сумок с наличностью и пустые сумки.
7.4.
Учет операций, осуществляемых расходными кассами
Основным документом для получения наличных является денежный чек установленной формы. По внутрибанковским операциям используется
расходный кассовый ордер, который заполняют также индивидуальные заемщики,
получающие ссуды в банках, вкладчики и пенсионеры. В оформлении расходных кассовых
операций кроме ответственного исполнителя и
кассира с целью безопасности и защиты документооборота принимает участие
контролер расходных операций.
Для проведения
расходных операций заведующий кассой выдает кассирам под отчет наличность, за
которую они расписываются в Книге принятых и
выданных денег (ценностей), указывая количество проведенных документов и
остаток подотчетных сумм.
Получив расходный
чек, кассир проверяет тождественность подписей служебных лиц, которые имеют
право разрешить выдачу денег, с образцами,
которые есть у кассира, и сравнивает сумму, проставленную в документе
цифрами и прописью. Далее кассир по номеру чека вызывает получателя и, принимая
от него контрольную марку, убеждается в том, что в чек внесены паспортные
данные, которые свидетельствуют о личности получателя и есть его расписка о
получении денег.
Сверив номер
контрольной марки с номером на соответствующем расходном документе, кассир
наклеивает марку на чек и выдает указанную сумму.
В конце
операционного дня кассир подсчитывает остаток денег в кассе, сравнивая его с
расчетным (исходя из суммы принятых денег под отчет и суммы оплаченных
расходных документов). Далее он составляет соответствующую
справку кассира расходной кассы, подписывает справку, а итоговые
кассовые обороты сверяет с записями в кассовых журналах операционных
работников. Сверка подтверждается подписями кассира в кассовых журналах и
операционных работников – на справке кассира.
Остаток денег и
расходные кассовые документы за день вместе со справкой кассира передаются
заведующему кассой под расписку в Книге учета
принятых и выданных денег (ценностей), который, проверив справку,
подписывает ее и
подшивает к документам дня.
В учреждениях
банков могут образовываться объединенные кассы – приходно-расходные, деньги в которых и принимают и выдают в порядке,
установленном соответственно для приходных и расходных касс.
Закончив операционный день, кассир составляет сводную справку о кассовых
оборотах, на обратной стороне которой указывает сумму поступления.
Приняв от всех
кассиров деньги, заведующий кассой проверяет сводные справки и документы
относительно правильности выведенных остатков с учетом своих записей в Книге
учета принятых и выданных денег (ценностей).
Закончив
проверку, заведующий кассой составляет сводную справку о кассовых оборотах, в
которую включаются данные отчетных справок и записей в журналы о денежных
суммах, принятых кассой пересчета и вечерней кассой, а также данные согласно
документам, деньги по которым выданы или приняты им лично. Сверив соответствие
итогов сводной справки с данными бухгалтерского учета, заведующий кассой
добавляет эту справку вместе со справками кассиров приходной и расходной касс
к кассовым документам дня. Записав в книгу учета наличности операционной кассы
общую сумму прихода и расхода наличных, выводит по книге остаток кассы на
следующий день.
Кассовые
документы за последние 12 месяцев сохраняются под ответственностью заведующего
кассой в денежном хранилище или отдельном сейфе, который передается под охрану.
7.5.
Учет операций по подкреплению операционных касс коммерческих банков
Операционные кассы учреждений банков подкрепляются из оборотных касс региональных управлений НБУ по денежным чекам с одновременным
отображением (списанием, зачислением средств) на корсчетах.
Для подкрепления
операционной кассы наличностью учреждение коммерческого банка подает заявление
(в зависимости от того, откуда будет приходить подкрепление) или в свой
коммерческий банк, или в региональное управление НБУ.
В условиях подкрепления операционной кассы одного КБ из другого
КБ, независимо от
его местонахождения в Украине, между ними составляется договор на передачу
наличности без согласования с региональным управлением НБУ. Однако уведомление
о подкреплении в этот же день высылается в НБУ.
Коммерческий банк
документом в электронной форме производит оплату наличных банку-отправителю.
Наличность из оборотной кассы операционного управления НБУ или из другого КБ
выдается только после поступления предварительной оплаты, по расходному
кассовому ордеру и поручению учреждения банку-получателя.
Подкрепление
учреждения КБ через инкассаторов НБУ проводится на основании отдельного
договора на доставку ценностей.
Рассмотрим
возможные варианты операций по подкреплению операционных касс наличными и
соответствующие бухгалтерские проводки.
1.
В случае подкрепления подведомственных филиалов наличными из операционной кассы коммерческого банка осуществляются такие проводки:
а) проведение
расчетов за наличность:
в филиале
Д-т 1811
К-т 3901
в коммерческом банке
Д-т 3900
К-т 1911
б) доставка
наличности собственными средствами филиала:
в филиале
Д-т 1001
К-т 1811
в коммерческом
банке
Д-т 1911
К-т 1001
в) доставка
наличности через аппарат инкассации коммерческого банка, который продает
наличные:
в филиале
—
—
в коммерческом
банке
Д-т 1007
К-т 1001
г) после
подтверждения филиала о получении наличных:
в филиале
Д-т 1001
К-т 1811
в коммерческом
банке
Д-т 1911
К-т 1007
2. В случае
подкрепления коммерческого банка наличными из оборотной кассы регионального
управления НБУ:
а) проведение
расчетов за наличность:
в коммерческом
банке
Д-т 1811
К-т коррсчет
в региональном управлении НБУ
Д-т корсчет
К-т 4629
б) доставка
наличности собственными средствами коммерческого банка:
в коммерческом
банке
Д-т
1001
К-т 1811
в региональном
управлении НБУ
Д-т 4629
К-т 1001
в) доставка
наличности через инкассаторов НБУ:
в коммерческом
банке
—
—
в региональном управлении НБУ
Д-т 1007
К-т 1001
г)
после подтверждения КБ факта получения наличности:
в коммерческом
банке
Д-т 1001
К-т 1811
в региональном управлении НБУ
Д-т 4629
К-т 1007
3. В случае подкрепления КБ наличными из операционной кассы другого коммерческого
банка:
а) проведение
расчетов за наличность:
в КБ, покупающем наличность
Д-т 1811
К-т корсчет
в КБ, продающем наличность
Д-т корсчет
К-т 1911
б) доставка наличности собственными средствами банка, покупающего
наличные:
в КБ, покупающем наличность
Д-т
1001
К-т 1811
в КБ, продающем наличность
Д-т 1911
К-т 1001
4. При сдаче
коммерческим банком излишков наличности или изношенных денег в оборотную кассу
регионального управления НБУ:
а) доставка
наличности собственными средствами коммерческого банка:
в коммерческом
банке
Д-т 1007
К-т 1001
в региональном управлении НБУ
Д-т 1001
К-т 4629
б) при
перечислении средств коммерческому банку:
в коммерческом
банке
Д-т корсчет
К-т 1007
в региональном
управлении НБУ
Д-т 4629
К-т корсчет
Учреждения НБУ при
подкреплении касс коммерческих банков устанавливают плату за кассовое
обслуживание в соответствии с тарифами на банковские услуги (утверждены
постановлением Правления НБУ от 17.11.97 г. №381).
Учет движения
денежной наличности отображается на счете №1001 А «Банкноты и монеты в кассе
банка». По дебету этого счета проводятся суммы наличности в национальной и
иностранной валюте, которые вносятся в операционную кассу коммерческого банка
для зачисления на счета банка и его суммы наличности, полученной от учреждений НБУ
и подведомственных учреждений банка; суммы наличности,
которая поступает из обменных пунктов; остаток наличности с банкомата.
Соответственно по
кредиту счета №1001 проводятся суммы наличности, которая выдается клиентам
банка; суммы наличности, которая отсылается в учреждения НБУ и в
подведомственные учреждения банка; суммы наличности, которая выдается обменному
пункту, в банкомат, подотчет и т.д.
Контрольные вопросы к
теме 7
1. Нормативные документы,
регламентирующие организацию эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков.
2. Осуществление кассовых
операций в приходных и расходных кассах.
3. Операции, проводящиеся
вечерними кассами и кассами пересчета, их учет.
4. Обработка, формирование и
упаковка денежных знаков, монет и валютных ценностей.
5. Подкрепление операционных
касс учреждений коммерческого банка во время работы через консолидированный
корреспондентский счет, его учет.
6. Инкассация денежной выручки
инкассаторами банков, ее учет.
7. Документооборот во время
осуществления кассовых операций учреждениями банков.
Тема 8. Учет операций
коммерческого банка по безналичным расчетам
8.1. Принципы организации безналичных расчетов
и
требования относительно оформления расчетных
документов
Независимо от каких-либо организационных форм
расчетов безналичные расчеты основываются на следующих принципах:
средства субъектов хозяйственной
деятельности подлежат обязательному хранению на текущих счетах в банке;
средства с текущего счета контрагента
(клиента) списываются по распоряжению их собственников, кроме случаев,
относительно которых действующим законодательством предусмотрено бесспорное
списание (взыскание) средств;
расчетные документы принимаются
банком к исполнению только в пределах имеющихся средств на текущем счете
контрагента;
если на счете клиента недостаточно
средств для осуществления расчетов, банк принимает расчетные документы по
уплате платежей в бюджет и прочих обязательных платежей и учитывает их на
забалансовом счете №9803 «Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за
отсутствия средств у плательщиков»;
если средств на корреспондентском
счете банка недостаточно для исполнения
поручений клиента, банк принимает все поданные расчетные документы и
учитывает их на забалансовом счете №9804 «Расчетные документы, не оплаченные в
срок из-за отсутствия средств в банке»;
платежи одного клиента за счет
средств другого не допускаются за исключением случаев уступки требования и
перевода долга;
банк на договорной основе
осуществляет расчетно-кассовое обслуживание
своих клиентов и выполняет их распоряжения относительно перечисления
средств со счетов;
предприятия (учреждения, организации)
самостоятельно выбирают формы расчетов и
определяют их во время заключения договоров между собой.
Согласно Инструкции «О безналичных расчетах в
Украине в национальной валюте» расчетные документы, которые подаются клиентами
в банк в бумажной форме, должны отвечать требованиям установленных стандартов и
в зависимости от их формы содержать следующие реквизиты: название документа; код
расчетного документа; номер документа и дата его составления; названия
плательщика и получателя средств; названия банков плательщика и получателя, их
местонахождения; номера счетов плательщика и получателя в банке; сумма платежа
цифрами и прописью; назначение платежа.
В случае если хотя бы один из указанных
реквизитов (если они предусмотрены формой
документа) не заполнен или заполнен неправильно, банк такой документ к
исполнению не принимает. Использование факсимиле вместо настоящей подписи,
исправления и подчистки в расчетных документах не допускаются. Банк не имеет
права делать исправления на поданных расчетных документах.
Расчетные документы (за исключением расчетного
чека) выписываются в количестве экземпляров, необходимых для всех участников
безналичных расчетов (однако не менее чем два), с использованием технических
средств, за один раз.
Средства списываются со счета плательщика
только на основании первого экземпляра
расчетного документа, который (независимо от способа его изготовления)
должен содержать оттиск печати (если наличие печати предусмотрено) и подписи
ответственных лиц. После списания средств первый экземпляр остается на хранении
в банке плательщика.
Расчетные документы банки принимают к
исполнению без ограничения их максимальной или минимальной суммы. Платежи со
счетов клиентов банки исполняют в пределах остатков средств на начало
операционного дня. Расчеты по документам, которые поступили в банк плательщика
в течение операционного дня, осуществляются банком в этот же день. Расчетные
документы, которые поступили после операционного дня, банк исполняет на
следующий день.
8.2. Расчеты с применением платежных поручений
Платежное поручение – расчетный документ, который содержит
письменное поручение плательщика
обслуживающему его банку о списании со своего счета указанной суммы средств и
ее перечислении на счет получателя. Плательщик подает поручение в банк на
бланках установленной формы, которые заполняются согласно требованиям к
заполнению реквизитов расчетных документов, не менее чем в двух экземплярах.
Платежное поручение принимается банком плательщика к исполнению в течение 10
дней со дня его выписки (день оформления платежного
поручения не учитывается). Платежные поручения применяются в расчетах по
товарным и нетоварным платежам.
Оплата платежного
поручения сопровождается списанием средств с текущего счета плательщика. Если
получатель средств является клиентом того же банка, что и плательщик, то в
учете выполняется такая проводка:
Д-т Счет плательщика.
К-т Счет получателя.
В условиях обслуживания плательщика и
получателя разными банками в учете делается запись:
Д-т Счет плательщика.
К-т 1200 «Корреспондентский счет в НБУ».
В любом случае первый экземпляр поручения
выполняет функцию мемориального ордера и помещается в документы дня банка
плательщика. Второй выдается плательщику с отметками банка о получении этого
документа и проведении расчета по нему.
Если физическое лицо не
имеет счета в банке, то плательщик может осуществлять расчеты с ним,
перечисляя средства платежным поручением на сообщенный этим лицом
соответствующий счет в банке, который осуществит выплату этих средств
наличными. При этом в реквизите платежного
поручения «Предназначение платежа» плательщик обязательно должен указать
полностью фамилию, имя, отчество этого физического лица. Если средства,
поступившие на соответствующий счет, не получены физическим лицом в течение 30
календарных дней, то банк мемориальным ордером возвращает их плательщику.
8.3. Расчеты с применением платежных
требований-поручений
Платежное
требование-поручение – расчетный документ, который
состоит из двух частей:
верхней – требования получателя
непосредственно к плательщику об уплате определенной суммы средств;
нижней – поручение
плательщика обслуживающему банку о списании со своего счета определенной им суммы средств и
перечислении ее на счет получателя.
Платежные требования-поручения могут
применяться в расчетах всеми участниками безналичных расчетов. Верхняя часть
требования-поручения оформляется получателем средств согласно требованиям к
заполнению реквизитов расчетных документов и передается непосредственно
плательщику не менее чем в двух экземплярах. Доставку требований-поручений
плательщику может осуществлять банк получателя через банк плательщика на
договорных условиях. В случае согласия оплатить требование-поручение,
плательщик заполняет его нижнюю часть и подает в банк, который его обслуживает.
Сумма, которую плательщик согласен оплатить
получателю, указанная в нижней части требования-поручения, не может превышать
сумму, которую требует к уплате получатель и которая указана в верхней части
требования-поручения. Банк плательщика принимает требование-поручение от
плательщика в течение 20 календарных дней с даты оформления его получателем.
Платежное требование-поручение возвращается
без исполнения, если сумма, которая указана плательщиком, превышает
сумму, которая имеется на счете плательщика. Причины неоплаты плательщиком требования-поручения выясняются непосредственно
между плательщиком и получателем средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|