Меню
Поиск



рефераты скачать Учет кассовых операций (на примере ОАО "Зерноградагрохимсервис" Ростовской области)

Рисунок 3 - Основные документы и процедуры составления
кассового бюджета хозяйства


Из рис. 3 видно, что для составления кассового бюджета (т.е. планирования притоков и оттоков денежных средств в кассе и на счетах в банках) нужно составлять следующие документы:

По основной деятельности - бюджет продаж, в свою очередь распределяемый на шесть частных бюджетов (смет):

1) закупок материалов, включая ГСМ;

2) расходов на оплату труда;

3) общепроизводственных расходов;

4) коммерческих (реализационных) расходов;

5) управленческих (общехозяйственных) расходов;

6) налоговых платежей.

По инвестиционной деятельности требуется составлять:

1) прогноз поступлений от инвестиций (прежде всего от продажи основных средств);

2) бюджет капитальных затрат.

По финансовой деятельности:

1) поступления от продажи (эмиссии) ценных бумаг (акций, облигаций);

2) по кредитам.

При составлении указанных бюджетов требуется учитывать следующие факторы:

1) результаты анализа движения денежных средств;

2) результаты анализа погашения дебиторской задолженности;

3) результаты анализа движения кредиторской задолженности;

4) налоговые платежи;

5) инфляцию;

6) кредитные ставки;

7) выплаты по итогам года (в т.ч. дивиденды).

Формирование и контроль за выполнением указанных документов и кассового бюджета в целом позволит предприятию избегать возникновения штрафов и пени за просроченные платежи, а также планомерно осуществлять основную и инвестиционную деятельность, что является немаловажным в условиях частого недостатка денежных средств и низкого уровня прибыли.

 

4.4. Предполагаемая эффективность предложенных мероприятий

 

Эффективность предлагаемых нами мероприятий можно определить, используя данные табл. 9. В первой строке данной таблицы указаны суммы расхождения по величине начисленных и уплаченных налогов и сборов. Суммарное расхождение за 2 года составило 117 тыс. руб. В принципе, для предприятия с годовой выручкой около 10 млн. руб. – сумма незначительная. Однако по сравнению с размером чистой прибыли предприятия составляет около 15%. Расхождения между начисленными и уплаченными налогами объясняются, чаще всего отсутствием необходимых сумм свободных денежных средств, требуемых для уплаты налогов и сборов.

Применения бюджетирования, планирования поступлений и выплат поможет работникам бухгалтерии и планово-экономического отдела заранее знать объем денежных потоков и не допускать моментов дефицита финансовых ресурсов. Расхождение по суммам налогов и сборов в 2006 г. в размере 35 тыс. руб. объясняется скорее неточностью и ошибками, допущенными при формировании отчетных документов. Внедрение компьютеризированной системы учета и отчетности о движении денежных средств поможет избежать таких ошибок.

Согласно ст. 120 Налогового Кодекса РФ, минимальный штраф за нарушение составляет 15 тыс. руб. (если не была занижена налоговая база).

Как показали результаты сравнения данных отчета о движении денежных средств и ф. № 5 (приложение к балансу), имеются расхождения в данных по инвестиционной деятельности. Так, в отчете о движении денежных средств ни по одной строке, характеризующей инвестиционную деятельность ничего не отражено. Тем не менее, анализ ф. № 5 свидетельствует о том, что в течение 2005-2006 гг. предприятие осуществляло операции по приобретению и выбытию основных средств. Величина расхождений была указано в табл. 14 и составила около 110 тыс. руб. за два года. Эти неточности могут также привести к штрафу на сумму 15 тыс. руб.

Кроме того, благодаря внедрению компьютеризированной формы учета и отчетности о движении денежных средств, в том числе наличных, а также мероприятий бюджетирования можно добиться рационализации движения денежных средств, исключения ситуаций дефицита и излишков денежных средств на счете и в кассе в определенные периоды.

Снижение ситуаций дефицита и излишков наличных средств в кассе предприятия приведет к увеличению оперативности ее работы, ликвидности денежных средств предприятия. Кроме того, учитывая необходимость инкассации излишних денежных сумм из кассы предприятия из-за запрета превышения максимально допустимого остатка наличных денежных средств, предприятие может получить некоторое сокращение непроизводительных затрат, хоть и незначительно, но снизить себестоимость производства.

Другими словами, анализ деятельности показывает, что положительный эффект от этих мероприятий можно получить в виде частичного сокращения разницы между прочими операционными доходами и расходами предприятия.

Общий эффект в виде предотвращенных штрафов за допущенные бухгалтерские ошибки и добавочной прибыли может достигать, благодаря составлению пассивных бюджетов, как минимум 30 тыс. руб. или 5% прибыли от реализации продукции 2006 года.

Предлагаемые нами мероприятия могут помочь осуществлять контроль и тщательный анализ движения денежных средств. Как показали расчеты, это позволит увеличить прибыль на некоторую величину.

Оптимизация потоков наличных денежных средств может с одной стороны увеличить их ликвидность, то есть моментальную востребованность в случае необходимости. С другой стороны эти мероприятия помогут снизить часть непроизводительных затрат, связанных с инкассацией излишних наличных денежных сумм. Для оптимизации потоков не требуется выделение дополнительной штатной единицы, при этом в обязанности кассира это тоже не будет входить. Следует наделить одного работника планово-экономического отдела или бухгалтерии дополнительными обязанностями, заключающимися в составлении планов поступлений и выбытий наличных денежных средств в кассе предприятия.

Работа данного сотрудника должна будет происходить в диалоговом режиме в главным бухгалтером. Передача информации данному сотруднику от главного бухгалтера будет связана с планируемыми мероприятиями на ближайшее будущее. Посте обработки информации, оптимизации потоков наличных денежных средств главному бухгалтеру должна быть передана информация о желательных датах (и, возможно, времени) осуществления кассовых операций для того, чтобы сгладить пиковые потребности и дефицит наличности в кассе предприятия.

На первоначальном этапе рекомендуется, чтобы обязанность по оптимизации наличных денежных потоков возглавил непосредственно сам главный бухгалтер. В этом случае он лично может выработать необходимы методы анализа информации, планирования притоков и оттоков денежных средств. Если главный бухгалтер почувствует, что сам в состоянии справиться с анализом и планированием на ближайшее будущее денежных потоков, рекомендуем, чтобы он и далее занимался этим самостоятельно.

Во-первых, отпадает необходимость нагрузки другого работника, во-вторых, значительно возрастает скорость и конфиденциальность планирования, что может играть роль в некоторых особых случаях. Таким образом, даже на таком участке бухгалтерской работы, как учет кассовых операций, не нарушая требования многочисленных инструкций, директив и других законодательных актов можно добиться повышения эффективности деятельности предприятия.

Последовательно, применяя обоснованные мероприятия и на других участках бухгалтерской и управленческой деятельности можно добиться дальнейшего роста эффективности деятельности обследованного хозяйства.

При этом особую роль в ускорении процессов роста рентабельности все равно будет играть управление денежными потоками. Необходимо будет только грамотно находить сферу, отрасль и конкретное место применению возрастающих излишков свободных денежных средств.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Неотъемлемой частью современной рыночной системы являются деньги. Все хозяйственные операции, сделки, стоимость имущества выражаются в определенной сумме денег. Суммарные затраты различных ресурсов на производство товаров можно выразить только суммой их стоимости, поскольку они имеют несоизмеримые натуральные количественные измерители. В связи с этим, учет движения денежных средств, как и отчетность об их остатках на начало и конец периода, об источниках их поступления и расходования в целом и по видам деятельности предприятия представляют собой одну из наиболее важных задач любой бухгалтерской службы. Этим и объясняется актуальность выбранной темы дипломной работы и ее цель.

Работа была выполнена на примере ОАО «Зерноградагрохимсервис» Зерноградского района Ростовской области. Обследованное предприятие расположено в южной зоне области. Связь с областным центром - городом Ростовом-на-Дону, расположенным в 75 километрах осуществляется по железной и асфальтированной дорогам. Территория хозяйства расположена в южной зоне Ростовской области – в зоне неустойчивого увлажнения, отличающейся резкой континентальностью климата.

ОАО «Зерноградагрохимсервис» имеет достаточно сложную организационно-производственную структуру. Основным видом деятельности предприятия является оказание услуг по растениеводству сторонним организациям. При этом среди прочих услуг значительный удельный вес по объему работ занимают услуги, связанные доставкой и реализацией минеральных удобрений другим сельскохозяйственным предприятиям.

Обследованное предприятие кроме реализации минеральных удобрений и оказания еще ряда услуг занимается растениеводством, хотя доля его продукции в общей структуре не столь значительна.

Численность работников на конец 2006 года составила 46 человек. Хозяйство имеет 625 га сельхозугодий, из которых все 100% составляет пашня. В составе бухгалтерии, кроме главного бухгалтера, работают еще 6 человек.

Табл. 1 отражает динамику размеров предприятия за 2004-2006 гг. Из таблицы видно, что размеры земельной площади нестабильны и подвержены сильным колебаниям. Аналогично колебаниям подвержена численность работников, однако эти колебания имеют обратную направленность. Стоимость валовой продукции по фактической себестоимости возросла в 2006 г. на 8,9% по сравнению с 2005 г. Величина прочих показателей снизилась в различной мере. Величина уменьшения составляет от 1 до 30%.

Из табл.2 видно, что суммарная стоимость товарной продукции за последние годы несколько выросла. Произошли некоторые изменения в структуре товарной продукции. Так, доля зерновых и зернобобовых увеличилась с 16,8% до 19,3%. Удельный вес подсолнечника практически не изменился и составляет в среднем 17,2%. Растет стоимость реализованной сои. Доля реализации минеральных удобрений несколько снизилась, что объясняется неизменной стоимостью реализованных удобрений по годам при небольшом росте стоимости общей товарной продукции.

При этом, на основе данных таблицы 2 можно сделать вывод о том, что основным направлением деятельности ОАО «Зерноградагрохимсервис» является предоставление сельхозпроизводителям минеральных удобрений и производство продукции растениеводства.

Состав и структура основных фондов, по данным годовой отчетности предприятия за 2004-2006 гг., представлены в таблице 3. Как видно из данной таблицы, структура основных фондов из года в год остается практически неизменной. Так, общая стоимость фондов по состоянию на 2004 и 2006 гг. была соответственно 11590 тыс. руб. и 11557 тыс. руб., относительная разница между ними составила не более 3%.

Анализ использования трудовых ресурсов показал, что увеличение численности работников в 2005 г. объясняется в основном увеличением работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. Это увеличение произошло из-за роста численности водителей (на 57%), трактористов-машинистов (на 40%) и некоторых других групп работников.

Из таблицы 5 видно, что величина оборотных ресурсов выросла на 1,3 млн. руб. или на 27,7%. Увеличение количества среднегодовых работников при снижении среднегодовой стоимости основных производственных фондов привело к снижению фондовооруженности в расчете на 1 работника на 7,0 тыс. руб. или на 3,6%. Из-за снижения объема реализации продукции также произошло снижение величины реализованной продукции в расчете на одного работника.

Эффективность деятельности предприятия и его финансовое состояние часто зависят от своевременного и грамотного распоряжения денежными ресурсами, в том числе наличных денежных средств.

Из-за незаменимости во многих случаях наличных денег другими видами средств, безналичными расчетами, актуальность оптимальной работы кассы предприятия будет всегда оставаться на высоком уровне.

Денежные средства играют важную роль в процессе товарооборота. Сначала деньги переходят в товарную форму, затем , в этой форме они проходят через процесс производства и преобразуются в другой товар, который впоследствии преобразуется вновь в денежную форму.

Оборотные средства не должны и никогда не находятся только на одной стадии указанного кругооборота. Поскольку закупочно-производственно-реализационные кругообороты происходят непрерывно, средства хозяйства находятся одновременно на всех стадиях кругооборота. Поэтому в хозяйстве постоянно должен быть в наличии какой-то запас оборотных средств, в том числе и в денежной форме. В ОАО «Зерноградагрохимсервис», согласно данных годового отчета, такого запаса на начало и на конец 2006 г. практически не было. При небольшой величине чистой прибыли и имеющейся кредиторской задолженности можно сказать, что сумма свободных денежных средств в обследованном предприятии явно недостаточна.

Изучение теоретических основ учета кассовых операций показало, что данный участок бухгалтерской работы является одним из наиболее регламентируемых, контролируемых различными Постановлениями РФ, Минфина, другими законодательными актами. Для учета денежных средств в кассе предприятия используют счет 50 «Касса». Прочие денежные средства учитываются на счетах 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».

Основными задачами учета денежных средств являются: обеспечение их сохранности и рационального использования, строгое соблюдение установленных правил ведения кассовых и банковских операций, правильное оформление движения денежных средств в документах и регистрах бухгалтерского учета.

Основные и обязательные для выполнения правила кассового учета на предприятиях устанавливаются согласно положению ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории российской федерации» (в ред. Указаний ЦБ РФ от 22.01.1999 N 488-У, от 31.10.2002 N 1201-У).

В соответствии с этими правилами организации, предприятия, учреждения независимо от организационно - правовой формы должны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков.

Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей. Кроме описанных правил действуют и другие, которые подробно указаны в основном тексте дипломной работы.

В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета.

Предприятие может хранить в своей кассе наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.

В связи с жестким требованием – ограничением предельного размера суммы наличных денежных средств, находящихся в кассе, предприятия периодически осуществляют инкассацию излишних денежных средств, а также снимают требуемые недостающие суммы со счетов в банке, пользуясь при этом вновь услугами инкассаторов.

Пользование такими услугами не является бесплатным. В связи с этим у предприятия могут возрастать текущие операционные затраты при довольно частой инкассации. Поэтому, одним из путей снижения непроизводительных затрат, снижающих себестоимость производства и повышающим общую эффективность на участке учета кассовых операций может являться оптимизация потоков наличных денежных средств.

Другими словами, разнос во времени, в пределах одних или нескольких суток операций по выдаче или приему наличных денег в кассе таким образом, чтобы суммарный баланс в течение рабочего дня по кассе не превышал допустимого размера установленного лимита – с одной стороны, а с другой стороны – чтобы не был отрицательным, то есть имеющиеся потребности в выдаче наличных денежных средств всегда могли бы быть удовлетворены.

Мероприятия, необходимые для оптимизации наличных денежных потоков предприятия в состоянии выполнить один человек. Это может быть сам главный бухгалтер, либо назначенный работник из бухгалтерии или планого-экономического отдела. На первом этапе нами рекомендуется, чтобы эти обязанности взял на себя главный бухгалтер. Это объясняется тем, что он наиболее полно владеет информацией о предполагаемых предстоящих платежах или выплатах по кассе.

В связи с этим главный бухгалтер может не только знать о предстоящих платежах, но и планировать их во времени таким образом, чтобы потребности в инкассации средств были минимальны.

Конечно, не следует доводить оптимизацию до абсурда. Нельзя требовать переноса важного платежа или выплаты во времени, если это может привести к инкассации средств. Однако оптимизация денежных потоков должна распоряжаться временем исполнения несрочных операций, время выполнения которых не будет отрицательно сказываться на деятельности предприятия.

В ходе преддипломной практики нами было установлено, что учет движения денежных средств в бухгалтерии хозяйства на первый взгляд организован хорошо. Соблюдаются требования к бухгалтерским записям по счету 50 «Касса». Об этом можно судить по таблице 7, построенной на основе бухгалтерских проводок в журнале-ордере № 1 за февраль 2007 г. Тем не менее, есть основания полагать, что бухгалтерия хозяйства не до конца разобралась в особенностях учета движения денежных средств. Об этом можно судить по табл.8, которая представляет собой заполненную копию формы № 4 за 2006 г.

Из табл.8 видно, что бухгалтерия хозяйства не заполнила ни одной строки, отражающей движение денежных средств по инвестиционной деятельности за оба рассматриваемых года и по финансовой деятельности за 2005 год. На основании данной таблицы можно решить, что хозяйство ими не занималось в соответствующих периодах. Однако изучение других форм отчетности за эти годы показало, что хозяйство приобретало основные средства, брало и погашало кредиты. Это показано в табл. 9. Из нее, в частности, видно, что за 2 года бухгалтерия не отразила в своей отчетности движение денежных средств на общую сумму почти 227 тыс. руб., что составило почти 40% прибыли за те же годы.

Такие ошибки в учете могут повлечь штрафные санкции со стороны проверяющих органов. Минимальная сумма штрафов по каждому нарушению, согласно налоговому кодексу, - 15 тыс. руб., а всего - не менее 45 тыс. руб.

При этом бухгалтерия практически не занимается деятельностью, которая называется управлением денежными средствами на основе составления так называемых кассовых бюджетов. Компьютерный учет данных операций отсутствует, хотя компьютеры уже есть. Исходя из этого, в работе обоснованы меры, показанные на схеме рис. 3.

По нашему мнению, применение предложенных мер может дать некоторый дополнительный экономический эффект. Эффект складывается из суммы штрафов, которых можно будет избежать при правильном учете движения денежных средств, а также из дополнительной выгоды при правильном управлении денежными потоками.

На основании проведенных исследований лишь в одной области управленческой деятельности хозяйства, предполагаемого экономического эффекта от внедрения предлагаемых нами мероприятий можно сделать вывод, что применяя грамотный, научно-обоснованный подход и в других сферах управленческой и производственной деятельности можно наладить эффективное управление и производство, вывести хозяйство из экономического кризиса и сделать его рентабельным. Согласно данным ресурсообеспеченности резервы для этого пока имеются, необходимо только правильно ими пользоваться.

Список использованных источников и литературы:

 

1. Источники

1.1. Опубликованные источники

1.                 Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 1997.-416 с.

2.                 Налоговый кодекс Российской федерации. Части первая и вторая. - М.: ПРИОР, 2001. - 192 с.

3.                 О сельскохозяйственной кооперации. Федеральный закон Российской Федерации № 193-ФЗ от 08.12.1995 // Экономика сельского хозяйства России. - 1996. - № 2. - С.9-20.

4.                 О бухгалтерском учете: Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в редакции. Федерального закона от 23 июля 1998 г. № 123-ФЗ) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий АПК. - 1997. - № 3. - С.24-28.

5.                 Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве, утвержденные Минсельхозпродом РФ от 4 июля 1996 г. № П-4/2068 по согласованию с Министром экономики и Минфином РФ // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий АПК. - 1997. - № 8. - С.33-43; № 9. - С.30-41.

6.                 Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в редакции приказа Минфина России от 24 марта 2000 г. № 31н).

7.                 Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/98 «Учётная политика организации» / Сборник положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ 1-10). - М.: Бухгалтерский учёт, 2000. - 160 с.

8.                 Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации» / Сборник положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ 1-10). - М.: Бухгалтерский учёт, 2002. - 160 с.

9.                 Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 9/99 «Доходы организации» / Сборник положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ 1-10). - М.: Бухгалтерский учёт, 2002. - 160 с.

10.            Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 10/99 «Расходы организации» / Сборник положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ 1-10). - М.: Бухгалтерский учёт, 2002. - 160 с.

11.            Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов» // Экономика и жизнь. - 2001. - № 30. - С.5-6.

12.            Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» // Аудит. - 2001. - № 6. - С.5-8.

13.            Новый план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкции по его применению, утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. - М.: Книга сервис, 2002. - 96 с.

14.            Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2001.- 215 с.

15.            Вакуленко Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчётности для принятия управленческих решений / Т.Г. Вакуленко, Л.Ф. Фомина. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2001. - 288 с.

16.            Глушков И.Е. Бухгалтерский учёт на современном предприятии. Эффективное пособие по бухгалтерскому учёту / И.Е. Глушков. - Новосибирск: ЭКОР, 1999. - 754 с.

17.            Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие / Н.П. Конд-раков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 584 с.

18.            Лисович Г.М. Сельскохозяйственный учёт (Финансовый и управленческий): Учебник. Серия «Экономика и управление» / Г.М. Лисович. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. - 720 с.

19.            Лисович Г.М. Бухгалтерский (управленческий) учёт на предприятиях АПК: Учебное пособие / Г.М. Лисович, И.Ю. Ткаченко. - М.: Контур, 1998. - 224 с.

20.            Парушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчётности / Н.В. Парушина // Бухгалтерский учёт. - 2002. - № 5. -С.68-74.

21.            Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учёт в сельском хозяйстве: Учебник. Т.1.Ч.1: Бухгалтерский финансовый учёт / М.З. Пизенгольц - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 480 с.

22.            Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учёт в сельском хозяйстве: Учебник. Т.2.Ч.2.Ч.3: Бухгалтерский управленческий учёт; Бухгалтерская (финансовая) отчётность / М.З. Пизенгольц - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 400 с.

23.            Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства: Учебник / Н.А. Попов - М.: Дело и сервис, 2000. - 368 с.

24.            Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / С.М. Пястолов. - М.: Мастерство, 2001. - 336 с.

25.            Савицкая Г.В Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник / Г.В. Савицкая. - Мн.: Новое знание, 2001. - 687 с.

26.            Савицкая Г.В Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Новое знание, 2001. - 704 с.

27.            Тяпкин Н.Т. Методы системного анализа финансового состояния сельскохозяйственного предприятия / Н.Т. Тяпкин, М.А. Кукина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2000. - № 10. - С.18-22.

28. Управленческий учёт: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. - 2-е изд., испр. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 512 с.

29. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 176 с.

1.2. Неопубликованные источники

30.                             Формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей за 2006 год ОАО «Зерноградагрохимсервис» Зерноградского района Ростовской области



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.