С печатью
"легальных марксистов" связано имя Петра Струве, испытывавшего в
начале 90-х гг. сильное влияние марксизма. В 1899 г. Струве был одним из
редакторов вновь созданного ежемесячного журнала литературы, науки и политики
"Начало". Отстаивая интересы капиталистического развития страны,
либерально-буржуазные публицисты П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др. с
середины 90-х годов провозгласили себя сторонниками нового учения —
«экономического материализма», т.е. марксизма, и стали критиковать народников.
Они широко цитировали Маркса, пересказывали на свой лад отдельные положения
марксизма, стремились истолковывать некоторые выводы научного социализма в
целях упрочения капиталистической формации. Целый ряд периодических органов
печати стал выразителем этого течения: «Новое слово», «Начало», «Жизнь» и др. В
них печатаются от случая к случаю и революционные марксисты, пропагандируя
материалы, связанные с именем Маркса и его теорией (Плеханов, Ленин, Засулич и
др.).
Струве,
Туган-Барановский пишут статьи о рабочем классе, критикуют народников,
доказывают жизненность капитализма. С.Н. Булгаков в «Новом слове» утверждал в
1896—1897 гг., что марксизм, материалистическое понимание истории вполне
объясняет все экономические и социальные процессы в русской жизни.
Струве — один из
идеологов "легального марксизма" — переходит от идеи классовой
борьбы, гегемонии пролетариата и революционного захвата власти к эволюционной
концепции, делающей упор на необходимости демократических реформ, гарантирующий
основные свободы и парламентскую систему государственного правления. Несмотря
на принципиальные расхождения во взглядах П. Струве и видных российских
сторонников марксизма Георгия Плеханова и Владимира Ульянова, последние
получили возможность использовать журналы "легальных марксистов" "Жизнь"
и "Начало" для пропаганды революционной теории Маркса. В результате
каждый из вышедших четырех номеров журнала "Начало" подвергался
цензурным искажениям. Четвертый номер "Начала", в котором была
опубликована статья В. Ульянова о книге К. Каутского "Аграрный вопрос",
был уничтожен властями. В конце 1899 г. журнал был закрыт и все номера изъяты.
П. Струве, не
помышлявший ранее о "великом перевороте русской жизни", был возмущен
действиями царской администрации. Вскоре он выехал за границу и в Штутгарте в
июне 1902 г. вместе с группой радикальных либералов основал журнал
"Освобождение", который видел свою задачу в замене "произвола
самодержавной бюрократии правами личности и общества". Журнал открыто
заявил о своем стремлении предотвратить революционный взрыв в России и
утверждал, что целью его деятельности является "конституционная Россия,
постепенные реформы". Таким образом, Струве порвал с "легальным
марксизмом" и полностью перешел на позиции буржуазного либерализма. В
октябре 1902 г. издание журнала было перенесено в Париж. Вокруг журнала в 1904
г. сложился союз "Освобождение", из которого выросла кадетская
партия. В октябре 1905 г. журнал перестал выходить. К началу XX в. относится
организационное сплочение партии либеральной буржуазии. В 1902 г. возникло
первое издание кадетского толка. Им стала либерально-буржуазная газета
"Гласность", вышедшая в 1902 г. в Петербурге. С 1903 г. она стала
выпускаться под названием "Русь". Ее редактором-издателем был А.
Суворин, с именем которого связано также издание и финансирование других газет,
стоявших на охранительных позициях: "Московский телеграф",
"Русская земля", "Новое время" и др. В конце 90-х гг. XIX
в. в общественной жизни России возникло такое политическое течение, как
"экономисты". Одним из значительных их изданий стала газета
"Рабочая мысль", начавшая выходить с октября 1897 г. Она отражала
мировоззрение той части рабочего класса, которая не отдавала приоритет
политической борьбе. В России удалось напечатать лишь два номера "Рабочей
мысли". Затем ее издание было перенесено в Варшаву, а затем в Берлин.
Выходила до конца 1902 г.
В апреле 1899 г.
в Женеве вышел журнал "экономистов" "Рабочее дело" как
орган "Союза русских социал-демократов за границей". Его
редактировали лидеры "экономистов" Б. Кричевский, А. Мартынов и др.
Журнал очень настороженно относился к революционной теории Маркса, практически
отрицая ее, и настойчиво провозглашал стихийность рабочего движения. Журнал
издавался до февраля 1902 г., всего вышло 12 номеров.
На рубеже двух
веков в оппозиционном движении России стала набирать силу российская
социал-демократия. Интенсивный процесс перехода от кружковщины к формированию
политических партий революционного толка отчетливо говорил о том, что
российская социал-демократия вступала в качественно новую стадию своего
развития.
До октября 1905
г. в России существовали только подпольные партии — социалистов-революционеров
и социал-демократов.
Наибольшим
авторитетом и признанием в среде российских социал-демократов пользовалось так
называемое ортодоксальное направление, начало которому было положено Г.В.
Плехановым и его группой "Освобождение труда". Порвав с
народничеством и газетой "Земля и воля", Плеханов целиком посвятил
себя не только пропаганде марксизма и изданию теоретических трудов по
социализму, но и созданию политической организации, призванной распространять
марксизм в России. Он выпускал сборники "Социал-демократ" и
"Работник", присылал из-за границы, куда эмигрировал в 1880 г.,
публицистические статьи и рецензии в русские легальные журналы "Новое слово",
"Начало", "Научное обозрение" и др.
Ортодоксальное
направление в российской социал-демократии получило дальнейшее развитие в
деятельности Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего
класса", организованного в 1896 г. Владимиром Ульяновым. Годом раньше он
встречался в Швейцарии с Г.В. Плехановым и членами группы "Освобождение
труда", с целью договориться о слиянии столичных марксистских кружков с
группой.
В 1895—1896 гг.
В. Ульянов занимался выпуском подпольных "рабочих листков", готовил
издание общероссийской политической газеты в России, вместе с Плехановым
сотрудничал в марксистских сборниках за границей. Тюрьма (декабрь 1896 г.), а
затем трехлетняя ссылка прервали эту деятельность, но в этот период им были
разработаны теоретические основы революционной печати. В ссылке В. Ульянов
начал подготовку марксистского теоретического журнала "Заря" и
политической газеты "Искра". В 1897 г. киевские социал-демократы
предприняли издание нелегальной "Рабочей газеты". Вышло два номера —
в августе и декабре. Плеханов положительно отзывался о газете, назвав ее
"общерусским социал-демократическим органом".
"Рабочая
газета" много сделала для подготовки I съезда РСДРП, который состоялся в
марте 1898 г. Съезд утвердил "Рабочую газету" в качестве центрального
органа партии. Однако сразу же после съезда восемь из девяти основателей новой
партии были арестованы, а типография газеты разгромлена полицией.
В 90-х гг. РСДРП
пыталась преодолеть кризис — на это была нацелена и деятельность выходивших в
конце 90-х — начале 900-х гг. социал-демократических изданий:
"Санкт-Петербургский рабочий листок", "Вперед", "Южный
рабочий". Однако они, как и "Рабочая газета", просуществовали
недолго: типографии были разгромлены, а сотрудники арестованы.
После сибирской
ссылки В. Ульянов и его соратник по Петербургскому "Союзу борьбы"
Юлий Мартов эмигрируют за границу, чтобы объединиться с группой Плеханова в
борьбе с экономизмом в российской социал-демократии и активно участвовать в ее
организационном сплочении. Важным этапом в создании партии революционного
действия явился выход в декабре 1900 г. в Лейпциге газеты "Искра".
Вскоре ее издание переносится в Мюнхен, затем в Лондон, оттуда — в Женеву. В
редакцию "Искры" входили: Г. Плеханов, Ю. Мартов, П. Аксельрод, А. Потресов,
В. Засулич, В. Ульянов-Ленин (псевдонимом Ленин В. Ульянов стал пользоваться с
1901 г.). Сначала все они были соредакторами газеты, но вскоре функции главного
редактора перешли к Ленину.
"Искра",
став первой общерусской политической газетой, сыграла исключительную роль в
идейно-политическом и организационном оформлении разрозненных
социал-демократических комитетов и групп, в созыве в 1903 г. II съезда РСДРП.
Программа и Устав партии, обсуждавшиеся на страницах "Искры",
основывались на марксистской концепции классовой борьбы пролетариата и
пролетарской революции, обеспечивающей установление диктатуры пролетариата.
Своей программой-максимум РСДРП провозглашала построение бесклассового
коммунистического общества. Ведущими публицистами газеты были: В. Ленин,
опубликовавший здесь более 50 статей, Г. Плеханов, перу которого принадлежит
свыше 40 статей, рецензий, заметок, Ю. Мартов, политическая судьба которого
очень скоро превращает из единомышленника Ленина в его оппонента, А. Потресов и
др. И в процессе обсуждения основных документов партии, и в период работы
съезда, и внутри только что созданной партии наметились глубокие тактические
разногласия, которые касались и вопросов движущих сил революции, их союзников,
и членства в партии. Возникшие противоречия между лидерами партии В. Лениным, с
одной стороны, и Г. Плехановым, Ю. Мартовым и их сторонниками — с другой,
привели к внутрипартийному расколу, образованию двух фракций, фактически двух
партий — большевиков и меньшевиков.
На II съезде
была утверждена редакция "Искры" в составе: В. Ленин, Г. Плеханов, Ю.
Мартов. Мартов в силу принципиальных расхождений во взглядах с Лениным на
членство в партии отказался войти в редакцию и с тех пор он постоянно входил в
состав центральных учреждений меньшевиков. Последние номера "Искры"
(№ 46—51) вышли под редакцией Ленина и Плеханова. В дальнейшем Плеханов
потребовал включения в состав редакции всех старых редакторов, оказавшихся в
числе меньшевиков. Ленин не согласился с этим, и в октябре 1903 г. вышел из
редакции. После перехода "Искры" в руки меньшевиков Ю. Мартов стал
фактически ее редактором и главным автором. До октября 1905 г.
"Искра" продолжала выходить как центральный орган меньшевиков. После
II съезда партии большевики, лишившись "Искры", оказались без своего
печатного органа. Больше года понадобилось им, чтобы создать свою газету
"Вперед", которая подготовила III съезд РСДРП. Решением съезда
центральным органом партии утверждается "Пролетарий" (май—ноябрь 1905
г.).
Общая
марксистская платформа создавала предпосылки к возможному объединению фракций
РСДРП, но этого не произошло. С участием представителей той и другой сторон
издавались некоторые газеты — "Наш голос", "Северный
голос", а также центральный орган РСДРП газета
"Социал-демократ". Но внутренний раскол в РСДРП преодолеть не удалось.
Противоречия между большевиками и меньшевиками в полной мере проявились в ходе
буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг.
В начале 900-х
гг. довольно многочисленной в социал-демократическом движении России была
партия социалистов-революционеров. Она, как и РСДРП, была нелегальной. Возникла
в конце 1901 — начале 1902 г. в результате объединения разрозненных
народнических групп и кружков, приняв главное в программе и методах борьбы
народников. Название партии не было случайным. Эсеры, являясь главной партией,
выражавшей интересы крестьянской демократии, видели свою основную задачу в
преобразовании общества на социалистических началах. Выразителем политических
взглядов эсеров стала издаваемая с января 1901 г. "Союзом
социалистов-революционеров" газета "Революционная Россия". В
январе 1902 г. "Революционная Россия" опубликовала
"Извещение" о создании партии социалистов-революционеров. С той поры
газета становится центральным органом партии.
В своих
выступлениях газета, ведущим автором которой был В. Чернов, выдвинувшийся в
конце XIX в. в качестве наиболее крупного теоретика неонародничества,
неоднократно подчеркивала, что партия эсеров считает себя выразительницей
крестьянских интересов и борется за их осуществление. Партия эсеров, заявляла
газета, выдвигает задачу бесплатного наделения крестьян землей за счет
национализации не только государственных и монастырских, но и помещичьих
земель. Эсеры выступали за демократическую республику, всеобщее избирательное
право, свободу слова и печати, бесплатное обучение, восьмичасовой рабочий день.
Это была программа партии, и о ней "Революционная Россия" постоянно
напоминала читателям.
Вместе с тем она
лишь вскользь говорила о том, что в борьбе с монархическим строем эсеры
используют террористические методы. В течение 1902—1911 гг. эсерами было
совершено более 200 террористических актов, завершившихся убийствами царских
министров, губернаторов, генерал-губернаторов, градоначальников, начальников
охранных отделений и других царских сановников.
"Революционная
Россия" выходила до декабря 1905 г. Официальным органом партии эсеров был
также журнал "Вестник русской революции", вышедший в 1901 г. Он
теоретически обосновывал взгляды эсеров и пропагандировал их революционные
устремления. Оба эсеровских издания выходили за рубежом. Небывалый подъем
революционного движения в России в начале XX в. привел к бурному развитию
легальной периодической печати. Складывавшаяся система включала в себя
различного типа издания: общественно-политические, специальные, отраслевые,
профессиональные, сатирические, иллюстрированные, научные и научно-популярные,
информационные, массовые, религиозные, детские и юношеские и др.
11. История написания и публикации
«Острова Сахалина» А. П. Чехова. Сахалинская тема в русской печати до и после
Чехова.
В 1892 г. Чехов по приглашению Короленко входит в редакцию журнала
«Русская мысль». Двумя годами ранее в жизни Чехова произошло важное событие —
поездка на остров Сахалин, результатом которой явилась его известная книга.
К этой поездке побудило писателя, во-первых, чувство моральной
ответственности за те беззакония, которые творились на Руси, стремление помочь
людям, забытым обществом. «Сахалин — это место невыносимых страданий, на какие
только бывает способен человек, вольный и подневольный».
Во-вторых, Чехов желал изучить свою родину, познать жизнь народа.
Именно это заставило его выбрать трудный в условиях того времени маршрут,
путешествие по которому граничило с подвигом.
Чехов искренне возмутился, когда Суворин назвал предполагаемую поездку
неинтересной. «...Из книг, которые я прочел и читаю, видно, что мы сгноили в
тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли
людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст, заражали сифилисом, развращали,
размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых
смотрителей... виноваты не смотрители, а все мы, но нам до этого нет дела, это
не интересно».
Поездке предшествовало основательное изучение писателем материалов,
относящихся к истории острова, его географии и климату, жизни и быту
ссыльнокаторжных. Чехов широко ознакомился с научной литературой вопроса.
Очерки, составившие впоследствии книгу «Остров Сахалин», печатались в
журнале «Русская мысль» как путевые заметки на протяжении 1893 и первой
половины 1894 г.
По пути на Сахалин Чехов, проезжал через Ярославль, Н. Новгород, Пермь,
Тюмень и далее в Сибири — через Томск, Ачинск, Красноярск, Иркутск,
Благовещенск, Николаевск.
В этой поездке, предпринятой на свой страх и риск, Чехов показал лучшие
качества журналиста. Он был настойчив в достижении поставленной цели, проявил
смелость, большую внутреннюю собранность, наблюдательность, строгость в отборе
фактов.
Письма Чехова с дороги — яркие образцы дорожных корреспонденции,
очерков как по стилю и языку, так и по содержанию. Писатель столкнулся с диким
произволом и хамством царских чиновников, кулаков и жандармов, с запущенностью
сибирского тракта — единственной магистрали, связывающей огромную территорию
Сибири с Центральной Россией, убедился в экономической отсталости богатейшего
края. «Многое я видел и многое пережил, и все чрезвычайно интересно и ново для
меня, не как для литератора, а просто как для человека», — писал он с дороги.
Но Чехов видел и оценил героизм труда сибиряков, их высокие моральные
качества. В путевых очерках «По Сибири» и в письмах он не раз восклицал: «Какие
хорошие люди!» «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!». Чехов любовался
могучими сибирскими реками, суровой тайгой — богатой природой сибирского края.
Все виденное вселяло в него гордость за свою родину, уверенность в лучшем
будущем народа. «Какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти
берега!»— писал Чехов о Енисее.
Поездка не только обогатила нашу литературу очерками о Сахалине, она
расширила кругозор самого Чехова. «Какой кислятиой я был бы теперь, если бы
сидел дома. До поездки «Крейцерова соната» была для меня событием, а теперь она
мне смешна и кажется бестолковой», — заметил Чехов в одном из писем. Он увидел
действительные страдания народа, и перед ним чувства изображенные Толстым,
померкли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|