Эти запасы заносятся
в отдельную инвентаризационную опись под наименованием «Запасы, отпущенные во
время инвентаризации». Оформляться эта опись должна по аналогии с документами
на поступившие запасы во время инвентаризации. В расходных документах делается
отметка за подписью председателя комиссии. 
Запасы,
поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально
ответственным лицом в присутствии членов комиссии и приходуются по реестру или
товарному отчету после инвентаризации. Эти запасы заносятся в отдельную опись
под наименованием «Запасы, поступившие во время инвентаризации». В описи
указывается когда, от кого они поступили, дата и номер приходного документа,
наименование, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за
подписью председателя комиссии делается отметка «после инвентаризации» со
ссылкой на дату описи, в которую записаны эти запасы. 
Запасы в
инвентаризационных описях отражаются по каждому отдельному наименованию с
указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, сорта и количества. 
Запасы,
хранящиеся на складах других организаций, заносятся в инвентаризационные описи
на основании документов, подтверждающих сдачу этих запасов на ответственное
хранение, с указанием их наименований, количества, сортности, фактической
стоимости (по данным учета), даты сдачи груза на хранение, места хранения,
номера и даты документов. 
При получении от
организаций, на ответственном хранении которых эти запасы находятся, копий
инвентаризационных описей, комиссия сопоставляет фактическое наличие запасов с
количеством, установленным по документам. 
По запасам,
находящимся в переработке у других организаций, составляется отдельная опись,
где указывается наименование организации, наименование запасов, количество,
фактическая стоимость по данным учета, дата передачи их в переработку, номера и
даты документов, на основании которых отпущены запасы в переработку. 
Инвентаризационные
описи составляются отдельно на запасы, находящиеся в пути, отгруженные и не
оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций. 
В описях на запасы,
находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные:
наименование (согласно документу), количество и стоимость (согласно данным
учета), дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании
которых эти запасы учтены на соответствующих счетах.  
На счетах учета
запасов могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными
документами: по находящимся в пути – расчетными документами поставщиков или
другими их заменяющими документами, по отгруженным – копиями предъявленных
покупателями документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным
оплатой документам – с обязательным подтверждением банка; по находящимся на
складах других организаций – сохранными расписками, на последнюю дату, близкую
к дате проведения инвентаризации. 
Инвентаризация
запасов, находящихся в пути, отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями,
находящихся на складах других организаций, заключается в проверке
обоснованности числящихся на соответствующих счетах сумм. 
Предварительно может
быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. 
При установлении фактов
неоприходования поступивших запасов должны быть затребованы объяснения лиц,
получивших их. 
В описях на
запасы, отгруженные и неоплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной
отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование запасов, дата
отгрузки, дата выписки, номер и сумма по счет-фактуре. 
Запасы,
находящиеся в эксплуатации, инвентаризуются по месту их нахождения и лицам, на
ответственном хранении которых они находятся. 
При
инвентаризации запасов, выданных в индивидуальное пользование работникам,
допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них
ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с
распиской их в описи. 
Тара заносится
в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая
в употреблении, требующая ремонта и т. п.). 
При
инвентаризации незавершенного производства комиссия: 
1)                
определяет фактическое наличие заделов (деталей, узлов,
агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в
производстве, а также готовые изделия, не полностью укомплектованные и не
сданные на склад; 
2)                
выявляет неучтенный брак; 
3)                
определяет фактическую комплектность незавершенного
производства (заделов) и обеспеченность сборки деталями; 
4)                
выявляет остаток незавершенного производства по
аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено
определить фактическую себестоимость находящихся в производстве заделов
(деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий и
т.п. 
Запасы,
находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного
производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельных
описях. 
По
незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь
сырья (в соответствующих отраслях промышленности), в инвентаризационных описях,
а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя:
количество этой массы или смеси и количества сырья или материалов (по отдельным
наименованиям), входящим в ее состав. Количество сырья или материалов
определяется техническими расчетами с учетом специфики производства. 
Инвентаризация
расчетов 
 
Инвентаризация
расчетов с банками по кредитам, с бюджетом, покупателями, поставщиками,
подотчетными лицами, работниками, депонентами и другими дебиторами и
кредиторами заключается: 
1)                
в проверке тождественности расчетов с банками, органами
казначейства, финансовыми, налоговыми органами, пенсионными фондами, со
структурными подразделениями организаций, выделенными на отдельные балансы;  
2)                
в проверке правильности и обоснованности сумм
задолженности, включая суммы по которым истекли сроки исковой давности; 
3)                
в выявлении по задолженности работникам организации сумм
своевременно не выплаченной заработной платы, подлежащие перечислению на счет
депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. 
Проверке
должны быть подвергнуты счета «краткосрочная кредиторская задолженность»,
«долгосрочная кредиторская задолженность» в части сумм товаров в пути и
расчетов с поставщиками по неотфактурованным поставкам. 
При
инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным
авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по
каждому подотчетному лицу (дата выдачи, целевое назначение). 
При
инвентаризации расходов будущих периодов комиссия по документам устанавливает и
включает в описи сумму, подлежащую отражению на счете.  
 
Инвентаризация
денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности 
 
Инвентаризация кассы
проводится с полным полистным пересчетом всех денежных купюр, ценных бумаг,
денежных документов, бланков строгой отчетности по видам с указанием в акте
названия, номера, серии и номинальной цены и проверкой других ценностей,
находящихся в кассе. 
При подсчете
фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к
учету наличные деньги, ценные бумаги (акции, облигации, чеки, векселя и другие
документы, выпускаемые в соответствии с законодательством в качестве ценных
бумаг). 
Денежная
наличность включается в акт по купюрам и сумме. 
В акте
инвентаризации наличия денежных средств остатки находящихся в кассе денежных
средств сверяются с данными учета на день инвентаризации, и выносится
результат. При обнаружении комиссией недостачи или излишков в акте указывается
сумма. 
Инвентаризация
денежных средств в пути производится путем сверки числящихся на этом счете
сумм: 
1)                
при сдаче денежной наличности - с данными квитанции
банка, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу денег
инкассаторам обслуживающего банка и т. п.; 
2)                
по суммам, переведенным собственником или другими
организациями - согласно полученным от них извещениям (авизо) с указанием даты,
номера поручения, суммы и наименования обслуживающего банка или почтового
отделения, принявшего перечисление. 
Инвентаризация
денежных средств, находящихся в банке на текущем счете в тенге, на текущем
счете в валюте и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм,
числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерской службы
индивидуального предпринимателя или организации, с данными по выписке банков. 
Документальное
оформление инвентаризации 
 
Инвентаризационные
описи могут быть оформлены как на бумажных, так и на электронных носителях. 
Записи в
инвентаризационных описях осуществляются без помарок и подчисток. 
На последних
листах инвентаризационной описи пустые строки прочеркиваются. 
При
обнаружении материально ответственным лицом после инвентаризации ошибки в описях,
оно немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявляет об этом
председателю инвентаризационной комиссии. Комиссия осуществляет проверку
указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных
ошибок в установленном порядке. 
Исправление
ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных
записей и проставления над ними правильных записей. Исправления оговариваются и
подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом. 
По окончании
инвентаризации при необходимости проводятся контрольные проверки ее
правильности, с участием членов комиссий и материально ответственного лица,
которые оформляются актом. 
Не
допускается внесение комиссией в описи заведомо неправильных данных о
фактических остатках с целью сокрытия недостач или излишков. 
В
сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации - расхождения
между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных
описей (актов). 
Сличительные
ведомости составляются по активам, при инвентаризации которых выявлены
отклонения от учетных данных. 
 
Регулирование
инвентаризационных разниц и оформление результатов инвентаризации 
 
Выявленные при
инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными
бухгалтерского учета признаются: излишки - доходом и подлежат оприходованию,
недостачи - расходом. 
Нормы естественной
убыли применяются лишь в случаях выявления фактических недостач. Сумма
естественной убыли в пределах установленных норм определяется после зачета
недостач излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по
пересортице все же осталась недостача запасов, то нормы естественной убыли
должны применяться только по тому наименованию запасов, по которому установлена
недостача. 
Недостача и порча
запасов сверх норм естественной убыли при наличии виновных лиц возмещается
виновными лицами. 
 Взаимный
зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в
виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же
проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в
тождественных количествах. 
О допущенной
пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения
комиссии. 
Комиссия
выявляет причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации.
Выводы, предложения и решения комиссии оформляются протоколом, утвержденным
индивидуальным предпринимателем или руководителем организации. 
Результаты
инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете и финансовой
отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой
инвентаризации – в годовой финансовой отчетности. 
 
Хранение документов
бухгалтерского учета 
 
Индивидуальный
предприниматель или организация хранят первичные документы, регистры
бухгалтерского учета на бумажных и (или) электронных носителях, финансовую
отчетность, учетную политику, программы электронной обработки учетных данных в
течение периода, установленного законодательством Республики Казахстан. 
Индивидуальный
предприниматель или организация обеспечивают оперативное (в случаях
необходимости пользования теми или иными материалами), временное (долговременное)
и постоянное хранение документов.  
Меры по
организации оперативного хранения документов определяются индивидуальным
предпринимателем или руководством организации, и включают в себя обязательное
установление лица (или лиц – по отдельным направлениям деятельности),
ответственного (ых) за формирование и полноту документов, подлежащих
специальному учету и хранению.  
Перед сдачей
документов в архив их необходимо соответствующим образом подготовить:
однородные первичные документы формируют в дела. 
Номенклатура дел
представляет собой систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в
делопроизводстве организации, с указанием сроков их хранения, оформляемый в
соответствии с существующим архивным законодательством в Республике Казахстан. 
Формированием дел
называется группировка исполненных документов в дела в соответствии с
номенклатурой дел. При формировании дел соблюдаются следующие условия:
документы постоянного и временного сроков хранения группируются в дела раздельно;
подлинники отделяют от копий, а годовые планы и отчеты – от квартальных и
месячных; в дело включается по одному экземпляру каждого документа. 
В дело группируются
документы одного периода – месяца, квартала, календарного года, кроме
переходящих дел (например, личные дела, не закрывающиеся по окончании
календарного года). При наличии в деле документов за несколько месяцев
документы помесячно разделяются листами бумаги с указанием месяца. 
Приложения к
документам независимо от даты их утверждения или составления присоединяются к
документам, которым они относятся. 
Длительное
хранение документов индивидуального предпринимателя или организации
обеспечивается самостоятельно при наличии собственного специально
оборудованного помещения или путем передачи документов на хранение в
соответствующие архивные учреждения за счет средств индивидуального
предпринимателя или организации.  
Законченные
делопроизводством дела после окончания календарного года, в котором они были
заведены, для подготовки их к передаче для постоянного хранения, подлежат
обязательному оформлению и описанию в соответствии с существующим архивным
законодательством в Республике Казахстан.  
При
подготовке дел к передаче для постоянного хранения лицом, ответственным за
организацию учета и сохранность документов, проверяется правильность их
оформления, формирования и соответствия количества дел, включенных в опись,
количеству дел, заверенных в соответствии с номенклатурой дел организации. 
Реорганизуемые
организации обеспечивают прием-передачу в установленном порядке дел и
документов, подлежащих хранению. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 
   
 |