь же бескомпромиссной позиции и в возможной конкретной жизненной ситуации, в которой, не дай Бог, может оказаться, наверное, почти каждый из потенциальных оппонентов, т.е. в ситуации, когда российские специальные службы или правоохранительные органы негласно ограничат его конституционные права в связи с совершением «кем-либо» преступления. Вот тогда, следуя логике оппонента, ему не следует возмущаться и требовать от компетентных органов ни объяснений в связи с ограничением его прав человека и гражданина, ни материалов, возможно, имеющегося «досье» па себя, ни компенсации за вероятное нанесение морального вреда или материального ущерба, ни многого другого, регулированием чего и призвано заниматься отрицаемое им оперативно-розыскное право. Став на такой путь, придется, во-первых, проигнорировать положение теории о том, что во всех отраслях права обязательно присутствуют правоотношения и, во-вторых, признать, что оперативно-розыскное право является исключением в «семье» отраслей российского права, так как оно должно строиться не в зависимости от предмета правового регулирования (т.е. особенностей общественных отношений в данной области права), а с учетом каких-то иных критериев. Возможно ли это? Отрицательный ответ напрашивается сам собой. Следовательно, с позиций теории предположение о наличии правоотношений в оперативно-розыскном праве обоснованно, и вопрос, по-видимому, состоит лишь в том, чтобы их определить, вычленить среди иных правоотношений, а также объяснить их особенности.

Оперативно-розыскная деятельность как вид государственной деятельности заключается в защите человека и гражданина от преступных посягательств посредством решения задач по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений и розыску лиц, их совершивших («узкое» толкование оперативно-розыскной деятельности). В ней, как и в других видах деятельности государства (например, в уголовно-исполнительной и уголовно-процессуальной), должно сохраняться общее положение: осуществление органами обеспечения безопасности и их должностными лицами своих правомочий в оперативно-розыскной деятельности (в частности, в оперативно-розыскном процессе) производится посредством преломления их в сугубо специфических правоотношениях - оперативно-розыскных отношениях. Силы обеспечения безопасности Российской Федерации и их представители, реализующие на практике нормы оперативно-розыскного права, являются субъектами (участниками) оперативно-розыскных отношений точно так же, как следователь и суд являются участниками (субъектами) уголовно-процессуальных отношений, применяя меры уголовно-процессуального характера. Иные лица (конфиденты и специалисты, с одной стороны, проверяемый и разыскиваемый - с другой), участвующие в производстве по оперативному делу и наделенные определенными правами и обязанностями, также выступают субъектами (участниками) оперативно-розыскных отношений[38].

Следовательно, оперативно-розыскные отношения возникают в основной части оперативно-розыскной деятельности, называемой оперативно-розыскным процессом, т.е. в основанной на законе и, как правило, облеченной в форму правовых отношений деятельности органов обеспечения безопасности Российской Федерации, использующих специальные силы и средства, осуществляемой в целях предупреждения совершения преступлений, поиска событий преступлений и розыска лиц, уклоняющихся от правосудия, а также с целью способствования решению задач уголовного судопроизводства и уголовно-исполнительного производства.

Думается, что в практической оперативно-розыскной деятельности сил обеспечения безопасности уже достаточно давно сложились объективные предпосылки для интеграции имеющихся процедур и порядка осуществления отдельных оперативно-розыскных действий в единый оперативно-розыскной процесс. Хотя ученым и специалистам еще только предстоит разработать основы теории оперативно-розыскного процесса.

Такая теория должна являться частью науки формирующегося оперативно-розыскного права (в перспективе - возможно, самостоятельной отраслью правовой процессуальной науки), в. которой будут рассматриваться общие закономерности оперативно-процессуальных правоотношений, возникающих в оперативно-розыскной деятельности, а также изучаться процедуры (порядок) их отображения в оперативно-служебных документах (в частности, в оперативных делах). Одна из основных задач новой теории заключается в разработке оперативно-процессуальных (оперативно-розыскных) правоотношений, положений о правах, обязанностях и ответственности сторон оперативно-розыскного процесса, а также в исследовании оперативно-процессуальных форм.

Особо отметим цель и задачи оперативно-розыскного процесса. Они заключаются не в изобличении и наказании лиц, совершивших общественно опасное деяние. (В таком случае оперативно-розыскной процесс «переродится» в «чисто» уголовный со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.) Целью и задачами оперативно-розыскного процесса являются:

- предупреждение и выявление специфическими (в основном негласными) методами и средствами событий преступлений;

- розыск лиц, скрывающихся от правосудия или пропавших без вести;

- оказание действенной помощи органам дознания и предварительного следствия в пресечении и расследовании преступлений (опять-таки используя присущие оперативно-розыскной деятельности специфические методы и средства).

Итак, оперативно-розыскная деятельность состоит, с одной стороны, в реализации прав и обязанностей сил обеспечения безопасности (наделенных законодателем правом на ее осуществление) в процессе защиты охраняемых объектов от лиц, совершающих общественно опасные деяния, а с другой - в использовании прав и выполнении обязанностей иными субъектами и участниками оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что изложенная ситуация есть не что иное, как описание некоего вида правовых отношений - оперативно-розыскных отношений.

Действительно, в оперативно-розыскной деятельности (и ее сердцевине - оперативно-розыскном процессе) силы обеспечения безопасности Российской Федерации и их должностные лица располагают законными правомочиями для предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений, а также для того, чтобы в определенных законом случаях ограничивать конституционные права граждан. Однако их деятельность нельзя уподобить дороге с односторонним движением, так как в сферу их интересов попадают граждане, точно так же имеющие определенные права и обязанности. Иное дело, что в нормах Закона об оперативно-розыскной деятельности компетенция последних не нашла должного отражения. Ради объективности отметим, что «зачатки» правомочий этой стороны оперативно-розыскных правоотношений в Законе все же просматриваются. Согласно ч.3 ст.5 лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, полагающее, что в отношении его проводились оперативно-розыскные мероприятия, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о характере полученной в отношении его информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны. Тем не менее последнее обстоятельство ни в коей мере не умаляет значения выводов о том, что применение норм оперативно-розыскного права осуществляется посредством оперативно-розыскных правоотношений, т.е. точно так же, как и в иных отраслях российского права.

Вместе с тем оперативно-розыскным правоотношениям свойственна и определенная специфика. Отношения, в которых праву одного субъекта обязательно корреспондирует обязанность другого, характерные, в частности, для гражданского обязательственного права или в целом для уголовного процесса, в оперативно-розыскной деятельности не играют столь существенной роли. Оперативно-розыскные правоотношения имеются только там, где участвующие в оперативно-розыскном процессе лица (проверяемые, разыскиваемые или лица, чьи конституционные права были ограничены) могут осуществлять свои права (т.е. иметь защитника, обращаться в суд в связи с нарушением их прав силами. обеспечения безопасности России и их должностными лицами, требовать предоставления «оперативного досье» и т.п.).

Оперативно-розыскные правоотношения - это возникающая на основе норм оперативно-розыскного права связь между субъектами (участниками) оперативно-розыскной деятельности, характеризуемая наличием единства их юридических прав и обязанностей и гарантируемая принудительной силой государства.

Заключение


Итак, мы рассмотрели тему: «Уголовно-правовые средства, обеспечивающие оперативно-розыскную деятельность» в ходе которой пришли к следующим выводам:

-                     на протяжении многих веков совершенствовалось законодательное регулирование сыскной работы, и работа сыщиков, ее методы, но все же развитие происходило не так активно, как в последнее десятилетие. Только с середины 90-х годов прошлого столетия нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности выросло в настоящую систему;

-                     сегодня законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность, представляет собой целую систему нормативных актов. Во главе такой системы стоит Конституция РФ. В соответствие и во исполнение Конституции РФ разработаны нормативные акты, центральными из которых является Федеральный Закон  № 144 – ФЗ от 12 августа 1995 года «Об оперативно – розыскной деятельности», Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

-                     цели оперативно-розыскной деятельности основаны на целях уголовного права и дополняются ими, они являются определяющими для постановки задач и выработки принципов оперативно-розыскной деятельности. Для достижения целей уголовного законодательства оперативно-розыскными средствами и методами в общей части УК РФ разработаны правовые институты, которые можно назвать уголовно-правовыми средствами, обеспечивающими оперативно-розыскную деятельность;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.