5.1.1. Основные факторы
конкурентоспособности малого бизнеса.
Один из них –
доступ малого бизнеса к финансовым ресурсам. Общая потребность малого
предпринимательства в финансовых ресурсов составляет 1 трлн рублей, на
сегодняшний день она удовлетворена лишь на 20%. Темпы прироста объема
предоставляемых малому бизнесу кредитов в 2006 году составил 148%. Для
обеспечения доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам в 31 субъекте РФ при
софинансировании из федерального бюджета были созданы гарантийные фонды, общая
сумма кредитных договоров и договоров лизинга при содействии этих фондов на 1
апреля 2007 года составила 1,2 млрд рублей. Формирование региональных
гарантийных является приоритетным направлением финансовой поддержки малого
бизнеса, к концу 2008 года такие фонды будут созданы в подавляющем большинстве
регионов.
Второй фактор
конкурентоспособности – доступ малого бизнеса к объектам инфраструктуры. Для
облегчения доступа малого бизнеса к нежилым помещениям были разработаны
изменения в ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества,
которые предусматривают предоставлением малым предприятиям права рассрочки
платежа до трех лет и уменьшение величины задатка в два раза.
Решением проблемы
высокой стоимости аренды для начинающих предпринимателей - деятельность
бизнес-инкубаторов. За 2005-2006 гг. было реализовано 83 таких проекта, до
конца 2007 года общее количество финансируемых объектов достигнет 120. Уже
начали работать 29 бизнес-инкубаторов с общим объемом площадей в 73,5 тыс. кв.
м. Будут создаваться бизнес-инкубаторы в особых экономических зонах и
технопарках. К 2010-2011 гг. планируется довести общее количество бизнес-инкубаторов
в РФ до 500. Кроме того, потенциал расширения доступа малого бизнеса к объектам
инфраструктуры заложен во взаимодействии с крупными предприятиями. Размещение
заказов крупных компаний в сфере малого бизнеса – важнейший фактор развития
малого бизнеса.
Фактором
конкурентоспособности малого предпринимательства является и доступ к
электросетям. МЭРТ был внесен в правительство ряд предложений по регулированию
платы за присоединение к электросетям, в том числе по внесению изменений в
Налоговый кодекс. Расходы малых компаний на присоединение к электрическим сетям
следует учитывать в составе затрат, относимых на себестоимость. Кроме того,
необходимо наладить выплату субсидий за счет федерального бюджета или резко
снизить размер платы при присоединении малого бизнеса к электросетям.
Не менее важен
для малого бизнеса и человеческий капитал. Основные направления поддержки
малого бизнеса в данном отношении – это помощь предпринимателям в повышении
собственной квалификации, а также популяризация предпринимательства среди
школьников и студентов. Особое значение имеет создание бизнес-инкубаторов при
ведущих вузах. В целях пропаганды малого предпринимательства важно учреждение
Дня предпринимательства (26 мая).
Также для
повышения конкурентоспособности малого бизнеса особенно важно поддерживать
развитие инноваций в данной сфере. По инициативе правительства было создано
пять региональных венчурных фондов с общим объемом 2,2 млрд рублей для
финансирования малых предприятий в научно-технической сфере. До конца 2007 года
400 млн рублей было проинвестировано в виде венчурного капитала в малые
инновационные компании. В течение этого года планируется завершить создание еще
13 венчурных фондов для финансирования малого бизнеса, их капитализация
составит на конец 2007 года 6,4 млрд рублей. В части совершенствования
госрегулирования в сфере малого предпринимательства следует радикально изменить
контрольно-надзорное законодательство, полностью отказавшись от плановых
проверок.
Кроме того,
необходимо отметить обязательное применение ККМ для предпринимателей,
выплачивающих ЕНВД. Большая роль среди факторов конкурентоспособности малого
бизнеса отводится и мерам господдержки этого сектора экономики. Объем средств
федерального бюджета, направляемых на эти цели, за три года вырос в 2,5 раза, аналогичная
ситуация и в регионах. В 2008-2010 гг. этот объем будет увеличен, подчеркнул
министр. Сегодня 76 субъектов РФ принимают участие в реализации федеральной
программы поддержки малого бизнеса, но 12 регионов за три года не принимали
участия ни в одном мероприятии в рамках этой программы (Еврейская автономная
область, Камчатская, Псковская, Сахалинская области, Ненецкий, Таймырский,
Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, республики Алтая,
Хакасия, Хабаровский край). Среди самых активных регионов министр отметил
Москву, Татарстан, Калугу, Томскую область, Санкт-Петербург.
На начало 2008
года в Приволжском федеральном округе было зарегистрировано 191,4 тыс. малых
предприятий по видам экономической деятельности, что составляет 119,2% к их
количеству на конец 2005 года.
В 2007 году
оборот малых предприятий целом по Приволжскому федеральному округу составил —
2336097,5 млн. рублей, что на 53,5% больше уровня 2005 года.
По данным
статистики, на территории Самарской области зарегистрировано 27600 малых
предприятий (37% от общего числа предприятий и организаций). Отчет о
деятельности смогли предоставить лишь 17500 МП, остальные, по мнению
руководителя облстата Г.Чудилина, либо не работают, либо вообще являются
"мертвыми душами".[3]
Если в начале
90-х самарские малые предприятия большей частью представляли торговый и
посреднический бизнес, то ныне 12,4% из них занимаются промышленным
производством, 15,7% - строительством, 2,3% - здравоохранением, 2% - наукой и
ее обслуживанием. Торговлю и общественное питание представляют 52,1% малых
предприятий. Почти 95% малых предприятий - предприятия частной собственности.
На малых предприятиях
области работает 198,6 тыс. человек (14% от всех занятых в экономике области).
Из них в торговле - 40%, промышленности - 21%, строительстве - 20%. Фонд
начисленной зарплаты работникам всех категорий составил 2483,6 млн. руб.
Кстати, среднемесячная зарплата работников МП пока невелика - 1216 руб. (на
крупных предприятиях - 2390 руб.).
В периферийных
южных и северных районах области бизнес вообще находится в зачаточном
состоянии. Ресурсов областной программы поддержки предпринимательства хватает
лишь на несколько крупных инвестиционных проектов. В небольших населенных
пунктах отсутствует информационная, юридическая, организационная поддержка
предпринимателей. А без этого невозможно даже начать свое дело.
Самарской области
в 2008 году направлены заявки для участия в федеральном конкурсе по
предоставлению субсидий бюджетам субъектов РФ для создания и развития
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (бизнес – инкубаторов).
Заявки области на
сумму 70 млн 600 тыс. рублей признаны победителями конкурса по проектам:
«создание бизнес – инкубатора в Самаре с привлечением средств федерального
бюджета в размере 44 100 тыс. рублей»; «создание бизнес-инкубатора в
Нефтегорском районе с привлечением средств федерального бюджета в размере 6 500
тыс. рублей»; «оснащение I пускового комплекса бизнес-инкубатора в Тольятти с
привлечением средств федерального бюджета в размере 15 000 тыс. рублей»;
«развитие производственного бизнес-инкубатора в Кинель-Черкасском районе с
привлечением средств федерального бюджета в размере 5 000 тыс. рублей».
Отметим, что
средства федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации на
конкурсной основе при условии софинансирования за счет областного бюджета.
В данной работе
будет рассмотрено торговое предприятие «Сельский лад». Предприятие находится в г.
Похвистнево Похвистневского района по адресу: ул. Комсомольская, 19.
Предприятие было образовано в 1995 году в виде ЧП, затем реорганизовано на
основании учредительного договора от 5.02.2002 года одним учредителем с суммой
уставного капитала в размере 10000 тыс. руб. Сейчас по своей
организационно-правовой форме оно является обществом с ограниченной
ответственностью. ООО «Сельский лад» действует на основании Устава.
Миссия
организации- предоставление людям качественных товаров в ассортименте и по
ценам достаточным для постоянного наращивания экономического потенциала
предприятия.
Основной вид
деятельности ООО «Сельский лад»- коммерческая, торгово-закупочная деятельность
товарами народного потребления.
ООО «Сельский лад»
занимается продажей следующих видов товара:
·
моющие средства;
·
средства
личной гигиены;
·
оргтехника;
·
бытовая
техника;
·
посуда;
·
продукты
питания.
Режим работы ООО
«Сельского лада»:
Понедельник-пятница
с 9 часов до 18 часов;
Суббота и
воскресенье с 9 часов до 14 часов.
Управление
персоналом.
Под персоналом
понимается совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает
организация.
По численности
работающих ООО «Сельский лад» является микропредприятием.
На предприятии
работают 12 человек:
·
заведующий
магазином;
·
бухгалтер;
·
товаровед;
·
продавцы
– 5 чел.;
·
грузчики
– 2 чел.;
·
водитель;
·
техничка.
Все права и
обязанности работодателя и работника соблюдаются согласно Трудовому кодексу РФ
(ст.63-250) и отражены в трудовом договоре с работником.
Рассмотрим
численность, состав, структуру персонала. Анализ приведен в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Анализ структуры трудовых ресурсов по категориям
персонала.
|