Согласно ст. 6,
21, 22 действующего Градостроительного кодекса РФ (1998), национальные парки
имеют статус объектов особого регулирования градостроительной деятельности, и
это необходимо учитывать. Новая застройка должна осуществляться в традиционных
формах, с использованием традиционных материалов и с сохранением исторической
планировки.
Для отдельных
поселений могут быть разработаны индивидуальные градостроительные Уставы и
утверждены муниципальными властями. Национальные парки могут существенным
образом способствовать этому процессу в качестве консультирующих и
рекомендующих организаций. Администрациям парков надо очень тщательно подходить
к согласованию различных планов и проектов развития поселений, а также
принимать непосредственное участие в обсуждении и принятии уставов
муниципальных образований, правил застройки, проектов застройки, схем
зонирования населенных пунктов и иной документации, устанавливающей те или иные
нормы, правила и режимы, выполнение которых необходимо для сохранения
историко-культурного и природного наследия парка.
Выбор участка
строительства или реконструкции, типа застройки, архитектурные формы, а также
цветовые и конструктивные детали, материалы, тип ограждений, развитие
коммуникаций — все должно находиться под контролем администрации парка.
Необходимо добиваться такого положения, чтобы градостроительная деятельность на
территории парка осуществлялась только при наличии утвержденной и согласованной
с администрацией парка градостроительной документации. Любые действия,
приводящие к изменению облика ценной историко-культурной среды, должны
проходить согласование с главным архитектором (или ландшафтным архитектором)
парка. Только такая процедура, при условии содействия со стороны муниципальных
властей, может сохранить историко-культурные ценности ландшафта и поддержать
его аутентичность как в облике, так и в функциях.
К сожалению,
органы местного самоуправления, как правило, не намерены и не занимаются разработкой
и утверждением соответствующей градостроительной документации, не придавая
этому вопросу должного внимания. Дело в том, что Градостроительный кодекс не
обязывает принимать эти документы, а только фиксирует область их
правоприменения, порядок разработки и утверждения. Отсутствие же таких
документов поддерживает состояние правовой неопределенности, а значит, создает
условия, благоприятствующие административному волюнтаризму и частной
вседозволенности. В результате многие сельские ландшафты непоправимо искажаются
неупорядоченной застройкой, ведущейся без учета градостроительных традиций
региона. В подобной ситуации, при реальной угрозе разрушения исторически ценной
историко-культурной среды поселений, руководство национального парка имеет
возможность обратиться за помощью к органам власти соответствующего субъекта
Федерации. Так, на уровне субъекта Федерации можно разработать и утвердить
необходимый регламентирующий документ, например “Требования к застройке на
территории национального парка”, что будет способствовать сохранению
историко-культурного наследия всех типологических разностей, а в особенности
культурных ландшафтов.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ
ЗОНИРОВАНИЕ И РЕЖИМЫ СОДЕРЖАНИЯ И ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Охрана наследия,
как природного, так и историко-культурного, предполагает установку определенных
режимов, исключающих или регламентирующих конкретные виды деятельности. В то же
время любая деятельность, даже профильная для национального парка, предполагает
определенное воздействие на территориальные комплексы и системы и потенциально
может нести в себе угрозу нарушения сложившихся ландшафтных и геосистемных
связей. Возможны ситуации, когда стремление сохранить определенные природные
или культурные ценности может повлечь за собой негативные изменения в состоянии
других ценных для парка объектов или свойств местности. Следовательно,
необходимо особенно внимательно подходить к функциональному зонированию
территории парка. Для каждого участка парка, представляющего природную или
историко-культурную ценность, должны быть указаны ведущие, сопутствующие,
допустимые и исключаемые виды деятельности и мероприятия. Кроме того, должны
быть обозначены конкурирующие, если они есть, варианты развития территории и
показана степень совместимости природоохранных целей парка с задачами
сохранения культурного наследия.
Предусмотренный
для национальных парков режим охраны и функциональное зонирование территории, в
частности — выделение зоны охраны историко-культурных объектов, может
способствовать реальному установлению режима зон охраны памятников и соблюдению
этого режима. К сожалению, весьма распространенным случаем является отсутствие
зон охраны у памятников культуры либо несоблюдение их режима. Надо обратить
внимание, что зоны охраны историко-культурных объектов и зоны охраны памятников
культуры — это два разных типа территориальной охраны, установленные разными по
профилю законами. Однако иногда они ошибочно отождествляются, что приходится
наблюдать в индивидуальных нормативно-правовых документах национальных парков.
В частности, зоны охраны памятников проектируются и утверждаются в
установленном законодательством о памятниках истории и культуры порядке, что
является весьма сложной процедурой. Поэтому очень малая часть
историко-культурных объектов, имеющих статус памятников, имеет зоны охраны. В
то же время выборочное использование предусмотренных для таких зон нормативных
положений применительно к соответствующим функциональным зонам национальных
парков имеет очень большое прикладное значение, в частности для организации
дифференцированного режима охраны различных типов историко-культурного
наследия.
В значительной
мере вышеобозначенная проблема может быть решена в рамках индивидуального
Положения о национальном парке, Положения о землях, включенных в границы парка
без изъятия из хозяйственной эксплуатации, и Положения об охранной зоне.
Большинство историко-культурных объектов тяготеют к населенным пунктам, где
основные сложности с охраной наследия нередко создают органы местного
самоуправления. Поэтому к приоритетным задачам парка должна относиться
разъяснительная работа, в частности обсуждение и согласование планируемых
действий и поиск взаимоприемлемых решений, направленных на преодоление взаимной
конфронтации. Соответственно контроль за участками, где расположены памятники,
и характером их разрешенного использования следовало бы осуществлять
национальному парку.
Типовой режим зон
охраны памятников истории и культуры установлен Инструкцией по организации зон
охраны недвижимых памятников истории и культуры от 24 января 1986 г. Ниже
приведены некоторые извлечения из нее, которые могут оказаться полезными при
определении режимов охраны историко-культурного наследия на территории
национального парка.
“…Систему зон
охраны как отдельно стоящих памятников, так и градостроительных комплексов
составляют:
—
охранная
зона памятников;
—
зона
регулирования застройки;
—
зона
охраняемого ландшафта…
На территории зон охраны памятников
устанавливается режим содержания и использования с определенными ограничениями
нового строительства и функционального использования с целью создания условий,
способствующих сохранению памятника как градоформирующего фактора, включения
его в новую градостроительную среду…
Охранная зона
памятника — территория, непосредственно окружающая памятник, предназначенная
для обеспечения сохранности памятника и ближайшей к нему среды, целесообразного
его использования и благоприятного зрительного восприятия…
В охранной зоне и
на территории памятника сберегается историческая ценная система планировки,
резервируются возможности для восстановления ранее утраченных элементов и
параметров, убирается поздняя диссонирующая застройка, сохраняется
соответствующая памятнику среда и ландшафт, обеспечивается наиболее полное
выявление достоинств памятника, благоприятные условия его обзора.
На участках
непосредственного окружения наиболее ценных памятников проводятся рубки
формирования ландшафтов и ландшафтные посадки с целью воссоздания пейзажа
конкретных исторических эпох.
В охранной зоне
должны быть обеспечены необходимые для сохранности памятника гидрологическая
обстановка, чистота воздушного бассейна и водоемов, защита от динамических
воздействий и пожарная безопасность.
В охранной зоне
по специальным проектам, согласованным с соответствующим государственным
органом охраны памятников, могут выполняться:
—
работы,
связанные с сохранением и восстановлением планировки зданий, сооружений и
благоустройством территории, формирующих историческую среду и окружение
памятников;
—
устройство
дорог и дорожек, в отдельных случаях небольших автостоянок, наружного
освещения, озеленение и благоустройство, установка стендов и витрин,
относящихся к памятникам… но не нарушающих исторически ценную градостроительную
среду и природный ландшафт;
—
замена
выводимых из зон предприятий, мастерских, складов и других сносимых построек
зданиями и сооружениями или зелеными насаждениями, не мешающими восприятию и
сохранению памятника…
Зона
регулирования застройки — территория, окружающая охранную зону памятника,
необходимая для сохранения или восстановления характера исторической
планировки, пространственной структуры, своеобразия архитектурного облика
населенного пункта, для закрепления значения памятников в застройке или
ландшафте, для обеспечения архитектурного единства новых построек с исторически
сложившейся средой…
В зоне
регулирования застройки сохраняется система исторической планировки,
сохранившиеся ее фрагменты и ценные элементы ландшафта, закрепляется или
восстанавливается градоформирующее значение памятников в
архитектурно-пространственной организации населенного пункта, обеспечиваются
благоприятные условия их зрительного восприятия, предусматривается устранение
диссонансов, нарушающих восприятие памятников, цельность композиции, охраняемых
архитектурных комплексов или ландшафта.
Новое строительство
в зоне регулирования застройки регламентируется по функциональному назначению,
приемам застройки по высоте, протяженности и масштабности зданий, по характеру
озеленения, приемам благоустройства и другим показателям…
В зоне
регулирования застройки не разрешается размещать промышленные предприятия,
транспортно-складские и другие сооружения, создающие грузопотоки, загрязняющие
воздушный и водный бассейны, опасные в пожарном отношении, взрывоопасные.
В зоне
регулирования застройки не допускается строительство транспортных магистралей и
развилок, эстакад, мостов и других инженерных сооружений, нарушающих
исторический облик населенного пункта…
Зона охраняемого
ландшафта устанавливается на территории, не вошедшей в состав охранных зон и
зон регулирования застройки, для сохранения ценного ландшафта — водоемов,
рельефа, определивших местоположение господствующих в композиции зданий и
сооружений, влияющих на целостность исторического облика населенного пункта или
памятника, расположенного в населенном пункте или вне его, в природном
окружении…
Мероприятия по
охране ландшафта должны быть направлены на сохранение исторически ценного
рельефа, водоемов, восстановление исторического вида ландшафта и связей с
окружающей природой, устранение зданий, сооружений, насаждений, искажающих
ландшафт, сохранение и восстановление растительности, установление зон
естественного восстановления леса, защиту луговых, береговых и других
территорий от оползней, размыва, укрепление склонов, оврагов, озеленение их,
проведение необходимых природоохранительных мероприятий и т. п.
На территории
зоны охраняемого ландшафта допускается хозяйственная деятельность, если эта
деятельность не наносит ущерба и искажения ландшафту, не требует возведения
новых капитальных построек. В соответствии с условиями режима на определенных
участках зон охраняемого ландшафта возможны сенокосные работы, выпас скота,
полевые и огородные работы и пр. …”
Весьма интересен
пример использования приведенной выше Инструкции в менеджмент-плане
Кенозерского национального парка в части предложений по изменению существующей
схемы его функционального зонирования. Так, была выделена зона охраны
культурных ландшафтов, включающая несколько подзон и в том числе — подзону
охраны памятников истории и культуры и подзону агроландшафтов. Они должны
заменить установленные предшествующим зонированием (Проект лесоустройства 1997
г.) зону охраны историко-культурных объектов и зону традиционного
природопользования. Извлечения из “Инструкции” были включены в описание режимов
зон и подзон. В предшествующем варианте зонирования они относились к зоне
охраны историко-культурных объектов и правомочность их применения (в
формулировках Инструкции) могла вызывать возражения. В измененном варианте
зонирования положения Инструкции были адаптированы к реальной правовой ситуации
и использовались при установлении общих режимных ограничений в зоне охраны
культурных ландшафтов и специальных регламентов — в подзонах.
Типовой состав
функциональных зон национальных парков приведен в законе “Об особо охраняемых
природных территориях” и не содержит такого понятия, как “зона охраны
ландшафтов”, в частности — культурных. Однако специфика проблем сохранения
целостных историко-культурных территориальных комплексов, находящихся в
управлении национальных парков, предопределяет необходимость выделения
соответствующих зон. Так, в национальном парке “Угра” выделена зона охраняемого
ландшафта, в национальном парке “Русский Север” — зона охраны исторического
ландшафта, в национальном парке “Смоленское Поозерье” — зона охраны
историко-культурных памятников и ландшафтов, в национальном парке “Себежский”
функция сохранения культурных ландшафтов закреплена как основная за зоной
традиционного природопользования и т. д.
Своеобразие и
исключительность Кенозерского национального парка связаны с наличием здесь
исторически ценных и уникальных культурных ландшафтов, требующих специальных
режимных мероприятий. Предлагаемая к выделению функциональная зона охраны
культурных ландшафтов, во-первых, заменяет собой зону традиционного природопользования,
поскольку условием существования культурных ландшафтов является поддержание
экологически оправданных традиционных форм жизнедеятельности местного
населения. А во-вторых, она включает в себя подзону охраны памятников истории и
культуры, поскольку культурные ландшафты относятся к интегрирующим
историко-культурным объектам наследия и стратегия их охраны базируется на
принципах охраны памятников истории и культуры.
Зона охраны культурных ландшафтов включает
территории исторических населенных пунктов, насыщенных памятниками истории и
культуры и объектами крестьянского хозяйства. Также она включает прилегающие
лесные, луговые и полевые угодья, в которых осуществляется традиционная
хозяйственная деятельность местного населения. Состав и возрастная структура
древостоев, а также следы обваловки бывших полей свидетельствуют о прошлом
сельскохозяйственном использовании этих лесных участков в форме перелога
земель, сенокошения, выпаса скота.
Обычно режим функциональных зон национальных
парков включает различного рода запрещения, ограничения и допущения тех или
иных видов деятельности. Отличием режима зоны охраны культурных ландшафтов
является включение в состав режимных мер (наряду с традиционными запретами,
ограничениями и допущениями) также особых статей поддержки и даже организации
определенных видов деятельности, обеспечивающих воспроизводство основных
структур и элементов культурного ландшафта. Так, в частности, организуется и
поддерживается:
·
восстановление традиционных крестьянских дворов
и исторической застройки поселений,
·
ведение
традиционной сельскохозяйственной деятельности в пределах исторически
сложившихся границ сельхозугодий,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|