·
Участвуют
в:
—
выявлении,
изучении, мониторинге, учете и популяризации объектов культурного наследия совместно
со сторонними научно-исследовательскими, общественными и проектными
организациями;
—
разработке
и развитии нормативно-правовой базы регионального и местного значения,
необходимой для обеспечения сохранности и оптимального использования культурных
ландшафтов и иных культурных ценностей на территории национальных парков;
—
государственной
охране памятников истории и культуры и контроле за содержанием объектов и
участков культурного наследия во взаимодействии с государственными органами
охраны культурного наследия и в пределах установленных национальному парку
полномочий в отношении памятников истории и культуры;
—
государственной
историко-культурной экспертизе.
Развитие перечисленных видов деятельности
может быть обеспечено только при существенных кадровых изменениях в штатной
структуре национальных парков, в которой на данное время специалисты
соответствующего профиля (архитекторы, археологи, этнографы, историки,
географы) далеко не всегда предусмотрены. Существующая кадровая структура
национальных парков ориентирована в основном на выполнение задач охраны лесного
фонда. Государственная политика финансирования национальных парков в связи с их
историко-культурными задачами также требует значительной корректировки.
В границах
национальных парков и в их охранных зонах сосредоточены значительные
историко-культурные ресурсы, используемые службами национальных парков для
просветительских и рекреационных целей. Во многих случаях экологическое
просвещение и экологический туризм ориентируются на те историко-культурные
объекты, к управлению которыми парки как государственные учреждения не имеют
никакого отношения, являясь в управленческом смысле “внешними пользователями”.
К такого рода объектам, как правило, относятся различного рода культурные
центры, в частности религиозные, но и не только. Яркие тому примеры —
территории национальных парков “Русский Север” с уникальными монастырскими
комплексами и музеем-заповедником, “Плещеево озеро” с примыкающим к нему
историческим городом Переславлем-Залесским с множеством монастырей и памятников
культуры и т. д. (Основные направления развития национального парка “Плещеево
озеро”…, 2001; Основные направления развития национального парка “Русский
Север”, 2001). Основные мотивации посещения территории здесь связаны с перечисленными
культурными объектами, а природа парка становится своеобразным “приложением”.
Таким образом
государственные учреждения, религиозные организации, местные органы власти,
являющиеся владельцами и пользователями таких объектов, определяют характер и
возможности просветительской и туристской видов деятельности, осуществляемых
национальными парками. Такого рода взаимоотношения могут быть вполне приемлемы,
если они не ограничивают инициатив и возможностей национальных парков в
выполнении ими своего целевого предназначения. В противном случае имеет смысл
добиваться такой ситуации, когда у владельцев историко-культурных ресурсов
возникает встречный интерес к ресурсам и услугам национального парка или когда
они вовлечены в совместные с национальным парком инициативы. Наиболее удачным
объектом для развития совместных инициатив служит культурный ландшафт,
поскольку любой культурный центр существует и развивается в системе такого
ландшафта, зависим от его функциональных и планировочных связей и заинтересован
во взаимодействии со своим непосредственным окружением.
Историко-культурные объекты, расположенные на
территории национальных парков, и национальные парки исключительной
историко-культурной ценности могут входить в состав Особо ценных объектов
культурного наследия народов Российской Федерации, утверждаемых в соответствии
с действующим законодательством (Положение об особо…, 1997).
Национальные парки исключительной историко-культурной
ценности могут быть отнесены к объектам Всемирного культурного наследия, вносимым
в Список Всемирного наследия согласно установленным ЮНЕСКО процедурам. Из
российских национальных парков к таким объектам была отнесена в 2001 г.
“Куршская коса”. Из памятников культуры, отнесенных к этому высокому рангу в
2000 г., отметим фрески Дионисия из Ферапонтова монастыря, который находится в
границах национального парка “Русский Север”.
Подготовка пакета номинационных документов по тому или
иному объекту культурного наследия и рассмотрение его Комитетом Всемирного
наследия ЮНЕСКО предваряется подачей заявки установленной формы и
сопроводительным письмом от лица субъекта Федерации, на территории которого
находится данный объект, в Российскую комиссию ЮНЕСКО. Комиссия рассматривает
заявку и, в случае положительного решения, направляет ее в Центр Всемирного
наследия в Париж для включения в предварительный список объектов, заявляемых от
различных стран. Федеральные органы охраны объектов культурного наследия, к
сожалению, занимают достаточно пассивную позицию в этом процессе, выполняя
фактически только согласующие функции.
ОХРАНА
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
На сегодняшний день процедуры охраны и
регламентации использования историко-культурного наследия разработаны и
осуществляются в должной мере только применительно к памятникам истории и культуры.
В соответствии с
действующими правовыми актами к памятникам относят только те ценные
историко-культурные объекты, ансамбли или комплексы, которые поставлены на учет
или выявлены государственными органами охраны объектов культурного наследия,
согласно соответствующей процедуре, которая лежит в основе всей системы охраны
памятников истории и культуры. Для объектов, включенных в государственные
Списки памятников истории и культуры федерального или регионального (местного)
значения, а также в Списки вновь выявленных памятников, предусматривается
составление:
·
паспорта,
где фиксируются имущественный состав памятника, его основные технические
данные, предметная ценность и режим содержания,
·
проекта
зон охраны (в составе охранной зоны, зоны регулирования застройки и зоны
охраняемого природного ландшафта),
·
охранных
обязательств пользователей памятников.
Эти действия
должны обеспечивать режим сохранения памятника и регламентацию хозяйственной
деятельности на сопредельных с ним участках. Однако на практике нередки случаи,
когда документация на памятник оформлена не в полном объеме, не утверждены зоны
охраны, в охранных обязательствах не оговаривается реальная правовая
ответственность пользователей и т. д. — подобные ситуации не должны быть
неожиданностью для руководства национальных парков.
Особо следует
остановиться на памятниках археологии, поскольку археологические раскопки
всегда несут в себе угрозу нарушения объекта охраны и требуют высокого уровня
профессионализма. Для такого рода работ предусматривается выдача специального
документа — Открытого листа, или разрешения на раскопки. Оно выдается
Институтом археологии РАН каждому конкретному исследователю. Проведение
раскопок на территории национального парка следует допускать только по
согласованию с его администрацией и при достаточной их аргументированности.
ОХРАНА
И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ
В практической
деятельности национальных парков управление культурными ландшафтами вызывает
наибольшие сложности. Анализ существующих менеджмент-планов и участие в их
подготовке дают основание утверждать, что национальные парки заинтересованы во
включении культурных ландшафтов в систему управляемых ими ресурсов, но часто
делают это не на должном профессиональном уровне. У национальных парков
отсутствуют опыт работы с этими феноменами и официально установленные методики
работы. Термин “культурный ландшафт” не получил общепринятой трактовки.
Понятие
“культурный ландшафт” в качестве категории культурного наследия пока не введено
в российское законодательство о культуре, поэтому оно не несет какого-либо
определенного юридического смысла. В то же время в 1988 г. Россией
ратифицирована Конвенция о Всемирном природном и культурном наследии, в
Руководящих указаниях по применению которой в 1992 г. понятие “культурный
ландшафт” было выделено в качестве самостоятельной категории. Надо отметить,
что в обществе наблюдается осознание ценности культурного ландшафта как
феномена наследия.
Сохранение
культурного наследия, в частности культурного ландшафта, и вовлечение его в программы
развития национального парка будет зависеть от следующих принципиальных
предпосылок:
1)
юридических
прав национального парка на земельные участки и объекты недвижимости,
составляющие конкретный историко-культурный объект, в т.ч. ландшафт;
2)
возможностей
регламентации других субъектов права на территории национального парка и в его
охранной зоне;
3)
состояния
объектов наследия, возможностей их восстановления или приспособления под те или
иные цели.
В тех случаях,
когда национальный парк обладает соответствующими правами, следует подготовить
программы восстановления, сохранения, реабилитации наиболее ценных
историко-культурных комплексов. В случаях, когда национальный парк не обладает
необходимыми юридическими правами, состояние отдельных объектов наследия и
всего ландшафта в целом будет зависеть главным образом от государственных
органов охраны объектов культурного наследия, муниципальных властей и
собственников соответствующих земель и недвижимости. Тем не менее национальный
парк может выступить инициатором разработки необходимых программ, рекомендовать
и способствовать проведению необходимых действий. Очень многое будет зависеть
от просветительской активности парка и его способности формировать общественное
мнение.
Культурный
ландшафт замечателен тем, что включает в себя и обеспечивает взаимодействие
статичных (памятники культуры) и динамичных (живая культура) проявлений
культурной жизни. При выявлении и определении путей сохранения разнообразных
культурных ландшафтов как объектов природно-культурного наследия необходимо
обращать особое внимание на те их разновидности, сохранение которых требует
поддержания определенных видов хозяйственной, сакральной или иной
социокультурной деятельности, которая в отдельных случаях становится условием
существования объекта наследия либо непосредственно представляет собой такой
объект. Указанные виды деятельности обеспечивают нормальное функционирование
ландшафтного комплекса, сохранение его биоразнообразия, продуктивности,
устойчивости, эстетических достоинств. Такая деятельность должна не просто
регламентироваться, но поддерживаться и поощряться в конкретных ее формах и
масштабах. Следовательно, некоторые формы хозяйственной и социокультурной
активности и репрезентативные этнокультурные группы населения также должны
стать объектами охраны.
Собственно
культурный ландшафт может существовать только в социально-экономическом
контексте, поэтому необходимы кропотливая работа со всеми юридическими и
физическими лицами в его границах и активный поиск среди них реальных
партнеров, понимающих свою ответственность за судьбу национального наследия.
По аналогии с
существующими процедурами охраны памятников истории и культуры для культурных
ландшафтов необходимо предусматривать составление их кадастра (или
паспортизацию), определение и утверждение режимов использования (аналогично
определению режимов при выделении зон охраны памятников), оформление
правоотношений с основными пользователями и собственниками в границах
ландшафтного комплекса.
СОХРАНЕНИЕ ЖИВОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Включение живой
традиционной культуры в систему объектов (ресурсов) культурного наследия
требует принципиального изменения отношения национального парка как учреждения
к местному населению. Эти отношения должны быть основаны на сотрудничестве и
взаимопомощи, особенно с теми этнокультурными группами, которые хранят
культурные традиции и являются носителями исторической памяти. Культурное
наследие, заключенное в живой культуре, рассматривается преимущественно как
объект исследования и изучения, но не как объект сохранения и возрождения. В
этом деле национальные парки могут сыграть важную роль, включив в систему
объектов управления действительно целостные территориальные комплексы с их
природой, населением, формами культурной жизни и культурным ландшафтом.
Методические
подходы к сохранению традиционной живой (в особенности реликтовой) культуры
практически не разработаны, нет общепринятых типологий и классификаций этой
группы наследия. Поэтому действия национальных парков по выявлению,
систематизации и сохранению такого рода культурного наследия будут носить
пионерный, поисковый характер. Коллективам национальных парков нельзя
отказываться от работы в данном направлении, ведь возраст людей, которые, как
правило, являются носителями традиционной культуры, весьма преклонный. С их
уходом будут безвозвратно утрачены определенные культурные навыки, технологии,
определенное художественное и поэтическое видение мира.
С мая 2001 г.
уникальные феномены живой традиционной культуры, в том числе и нематериального
наследия, также стали рассматриваться как объекты, представляющие международное
значение, и регистрироваться в специальных списках ЮНЕСКО. От России первым и
единственным пока объектом такого рода стала традиционная культура
старообрядцев “Семейских” в Забайкалье (уклад жизни, фольклор, обряды, ремесла,
народная медицина).
ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Основным правовым
актом, регулирующим вопросы охраны и использования недвижимого культурного
наследия (памятников истории и культуры), является Закон РСФСР “Об охране и
использовании памятников истории и культуры” от 1978 г. (1979). Его основные
позиции развивает “Положение об охране и использовании памятников истории и
культуры” (1982), утвержденное Советом Министров СССР. Основные правовые нормы
этих документов, актуальность которых не исчерпала себя, сводятся к
декларированию государственной охраны и учета памятников, запрещению угрожающей
памятникам хозяйственной или иной деятельности и к обременению их владельцев
соблюдать установленные режимы пользования и ограничения.
Преобладает
памятниковедческий подход к охране культурного наследия, когда объекты наследия
рассматриваются “штучно”. Памятниковедческий подход ориентирован на статичные и
моноструктурные в управленческом отношении образования. Однако правовые нормы,
применяемые в отношении отдельных объектов, не являются достаточными для
решения правовых проблем сложных историко-культурных образований и
территориальных комплексов. Поэтому применение вышеуказанных правовых актов не
лишено противоречий и сложностей, к которым руководство национальных парков
должно быть подготовлено. Территориальный комплекс всегда находится в динамике,
и включен в сферу интересов различных, как правило, управленческих структур.
Отсутствие территориального подхода к охране культурного наследия, непризнание
территории в качестве феномена наследия — существенный недостаток действующего
федерального законодательства (Веденин, Кулешова, 1997).
Надо отметить,
что подход к государственной системной охране историко-культурных ценностей как
отдельных объектов-памятников начал складываться еще в XIX в., а в 1913 г. было
разработано, но не утверждено “Положение об охране древностей”, ставшее
прообразом уже последующих законодательных актов в РСФСР (Работкевич, 2000).
Именно это традиционное видение ценных историко-культурных объектов и феноменов
в качестве штучной “древности”, по-видимому, помешало развитию форм
территориальной охраны, или охраняемых историко-культурных территорий. В
результате и культурные ландшафты выпали из сферы прямого законодательного
регулирования. В какой-то мере зоны охраны, предусматриваемые для памятников
истории и культуры, обеспечивают сохранение среды памятника и в этом смысле
компенсируют неразвитость территориальных форм охраны, однако их выделение не
является обязательным, содержит сложные процедурные формальности и не получило
широкого распространения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|