Меню
Поиск



рефераты скачать Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

Существует несколько методов ценообразования, предполагающих включение в цену товара определённого процента наценки [31, с.332-334].

Метод ценообразования на основе переменных затрат. Сущность данного метода заключается в расчёте некоторой процентной наценки к переменным затратам для каждого вида продукции. Цена должна покрыть всю сумму затрат и обеспечить получение желаемой прибыли.

Рассмотрим информацию о реализации холодильных витрин ЧУП «Белкоопоптторг» (приложения 32, 33). Данные приведены в таблице 15 (затраты определены на основании специального расчёта):

Таблица 15. Данные о реализации холодильных витрин

ЧУП «Белкоопоптторг» в 2004 году

Желаемая величина прибыли, руб.

Суммарные постоянные расходы, руб.

Переменные расходы на единицу, руб.

Кол-во реализованных единиц, шт.

Суммарные переменные издержки, руб.

Закупочная цена еди-ницы, руб.

66191190

94586878

176166

1300

229015343

2545815

Примечание. Источник: собственная разработка.

Рассчитаем цену витрины на основе данного метода:

% наценки = [(Желаемая величина прибыли + Суммарные постоянные затраты) / Суммарные переменные затраты] * 100% = [(66191190 + 94586878) :   : 229015343] * 100 = 70,2%

Цена на основе переменных затрат = [Закупочная цена + Переменные затраты на единицу * (100 + % наценки)] : 100 = 2545815 + 176166 * 1,702 =      = 2845650 (руб.)

Итак, при продажной цене 2845650 рублей ЧУП «Белкоопоптторг» удастся покрыть все затраты и получить желаемую прибыль.

Метод валовой прибыли. В качестве расчётной базы используется валовая прибыль, которая определяется как разница между выручкой от реализации товара и себестоимостью продаж. Цена, устанавливаемая по этому методу, должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не были учтены при расчёте валовой прибыли.

% наценки = [(Желаемая величина прибыли + Суммарные расходы) :        : Стоимость закупки всего объёма товара] *100 = [(66191190 + 323602221) :        : 3309559500] *100 = 11,78%

Цена на основе валовой прибыли = [Закупочная цена * (100 + % наценки)] : 100 = 2545815 * 1,1178 = 2845712 (руб.).

Метод рентабельности продаж. При использовании данного метода процентная надбавка включает в себя только желаемую величину прибыли. Чтобы этот метод был эффективным, все затраты должны быть распределены  по единицам товара.

% наценки = [Желаемая величина прибыли / (Суммарные затраты + Закупочная стоимость всего объёма товара)] * 100= [66191190 / (323602221 + 3309559500)] *100 = 1,82%

Цена на основе рентабельности продаж = (Закупочная цена + Суммарные затраты на единицу) * (100 + % наценки) /100 = (2545815 + 248925) * 1,0182 = 2845604 (руб.).

Для анализа сведём все полученные расчётные данные в таблицу 16:

Таблица 16. Сводные данные расчёта разными методами

Название метода

% наценки

Планируемая цена, руб.

 Метод переменных затрат

70,2

2845650

 Метод валовой прибыли

11,78

2845712

 Метод рентабельности продаж

1,82

2845604

Примечание. Источник: собственная разработка.

В связи с тем, что цена рассчитывалась с использованием одних и тех же данных, все три метода дали одинаковый результат. Средняя арифметическая планируемых цен составляет 2845655 рублей, а разница между средней ценой и ценой, рассчитанной в каждом случае, менее 0,01%.

Отметим, что метод переменных затрат целесообразно использовать при соблюдении двух условий: 1) стоимость активов, вовлечённых в оборот каждого вида товаров, должна быть одинакова; 2) отношение переменных затрат к остальным расходам должно быть одинаково для всех видов товаров.

Рассмотрев все три метода ценообразования, видим, что применение метода валовой прибыли наиболее рационально, поскольку информацию о суммарных затратах легко получить из учётных данных, нет необходимости деления затрат на постоянные и переменные.

При расчёте цены методом рентабельности продаж наибольшую трудность представляет разделение расходов на конкретные виды товаров. Ошибки в распределении могут привести к ошибкам в ценообразовании.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить: для расчёта цен на холодильные витрины возможен любой из рассмотренных способов, но наиболее доступным, простым и эффективным с экономической точки зрения является применение метода валовой прибыли [8, с.323-331].

Для принятия ценовых решений в управленческом анализе применяются два понятия – долгосрочный и краткосрочный нижние пределы цены. Долгосрочный нижний предел цены – это цена, минимально покрывающая полные издержки организации, связанные с закупкой и реализацией товара. Он определяется величиной их полной себестоимости. Краткосрочный нижний предел цены – это цена, покрывающая лишь переменную себестоимость товара. Цена, установленная на уровне краткосрочного нижнего предела, обеспечивает организации нулевой маржинальный доход [40, с.122-123].

Информация для анализа (приложение 34) указана в таблице 17:

Таблица 17. Размеры поставки и закупочные цены на холодильные витрины

Наименование товара

Кол-во, ед.

Закупочная цена, руб.

Сумма, руб.

Витрина ВХС-0,28 Таир 1221 (1,5)

16

2381028

38096448

Витрина ВХН-0,28 Таир 1221 (1,5)

6

2710601

16263606

 Итого

22

 

54360054

Примечание. Источник: собственная разработка.

Согласно расчёту постоянные издержки составляют 94586878 руб., переменные – 229015343 руб. На витрину ВХС-0,28 отнесено постоянных расходов в сумме: 94586878 : 54360054 * 38096448 = 1121798 (руб.).

Остальные расчёты представлены в таблице 18.

Согласно произведенным вычислениям полная себестоимость 1 витрины ВХС-0,28 составит 2627306 руб. Это и есть долгосрочный нижний предел цены. Продажная цена этой витрины 26745598 рублей, то есть рентабельность продаж составит 1,8%.

Таблица 18. Расчёт затрат на реализацию холодильных витрин

Наименование товара

Закупочная стоимость товара

Постоянные за-траты, отнесён-ные на товар

Переменные рас-ходы, отнесённые на товар

Итого затрат

Затраты на 1 витрину

Витрина ВХС-0,28

38096448

1121798

2818650

42036896

2627306

Витрина ВХН-0,28

16263606

478902

1056994

17799502

2966584

Итого

54360054

1600700

3875644

59836398

 

Примечание. Источник: собственная разработка.

Постоянные расходы будут покрыты в результате реализации витрин ВХС-0,28 по цене 26745598 руб. Краткосрочный нижний предел в таком случае будет равен 2381028 + (2818650 : 16) = 2557194 (руб.). Продавая товар по цене 2557194 руб., ЧУП «Белкоопоптторг» лишь окупит издержки, связанные с этой частью поставки. Для поддержания рентабельности на уровне 1,8%: 2557194 * * 1,018 = 2603223 (руб.).

Маржинальный доход в этом случае составит 2603223 – 2557194 = 46029 (руб.) в расчёте на 1 витрину, а норма маржинального дохода будет равна:     46029 : 2603223 * 100 = 1,77%

Этот показатель устанавливает зависимость между товарооборотом организации и её маржинальным доходом, то есть увеличение товарооборота на 1 руб. приведёт к росту маржинального дохода на 1,77 коп. [8, с.350-355].

Таким образом, проведя оптимизационный анализ ценообразования, видим, что рассчитанная цена на холодильные витрины, то есть в среднем 2845655 рублей, будет являться экономически обоснованной и достаточной как для покрытия всех расходов, связанных с закупкой и реализацией, так и для получения запланированной суммы прибыли, а также даст возможность поддерживать данную продукцию на конкурентоспособном уровне.

Применение управленческого анализа «затраты-объём-прибыль» позволяет планировать точку безубыточности при продаже товара в массовых количествах.

Показатели, необходимые для проведения анализа (приложение 12), представлены в таблице 19.

Таблица 19. Показатели деятельности ЧУП «Белкоопоптторг»

по реализации товаров в 2004 году

Показатели

Значение показателя

 1. Выручка, млн.руб.

19735,6

 2. Доходы (реализованное наложение + операционный доход +

 + сальдо по внереализационным операциям), млн.руб.

2775

 3. Переменные расходы, млн.руб.

1552

 4. Постоянные расходы, млн.руб.

641

 5. Уровень доходов, %

14,06

 6. Уровень переменных расходов, %

7,86

Примечание. Источник: собственная разработка.

Точка безубыточности – это тот объём продаж, при котором доходы  покроют понесённые затраты организации. Таким образом, критическая точка – это тот объём продаж, начиная с которого организация будет зарабатывать прибыль. Цель анализа безубыточности состоит в нахождении уровня деловой активности (объёма продаж), при котором доходы становятся равными сумме всех переменных и постоянных затрат, при этом прибыль равна нулю.

 Точка безубыточности = [Сумма постоянных расходов : (Уровень доходов – Уровень переменных расходов)] * 100 =  641 : (0,1406 – 0,0786) =      = 10338,7 (млн.руб.)

Таким образом, имея оптовый товарооборот свыше 10338,7 млн.руб., ЧУП «Белкоопоптторг» будет иметь прибыль.

Также рассчитаем критическую величину доходов (порог рентабельности), которая означает, что если фактическая сумма дохода в организации опустится ниже порога рентабельности, то возникнут убытки от хозяйственной деятельности, то есть это та минимальная величина доходов, которая покрывает расходы организации [8, с.356-357].

Порог рентабельности = Сумма постоянных расходов : [1 – (Сумма переменных расходов : Сумма доходов)] = 641 : (1 – 1552 : 2775) = 1454,5 (млн.руб.)

Таким образом, ЧУП «Белкоопоптторг» будет покрывать свои издержки при доходах не ниже 1454,5 млн.руб.

Показатель запаса финансовой прочности характеризует допустимое уменьшение  до порога рентабельности величины доходов в критических ситуациях.

Запас финансовой прочности в абсолютном выражении = Сумма дохода отчётного года – Критическая величина дохода = 2775 – 1454,5 = 1320,5 (млн.руб.)

Запас финансовой прочности в относительном выражении = [(Сумма дохода отчетного года – Критическая величина дохода) : Сумма дохода отчётного года] * 100 = [(2775 – 1454,5) : 2775] * 100 = 47,58%

Получается, что ЧУП «Белкоопоптторг» может снизить доходы на 47,58% (1320,5 млн.руб.) в критических ситуациях [4, с.198-203].

Таким образом, мы с помощью расчётов убедились в важности  и полезности проведения в аналитической работе оптимизационного ценового анализа и прогнозного анализа товарооборота с целью принятия обоснованных управленческих решений для выполнения поставленных стратегических и тактических целей организации. Поэтому порекомендуем ЧУП «Белкоопоптторг» применять на практике элементы управленческого маржинального анализа в части установления экономически обоснованных цен, определения точки окупаемости, порога рентабельности, запаса финансовой прочности, что даст возможность прогнозировать основные показатели деятельности на перспективу и поможет в дальнейшей работе организации.

3.5. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов


Под резервами понимаются неиспользованные и постоянно возникающие возможности роста и совершенствования деятельности организации. Процесс образования резервов непрерывен, так как связан с научно-техническим прогрессом, совершенствованием организации труда и управления. 

Экономический анализ, являясь дисциплиной прикладной, оправдывает себя в полной мере лишь тогда, когда он приносит реальную пользу. Действительная полезность экономического анализа и состоит в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях хозяйственного процесса. Повышение темпов развития экономики непосредственно зависит от того, приведены ли в действие все имеющиеся в хозяйстве резервы, соблюдён ли непреложный принцип режима экономии – достижение наибольших результатов с наименьшими затратами.

Поэтому после изучения выполнения плана и динамики товарооборота, измерения влияния факторов на его величину произведём подсчёт неиспользованных возможностей и резервов роста реализации: предупреждение недостатков в торговой и иной деятельности организации, более эффективное использование материально-технической базы, товарных и трудовых ресурсов [38, с.86].

План оптового товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» за 9 месяцев 2005 года не выполнен (86,1%), в связи с чем план валового товарооборота недовыполнен на 11%. В результате потери в валовом товарообороте составляют 3231919 тыс.руб.

Оптовая реализация отдельных групп товаров за 9 месяцев 2005 года резко сократилась (консервы мясные, мука, водка, пиво, кассовые аппараты и др.). В связи с этим потери в товарообороте составили 1016610 тыс.руб.

ЧУП «Белкоопоптторг» не выполнило план товарооборота за 9 месяцев 2005 года в январе, феврале, июне и июле, в результате чего план в целом по организации был недовыполнен на 14%. В связи с этим потери товарооборота составляют 4553712 тыс.руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.