операционные доходы;
внереализационные доходы.
Расходы организации подразделяются на:
расходы по основным видам деятельности;
операционные расходы;
внереализационные расходы.
Инструкция по бухгалтерскому учету "Доходы организации", утв.
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 181
(Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 21
января 2004 г. N 8/10451).
Инструкция по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (далее
- Инструкция) определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета
доходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных
небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных
предпринимателей.
Данная инструкция разработана как национальный стандарт учета и является
промежуточным этапом внедрения международных стандартов учета и отчетности.
Инструкция по бухгалтерскому учету "Расходы организации",
утв. Постановлением Министерства
финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 182 (Зарегистрировано в
Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 21 января 2004 г. N
8/10452).
Инструкция по бухгалтерскому учету "Расходы организации"
определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета расходов для
коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских
кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 февраля
2004 г. № 16 «О бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. постановления
Минфина от 22.12.2004 N 178) (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых
актов Республики Беларусь 26 марта 2004 г. N 8/10745).
Постановлением утверждены типовые формы бухгалтерской отчетности:
бухгалтерский баланс (форма 1);
отчет о прибылях и убытках (форма 2);
отчет о движении источников собственных средств (форма 3);
отчет о движении денежных средств (форма 4);
приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5);
отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).
В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых
результатах формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
Порядок представления данных в отчете о прибылях и убытках зависит от
признания организацией доходов, исходя из характера своей деятельности, вида
доходов, размера и условий их получения (доходы от обычных видов деятельности
или прочие поступления - операционные, внереализационные).
В случае необходимости приведения в отчете дополнительных показателей о
доходах и расходах организация может ввести строки и графы в типовую форму
отчета, соблюдая нумерацию строк и граф формы, установленной Министерством
финансов Республики Беларусь, которые позволят обеспечить увязку показателей,
рассчитываемых по данным бухгалтерских и налоговых регистров.
Порядок формирования данных о расходах организации в отчете о прибылях и
убытках приводится в зависимости от целей формирования этих расходов:
по данным бухгалтерского учета путем ограничения (нормирования,
лимитирования, исключения и т.п.) отдельных видов расходов в соответствии с
законодательством Республики Беларусь;
в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным
постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. N
89, Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики Республики
Беларусь 26 января 1998 г. N 19-12/397, Министерством финансов Республики
Беларусь 30 января 1998 г. N 3, Министерством статистики и анализа Республики
Беларусь 30 января 1998 г. N 01-21/8 и Министерством труда Республики Беларусь
30 января 1998 г. N 03-02-07/300 (Бюллетень нормативно-правовой информации,
1998 г., N 5 ), с учетом внесенных в них изменений и дополнений, нормативными
правовыми актами Министерства финансов Республики Беларусь по бухгалтерскому
учету.
Приведенные выше акты законодательства регламентируют порядок ведения
бухгалтерского учета финансовых результатов и предоставления бухгалтерской
отчетности по финансовым результатам. Однако в связи с введением с 01.01.2004г.
Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь возникает понятие ведение
«налогового учета» финансовых результатов и предоставления налоговой отчетности
по финансовым результатам.
Статьей 62 Налогового кодекса определено понятие налогового учета.
Налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными
лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам,
сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета,
если иное не установлено налоговым законодательством.
Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и
осуществления налогового контроля.
Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на
иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих
налогообложению либо связанных с налогообложением, применением соответствующих
правил и форм учета.
Плательщик (иное обязанное лицо) составляет и представляет за
соответствующий налоговый либо отчетный период в налоговый орган по месту
постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам
(пошлинам), а также другие необходимые документы, связанные с налогообложением.
Общая методика формирования финансового результата определена Законом
Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. N 1330-XII «О налогах на доходы и
прибыль» (название в ред. Закона Республики Беларусь от 18.11.2004 N 338-З).
Согласно Закона, облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из суммы
прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные
средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги),
имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на
сумму расходов по этим операциям.
В соответствии с Главой 8 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в
бюджет налогов на доходы и прибыль, утв. Постановлением Министерства по
налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 N 19 (в ред. постановлений
МНС от 29.04.2004 N 57, от 15.07.2004 N 82, от 29.12.2004 N 142) определено,
что для целей налогового учета по налогу на прибыль применяются регистры
налогового учета (далее - регистры), в которых на основе данных бухгалтерского
учета отражается и группируется сводная информация об элементах налогового
учета, проводятся (при необходимости) расчетные корректировки к этим элементам
и отражается информация о показателях, принимаемых для определения размера
налоговой базы.
Регистры налогового учета ведутся применительно к каждому из элементов
налогового учета с отражением стоимостной характеристики основных показателей,
участвующих в определении налоговой базы (налогооблагаемой прибыли) и
относящихся к каждому из указанных элементов.
В данной части работы приведены основные нормативно-правовые акты,
регулирующие вопросы учета и отчетности по финансовым результатам. Однако, в
процессе осуществления хозяйственной деятельности организация уплачивает множество
иных платежей и сборов. Следовательно, к законодательным (нормативным) актам,
регулирующим учет и отчетность по финансовым результатам, относятся и иные
многочисленные акты законодательства, посредством которых государственные
органы власти и управления устанавливают методику ценообразования (включения
налогов в отпускную цену), ставки оборотных налогов и прочие вопросы. Так как в
нормативно-правовой базе происходят постоянные изменения необходимо в
организации установить универсальную поисковую систему «Эксперт» со встроенной
электронной библиотекой по законодательству Республики Беларусь. Для
обеспечения ежедневной актуализации информационного наполнения в системе
предусмотрен механизм проведения обновлений. Источником получения текстов
нормативно - правовых документов является эталонный банк данных правовой
информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь. Таким образом,
система «Эксперт» позволит производить поиск необходимых документов по
различным критериям и осуществлять личный документооборот.
2. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
2.1. Характеристика организации ООО «СтэмпАГИС»
Общество с ограниченной ответственностью «СтэмпАГИС» учреждено Договором
между физическими лицами и зарегистрировано Минским городским исполнительным комитетом
в 1999 году, является юридическим лицом, состоит на хозяйственном расчете,
имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Основной вид деятельности
ООО «СтэмпАГИС» – оптовая торговля системами очистки воды и запасными частями к
ним. Главной целью ООО «СтэмпАГИС» является хозяйственная деятельность,
направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных, культурных и
экономических интересов членов трудового коллектива Общества, интересов
Участников Общества.
На основе данных бухгалтерской отчетности – бухгалтерского баланса
(Приложение А) и отчета о прибылях и убытках (Приложение Б) определим основные
показатели хозяйственной деятельности ООО «СтэмпАГИС» в действующей и
сопоставимой оценке за 2004-2005 гг. (Таблица В.1. и Таблица Г.1.).
Как видно из данных таблицы, оптовый товарооборот в 2005 году увеличился
на 6694 тыс. руб. в действующих ценах по сравнению с 2004 годом, произошло
уменьшение товарооборота в сопоставимых ценах на 19061 тыс. руб. Темп роста
товарооборота в сопоставимых ценах составил 84,18% (101397 / 120458 х 100).
Валовой доход в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличился на 296 тыс.
руб. в действующих ценах и произошло уменьшение валового дохода на 4596 тыс.
руб. в сопоставимых ценах. Темп роста валового дохода в действующих ценах
составил 101,24%, в сопоставимых ценах – 80,73% (19258 / 23854 х 100).
Прибыль от реализации возросла с 2619 тыс. руб. до 3499 тыс. руб. в 2005
году и увеличилась на 880 тыс. руб. в действующих ценах. Увеличение прибыли от
реализации в сопоставимых ценах в 2005 году по сравнению с 2004 годом
составляет 171 тыс. руб.
Динамика основных показателей хозяйственной деятельности организации ООО
«СтэмпАГИС» рассматривается за 2004-2005 год (Приложении Д).
Уровень рентабельности в 2004 году составлял 2,17%, в 2005 году он
увеличился на 0,58 процентных пункта и составил 2,75%.
Численность работников в 2005 году по сравнению с 2004 годом сократилась
на 2 человека.
Организация имеет положительную динамику увеличения прибыли, увеличивает
товарооборот и валовой доход.
Рассмотрим динамику основных показателей ООО «СтэмпАГИС» для расчета
лучшего периода за 2004-2005гг. (Таблица Ж.1. и Таблица И.1.).
Лучшим периодом деятельности организации ООО «СтэмпАГИС» в сопоставимой и
действующей оценке является первое полугодие 2005 г. (Приложение К, Л).
Рассмотрим структуру организации и функции отдельных подразделений. (
Приложении М).
Директор организует всю работу организации и несет полную ответственность
за его состояния и деятельность организации перед государством и трудовым
коллективом.
Отдел материально-технического снабжения занимается обеспечением организации
материально техническими средствами, организует связи с поставщиками.
Отдел сбыта организует реализацию товаров, обеспечивает связи с
покупателями, занимается маркетинговой деятельностью, организует продвижение
товаров на рынок.
Транспортный отдел обеспечивает доставку приобретенных товаров на склад и
доставку товаров покупателям.
Отдел бухгалтерского учета занимается ведением бухгалтерского учета и обеспечивает
контроль за финансовой деятельностью организации.
Требования и распоряжения главного бухгалтера (лица, его заменяющего) по
вопросам соблюдения правил ведения учета, документального оформления
хозяйственных операций и представления в бухгалтерию для учета необходимых
документов и сведений, являются обязательными для всех структурных
подразделений и работников организации.
Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера определяются
статьей 7 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от
18.10.94 г. № 3321-ХII с
изменениями и дополнениями (последние изменения внесены Законом РБ «О внесении
изменений и дополнений в Закон РБ О бухгалтерском учете и отчетности» № 278-З
от 17 мая 2004 года).
Все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными
документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании
которых ведется бухгалтерский учет.
Учетная информация обрабатывалась, как автоматизировано с использованием
программных средств, так и вручную. Форма учета – журнально-ордерная, с формами
учетных регистров и первичных документов, рекомендованных Министерством
финансов республики Беларусь.
Все виды оперативного учета и контроль торгово-закупочной деятельности и
вверенного имущества обеспечивают руководители структурных единиц и
подразделений организации в установленном порядке.
Организацию и ведение сводного учета издержек обращения, составление и
представление сводной бухгалтерской отчетности по организации обеспечивает
главный бухгалтер.
Согласно учетной политике организации ООО «СтэмпАГИС» основные средства
отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, т.е. по
фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление без НДС, за
исключением основных средств, вводимых в эксплуатацию законченным капитальным
строительством, независимо от источника финансирования. Изменение
первоначальной стоимости основных средств допускается в случае достройки, до
оборудования, реконструкции, модернизации, а также в случаях переоценки по решению
правительства. Лимит стоимости основных средств определен в размере,
превышающем 30 базовых величин. При этом к основным средствам относятся
предметы, полезный срок использования которых более одного года ( Приложение
Н).
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления
амортизации линейным способом. Начисление амортизации производится в порядке,
установленном Положением о порядке начисления амортизации (износа) на полное
восстановление по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Минфином
РБ 19 февраля 1993 года № 26.
Затраты на ремонт основных производственных фондов в ООО «СтэмпАГИС»
включаются в состав издержек обращения текущего периода.
Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной
стоимости, определяемой по сумме фактических затрат на их приобретение, по
договоренности с передающей стороной или экспертным путем, а в отчетности – по
остаточной стоимости.
Стоимость нематериальных активов погашается по нормам амортизационных
отчислений исходя из срока их полезного использования. В случае если срок
полезного использования нематериальных активов не определен, то устанавливать
его по каждому полученному (переданному) активу с оформлением в установленном
порядке приказом (распоряжением) по организации.
Материальные ресурсы – материалы (сырье, материалы, комплектующие
изделия, запасные части и агрегаты, топливо и ГСМ), тара, материалы –
учитываются по цене их приобретения без учета НДС и включаются в состав
себестоимости продукции.
Товарами признаются изделия, приобретенные у сторонних организаций для
последующей их реализации.
По торговой деятельности в ООО «СтэмпАГИС» ведется раздельный учет
выручки от реализации, валового дохода и прибыли от реализации товаров,
облагаемых налогом на продажу.
Учет товаров на балансовом счете 41 «Товары» ведется по покупной
стоимости с последующим списанием товаров по мере их реализации в дебет счета
90 «Реализация».
Таможенные платежи, транспортные и прочие расходы, связанные с закупкой и
транспортировкой товара, произведенные организацией, включаются в покупную
стоимость приобретаемых по импорту товаров и отражаются на счете 44 «Расходы на
реализацию» субсчете 44/2 «Издержки обращения» с последующим списанием в дебет
счета 90 «Реализация» в установленном законодательством порядке.
Определение выручки от реализации продукции (работ, услуг), товаров,
других материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и признание
полученной прибыли согласно учетной политики ООО «СтэмпАГИС» производится по
мере отгрузки и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Моментом определения выручки от реализации товаров, в котором на
основании соответствующих документов должны быть отражены в бухгалтерском учете
реализация и прибыль, считается момент отгрузки товаров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|