Основные средства
учитываются как в текущем учете, так и в балансе по первоначальной или
восстановительной стоимости. Первоначальная стоимость основных средств состоит
из фактических затрат на их приобретение, включая расходы по доставке, монтажу
и установке. Восстановительная стоимость основных средств определяется при
проведении переоценки. Порядок проведения переоценок утверждается Министерством
статистики и анализа. При переоценке изменяются: первоначальная стоимость,
остаточная стоимость и сумма износа основных средств, при этом процент износа
не изменяется. В 2006 году переоценка основных средств не производилась.
Поступление
основных средств оформляется товарно-транспортными накладными
Ф.ТТН-1(приложение Щ) и товарными накладными ф.ТН-2. Перемещение оформляется
накладной на внутреннее перемещение (приложение Э), а выбытие основного
средства оформляется актом на списание основных средств, который подписывается
специально созданной комиссией.
В исследуемой
организации данный участок автоматизирован. При поступлении основного средства
на него заводится инвентарная карточка, в которой указываются инвентарный номер
объекта, его первоначальная стоимость, если объект не новый, то сумма
начисленной амортизации, срок полезного использования (приложение Ю).
По каждому
подразделению формируются ведомости наличия основных средств ф.-03 (приложение
Я), ведомости движения основных средств в целом по организации, а также в
разрезе подразделений, счетов и материально ответственных лиц (приложения 1-2).
В местах хранения
материально ответственные лица ведут пообъектный учет в инвентарных списках ф.
ОС-13..
Поступление
основных средств отражается в учете следующими записями:
Д-т 01 «Основные
средства» -- К-т 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» и
одновременно Д-т 200 «Расходы по бюджету», 211 «Расходы по внебюджетным
средствам» -- К-т 250 «Фонд в основных средствах».
Если основные
средства поступают безвозмездно, то в учете делается только одна запись: Д-т 01
«Основные средства» -- К-т 250 «Фонд в основных средствах».
Выбытие основных
средств может быть связано с безвозмездной передачей другим учреждениям и
организациям внутри министерства и списанием объектов по различным причинам.
На первоначальную
стоимость в учете делаются записи: Д-т 250 «Фонд в основных средствах» -- К-т
01 «Основные средства», на сумму износа – Д-т 020 «Износ основных средств» --
К-т 250 «Фонд в основных средствах».
Начисление
амортизации осуществляется один раз в год (в конце года) путем умножения
первоначальной стоимости отдельных инвентарных объектов, имеющихся в учреждении
на конец года, на установленную годовую норму амортизации и отражается в
ведомости начисления амортизации (приложение 3). Начисление амортизации
прекращается при достижении нулевой остаточной стоимости основных средств.
В конце месяца
составляется накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств
– мемориальный ордер № 9 (приложение 4).
В Управлении юстиции имеется централизованный
склад, куда поступают материальные ценности от поставщиков, и откуда они
передаются в суды и нотариальные конторы. Но из-за территориальной удаленности
подведомственных организаций материальные ценности не всегда поступают сначала
на склад, а иногда могут приобретаться на местах. Для получения материальных
ценностей работнику выписывается доверенность, которая регистрируется в книге
учета выданных доверенностей (приложение5). В некоторых судах штатным
расписанием предусмотрена должность заведующего хозяйством, который занимается
приобретением и распределением материальных ценностей, в остальных организациях
этим занимается заведующий канцелярией.
Оприходование
материалов осуществляется на основании тех же документов, что и оприходование
основных средств. Данные регистрируются в книге складского учета ф. М-17
(приложение 6), а затем передаются в бухгалтерию.
В бухгалтерии
заведены карточки складского учета материалов, в котрых кроме количества
указываются цены и стоимость приобретенных материалов (приложение 7).
Списание
материалов производится на основании ведомости выдачи материалов на нужды
учреждения Ф. 410 (приложение 8), а также актов на списание материалов, к
которым прилагаются ведомости распределения товаров между работниками
(приложение 9). Списание топлива производится на основании путевых листов
(приложение 10) с учетом норм расхода для данной марки автомобиля (приложение
11). Кроме того Министерством юстиции для каждого суда утверждены месячные
нормы пробега автомобиля (приложение 12). При списании материалов в карточках
делается соответствующая запись и они хранятся в бухгалтерии до проведения
ревизии, после чего уничтожаются.
Движение
материалов отражается на соответствующем субсчете. По каждому субсчету ведется
оборотная ведомость (приложение 13), в которой отражаются остатки материалов на
первое число каждого месяца и их движение за месяц. В конце месяца составляется
накопительная ведомость по расходу материалов – мемориальный ордер №12
(Приложение 14), а по расходу топлива и горюче-смазочных материалов –
мемориальный ордер № 16 (приложение 15).
К отдельным
предметам в составе оборотных средств (ОП в СОС) относятся предметы, служащие
менее одного года, независимо от их стоимости, предметы в пределах 30 базовых
величин включительно за единицу (комплект) независимо от срока их службы (кроме
ковров и ковровых изделий, лимит по которым установлен в пределах 10 базовых
величин), белье постельные принадлежности, специальная одежда и обувь
независимо от их стоимости и срока службы и другие.
Документальное
оформление поступления ОП в СОС в учреждение аналогично документальному
оформлению поступления основных средств и материальных запасов.
ОП в СОС
учитываются по стоимости их приобретения на активном счете 07 «Отдельные
предметы в составе оборотных средств».
В бухгалтерском
учете на стоимость приобретенных предметов за плату одновременно делаются две
бухгалтерские записи:
1) Д-т 070 «Отдельные предметы в
составе оборотных средств на складе», 072 «Белье, постельные принадлежности,
одежда и обувь на складе» – К-т 178 «Расчеты с прочими дебиторами и
кредиторами»
2) Д-т 200 «Расходы по бюджету»,
211 «Расходы по внебюджетным средствам» – К-т 260 «Фонд в отдельных предметах в
составе оборотных средств»
При оприходовании излишков,
выявленных при инвентаризации, а также при безвозмездном получении делается
запись: Д-т 07 «ОП в СОС» – К-т 260 «Фонд в ОП в СОС».
Отпуск в
эксплуатацию предметов отражается записью:
Д-т 071 «ОП в СОС
в эксплуатации» – К-т 070 « ОП в СОС на складе».
Отпуск в
эксплуатацию белья , постельных принадлежностей, одежды и обуви отражается
записью:
Д-т 073 «Белье,
постельные принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации» – К-т 072 «Белье,
постельные принадлежности, одежда и на складе».
При списании
пришедших в негодность предметов, находящихся в эксплуатации, составляется акт
на списание с баланса белья, постельных принадлежностей, инструментов,
производственного и хозяйственного инвентаря. (приложение 16), а в учете
делается запись: Д-т 260 «Фонд в ОП в СОС» -- К-т 07 «ОП в СОС».
В бухгалтерии
учет отдельных предметов ведется в книге, в которой указываются наименование
предметов, цена и стоимость приобретения и выбытия, а также остатки в разрезе
подведомственных учреждений (приложение 17), кроме того, по субсчетам 07 счета
составляются оборотные ведомости (приложение 18).
В конце месяца
данные о движении отдельных предметов заносятся в накопительную ведомость по
выбытию и перемещению основных средств – мемориальный ордер №9.
В Управлении
юстиции существует два источника поступления внебюджетных средств – это
средства, поступающие за оказание дополнительных платных услуг нотариусами и
средства, полученные судебными исполнителями при принудительном исполнении по
имущественным взысканиям. Для данных видов средств в Беларусьбанке открыты
счета. Кроме этого в 2006 году в связи с введением специальной одежды для
судебных исполнителей был открыт дополнительный счет для учета средств,
поступающих от судебных исполнителей и Хозяйственного суда для приобретения или
пошива форменной одежды.
Для открытия
счета по внебюджетным средствам необходимы следующие документы: справка из
фонда социальной защиты и организации «Белгосстрах»
об отсутствии задолженности,
распоряжение территориального органа казначейства на открытие счета, а также
дубликат УНП из налоговой инспекции по месту нахождения юридического лица.
Планирование смет по внебюджетным
средствам осуществляется на основании фактических данных предыдущего периода с
учетом прогнозируемого роста цен. Смета составляется на год с разбивкой по
кварталам и в каждом квартале предоставляется в Министерство юстиции отчет об
исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам ф. № 4.
(приложение 19).
Ежедневно из
банка в Управление юстиции поступают выписки с указанием движения средств по
счету. К выпискам прилагаются первичные документы, на основании которых
произошло поступление или списание денег со счета (приложение 20). По данным
выпискам и первичным документам составляется накопительная ведомость по
движению средств на текущем счете внебюджетных средств -- мемориальный ордер 2
ВН (приложение 21).
В Управлении юстиции сформировано только два фонда: фонд в основных
средствах и фонд в отдельных предметах в составе оборотных средств.
Формирование этих
фондов происходит при приобретении основных средств и ОП в СОС, когда
составляются вторые проводки:
Д-т 200 «Расходы
по бюджету», 211 «Расходы по внебюджетным средствам» – К-т 250 «Фонд в основных
средствах», 260 «Фонд в ОП в СОС». Пополнение фонда в основных средствах может
происходить также в процессе дооценки основных средств: Д-т 01 «Основные
средства» – К-т 250 «Фонд в основных средствах».
Уменьшение фондов
происходит при выбытии указанных ценностей, а также при начислении амортизации
основных средств и их уценке.
При выбытии ОП в
СОС составляется запись:
Д-т 260 «Фонд в
ОП в СОС» – К-т 07 «ОП в СОС».
При начислении
амортизации основных средств:
Д-т 250 «Фонд в
основных средствах» -- К-т 020 «Амортизация основных средств».
При уценке
основных средств:
Д-т 250 «Фонд в
основных средствах» -- К-т 01 «Основные средства».
При выбытии
основных средств составляется две проводки:
Д-т 250 «Фонд в
основных средствах» – К-т 01 «Основные средства» -- на первоначальную
стоимость;
Д-т 020
«Амортизация основных средств» – К-т 250 «Фонд в основных средствах».
В конце года, перед составлением годового отчета с работниками проводятся
собрания, на которых рассматриваются вопросы сроков и организации проведения
инвентаризации, а также правильности отражения ее результатов в учете.
По данным мемориальных ордеров заполняется книга «Журнал-Главная»
(приложение 22), производятся заключительные записи, и составляется годовой
баланс (приложение 23) и другие формы годовой отчетности, такие как «Отчет об
исполнении сметы расходов по бюджету» форма №2 (Приложение 24), «Отчет по сети,
штатам и контингентам» форма №3 (Приложение 25) , «Отчет об исполнении сметы
доходов и расходов по внебюджетным средствам» форма №4, «Отчет о движении
основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств» форма №5
(приложение 26), «Отчет о движении материальных ценностей» форма №6
(приложение 27).
Поскольку в Управлении юстиции штатным расписанием ревизионная служба не
предусмотрена, то контроль правильности и своевременности отражения в учете
хозяйственных операций возлагается на главного бухгалтера. Ежемесячно
проводится внезапная ревизия кассы. Для ее проведения создается комиссия из
числа работников бухгалтерии и проверяется фактическое наличие денег и денежных
документов в кассе. По результатам ее проведения составляется акт ревизии
кассы. Во время прохождения мною практики, 6 февраля 2006г в связи с
увольнением бухгалтера, выполнявшего обязанности кассира, данные обязанности
были возложены на другого работника бухгалтерии, и при этом был составлен акт
передачи денежных средств (приложение 28).
Кроме того на основании приказа руководителя не реже одного раза в год
проводится сплошная инвентаризация. При необходимости может проводиться
внезапная выборочная инвентаризации у определенных материально ответственных
лиц или определенных видов ценностей. Данные инвентаризации заносят в акт
инвентаризации или инвентаризационную опись (приложение 29). Если в ходе
инвентаризации были выявлены излишки или недостачи, то составляется
сличительная ведомость, у материально ответственного лица требуют письменное
объяснение и по решению руководителя относят недостачу на виновное лицо или
списывают за счет учреждения. Результаты инвентаризации должны быть
своевременно отражены в учете.
Что касается внешней ревизии, то ее могут проводить вышестоящая
организация, комитет государственного контроля и налоговые органы. Ревизии
проводятся на основании предписания согласно графику их проведения. По
результатам ревизии составляется акт, в котором указываются все выявленные
недостатки и нарушения, а также предложения по их устранению. В книге
регистрации проверок и ревизий делается соответствующая запись (приложение 30)
.
В 2005 году
производственные показатели деятельности организации снизились. Судами было
рассмотрено меньше дел, а нотариальными конторами совершено меньше нотариальных
действий. Сложившаяся ситуация в судах может быть связана как со снижением
преступности в области, так и с увеличением продолжительности рассмотрения
одного дела. А уменьшение количества рассмотренных дел – явление объективное. В
связи с упрощением бюрократической системы и применением принципа «одного окна»
услуги нотариусов стали менее востребованы.
По данным формы №
3-1 «Отчет о выполнении плана по штатам и контингентам по органам
государственной власти и государственного управления, судебных органов и
прокуратуре» и в судах и в нотариальных конторах как на начало, так и на конец
года были вакансии, то есть обеспеченность учреждений персоналом недостаточная.
Это связано с текучестью рабочей силы по отдельным категориям персонала, в
частности, судебным исполнителям и техническому персоналу.
Для анализа
состава фонда оплаты труда будем использовать данные формы №2 «Отчет об
исполнении сметы расходов по бюджету» и формы №4 «Отчет об исполнении сметы
доходов и расходов по внебюджетным средствам». Необходимые данные приведены в
таблице 1 (приложение 29). Как видно из таблицы заработная плата за 2005 год
превысила запланированный уровень на 18585,8 тысяч рублей или 0,8 %. Причем
рост расходов был обусловлен ростом таких выплат, как надбавки к заработной
плате, дополнительная оплата и прочие выплаты гражданским служащим, выплаты по
окладу уменьшились на 93809,9 тысяч рублей или 8,1%.
Отклонение по
основному окладу образовалось за счет того, что некоторые работники находились
в социальных или учебных отпусках без сохранения заработной платы, являлись
временно нетрудоспособными. Увеличение расходов по надбавкам является
положительным моментом и свидетельствует о повышении роли персонала с большим
опытом и квалификацией. Рост выплат по доплатам является свидетельством
недостаточной обеспеченности учреждения персоналом, в связи с чем увеличиваются
выплаты за замещение и совмещение профессий. При этом следует отметить, что оплата
труда внештатных сотрудников снизилась до незначительных размеров.
|