Уголовно-правовые средства, обеспечивающие осуществление оперативно-розыскной деятельности
С
О Д Е Р Ж А Н И Е:
Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Законодательное регулирование ОРД…………….5
1.1. История………………………………………………………….5
1.2.
Современное
состояние……………………………………..11
Глава 2.
Анализ уголовно-правовых средств,
обеспечивающих
осуществление ОРД…………………………18
2.1.
Характеристика норм Общей части
УК РФ,
обеспечивающих осуществление ОРД………………..18
2.2. Юридический
анализ норм Особенной части
УК РФ,
обеспечивающих осуществление ОРД…………………63
Глава 3. Оперативно-розыскное право……………………….70
Заключение…………………………………………………………...81
Список
литературы………………………………………………….84
Введение
Принятый 13 марта 1992 г. Закон РФ «Об
оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» легитимировал одну из
«вечных» функций государства — деятельность, с одной стороны, по
предупреждению, выявлению и пресечению преступлений с помощью специальных сил и
средств, а с другой — по обеспечению безопасности личности, общества и
государства, опять-таки с использованием негласных возможностей. Как на
фотонегативе, проявился ранее невидимый пласт достаточно самостоятельной
общественно полезной деятельности правоохранительных органов и специальных
служб, о которой совсем недавно многие граждане вообще ничего не знали или
только смутно догадывались. И вдруг, как по мановению волшебной палочки,
широкая общественность была поставлена перед тем фактом, что в соответствии с
российским законом допускается оперативная (тайная) проверка отдельных граждан,
вторжение в их личную жизнь, ограничение ряда конституционных прав. Причем
осуществляется все это не в рамках уголовно-процессуальной деятельности, а на
так называемом предварительном ее этапе — в оперативно-розыскной работе.
Предлагаемая работа по теме «Уголовно-правовые
средства, обеспечивающие осуществление оперативно-розыскной деятельности»
учебного курса «Уголовное право России» базируется на открытых законодательных
и иных нормативных правовых актах и учебных материалах. В связи со вступлением
в силу Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности утратили
значимость ранее изданные в закрытых образовательных учреждениях страны учебные
и учебно-методические материалы по правовому регулированию оперативно-розыскной
работы, так как базой для их создания служило разобщенное ведомственное
нормотворчество и ныне отмененные советские законы. Эти обстоятельства
определяют актуальность выбора темы работы.
С целью
осмысления и систематизации знаний по изучаемой теме учебного курса работа
состоит из трех глав. В первой главе кратко рассмотрены основные исторические
этапы нормативно-правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
Во второй главе
рассмотрены не отдельные уголовно-правовые нормы, как средства, обеспечивающие
осуществление оперативно-розыскной деятельности, а совокупность их свойств,
объединяющих эти нормы в уголовно-правовые институты. В этой же главе уделено
внимание концепции оперативного риска как одной из наиболее близких к
уголовно-правовым категориям.
В третьей главе
представленной работы основное внимание уделяется исследованию
оперативно-розыскного права.
Глава 1. Законодательное
регулирование ОРД
1.1.
История.
Раскрывая тему
«Уголовно-правовые средства, обеспечивающие оперативно-розыскную деятельность»
невозможно обойти стороной историческое развитие нормативного регулирования
оперативно-розыскной деятельности.
На Руси в начале возникновения государственности
специального полицейского аппарата не существовало. Соответствующие функции на
территории своего княжества осуществлял князь и различные его представители
(княжеские вирники, мечники, писцы, тиуны, десятские и т.п.). При необходимости
розыск и изобличение преступников без участия княжеских представителей мог
осуществляться посредством древнего формального правила «куда приведет след,
там и находится преступник», установленного первой редакцией «Русской правды» и
ст. 77 «Пространной правды» («свод», «гонение следа»).[1]
Это предписание позволяло активно привлекать к розыску много людей,
объединенных общиной.
По мере формирования и укрепления централизованного
московского государства происходит развитие административно – судебных органов.
Совершенствуется система розыска преступников, особенно сыскной работы,
производимой по делам о государственных преступлениях и «ведомых лихих людях».
Законодательное закрепление эти новшества нашли в Судебнике 1497 года – первом
кодексе общерусского права. В соответствие с его нормами розыск наиболее
опасных для общества преступников, осуществляемый представителями княжеской
администрации (наместниками и волостелями с их помощниками), дополнялся
розыском, производимым судебными органами – учреждениями более полицейскими по
тому времени.[2]
В ХV – начале XVI вв. розыск и поимка
преступников стали возлагаться на представителей центральной власти – «особых
обыщиков». Это были первые сыщики на Руси. Они присылались из Москвы «… в
случаях умножения в какой – либо местности разбоев и татаев», а также в
наиболее суровые времена, когда действия преступников приобретали такой размах,
что для их пресечения возникала необходимость в применении военной силы. [3]
Начало
специальным судебно-полицейским учреждениям положил Преображенский приказ,
которому в соответствие с царским указом 1702 года, передавались дела,
именуемые ранее «государевыми».
В 1711 г. Петр 1 учредил
институт фискалов, действовавших во взаимодействии с майорскими канцеляриями
(«Тайных розыскных дел канцеляриями»), основные функции которых сводились к
розыску политических преступников по личному поручению императора и
расследованию их деяний.
По наиболее
сложным и важным делам следствие могло поручаться также особым чиновникам,
выделяемым губернским начальством или даже министром внутренних дел. Иногда к
этой работе подключались целые комитеты, составляемые из чинов различных
ведомств, при главенствующей роли офицеров корпуса жандармов.
По делам об
убийствах помещиков их крестьянами расследование производилось губернскими
представителями дворянства совместно с жандармскими штаб – офицерами.
Император, другие представители верховной власти могли возлагать организацию и
проведение следствия на специально ими выделенных лиц.[4]
Перечисленные
исторические вехи в развитии судебно – полицейских органов стали предтечей
небезизвестных следственных комиссий, которые стали «наряжаться» для
расследования особо опасных преступлений уже при Екатерине II.
В дальнейшем эта
коллегиальная форма расследования получила самое широкое применение, что
подтверждается многочисленными историческими источниками, а также событиями и
фактами того периода. Так, по свидетельству И. Фойницкого, в начале XIX века производство предварительного
следствия всецело лежало на полиции или на комиссиях, командируемых судами в
особенно важных случаях. Это подтверждается, в частности тем, что комиссия
военного суда, учрежденная при лейб – гвардии конном полку из его офицеров
вместе с презусом (то есть председателем) полковником Бреверном и аудитором
Масловым, выполнявшим обязанности секретаря и прокурора, две недели занимались
следствием по факту получения смертельного ранения А. Пушкиным на поединке,
состоявшемся 27 января 1837 г.
В параграфе 9
«Руководства по производству следствий» можно прочитать, что следственные
комиссии могли быть назначаемы в особенно важных случаях судебными местами, или
непосредственно, или по представлению полиции, по предложению уездного
стряпчего и губернского прокурора, или же по предписанию начальника губернии. В
их состав входил судебный следователь, другой член уездного суда или
магистрата и чиновник местной градской или земской полиции. Начальник губернии
мог сверх того отряжать в оную особого чиновника по своему усмотрению.[5]
В параграфе 6
того же источника содержится указание на то, что судебный следователь мог
производить следствие один или в составе особо наряженной следственной
комиссии, как старший член оной.
И хотя русскому
уголовному судопроизводству уже был известен институт временных, а затем и
постоянных следователей по особо важным делам при окружных судах
(1860-1867-1875 гг.), производство предварительного следствия по наиболее
значимым из них, вызвавших большой общественный резонанс, по – прежнему
поручалось следственным и, действовавшим иногда параллельно с ними розыскным
комиссиям.
Повышенный
интерес для нас представляет нормативная регламентация оперативно – розыскной
деятельности в ХХ веке, когда государственное устройство России претерпевало
значительные метаморфозы. Однако, в ходе этих коренных изменений правовое
регулирование сыскной работы, характерная для прошлого времени, отбрасывалась
далеко не всегда. Новые власти в той или иной мере учитывали накопленный
многовековой опыт.
Одними их первых
органов сыска и расследования советского государства были розыскная комиссия и
следственная комиссия Военно – революционного комитета Петроградского Совета
рабочих и солдатских депутатов, ведение следствия в которой, как правило
поручалось одному лицу. Наиболее важные вопросы разрешались коллегиально
членами комиссии. В случае сложности, срочности или большого объема
расследования следствие могло вести несколько лиц.
На Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, состоявшейся
в июне 1920 года по инициативе НКВД, был поставлен вопрос о налаживании
взаимодействия путем создания единого следственно – розыскного аппарата. Но
данный вопрос разрешен не был. Аргументы противников объединения сводились к
тому, что слияние процессуальных и оперативно – тактических средств доказывания
может неблагоприятно сказаться на объективности расследования.
Розыскные и
следственные комиссии находились под гнетом тех же
организационно-процессуальных проблем, которые присущи современным следственным
и оперативным группам, что объясняется, по крайней мере, ведомственным
разобщением соответствующих подразделений.
Розыскные
и следственные комиссии в послеоктябрьский период не потеряли своего
процессуально - правового значения, как надежное средство борьбы с
контрреволюцией, диверсиями, саботажем и другими проявлениями антисоветского
характера.
Современный или постсоветский
период правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в России можно
назвать наиболее значительным. От правового регулирования негласной работы в
основном на подзаконном уровне сделан резкий скачек на уровень законодательной
регламентации. Началом является дата принятия первого Закона «Об
оперативно-розыскной деятельности» 13 августа 1992 года,[6]
открыто регулировавшего тайную работу правоохранительных органов и спецслужб
России.
В указанном Законе давалось
определение оперативно-розыскной деятельности, указывались ее цели и задачи, принципы,
предусматривались гарантии соблюдения прав и свобод личности, давался закрытый
перечень оперативно-розыскных действий, основания и условия их проведения,
излагались основания и элементы порядка производства оперативной проверки, а
также использования результатов оперативно-розыскной деятельности. Закон
содержал исчерпывающий перечень государственных органов, правомочных
осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Но характер времени, в которое
данный Закон был принят все – таки наложил свой отпечаток на этот нормативный
акт. В Законе отразились противоречия, присущие специфическому, в основном
негласному виду деятельности государства так называемому «смутному» времени. В
Законе содержалось большое количество бланкетных отсылочных юридических норм,
ряд положений носил декларативный характер.
12 августа 1995 года был
принят новый, ныне действующий Федеральный закон «Об оперативно-розыскной
деятельности»[7], который составляет одну
из важнейших звеньев системы законодательства, регулирующей
оперативно-розыскную деятельность и уголовно-правовые средства, обеспечивающие
ее осуществление.
Итак, рассматривая в
настоящем параграфе историческое развитие нормативного регулирования
оперативно-розыскной деятельности мы одновременно проследили как на различных
исторических этапах российского государства возникла и развивалась сыскная
работа. Видно, что в России на протяжении многих веков совершенствовалось
законодательное регулирование сыскной работы, и работа сыщиков, ее методы, но
все же развитие происходило не так активно, как в последнее десятилетие. Только
с середины 90-х годов прошлого столетия нормативное регулирование
оперативно-розыскной деятельности выросло в настоящую систему. В следующем
параграфе мы рассмотрим какое современное состояние законодательного
регулирования оперативно-розыскной деятельности.
1.2.
Современное
состояние.
Система законодательства,
регулирующая оперативно – розыскную деятельность на современном этапе
представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативных
правовых актов, принятых полномочными органами законодательной власти, а также
правовых актов органов исполнительной власти, изданных в пределах их
компетенции, направленных на регулирование оперативно – розыскной деятельности.
Настоящая система законодательства
основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из соответствующих
Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также
законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации,
регулирующих оперативно – розыскную деятельность.
Правоотношения, охватывающие сферу
оперативно–розыскной деятельности, складываются не только из отношений, которые
непосредственно касаются самого процесса осуществления оперативно–розыскной
деятельности, они еще тесно взаимодействуют с отношениями, возникающими в ходе
взаимодействия органов, осуществляющих оперативно–розыскную деятельность и
следователей, прокуратуры и суда, а также и других правоотношений. Поэтому, при
изучении настоящей темы нельзя не коснуться и других правовых актов,
регулирующих отношения, соприкасающиеся с рассматриваемой сферой.
Систему законодательства,
регулирующую оперативно–розыскную деятельность возглавляет Конституция
Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. Именно
она имеет верховенство на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи
4 Конституции РФ).
Все остальные нормативные правовые
акты должны издаваться в соответствии с Конституцией РФ, не противоречить ее
положениям.
Специфика оперативно-розыскной
деятельности заключается в том, что ее осуществление таким или иным образом
является вмешательством в частную жизнь граждан и часто тайным, негласным
способом.
А Конституция РФ (ст. 2)
устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –
обязанность государства. Конституция РФ определяет основные права граждан,
является гарантом защиты этих прав и определяет основное направление политики
государства по охране прав граждан от посягательств.
Конституция РФ закрепляет в своих положениях следующие
нормы, регулирующие основные гарантии государства человеку и гражданину при осуществлении
соответствующими органами оперативно – розыскной деятельности:
Часть 1 ст. 49 Конституции РФ гласит, что каждый
обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность
не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена
вступившим в силу приговором суда;
Часть 2 ст. 49 Конституции РФ закрепляет, что
обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
Часть 2 ст. 50 Конституции РФ, устанавливает, что при
осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных
с нарушением федерального закона;
Права и свободы человека и
гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной
власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием – ст. 18
Конституции РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|