Так или иначе, Сытин поспособствовал тому, что произведения наших
классиков, пусть и в своеобразной форме, но все-таки стали доходить до простого
люда.
Через шесть лет упорного труда и поиска продукция Сытина была замечена
на Всероссийской промышленной выставке в Москве. Здесь экспонировались лубки.
Увидев их, известный академик живописи Михаил Боткин стал настоятельно
советовать Сытину напечатать копии картин известных художников, заняться
тиражированием хороших репродукций. Дело было новым. Принесёт оно выгоду или нет
– сказать было трудно. Иван Дмитриевич рискнул. Он почувствовал, что такая
«высокая» продукция найдёт своего широкого покупателя.
За свои лубки Иван Дмитриевич получил серебряную медаль. Этой наградой
он гордился всю жизнь и почитал её выше остальных, наверно потому, что она была
самая первая.
В 1884 году судьба свела Ивана Дмитриевича с Владимиром Григорьевичем
Чертковым – другом и поверенным Л.Н. Толстого. Он
предложил издателю сделать серию книг для народа, куда бы входили лучшие
произведения писателей России. Чертков обращался и к другим более известным
людям, но его идея их не заинтересовала. А Сытин согласился. Многие были
убеждены, что на этих изданиях товарищество обанкротится, потому что простой
народ не будет читать дворянских писателей. Но сытинское чутье, сытинская
интуиция оказались надёжней заявлений маститых журналистов. Так было положено
начало издательству «Посредник».
Содружество продолжалось пятнадцать лет. Благодаря познавательности,
увлекательному содержанию и доступности книг, успех изданий «Посредника» был
огромный. Это отразилось на всём предприятии. Л.Н. Толстой также принимал
самое близкое участие в деле печатания, редакции и продажи книг.
Вскоре товарищество «И. Д. Сытин и К°» открывает книжную торговлю в
Москве, в доме графа Орлова-Давыдова. А ещё через два года покупает собственную
типографию. Затем книги стали продаваться и в Петербурге в здании Гостиного
двора.
Издательская деятельность расширяется. Печатаются произведения
Пушкина, Крылова, народные былины со сборника Кирши Данилова, Кириевского,
стихи Кольцова. Среди литературы для детей – красочно оформленные серии, куда
входили «Хижина дяди Тома», «Робинзон Крузо», «Избранные сказки» по Афанасьеву.
Кроме того, широкое распространение получили специальные книги по вопросам
медицины, воспитания.
Помимо «Посредника», такие просветительские издательства, как
«Московский комитет грамотности», «Русское богатство» и др. доверили именно
Сытину производство и сбыт своих изданий для народа.
Сытин часто посещает заседания московского комитета Грамотности,
уделявшего много внимания вопросу просвещения народа. Здесь он знакомится и
сближается со многими подвижниками этого направления деятельности – Д.И. Тихомировым, Н.В. Тулуповым. Вскоре Сытин стал выпускать брошюры и
картины московского комитета Грамотности и серию народных книжек под девизом
«Правда».
Сытин быстро превращался в монополиста – владельца крупнейшего в стране
издательско-полиграфического комплекса. Он стал первым в России издателем, который
начал выпускать книги для всех – массовыми тиражами.
Благодаря контролю над сбытовой сетью, Сытин мог спокойно и планомерно
заниматься концентрацией в своих руках полиграфических мощностей. Он
контролировал цены на рынке, имея собственную долю в выпуске народной книги
менее 20%. Монопольная прибыль позволила создать необходимые резервы для
технического перевооружения и модернизации производства.
Появившиеся к этому времени в Европе ротационные печатные машины стоили
на порядок дороже плоскопечатных, но при этом резко снижали себестоимость при
условии достаточной загрузки и больших тиражей. Снижение цены, в свою очередь,
означало переход к принципиально иному рынку – массовому.
Постепенно Сытин преобразовывает свою компанию в другое, паевое
«Товарищество печатания, издательства и книжной торговли». В качестве пайщиков
в товарищество привлекались предприниматели из других отраслей, как смежных
(бумагоделательная промышленность, поставщики сырья и расходных материалов),
так и достаточно далёких — из текстильной и суконной промышленности. Это очень
показательная деталь, особенно если учесть, что печатное дело в России
традиционно испытывало трудности с дополнительным финансированием. Сытин смог
убедить потенциальных партнеров в перспективности печатного дела.
Самым массовым из народных изданий были календари – они заменяли
крестьянам все прочие справочные издания. Для выпуска отрывных календарей
Сытиным была приобретена первая в России двухкрасочная ротационная машина.
Народные календари – общедоступные домашние энциклопедии, из которых
русский человек мог узнать всё необходимое – принесли Сытину как всероссийскую
славу, так и сверхприбыли. В производстве календарей Иван Дмитриевич уже в 1893
году захватил и удерживал до 50% объема рынка.
Увлёкшись мыслью о создании «Всеобщего календаря», в который должны
были войти многие события мировой и отечественной истории, Сытин начал работать
над её осуществлением. Ему пришла идея о том, что нужен копеечный, доступный
пахарю и рабочему календарь, полный разнообразных и полезных сведений — чего
никогда не было в России.
Сытин буквально заболел этой новой задумкой, он ищет поддержки у
знакомых, писателей. Но всюду сталкивается с удивительным равнодушием. Уже
отчаявшись, спешит он в Ясную Поляну к великому Толстому. И только тут находит
то, что искал так долго, — понимание и поддержку.
Толстой не только благословляет начинание, но и дает Сытину массу
советов и рекомендует редактора — известного тогда «шестидесятника и
народолюбца» Полушина. С ним, тоже увлёкшимся, бессонными ночами сидел Сытин
над созданием программы будущего календаря. И по общей их мысли в каждом его
листке появляются и пословицы, и поговорки, и практические указания по домашним
и сельскохозяйственным делам, и разного рода житейские мелочи...
Первый тираж отрывного календаря они определили в несколько сот тысяч
экземпляров и начали его производство. Сытин томился, нервничал, переживал (на
карту были поставлены значительные средства) и всё же не сомневался в успехе.
Но такого блестящего результата не ожидал и он. Через неделю после выхода
первой партии тиража оптовые склады Сытина попали в настоящую осаду. Купцы,
поверенные крупных книготорговых фирм, простые книгоноши брали их штурмом,
ругаясь и крича. Каждый старался закупить как можно большую партию календарей.
Стало ясно, что с тиражом поскромничали. И тогда Сытин принимает срочное
решение о его увеличении до 8 миллионов экземпляров. Сотни, тысячи вагонов с
календарями отправляются во все концы страны, но даже и после этих небывалых
мер типографии Сытина едва успевают выполнять обрушившуюся лавину заказов.
Астрономические тиражи, огромная
популярность календаря насторожили цензуру. Когда очередной тираж был
отпечатан, и половина его была уже разослана на места, департамент полиции
вдруг потребовал, чтобы календарь был изъят из продажи и конфискован. Издатель
узнал, что всё дело в содержании календаря. Полушин, любивший колючую поговорку
и острую пословицу, не удержался и здесь. Тайком от Сытина он вставил в
календарь и такие пословицы В. Даля, которые не могли вызвать одобрения властей
и духовенства: «Сегодня свеча, завтра свеча, а там и шуба с плеча», «Повадился
к вечерне, не хуже харчевни» и другие похожие. Этим «народолюбец» не
ограничился, добавив ещё и заметку из иностранного журнала «без комментариев»:
«Американский рабочий ест фунт говядины в день, английский 3/4 фунта,
французский и немецкий 1/2 фунта. Русский 2 золотника».
Эти пословицы, эта справка из быта рабочих и вызвали постановление об
изъятии календаря и привлечении к ответственности его издателя и составителя,
грозившем Сытину не только огромными убытками, но и потерей репутации
благонамеренного издателя. Не мешкая ни секунды, он едет в Петербург в
департамент полиции. Долго и горячо Сытин убеждал главу департамента
Зволянского, что напрасно обвиняют его «в подрыве церковного авторитета и в
колебании государственных основ», что никакого подрыва нет, что календарь был
разрешён цензурой... Но это не оказало ровным счётом никакого действия на
Зволянского.
Что тут было делать Сытину? Он едет к министру внутренних дел
Горемыкину, рассказывает и ему ту же историю, но и Горемыкин непреклонен. Даже
злорадствует, мол, наконец-то и Сытин понесёт «достойную кару» за свои деяния.
Как утопающий за соломинку, Сытин хватается тогда за своего старого
знакомого Кеппена, состоявшего Управляющим делами у Великого Князя Константина
Константиновича, возглавлявшего помимо прочего Академию наук. Спешно объяснив
Кеппену суть дела, Сытин молит его передать Великому Князю объяснительную
записку и злополучный календарь.
Константин Константинович, любящий и знающий литературу, обладающий и
сам поэтическим талантом (писал замечательные стихи под псевдонимом «К. Р.»),
не только заинтересовался делом, но и повёз записку Сытина во дворец, к царю.
Прочитав её, государь сказал, что сытинские календари он знает, и что они ему
очень нравятся, а этот календарь составлен хорошо. Пожеланием же его было
только, чтобы отдел ремесленного труда составлялся полнее. А что касается этих
спорных пословиц, то ему было, конечно, жаль, что они попали в календарь, но
ведь их не изменишь! После этого государь начертал на записке высочайшую
резолюцию, которая гласила: «Не вижу оснований налагать кару на это издание».
Чиновники цензурного ведомства потом всё пытались убедить Сытина, что
случившийся поворот в деле — результат их неутомимых усилий.
Установив свою монополию в области народных изданий – календарей и
лубка, Сытин занялся освоением производства и реализации ещё более прибыльной
продукции – учебников, а также детской литературы. В 1913 году Сытин создал
дочернюю структуру – издательский комитет «Школа и знание», куда входили, в
частности, и чиновники из Министерства народного просвещения. В сотрудничестве
с министерством Сытин к 1916 году выпустил 440 наименований учебников и учебных
пособий.
Дальнейшая работа в этом направлении на практике означала не просто
монополизацию, а сращивание частного капитала с государством. Со временем Сытин
стал просто скупать интересные ему издательские и полиграфические проекты.
Корпорация Сытина поглотила типографии Васильева, Соловьева, Орлова, поставила
под свой контроль крупнейшие издательства А. С. Суворина и А. Ф. Маркса. За
десять лет, с 1893 по 1903 гг., обороты товарищества Сытина выросли в 4 раза,
невзирая на последствия кризиса 1900-1902 годов, до предела обострившего
конкурентную борьбу. Следующим шагом Сытина стало привлечение в отрасль теперь
уже не промышленного, а финансового капитала. Включение банкиров в правление
Товарищества и широкое использование банковского кредита под льготный процент
позволили монополисту продолжить наступление на рынке. В 1904-1914 гг. Сытин
поглощал типографии и издательства одно за другим. Дивиденды товарищества И. Д.
Сытина были самыми высокими в отрасли, его акции (в отличие от акций других
издательств) котировались на фондовой бирже. В 1914 – 1917 гг. компанией Сытина
выпускалось 25% всей печатной продукции в России.
Планомерно добиваясь снижения себестоимости своей продукции, Сытин с
1910-х годов стал интересоваться отраслями, снабжавшими полиграфию сырьем и топливом.
В 1913 году он создал писчебумажный синдикат, и таким образом обеспечил
контроль над ценами на поставляемую бумагу. В 1916 году Сытин учредил
товарищество в нефтяной промышленности, застраховав себя и от скачков цен на
топливо. Наконец, завершающим штрихом в плане реорганизации массового
книгопечатания в России явился Сытинский проект создания «Общества для
содействия улучшению и развитию книжного дела в России». Предполагалось, что
круг его деятельности будет очень широким – помимо производства и сбыта
печатной продукции, общество должно было заниматься профессиональной
подготовкой полиграфистов, поставками оборудования и расходных материалов,
организацией полиграфического машиностроения, а, кроме того, библиографией и
развитием сети библиотек. В рамках создаваемого под видом общественной
организации «холдинга» предполагалось дальнейшее срастание
частнопредпринимательских и государственных интересов. Как показало время, этой
идее не суждено было осуществиться.
Самым значительным приобретением Сытина, если
говорить о периодических изданиях, была газета «Русское Слово». Идея издавать
газету была навеяна Сытину А. П. Чеховым. В своё время Сытин очень помог
великому мастеру короткого рассказа в издании его произведений, с тех пор между
ними завязались дружеские отношения. Антон Павлович, приезжая в Москву, всегда
останавливался в гостинице «Большая Московская». Беседуя с Сытиным в своем
номере, который выходил окнами на Иверскую часовню, Чехов часто смотрел на
толпу народа, стекавшуюся к часовне в полночь. И о чём бы они с Сытиным ни
говорили, Антон Павлович обязательно переводил разговор на
газету, причём говорил об этом как о деле давно решённом. Видимо, хорошая
газета была личной мечтой Чехова, но сам поднять такое дело он не решался.
Сытин долгое время отказывался от этой затеи, аргументируя тем, что в газетном
издательстве он ничего не понимает, вот если бы речь шла о книгах или хотя бы о
журнале (Сытин уже являлся в то время владельцем журнала «Вокруг света»)... Но
Антон Павлович продолжал настойчиво говорить о необходимости издавать дешёвую,
народную, общедоступную газету, причём требовательно убеждал Сытина, что здание
издательства должно обязательно находиться на Тверской. Чехов так
соблазнительно рисовал широкие газетные перспективы, что, в конце концов, не
только убедил, но и сумел окончательно заразить Сытина этой идеей.
Если Иван Дмитриевич зацеплялся за какую-нибудь идею, то любыми
средствами старался прийти к положительным результатам. Для начала предстояло
добиться права на выпуск газеты у правительства. Иван Дмитриевич знал, что хотя
он и не значился в «подрывных социалистах», но слыл слишком уж либеральным, что
тоже ничего доброго не сулило. Пришлось словчить.
С помощью подставных лиц в 1899 году Сытин приобрел маленькую захудалую
газету, чтобы в дальнейшем у себя же её и купить. Газета до этого занималась
тем, что пыталась провести в «широкие народные массы» черносотенные идеи. Но ни
широкие, ни узкие массы на газетку никакого внимания не обращали. Она умирала
от всеобщего невнимания, без подписки, без розницы, без объявлений, съевши
казенную субсидию, задыхаясь от злости и ругая «либералов», которые её не
замечали. Для Сытина преимуществом этой газетки было то, что издаваться она
могла без предварительной цензуры, а подписная цена её была всего 5 рублей в
год.
Время было тяжёлое. А потому, купив такую драгоценность, как «право» на
издание дешёвой газеты, надо было сохранить это право до лучших времен. И
Сытин оставил пока ту же редакцию, сам газетой первое время не занимался, он
просто давал на неё деньги.
Между тем времена чуть прояснились, и Сытин решил, что пора серьезно
заняться газетой. За ней было оставлено название «Русское слово».
Для И. Д. Сытина начинается период забот и особо напряженной работы по
улучшению приобретённой газеты и поставки её на должную высоту. Постепенно,
чтобы не раздражать Петербурга, он освободил газету от всей прежней
«черносотенной» редакции. Сытин перенёс редакцию в типографию на Старой
площади. Позже, после многих переездов, Сытин выстроил четырёхэтажный дом на
Тверской. Там разместились редакция и типография, в которой газета «Русское
слово» стала печататься на новых ротационных машинах.
Теперь перед Сытиным стояла задача — поднять газету, изменить её
характер, разнообразить содержание, привлечь талантливых сотрудников и главное
— найти настоящего редактора, способного направить газету по верному пути.
Сначала редакторы менялись один за другим, что влекло за собой очень большие
расходы.
В мае
1901 года редактированием газеты занимался Ф.И. Благов, зять Сытина. К
сотрудничеству привлекаются литераторы, вскоре завоевавшие широкую
популярность: Осип Дымов, Петр Пильский, Николай Шебуев, Александр Яблоновский
и священник Григорий Петров. Но вопрос о том, кто же будет настоящим
редактором, оставался открытым. У Сытина на примете было две кандидатуры: Влас
Дорошевич и Александр Амфитеатров. В это время оба они были заняты в газете
Г.П. Сазонова «Россия». Сытин, как мы помним, остановил свой выбор на
Дорошевиче. После закрытия в 1902 году «России» из-за фельетона Амфитеатрова
«Господа Обмановы», в котором без труда угадывался намёк на фамилию
царствующего дома, Дорошевич становится ведущим сотрудником и фактическим
редактором «Русского слова». Дорошевич поднял газету на небывалую высоту.
Впервые в России была создана газета нового типа — информационная газета,
фабрика новостей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|